Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 24.07.2012 по делу N А03-17676/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 N 07АП-3145/12 по делу N А03-17676/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 N 07АП-3145/12 по делу N А03-17676/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2012 г. N 07АП-3145/12
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Журавлева В.А., Кривошеина С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Розница К-1"
(ИНН 2221178349, ОГРН 1052242262478), г. Барнаул
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.02.2012 года
по делу N А03-17676/2011 (судья Дружинина Н.М.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Розница К-1"
к Отделу надзорной деятельности по Дзержинскому району г. Новосибирска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Новосибирской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Розница К-1" (далее - ООО "Розница К-1"; Общество; Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об оспаривании постановления Отдела надзорной деятельности по Дзержинскому району г. Новосибирска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Новосибирской области (далее - Отдел; административный орган) по делу об административном правонарушении от 07.11.2011 о привлечении к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.02.2012 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на неполное исследование судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Более подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу считает, что решение суда вынесено законно и обоснованно и отмене не подлежит.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке
статьи 262 АПК РФ.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителей.
В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Прокуратурой Дзержинского района г. Новосибирска совместно со специалистом ОНД по Дзержинскому району г. Новосибирска ГУ МЧС России по Новосибирской области 25.08.2011 проведена проверка соблюдения ООО "Розница Н-1" (правопреемник - ООО "Розница К-1", адрес места нахождения: г. Барнаул, ул. Мерзликина, 5) законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации нежилых помещений в многоквартирном доме N 60/3 по ул. Трикотажной г. Новосибирска, в ходе которой выявлены нарушения частей 1, 15 статьи 88 Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
пунктов 3,
40,
53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (зарегистрирован в Минюсте России 27.06.2003 N 4838) (далее - Правила ППБ 01-03),
пункта 4.26 СП 4.13130.2009, пунктов 1.82, 1.97 СНиП 2.08.02-89, пунктов 6.7, 6.28, 6.30, 7.22, 7.23,
пунктов 4.3.4,
4.4.2 СП 1.13130.2009, а именно:
- лестница, сообщающая подвальный и первый этажи, не ограждена противопожарной перегородкой 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре;
- под лестницей, ведущей в подвальное помещение, допускается хранение горючих веществ и материалов;
- двери складских помещений в подвале не обеспечивают предел огнестойкости ЕI 30;
- не обеспечена безопасность людей в подвальном помещении в соответствии с требованиями СНиП 41-01-2003;
- двери лифтов выполнены с пределом огнестойкости менее ЕI 30*;
- не выполнен самостоятельный эвакуационный выход из подвала непосредственно наружу с отделением от лестничной клетки на уровне 1-го этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа;
- уклон лестницы из подвального помещения, ведущая на 1 этаж выполнена с уклоном менее 1:1 (ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см);
- загромождены эвакуационные пути;
- расстояние между пристроенным временным сооружением и домов не соответствует требуемым расстояниям;
- в полу на путях эвакуации при перепаде высот более 45 см не предусмотрены ограждения с перилами;
- предел огнестойкости противопожарной преграды, ведущей в лестницу в подвальное помещение, не обеспечивает требуемый предел огнестойкости ЕI 30.
По данному факту Прокурором Железнодорожного района г. Барнаула 06.10.2011 в отношении ООО "Розница Н-1" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Отдела надзорной деятельности по Дзержинскому району г. Новосибирска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Новосибирской области от 07.11.2011 ООО "Розница К-1" привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Считая вынесенное в отношении Общества постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события административного правонарушения и состава в действиях заявителя, отсутствия оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, соблюдения процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
В соответствии со
статьей 123 Конституции Российской Федерации,
статьями 7,
8,
9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со
статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно
части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (
часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно
части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
КоАП РФ установлена административная ответственность (
часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
Согласно
части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В
пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц
КоАП РФ формы вины (
статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях
Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлено, что пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законы; требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров не допускать их использования не по назначению.
В силу
части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно
пункту 1 ППБ 01-03,
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, установлены в
Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности).
Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Пунктами 40,
53 Правил пожарной безопасности установлено, что запрещается хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.
Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности за несоблюдение
правил пожарной безопасности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Следовательно, ООО "РозницаК-1" является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в арендованном здании.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) настоящий Федеральный
закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным
законом, требования пожарной безопасности.
Положения настоящего Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения:
1) при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
2) при разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
3) при разработке технической документации на объекты защиты.
Согласно
части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального
закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального
закона.
В силу
части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом.
Таким образом, только при наличии этих двух условий пожарная безопасность объекта считается обеспеченной.
Наряду с данными
ППБ 01-03 следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
пункт 3 ППБ 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и
правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно пунктам 6.7, 6.28, 6.30 СНиП 21-01-97 противодымная защита зданий должна выполняться в соответствии со СНиП 2.04.05. Система оповещения о пожаре должна выполняться в соответствии с НПБ 104; в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6; уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи, как правило, - не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см; ограждающие конструкции лифтовых шахт (кроме указанных в 6.33*) и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов, шахт и ниш для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется. При невозможности устройства в ограждениях вышеуказанных лифтовых шахт противопожарных дверей следует предусматривать тамбуры или холлы с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа или экраны, автоматически закрывающие дверные проемы лифтовых шахт при пожаре. Такие экраны должны быть выполнены из негорючих материалов, и предел их огнестойкости должен быть не ниже ЕI 45. В зданиях с незадымляемыми лестничными клетками должна предусматриваться автоматическая противодымная защита лифтовых шахт, не имеющих у выхода из них тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре. Ствол мусоропроводов следует выполнять из негорючих материалов; в зданиях всех классов функциональной пожарной опасности, кроме Ф1.3, допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом. Они не учитываются при эвакуации, за исключением случая, оговоренного в 6.9*. Эти лестницы должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре. Допускается не предусматривать вышеуказанного ограждения таких лестниц в зданиях класса Ф5 при условии, что они ведут из подвального или цокольного этажа с помещениями категорий В4, Г и Д в помещения первого этажа тех же категорий.
В соответствии с
пунктами 4.3.4,
4.4.2 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. СП 1.13130.2009", утвержденного
Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:
0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
1,0 м - во всех остальных случаях.
В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.
При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами.
На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.
Согласно
пункту 4.26 СП 4.13130.2009 Свод правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 174 в зданиях всех классов функциональной пожарной опасности, кроме Ф1.3, допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом. Они должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре. Допускается не предусматривать вышеуказанного ограждения таких лестниц в зданиях класса Ф5 при условии, что они ведут из подвального или цокольного этажа с помещениями категорий В4, Г и Д в помещения первого этажа тех же категорий.
Пунктами 1.82, 1.97 СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания" установлено, что двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч. В лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей как из надземных этажей, так и из подвального или цокольного этажей, следует предусматривать обособленные выходы наружу из подвального или цокольного этажей, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа. Отдельные лестницы для сообщения между подвалом или цокольным этажом и первым этажом, ведущие в коридор, холл или вестибюль первого этажа, в расчете эвакуации людей из подвала или цокольного этажа не учитываются. Если лестница из подвала или цокольного этажа выходит в вестибюль первого этажа, то все лестницы надземной части здания, кроме выхода в этот вестибюль, должны иметь выход непосредственно наружу.
Из материалов дела следует, что ООО "Розница К-1" на основании договора аренды от 11.06.2011 N 740А/11, заключенного с ООО "Новая Сибирь" приняло во временное владение и пользование торговую площадь 98,5 кв. м в здании (помещении) магазина, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Трикотажная, 60/3.
Условиями указанного договора предусмотрено, что арендатор обязан соблюдать
правила пожарной безопасности (пункт 7.1 договора).
Таким образом, эксплуатируя помещение, в котором проводилась проверка, используя его для осуществления предпринимательской деятельности, Общество обязано было соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 09.06.2011 по делу об административном правонарушении N 5-52/11 ООО "Розница Н-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Указанное постановление вынесено по результатам проведенной Прокуратурой Дзержинского района г. Новосибирска в период с 01.06.2011 по 06.06.2011 проверки, в соответствии с которой были выявлены аналогичные нарушения ООО "Розница Н-1" требования пожарной безопасности, что и при проверки, проведенной 25.08.2011 Прокуратурой Дзержинского района г. Новосибирска совместно со специалистом ОНД по Дзержинскому району г. Новосибирска ГУ МЧС России по Новосибирской области.
Согласно
статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными
КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При указанных выше обстоятельствах, с учетом положений
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, суд апелляционной инстанции считает, что факт нарушения со стороны Общества норм и
правил пожарной безопасности, подтверждается материалами дела и доказательств обратного в материалах рассматриваемого дела не имеется, поскольку доводы апелляционной жалобы в указанной части не основаны на надлежащих доказательствах, по существу являются голословными.
Апеллянтом в нарушение требований
статьи 65 АПК РФ не представлено в обоснование своей позиции доказательств, свидетельствующих, что Постановление Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 09.06.2011 по делу об административном правонарушении N 5-52/11 о назначении Обществу административного наказания не вступило в законную силу на момент вынесения оспариваемого судебного акта; при наличии запроектированных и построенных помещений по ранее утвержденному архитектурному решению Обществом как эксплуатантом помещений обеспечено соблюдение обязательных требований пожарной безопасности таким образом, что отсутствует угроза жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара на объекте.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
Согласно
пункту 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Материалы дела не содержат доказательств принятия Обществом всех необходимых мер для соблюдения требований правил и норм пожарной безопасности, а также доказательств объективной невозможности их исполнения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении общества, является законным и обоснованным.
Срок давности привлечения учреждения к административной ответственности, установленный
статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек. Процедура привлечения ООО "Розница К-1" к административной ответственности соблюдена.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также его существенную угрозу, которое может повлечь вред жизни и здоровью неопределенному количеству лиц, не усматривает оснований для применения малозначительности в соответствии со
статьей 2.9 КоАП РФ.
Следовательно, административный орган правомерно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии с положениями
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену или изменение решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с
частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дела не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
В связи с изложенным, государственная пошлина в размере 1 000 руб., уплаченная по платежному поручению N 17825 от 29.02.2012, подлежит возврату Обществу.
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 февраля 2012 года по делу N А03-17676/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Розница К-1" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 29.02.2012 N 17825.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.А.КОЛУПАЕВА
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
С.В.КРИВОШЕИНА