Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 N 07АП-1305/2015 по делу N А27-16525/2014
Требование: О привлечении ИП к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 N 07АП-1305/2015 по делу N А27-16525/2014
Требование: О привлечении ИП к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. по делу N А27-16525/2014
резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Большаниной Е.Г.,
при участии:
от административного органа: Афанасьевой И.В., доверенность N 143-С/2015 от 31.12.2014 года,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Тимохиной М.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 декабря 2014 года по делу N А27-16525/2014 (судья Драпезо В.Я.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (1054205036434, ИНН 4205081760, 650992, г. Кемерово, Кузнецкий пр., 24)
к индивидуальному предпринимателю Тимохиной Марине Михайловне (ОГРН 304420515300170, ИНН 420529514931, 650000, г. Кемерово, пр. Химиков, 43 В - 8)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в (далее - Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области, заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Тимохиной Марины Михайловны (далее - ИП Тимохина М.М., лицо, привлекаемое к административной ответственности, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25 декабря 2014 года требование заявителя оставлено без удовлетворения; предприниматель освобожден от административной ответственности по
части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что предпринимателем осуществляется продажа продуктов с истекшим сроком годности, что создает угрозу жизни и здоровью потребителей, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания правонарушения малозначительным.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке
статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предприниматель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со
статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области от 26.06.2014 N 1354-14 проведена плановая выездная проверка ИП Тимохиной М.М. по месту осуществления деятельности по адресу: г. Кемерово, ГСП-4 Новокемеровская ТЭЦ.
В ходе проверки установлено нарушение требований Федерального
закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Технического регламента Таможенного Союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", а именно: ИП Тимохина М.М. осуществляла деятельность по хранению и реализации пищевой продукции - цыплят охлажденных, производства ИП Волков А.П., дата изготовления 02.07.2014 г. условия хранения, заявленные производителем от +2 до +5 градусов С°, срок годности 5 суток, с истекшим сроком годности.
Полагая, что в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена
частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области в отношении ИП Тимохиной М.М. 15.08.2014 составлен протокол N 860 об административном правонарушении, в котором зафиксировано выявленное нарушение. Действия предпринимателя квалифицированы по
части 1 статьи 14.43 КоАП РФ "Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов".
В соответствии с
частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и материалы проверки Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по
части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для освобождения ответчика от административной ответственности на основании
статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционный суд поддерживает решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с
частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое
решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со
статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного
КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. Согласно
части 2 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями
раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с
частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 9.4,
10.3,
10.6,
10.8,
частью 2 статьи 11.21,
статьями 14.37,
14.44,
14.46,
20.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной
статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), который в соответствии со статьей 1 устанавливает объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования; формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента.
Согласно статье 3 ТР ТС 021/2011 объектами технического регулирования являются пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Пунктом 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 установлено, что при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем. В случае если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.
Пищевая продукция, не соответствующая требованиям указанного технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза (пункт 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011).
Как следует из
пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в обороте не могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.
Согласно
статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (
пункты 4,
5 статьи 5 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Правильно применив изложенные выше нормы, устанавливающие требования к обороту пищевых продуктов, а также оценив в порядке, предусмотренном
статьями 65,
67,
68,
71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности акт проверки от 01.08.2014 N 511, акт по утилизации от 09.07.2014, протокол об административном правонарушении от 15.08.2014 N 860, копии кассового чека от 04.07.2014 N 10418, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии события вмененного административного правонарушения, поскольку предпринимателем допущена реализация продуктов питания с истекшим сроком годности.
Вина ИП Тимохиной М.М. в совершенном правонарушении выразилась в том, что она не приняла всех зависящих от нее мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и как того требует
часть 2 статьи 2.1 Кодекса. Доказательства того, что правонарушение совершено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля предпринимателя, в материалы дела не предоставлены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1.
КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В действиях ИП Тимохиной М.М. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно
частям 1 и
3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации в
Определении от 21.04.2005 N 122-О указал, что положения
части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. Также разъяснено, что законодатель предусмотрел возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность (
статьи 4.1 и
4.2 КоАП РФ), указав, что суды общей и арбитражной юрисдикции вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств. Кроме того, руководствуясь положениями
статьи 2.9 КоАП РФ, судья вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в
пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
ИП Тимохина М.М. ранее не привлекалась к административной ответственности за аналогичные правонарушения, нарушение прав третьих лиц материалы дела не содержат.
Оценив фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, роль правонарушителя и учитывая положения Европейской конвенции от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частного интересов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вменяемое ИП Тимохиной М.М. правонарушение не повлекло за собой негативных последствий для граждан, общества и государства. Кроме того в материалах дела отсутствуют сведения об отягчающих обстоятельствах, на момент рассмотрения дела нарушение предпринимателем устранено.
В соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным.
При применении
статьи 2.9 КоАП РФ нарушитель освобождается от административной ответственности в виде административного штрафа, но к нему применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание. Устное замечание направлено на то, чтобы проинформировать и предостеречь нарушителя о недопустимости подобных нарушений в будущем.
Из
пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь
частью 2 статьи 206 АПК РФ и
статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
С учетом того, что совершенное правонарушение не повлекло каких-либо неблагоприятных последствий, предпринимателем предприняты меры по устранению выявленных нарушений, при отсутствии сведений о совершении предпринимателем однородных правонарушений, установив отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, вины предпринимателя в совершении правонарушения, и исходя из конституционного принципа соразмерности и справедливости назначаемого наказания степени тяжести совершенного правонарушения, правомерно применил положения статьи 2.9 о малозначительности.
Правильность выводов суда в указанной части представлением апеллянтом надлежащих доказательств в порядке
статьи 65 АПК РФ не опровергнута.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу
статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 декабря 2014 года по делу N А27-16525/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА