Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 по делу N А03-8700/2012
Требование: О признании незаконным постановления городской администрации об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 по делу N А03-8700/2012
Требование: О признании незаконным постановления городской администрации об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2012 г. по делу N А03-8700/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Ждановой Л.И., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной А.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Балалаевой И.В. по доверенности от 11.10.2012 (на 1 год),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Многотопливная компания "Олимп"
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 04.09.2012 по делу N А03-8700/2012 (судья Сбитнев А.Ю.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Многотопливная компания "Олимп" (ИНН 2221121977, ОГРН 1062221062540)
к Администрации города Бийска (ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212)
о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Многотопливная компания "Олимп" (далее по тексту - ООО МК "Олимп", Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Бийска (далее по тексту - Администрация) от 31.05.2012 N 1461 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.09.2012 в удовлетворении заявленных ООО МК "Олимп" требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве Администрация просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу ООО МК "Олимп" - без удовлетворения.
Представитель Администрации в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердила позицию по делу, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель апеллянта в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Администрации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 30.01.2009 N 182 принято решение о предварительном согласовании ООО МК "Олимп" места размещения многотопливной АГЗС на земельном участке площадью ориентировочно 4000 кв. м, расположенном в г. Бийске в 47 м юго-восточнее дома N 211 по ул. Цесовской. Постановлением от 07.08.2009 N 1408 утверждена схема расположения земельного участка. Постановлением от 16.11.2011 в постановление от 07.08.2009 N 1408 внесены изменения, в частности, указан вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественно питания и бытового обслуживания.
11.03.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для размещения автомобильной заправочной станции сжиженного газа. Постановлением от 27.04.2012 N 2 назначено проведение публичных слушаний по названному вопросу.
Постановление о назначении публичных слушаний опубликовано в газете "Муниципальный вестник" от 02.05.2012 N 17 (270) и размещено на сайте города Бийска.
По результатам состоявшихся 21.05.2012 публичных слушаний 28.05.2012 комиссией вынесено заключение, в соответствии с которым указано, что предложение о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, испрашиваемого ООО МК "Олимп", не получило одобрения и отклонено. В рекомендациях главе г. Бийска Комиссией по землепользованию и застройке г. Бийска рекомендовано принять решение об отказе в предоставлении Обществу разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для размещения автомобильной заправочной станции сжиженного газа.
Постановлением от 31.05.2012 N 1461 ООО МК "Олимп" отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 4000 кв. м, расположенном по адресу: г. Бийск, в 50 метрах юго-восточнее дома N 211 по ул. Цесовской - для размещения автомобильной заправочной станции сжиженного газа.
Полагая, что постановление Администрации от 31.05.2012 N 1461 является незаконным и нарушающим законные права и интересы ООО МК "Олимп", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выводы суда первой инстанции соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.
Из материалов настоящего дела следует, что заявителем обжалуется отказ органа местного самоуправления в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
На момент проведения выбора земельного участка в 2009 году градостроительные регламенты в городе Бийске были установлены главой 1 "Правила землепользования и застройки в городе Бийске" Правил землепользования и территориального зонирования земель муниципального образования "Город Бийск", утвержденных постановлением Думы города Бийска от 19.02.2004 N 884.
Земельный участок площадью ориентировочно 4000 кв. м, расположенный в 47 м юго-восточнее дома N 211 по ул. Цесовская, находился в территориальной зоне Ж-2 "Зона многоквартирной жилой застройки". Строительство газовых заправочных станций к разрешенным видам использования земельных участков в зоне Ж-2 отнесено не было.
В связи с этим земельный участок не мог быть предоставлен в аренду для указанной цели.
Решением Думы г. Бийска от 17.02.2012 N 803 утверждены новые Правила землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, постановление Думы г. Бийска от 19.02.2004 N 884 признано утратившим силу.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, утвержденными решением Думы г. Бийска от 17.02.2012 N 803, земельный участок площадью ориентировочно 4000 кв. м, расположенный в 47 м юго-восточнее дома N 211 по ул. Цесовская, в настоящее время находится в Зоне объектов инженерной и транспортной инфраструктур - ИТ.
Установленные градостроительными регламентами зоны ИТ основные виды разрешенного использования земельных участков не предусматривают строительство газовых заправочных станций.
Автозаправочные и газонаполнительные станции отнесены к условно разрешенным видам использования.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) урегулирован порядок получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, который состоит из следующих этапов:
- подача заинтересованным лицом заявления в орган местного самоуправления;
- рассмотрение вопроса о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования на публичных слушаниях;
- на основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия по землепользованию и застройке осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения либо отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Таким образом, разрешение вопроса о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по существу возможно только после проведения публичных слушаний и оформления в установленном порядке их результатов.
Отказ в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка произведен в соответствии с требованиями статьи 39 ГрК РФ.
Комиссией по землепользованию и застройке 28.05.2012 подготовлено мотивированное заключение о результатах публичных слушаний и мотивированные рекомендации об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (размещение автомобильной заправочной станции сжиженного газа) с указанием причин принятого решения.
Глава Администрации согласился с рекомендациями комиссии и со ссылкой на указанный документ отказал в выдаче разрешения на размещение АГЗС.
В рассматриваемом случае заключение и рекомендации комиссии являются мотивированными и содержат обоснование причин невозможности выдачи разрешения на размещение АГЗС.
Так, в заключении Комиссии отражены замечания МКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации г. Бийска" о том, что предполагаемая АГЗС, являясь потенциально опасным объектом, будет находится на маршруте эвакуации населения, попадающего в опасную зону (зону затопления).
По территории земельного участка, предварительно согласованного для размещения многотопливной АГЗС, проходит грунтовая дорога - проезд между улицей Зеленый Клин и улицей Советская. Занятой проездом частью земельного участка вправе пользоваться неограниченный круг лиц, поскольку проезды являются землями общего пользования.
Тот факт, что проезд проходит по территории спорного земельного участка, подтверждается схемой расположения земельного участка в границах кадастрового квартала 22665:016409, утвержденной постановлением Администрации г. Бийска от 07.08.2001 N 1408. Проезд нанесен на указанную схему.
Указанный проезд, помимо обычного использования, является маршрутом эвакуации населения из зоны затопления. В материалы дела представлен фрагмент зоны возможного катастрофического подтопления жилого сектора Зеленый клин г. Бийска с нанесенными маршрутами эвакуации населения и письмо начальника МКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации города Бийска" от 25.05.2012 N 350 о нахождении предполагаемой АГЗС на маршруте эвакуации населения.
В соответствии с актом контрольного обследования земельного участка от 06.08.2012 по территории спорного земельного участка проходит грунтовая дорога - проезд между улицей Зеленый клин и улицей Советская.
Земельные участки, занятые проездами, которыми вправе пользоваться неограниченный круг лиц, не могут быть предоставлены в аренду для строительства. Соответственно, земельный участок в границах, установленных актом выбора и схемой расположения в границах кадастрового квартала, не может быть предоставлен для строительства АГЗС.
В заключении и рекомендациях Комиссии указано, что земельный участок площадью 4000 кв. м, расположенный по адресу: г. Бийск, в 50 м юго-восточнее дома N 211 по ул. Цесовская, находится на расстоянии менее 15 м до открытой береговой линии реки Бия. Территория испрашиваемого земельного участка полностью находится в границах водоохранной зоны реки Бия (фрагмент карты территориального зонирования муниципального образования город Бийск находится в материалах дела).
Согласно фрагменту зоны возможного катастрофического подтопления жилого сектора Зеленый клин г. Бийска место предполагаемого строительства АГЗС находится в зоне возможного подтопления, которое начинается при уровне воды 380 см над нулем водомерного поста с возможной периодичностью подтопления - ежегодно.
Согласно указанной схеме в 1969, 2004, 2006 г. уровень подтопления превышал 630 см над нулем водомерного поста.
На схеме расположения земельного участка в границах кадастрового квартала отражено, что по участку проходит дорога, которая является маршрутом эвакуации населения.
Согласно пункту 17 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 6 таблицы Г.1 ГОСТа Р 22.2.03-97 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Паспорт безопасности административно-территориальных единиц. Общие положения." подготовка маршрутов эвакуации населения относится к мероприятиям, характеризующим работу территориальных органов по предупреждению ЧС.
Прохождение по участку маршрута эвакуации населения из зоны затопления является достаточным основанием для отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - строительство АГЗС.
Довод заявителя о том, что Комиссия не имела права рассматривать информацию МКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации г. Бийска" о невозможности строительства АГЗС, противоречит нормативным правовым актам о работе Комиссии.
Комиссия по землепользованию и застройке города Бийска действует на основании Положения о комиссии по землепользованию и застройке города Бийска, утвержденного постановлением Администрации города Бийска от 02.02.2011 N 111.
Согласно пункту 3.1. Положения Комиссия:
- обеспечивает организацию и проведение публичных слушаний по отдельным вопросам градостроительной деятельности, в том числе по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства;
- обеспечивает рассмотрение проектов о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Подпунктом 3.2.3 Положения предусмотрено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере Комиссия имеет право запрашивать в установленном порядке у государственных, муниципальных органов и организаций, у специализированных организаций заключения, иные документы и материалы, относящиеся к рассматриваемым на заседаниях (в том числе проводимым в форме публичных слушаний) вопросам.
Согласно подпункту 3.2.5 Положения Комиссия имеет право привлекать специалистов, независимых экспертов к работе по подготовке соответствующих рекомендаций.
Соответственно, Комиссия по землепользованию и застройке города Бийска вправе в ходе подготовки заключения по публичным слушаниям и рекомендаций запросить у МКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации города Бийска" информацию о соответствии предполагаемого объекта требованиям в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и предотвращения чрезвычайный ситуаций. Соответствующий запрос был направлен Комиссией в МКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации города Бийска" (исх. N 1324/01-07).
Запрос и получение Комиссией при подготовке заключений и рекомендаций информации от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления соответствует утвержденному постановлением Администрации города Бийска от 02.02.2011 N 111 Положению о комиссии и не противоречит действующему законодательству.
Комиссия в заключении и рекомендациях также указала, что расположение выбранной площадки противоречит требованиям НПБ 111-98 (специфические требования к АГЗС), приложение 6 (обязательное), расстояние до жилых домов не менее 100 м.
Требования к пожарной безопасности АГЗС установлены Нормами пожарной безопасности НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности".
В соответствии с таблицей П 6.4. расстояние между АГЗС с одностенными резервуарами с подземными резервуарам с СУГ (сжиженный углеводородный газ) и жилыми зданиями должно составлять не менее 100 м.
Согласно разбивочному генплану строительства расстояние между парком хранения топлива планируемой АГЗС и непосредственно жилым домом по ул. Цесовская, 211, составляет 59,7 м. Расстояние нанесено проектной организацией.
Довод заявителя о намерении разместить не одностенные, а двустенные резервуары, документально не подтвержден.
Минимальные расстояния от АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) до объектов, к ним не относящимся, установлены в таблице П. 6.1 НПБ 111-98*.
В соответствии с таблицей П 6.1. расстояние между АГЗС с наличием СУГ (сжиженного углеводородного газа) и жилыми зданиями должно составлять не менее 60 м.
Указанная норма также не соблюдена, так как согласно представленному заявителем разбивочному генплану расстояние между оборудованием АГЗС и непосредственно жилым домом по ул. Цесовская, 211, составляет 59,7 м.
Как правильно указало Общество, расстояние подлежит измерению не от границ земельного участка, а непосредственно от оборудования АГЗС.
На представленном разбивочном генплане проектировщиком нанесено именно расстояние от непосредственно жилого дома до парка хранения топлива АГЗС - 59,7 м.
Заявитель полагает, что установленные НПБ 111-98* минимальные расстояния до жилых домов могут быть уменьшены до 40 м. Однако правовое основание для такого уменьшения заявителем не указано. В силу прямого указания НПБ 111-98* расстояния допускается уменьшать для производственно-складских и административно-бытовых зданий, индивидуальных гаражей и открытых стоянок, складов лесных материалов. НПБ 111-98* не предусматривают возможности уменьшения минимальных расстояний до жилых домов.
Несоблюдение минимальных расстояний, предусмотренных Нормами пожарной безопасности, является достаточным основанием для отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии у Администрации мотивов для отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (размещение АГЗС) опровергается материалами дела.
При исследовании обстоятельств дела также установлено, что решение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства АГЗС не принималось, договор аренды земельного участка с ООО МК "Олимп" не заключен.
Статья 39 ГрК РФ предусматривает, что разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка выдается заинтересованному лицу.
Заинтересованным лицом является либо владелец земельного участка, либо лицо, которому земельный участок будет предоставлен для строительства в порядке статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, кадастровый учет земельного участка и описание его границ (кадастровые работы) проводятся после принятия решения о предварительном согласовании объекта.
Соответственно, земельный участок как объект недвижимости возникает только на стадии после принятия решения о предварительном согласовании и после проведения государственного кадастрового учета.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации от 04.07.2012 N 1906 отменены постановления Администрации от 30.01.2009 N 182, от 07.08.2009 N 1408, от 16.11.2011 N 2436 о предварительном согласовании места размещения АГЗС и утверждении схемы земельного участка в связи с невозможностью предоставления земельного участка в аренду для строительства АГЗС.
Таким образом, выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в настоящее время невозможна, в связи с чем Обществом избран ненадлежащий способ защиты, который не может привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Доводы апеллянта не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. ООО МК "Олимп" при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 2000 рублей. Между тем, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1000 рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная апеллянтом государственная пошлина подлежит возврату в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 04.09.2012 по делу N А03-8700/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Многотопливная компания "Олимп" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью Многотопливная компания "Олимп" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей по платежному поручению от 28.09.2012 N 254.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
О.А.СКАЧКОВА