Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 N 07АП-8709/10 по делу N А45-14351/2010
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований при осуществлении производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 N 07АП-8709/10 по делу N А45-14351/2010
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований при осуществлении производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2010 г. N 07АП-8709/10
02 ноября 2010 года (дата оглашения резолютивной части постановления)
03 ноября 2010 года (дата изготовления текста постановления в полном объеме)
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.В.Солодилова
судей: Л.И.Ждановой
Т.В.Павлюк
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А.Механошиной
при участии:
от заявителя: без участия
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Бондарь А.П. по доверенности от 01.09.2010 (на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Атлант-2000" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.08.2010 по делу N А45-14351/2010 (судья Чернова О.В)
по заявлению Отдела государственного пожарного надзора по Советскому району г. Новосибирска Главного управления МЧС по Новосибирской области
к обществу с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Атлант-2000"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
установил:
Отдел государственного пожарного надзора по Советскому району г. Новосибирска Главного управления МЧС России по Новосибирской области (далее - ОГПН по Советскому району г. Новосибирска) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Атлант-2000" (далее - ООО ЧОП "Атлант-2000", общество) по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 25.08.2010 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности.
Не согласившись с указанным решением, ООО ЧОП "Атлант-2000" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в действиях ООО ЧОП "Атлант-2000" отсутствует состав административного правонарушения.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
ОГПН по Советскому району г. Новосибирска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствии представителя заявителя.
В соответствии со статьей 155 АПК РФ в судебном заседании осуществлено протоколирование с использованием средств аудиозаписи.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО ЧОП "Атлант-2000", проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, ООО ЧОП "Атлант-2000" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска 19.07.2005.
ООО ЧОП "Атлант-2000" предоставлена лицензия на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 13.02.2007 N 2/18766 на срок до 13.02.2012.
Согласно договора на монтаж пожарной сигнализации от 04.04.2008 N 20-08-ПС, заключенного между ООО ЧОП "Атлант-2000" и ООО "Теллур", ООО ЧОП "Атлант-2000" обязуется выполнить своими силами монтаж пожарной сигнализации и гарантирует качество выполнения всех работ в соответствии с проектной документацией и действующими нормами и техническими условиями.
Актом о приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию, смонтированных на складском помещении ООО "Теллур", расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Тихая, 6/2, технические средства сигнализации, включая и пусконаладочные работы, приняты в эксплуатацию.
При осуществлении внепланового мероприятия с 15.07.2010 по 16.07.2010 ОГПН по Советскому району г. Новосибирска по контролю за обязательным соблюдением законодательства о пожарной безопасности в помещениях ООО "Теллур" выявлены нарушения требования Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 в РФ, утвержденных Приказом МЧС N 313 от 18.06.2003 при монтаже и обслуживании автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре ООО ЧОП "Атлант-2000", а именно:
- при монтаже шлейфов автоматической пожарной безопасности не предусмотрен шаг крепления шлейфов (проводов) между извещателями 0,25 м (ППБ 01-03 п. 3 (пособие к РД 78.145-93 п. 12.21.12));
- шлейфы автоматической пожарной сигнализации не закреплены за несущие конструкции подвесного потолка, либо к капитальным конструкциям стен и перекрытий здания (ППБ 01-03 п. 3 (пособие к РД 78.145-93 п. 12.21.11, п. 12.21.12));
- соединительные провода системы оповещения у управления эвакуацией людей при пожаре не проложены в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов (не защищен металлорукавом около табло "ВЫХОД") (ППБ 01-03 п. 3 (НПБ 104-03 п. 3.9)).
Усмотрев в действиях ООО ЧОП "Атлант-2000" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Государственный инспектор по пожарному надзору Советского района г. Новосибирска 21.07.2010 в отношении ООО ЧОП "Атлант-2000" составил протокол об административном правонарушении N 167.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в арбитражный суд с требованием о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, посчитав доказанным факт наличия в действиях ООО ЧОП "Атлант-2000" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, привлек общество к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта 39 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Материалами дела подтверждается, что ООО ЧОП "Атлант-2000" имеет лицензию на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на срок до 13.02.2012.
Лицензионные требования и условия для вышеуказанной деятельности определены в пункте 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 (далее - Положение).
Согласно подпункту "г" пункта 4 Положения лицензиат обязан выполнять требования в области лицензируемой деятельности, установленные нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности". Статья 20 указанного Закона относит к нормативным документам по пожарной безопасности стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. К таким документам в частности относятся Правила пожарной безопасности 01-03, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (далее - НПБ 104-03) и руководящий документ "Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ. РД 78.145-93".
Как установлено ОГПН по Советскому району г. Новосибирска, при монтаже и обслуживании автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре ООО ЧОП "Атлант-2000", допущены следующие нарушения:
- при монтаже шлейфов автоматической пожарной безопасности не предусмотрен шаг крепления шлейфов (проводов) между извещателями 0,25 м (ППБ 01-03 п. 3 (пособие к РД 78.145-93 п. 12.21.12));
- шлейфы автоматической пожарной сигнализации не закреплены за несущие конструкции подвесного потолка, либо к капитальным конструкциям стен и перекрытий здания (ППБ 01-03 п. 3 (пособие к РД 78.145-93 п. 12.21.11, п. 12.21.12));
- соединительные провода системы оповещения у управления эвакуацией людей при пожаре не проложены в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов (не защищен металлорукавом около табло "ВЫХОД") (ППБ 01-03 п. 3 (НПБ 104-03 п. 3.9)).
По мнению суда апелляционной инстанции, ссылки на нарушение Пособия к РД 78.145-93 "Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ", не состоятельны, так как указанный документ не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован официально; Пособие к РД 78.145-93 является внутренним ведомственным документом органов пожарного надзора, и его положения не имеют обязательного значения при применении административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ.
Следовательно, установленные административным органом нарушения Пособия к РД 78.145-93, не образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При этом факт нарушения ППБ 01-03 п. 3 (НПБ 104-03 п. 3.9) подтверждается материалами дела и образует состав административного правонарушения.
Несмотря на это, общество не может быть привлечено к административной ответственности на основании следующего.
В силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с положениями статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
Поскольку действия общества по выполнению монтажа системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре в помещениях ООО "Теллур" с нарушением лицензионных требований, были осуществлены в мае 2008 года, что подтверждается актом приемки технических средств сигнализации в эксплуатацию (л.д. 20 - 21), то моментом начала течения срока давности привлечения к административной ответственности будет дата окончания монтажных, пусконаладочных работ - 12.05.2008.
Учитывая, что в материалы дела административным органом не представлено доказательств, подтверждающих факты осуществления обществом ремонта и обслуживания данной системы в период после производства ее монтажа и, что вменяемые обществу нарушения допущены после проведения монтажных работ, принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в силу статьи 4.5 КоАП РФ составляет 2 месяца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о пропуске срока давности привлечении к административной ответственности.
Следовательно, решение суда первой инстанции о привлечении ООО ЧОП "Атлант-2000" к административной ответственности, является вынесенным при не полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, что в силу пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, является основанием для его отмены.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.08.2010 по делу N А45-14351/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Отдела государственного пожарного надзора по Советскому району г. Новосибирска Главного управления МЧС России по Новосибирской области о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Атлант-2000" по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
А.В.СОЛОДИЛОВ
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
Т.В.ПАВЛЮК