Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 28.09.2010 по делу N А45-3865/2010 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010 N 07АП-4563/10 по делу N А45-3865/2010
Требование: О признании недействительным предписания о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации рекламных и (или) информационных конструкций и демонтаже спорной конструкции.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010 N 07АП-4563/10 по делу N А45-3865/2010
Требование: О признании недействительным предписания о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации рекламных и (или) информационных конструкций и демонтаже спорной конструкции.
Решение: Требование удовлетворено.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2010 г. N 07АП-4563/10
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Бузницкого А.Ю. по дов. от 28.12.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01.04.2010 по делу N А45-3865/2010 (судья Емельянова Г.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АОН" к Мэрии г. Новосибирска о признании незаконным предписания от 10.11.2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АОН" (далее - ООО "АОН", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии г. Новосибирска о признании недействительным предписания от 10.11.2009 исх. 05-6681 о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации рекламных и (или) информационных конструкций в части демонтажа объекта: пилон на участке улично-дорожной сети по адресу ул. Энергетиков проезд, 1 площадь информационного поля: 1.5 * 5.00 метров * 2, текст "АЗС Янтарь", цена".
Решением от 01.04.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Мэрия г. Новосибирска обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в обоснование которой ссылается на следующее:
- не обоснован вывод суда о соответствии пилона пункту 3.1 Правил распространения наружной рекламы и информации в г. Новосибирске, принятых решением городского Совета от 25.10.2006 N 372;
- ссылки суда первой инстанции на статьи 9 и 10 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункт 3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утв. Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, и пункт 759 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, являются необоснованными в силу неправильного толкования данных норм;
- размещение пилона без согласования с Мэрией города Новосибирска является неправомерным, в связи с чем требование о демонтаже данной конструкции, предъявленное Мэрией города Новосибирска, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие ООО "АОН".
В судебном заседании представитель Мэрии г. Новосибирска просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Мэрии г. Новосибирска, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 10.11.2009 Управлением рекламы Мэрии г. Новосибирска в отношении ООО "АОН" вынесено предписание о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации рекламных и (или) информационных конструкций, которым обществу предписано в течение пяти дней привести в соответствие с пунктом 3.1 Правил распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске и (или) произвести демонтаж в числе прочих - пилона на участке улично-дорожной сети по адресу: ул. Энергетиков проезд, 1, площадь информационного поля: 1.50 x 5.00 метров x 2, текст "АЗС Янтарь" цена".
Считая указанное предписание не соответствующим требованиям законодательства, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размещение спорной конструкции не противоречит требованиям пункта 3.1 Правил распространения наружной рекламы и информации в г. Новосибирске, принятых решением городского Совета от 25.10.2006 N 372.
Седьмой арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из текста предписания от 10.11.2009, оно выдано в связи с нарушением пункта 3.1 Правил распространения наружной рекламы и информации в г. Новосибирске, принятых решением городского Совета от 25.10.2006 N 372 (далее - Правила).
Указанные Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области, органов местного самоуправления города Новосибирска и иными нормативными правовыми актами, определяющими требования к распространению наружной рекламы, к рекламным конструкциям и контролю за их размещением и эксплуатацией.
В силу положений статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно статье 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, монтируемых и располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Пунктом 1.5. Правил определено, что установка и (или) эксплуатация рекламных конструкций допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого в установленном Правилами порядке документа, при наличии которого допускается установка рекламной конструкции. Разрешение выдается Управлением рекламы Мэрии города Новосибирска, действующим на основании постановления мэра города Новосибирска, в порядке, установленном Правилами.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил распространения рекламы и информации к вывескам, иным информационным конструкциям, размещаемым на внешних стенах, конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, участках улично-дорожной сети или садово-паркового хозяйства и т.п. без получения разрешения, не содержащим сведения рекламного характера относятся:
1) конструкции, содержащие информацию управления дорожным движением и дорожного ориентирования согласно Правилам дорожного движения;
2) конструкции, содержащие информацию ориентирования в городской среде, включающую в себя название улиц, строительные и почтовые номера зданий, знаки остановок и расписание движения пассажирского транспорта, схемы ориентирования в городе, размещаемые соответствующими городскими службами;
3) конструкции, содержащие информацию о проведении строительных, дорожных, аварийных и других видов работ, размещаемую в целях безопасности и информирования населения;
4) конструкции, содержащие информацию об административных районах и микрорайонах, архитектурных ансамблях и отдельных зданиях и сооружениях, памятниках, исторических зонах, садово-парковых комплексах;
5) сеть информации муниципального унитарного предприятия города Новосибирска "Новосибгорсправка";
6) праздничное некоммерческое (без использования названий, наименований организаций и их логотипов) оформление города Новосибирска - различного рода декоративные элементы (мягкое стяговое оформление, флаги, световые установки, перетяжки, настенные панно, гирлянды и др.), производимое по тематическим планам в соответствии с распоряжениями мэра города Новосибирска;
7) информационные таблички (с информацией, предназначенной для извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении хозяйствующих субъектов, их фирменном наименовании (согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации), профиле работы), располагающиеся на фасаде здания в пределах помещений, занимаемых хозяйствующим субъектом;
8) учрежденческие доски (с информацией о полном зарегистрированном наименовании организации и ее ведомственной принадлежности и режиме работы), размещаемые в обязательном порядке при входе в организацию. Учрежденские доски должны иметь площадь не более 2 кв. м;
9) вывески хозяйствующих субъектов площадью не более 2 кв. м, содержащие информацию согласно статье 9 Федерального закона "О защите прав потребителей" (фирменное наименование (наименование) организации; место ее нахождения (адрес); режим ее работы), если имеется - с изображением их товарных знаков или знаков обслуживания, зарегистрированных в установленном порядке. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Как установлено в пункте 3.2 Правил размещение иных информационных конструкций не допускается; в случае самовольной установки информационной конструкции, не являющейся рекламной конструкцией и не предусмотренной пунктом 3.1 настоящих Правил, указанная информационная конструкция подлежит демонтажу на основании соответствующего предписания управления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Ссылаясь на данные нормы, Мэрия г. Новосибирска полагает, что пилон ООО "АОН" не соответствует критериям данных информационных конструкций, не является рекламной конструкцией, в связи с чем подлежит демонтажу.
Из материалов дела следует, что на информационной конструкции, размещенной ООО "АОН" по адресу: ул. Энергетиков проезд, 1, и закрепленной на фундаменте, указано коммерческое обозначение АЗС "Янтарь", виды предлагаемого продукта ГСМ бензин 80, 92, 96, 98 ДТ с указанием цены, время работы АЗС, порядок расчета за предлагаемый товар, фраза "Добро пожаловать".
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Кроме того, в силу пункта 3.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 17.06.2003 N 226, при осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС помимо прочего, наименование организации, перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг. В соответствии с пунктом 3.3 указанных Правил допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема.
В соответствии с пунктом 759 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, при въезде на территорию АЗК (АЗС) должны быть установлены щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию АЗК (АЗС).
Соблюдение указанных требований является обязательным для руководителей АЗС и лиц, ответственных за пожарную безопасность на АЗС.
Следовательно, как обоснованно отметил суд первой инстанции, спорная конструкция содержит информацию (наименование организации и цены на отпускаемую продукцию), которая по форме и содержанию является для юридического лица обязательной на основании требований указанных норм. Учитывая характер размещенной информации, специфику деятельности ООО "АОН", указанная конструкция не содержит рекламной информации, фактически является вывеской, которая согласно подпункту 9 пункта 3.1 Правил может быть размещена без получения разрешения. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама (пунктом 18 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе").
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание, что Мэрией г. Новосибирска не представлено безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что спорная информация расположена на площади более 2 кв. м.; фотографии, на которые ссылается апеллянт в доказательство превышения информационного поля пилона 2 квадратных метров, таким доказательством не являются; акта обследования и измерения спорной конструкции в материалы дела не представлено. К тому же, в предписании не указано, в чем выразилось нарушение обществом пункта 3.1 Правил (в предписании лишь содержится общая ссылка на нарушение п. 3.1 Положения и указание в течение 5 дней произвести демонтаж, в числе прочих, спорной конструкции), то есть оно является немотивированным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии предписания требованиям действующего законодательства.
Факт нарушения прав и интересов ООО "АОН" в сфере предпринимательской деятельности выражается в возложении на общество незаконных обязанностей, что в совокупности с вышеизложенным свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания предписания недействительным.
Довод апелляционной жалобы о том, что пилон ООО "АОН" размещен на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, за пределами границ земельного участка, предназначенного для обслуживания АЗС, не принимается судом апелляционной инстанции, как документально не подтвержденный, при этом представленный в материалы дела инженерно-топографический план земельного участка, не подтверждает безусловно позицию Мэрии; кроме того, указанный довод не положен в основу оспариваемого предписания.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в апелляционной жалобе указаны и иные основания, подтверждающие, по мнению заинтересованного лица, законность оспариваемого предписания, чем те, которые содержатся в самом предписании, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
В силу пункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ органы местного самоуправления, к которым относится Мэрия г. Новосибирска освобождается от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина в размере 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению N 146 от 26.04.2010 подлежит возврату.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01.04.2010 по делу N А45-3865/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Мэрии г. Новосибирска государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную платежным получением N 146 от 26.04.2010.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА