Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением ВАС РФ от 07.09.2011 N ВАС-10836/11 отказано в передаче дела N А03-82/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 N 07АП-2290/11 по делу N А03-82/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 N 07АП-2290/11 по делу N А03-82/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2011 г. N 07АП-2290/11
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2011 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Журавлевой В.А., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Безугляк В.В. по доверенности от 11.01.2011 г. (по 31.12.2011 г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Ларичихинский Леспромхоз"
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 09 февраля 2011 года по делу N А03-82/2011 (судья Русских Е.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Ларичихинский Леспромхоз"
(ОГРН 1022202735752, ИНН 2277002548)
к Управлению лесами Алтайского края (ОГРН 1072225000297, ИНН 2225082616)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Закрытое акционерное общество "Ларичихинский Леспромхоз" (далее - ЗАО "Ларичихинский ЛПХ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлениями о признании незаконным и отмене постановления Управления лесами Алтайского края (далее - Управление, административный орган) от 24.12.2010 N 07-01-21/1040 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 70000 руб. за совершение правонарушений, предусмотренных
частями 1,
4 статьи 8.25,
частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09 февраля 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по основаниям неправильного определения судом обстоятельств по делу, в том числе, по следующим основаниям:
- судом не приняты копии лесных деклараций в качестве доказательств соблюдения заявителем
пункта 14 Порядка заполнения и подачи лесной декларации; все направленные леспромхозом лесные декларации приняты Управлениями лесами Алтайского края, что повлекло необоснованную квалификацию действий Общества по
части 1 статьи 28.8 КоАП РФ,
- требование о декларировании, установленные
Приказом Минсельхоза РФ от 08.12.2008 г. N 529 "О лесной декларации" относятся только к использованию лесов - заготовке древесины, в результате которой можно заявить предполагаемый к заготовке объем древесины; заполнение граф декларации не представляется возможным при прочистке молодняка по причине отсутствия объемов ликвидной древесины при проведении данных видов работ; а объемы неликвидной древесины при проведении лесовосстановительных мероприятий, определяется только после проведения данных мероприятий; таким образом, рубки ухода в молодняках (прочистка), не являются заготовкой древесины как видом разрешенного использования лесов в соответствии с договором аренды от 30.12.2008 г. N П-15/1; все разрешенные договором к заготовке объемы древесины были задекларированы Обществом, в том числе и рубки ухода, предусмотренные приложением N 4 договора, что доказывает отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 28.8,
частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ;
- в соответствии с пунктами 3.4.9, 3.4.15 договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке и сроки представлять лесную декларацию, соблюдать
Правила пожарной безопасности в лесах,
Правила санитарной безопасности в лесах,
Правила заготовки древесины,
Правила ухода за лесами,
Правила лесовосстановления и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством, не нарушение которых Обществом исключает квалификацию действий по
части 4 статьи 8.25 КоАП РФ;
- административным органом допущены нарушения процедуры наложения административного наказания, что лишило Общество предоставленных
КоАП РФ гарантий защиты своих прав, так интересы Общества при составлении протокола по делу об административном правонарушении представляла представителей Овсянникова Т.А., действующая на основании общей доверенности, а не по конкретному делу, как посчитал суд первой инстанции.
Управление лесами в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав на несостоятельность доводов заявителя о включении в Лесную декларацию объемов древесины от рубок ухода в молодняках, установленных Приложением N 4 к договору аренды, поскольку названным Приложением установлен допустимый ежегодный объем изъятия в процессе заготовки только ликвидной древесины, вместе с тем, при рубках ухода в молодняках заготавливается неликвидная древесина в виде хмыза и хвороста, соответственно, объемы заготовленной неликвидной древесины никак не влияют на установленные договорные объемы ликвидной древесины; Управлением не было допущено нарушений процедуры наложения административного взыскания.
Заявитель надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил.
Определив в соответствии с
ч. 1 ст. 266,
ч. 3 ст. 156 рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ЗАО "Ларичихинский ЛПК", проверив материалы дела в порядке
статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Ларичихинский ЛПХ" является арендатором участка лесного фонда на основании договора аренды участка лесного фонда N П-15/1 от 30.12.2008 г.
В ходе обследования арендуемой обществом лесосеки, расположенной в квартале N 9 выделе N 20 делянке N 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества, проведенного 23.11.2010, Управлением лесами Алтайского края выявлено, что обществом в период с 29.09.2010 по 16.11.2010 осуществлена незаконная рубка лесных насаждений на площади 8 га, что зафиксировано в акте от 23.11.2010.
Рассмотрев материалы проверки, дела об административном правонарушении заместителем начальника Управления лесами Алтайского края Шершневым В.И. 24.12.2010 вынесено постановление N 07-01-21/1040 о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 70000 рублей.
Полагая постановление незаконным, не подтверждающим наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава и события вмененных административных правонарушений; существенного нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности, ЗАО "Ларичихинский ЛПК" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Ларичихинский ЛПХ", суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом фактов допущенных административных правонарушений; соблюдения процедуры привлечения лица к административной ответственности.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы ЗАО "Ларичихинский ЛПХ", суд апелляционной инстанции исходит из правильно установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и норм материального и процессуального права, подлежащих применению.
Часть 1 статьи 8.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Статьей 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил использования лесов:
частью 1 - за нарушение правил заготовки древесины;
частью 4 - за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
В соответствии с
частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется
Правилами заготовки древесины,
Правилами санитарной безопасности в лесах,
Правилами пожарной безопасности в лесах,
Правилами ухода за лесами.
Правила ухода за лесами утверждены Приказом МПР РФ от 16.07.2007 года N 185 (зарегистрировано в Минюсте 29.08.2007 г. N 10069, далее Правила ухода за лесами).
В силу
пунктов 10,
20 Правил ухода за лесами рубки ухода за молодняками (осветление и прочистка) являются видами рубок ухода за лесами.
Согласно
пункту 34 Правил ухода за лесами при осуществлении рубок ухода за лесом лесосечные работы проводятся в соответствии с требованиями
Правил ухода за лесами и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
абзацем 4 пункта 4 Правил заготовки древесины (утверждены Приказом МПР РФ от 16.07.2007 г. N 184, зарегистрировано в Минюсте 22.10.2007 г. N 10374), рубки ухода за лесами, санитарные рубки и прочие рубки осуществляются в защитных и эксплуатационных лесах в соответствии с
Правилами заготовки древесины и законодательством Российской Федерации.
При этом в силу
пункта 7 Правил заготовки древесины рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Лица, которым предоставлены лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, обязаны подавать в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесной декларации (заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов) (
статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 5 и
6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 08.12.2008 N 529 (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.2009 N 13362), сведения о видах и объемах использования лесов указываются в приложении к лесной декларации, при этом в графе "способ рубки" указывается: сплошная или выборочная рубка, рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка при уходе за лесом, рубка на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Пунктом 14 названного Порядка предусмотрено, использование лесного участка лицом, не подавшим лесную декларацию в установленные сроки, является незаконным.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм права, основанием для проведения любых рубок лесных насаждений арендатором лесного участка является лесная декларация, поданная в соответствии с
Порядком заполнения и подачи лесной декларации.
Судом установлено, ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" в период с 29.09.2010 по 16.11.2010 осуществило рубку лесных насаждений на площади 8 га в используемом им квартале N 9, выделе N 20, делянке N 1 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества без подачи лесной декларации.
Довод Общества об отсутствии в его действиях незаконного использования лесного участка, в связи с тем, что рубки ухода за лесами не подлежат декларированию, правомерно не принят судом первой инстанции, как основанный на неверном толковании закона; исходя из положений
пунктов 10,
20 Правил ухода за лесами осветление и прочистка являются видами рубок леса; кроме того, ссылка заявителя на распространение требований о декларировании только к использованию древесины, поскольку заполнение граф Лесной декларации при отсутствии объемов ликвидной древесины при проведении данных видов работ, а объемы неликвидной древесины, полученной в результате лесовосстановительных мероприятий, определяются только после проведения данных мероприятий, также несостоятельна, основанием для проведения любых рубок лесных насаждений арендатором лесного участка является Лесная декларация, поданная в установленном порядке и сроки; иного порядка проведения рубок лесных насаждений при осуществлении арендатором лесного участка ухода за лесами, в том числе рубок ухода за молодняками, действующее лесное законодательство не содержит.
Факт принятия Управлением лесами направленных заявителем Лесных деклараций при отсутствии со стороны Управления лесами требований о внесении в них изменений, не свидетельствует о декларировании обществом объема проведенных рубок ухода молодняка, с учетом не оспаривания того, что данные рубки не были задекларированы.
Суд апелляционной инстанции, исходя из анализа вышеприведенных положений Лесного
кодекса,
Правил заготовки древесины,
Правил ухода за лесами, отмечает, что все рубки осуществляются с целью воспроизводства лесов, независимо от того получается или нет при такой рубке ликвидная древесина; при этом, лицо, пользующиеся лесным участком, не вправе само определять, какие из вида рубок подлежат декларированию, а какие нет; из
абзаца 4 пункта 4 Правил заготовки древесины не следует исключений для рубок ухода молодняка; все виду рубок, в том числе, рубки ухода молодняка подлежат декларированию.
Из представленной обществом в материалы дела технологической карты на разработку лесов (л.д. 56 - 58, т. 1) следует, что заявителем отражена заготовка древесины ликвидной объемом 88 куб. м, таким образом, при проведении обществом рубок лесных насаждений на площади 8 га, получена ликвидная древесина, без подачи Лесной декларации.
Согласно п. 3.4.9 договора N П-15/1 общество обязано в установленном порядке и сроки представлять лесную декларацию.
В соответствии с
пунктом 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган) не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.
Судом установлено, что обществом произведена рубка лесных насаждений в период с 29.09.2010 г. по 16.11.2010 г. (что не оспаривается заявителем).
В поданных Лесных декларациях (3 - 4 квартал 2010 г.), на которые ссылается общество (представлены в суд первой инстанции, к апелляционной жалобе) отсутствуют сведения о заявленных объемах рубок ухода молодняка в указанный период, данные обстоятельства заявителем не опровергнуты, поскольку Общество ссылается на отсутствие у него обязанности декларировать рубки ухода молодняка, в связи с чем, Лесные декларации на произведенную рубку молодняка на площади 8 га, не представлялись.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Управления оснований для привлечения общества к административной ответственности по
части 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
Неисполнение обществом обязанности по подаче лесной декларации, предусматривающей рубку лесных насаждений на названной лесосеке, кроме того, повлекло, нарушение Правил заготовки древесины, что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 3.4.9, 3.4.15 договора аренды лесного участка заявитель обязан в установленном порядке и сроки представлять лесную декларацию, соблюдать
Правила пожарной безопасности в лесах,
Правила санитарной безопасности в лесах,
Правила ухода за лесами,
Правила заготовки древесины,
Правила лесовосстановления и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством.
Нарушение заявителем условий договора аренды лесного участка на территории Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества обоснованно повлекло административную ответственность общества по
части 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Довод ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества, не извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, что лишило общества процессуальных гарантий защиты своих прав, был предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Следуя материалам дела, Управление известило общество о времени и месте составления административного протокола и предложено явиться либо генеральному директору, либо представителю по доверенности, оформленной надлежащим образом 20.12.2010 г. в 15.00 в Управление лесами, письмо от 02.12.2010 г., направлено по юридическому адресу общества, полученное 06.12.2010 г. (л.д. 59 - 61).
В назначенное время явился представитель общества Овсянникова Т.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2010 г. N 01, которая была допущена к участию в возбужденном деле об административном правонарушении, в ее присутствии составлен протокол по делу об административном правонарушении, ознакомлена с правами (о чем имеется отметка в протоколе), получила протокол, в котором указывались место и время рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении - 24.12.1010 г.; на рассмотрение материалов дела об административном правонарушении законный представитель общества не явился, в связи с чем, оспариваемое постановление вынесено в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, оснований считать административный орган нарушившим процедуру привлечения ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" к административной ответственности, установленную
КоАП РФ, с учетом извещение о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, наделении лица полномочиями на представление интересов общества, в том числе, и в административных органах, не заявления представителем ходатайств об отложении процессуальных действий по составлению протокола; а равно наделения его полномочиями по получению от административных органов соответствующих документов, протокол получен; не воспользовавшись правом участия при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении; сам по себе факт действия Овсянниковой Т.А. по общей доверенности, не может свидетельствовать о ненадлежащем извещении законного представителя Общества о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.
С учетом изложенных фактических обстоятельств дела и правовой позиции, выраженной в
пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о надлежащем извещении Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела.
В
Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2009 года N 17434/08 указано, что положения
статей 25.1 и
28.2 КоАП РФ о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждается и ведется производство по такому делу, предоставляют этому лицу определенные гарантии защиты, но не устанавливают его обязанности воспользоваться такими гарантиями или реализовать их лично.
Неиспользование законным представителем юридического лица процессуальных прав при условии его надлежащего извещения о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела в соответствии с
частью 4.1 статьи 28.2,
частью 2 статьи 28.2,
частью 2 статьи 25.1,
частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ не препятствует совершению данных процессуальных действий в его отсутствие и не может свидетельствовать о существенных нарушениях процедуры при производстве по делу об административном правонарушении.
Невозможность использования Обществом своих процессуальных прав надлежащим образом, документально не подтверждена, а направление представителя по общей доверенности, на что ссылается заявитель, расцениваются судом апелляционной инстанции, как действия, направленные на недобросовестное пользование своими процессуальными правами в рамках административного производства, с целью уклонения от административной ответственности при подтверждении административным органом наличия состава и события вмененного административного правонарушения Обществу.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств, невозможности соблюдения им правил и норм, за которые предусмотрена административная ответственность.
Доводы ЗАО "Ларичихинский ЛПХ", приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда апелляционной инстанции в силу
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в силу
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 февраля 2011 года по делу N А03-82/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Л.А.КОЛУПАЕВА