Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 14.12.2010 N Ф03-8513/2010 данное постановление изменено в части обязания администрации города провести процедуру выбора земельного участка.
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 N 06АП-3714/2010 по делу N А04-2041/2010
Требование: О признании недействительным отказа в выборе земельного участка для строительства.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено.


Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 N 06АП-3714/2010 по делу N А04-2041/2010
Требование: О признании недействительным отказа в выборе земельного участка для строительства.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменено.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2010 г. N 06АП-3714/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович: не явился;
от администрации города Благовещенска: представитель не явился;
от Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в г. Благовещенске: представитель не явился;
от Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел г. Благовещенска: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Благовещенска
на решение от 22 июня 2010 года
по делу N А04-2041/2010
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича
о признании недействительным отказа администрации города Благовещенска в выборе земельного участка для строительства, изложенного в письме от 19.04.2010 N 513/19
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в г. Благовещенске, Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел г. Благовещенска
установил:
индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - индивидуальный предприниматель Архипов Э.А., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа администрации города Благовещенска в выборе земельного участка, изложенного в письме от 19.04.2010 N 513/19 по заявлению от 07.05.2009 N 3754з, как несоответствующего Земельному и Гражданскому кодексам Российской Федерации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в г. Благовещенске (далее - Управление ГОЧС в г. Благовещенске), Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел г. Благовещенска (далее - ОГИБДД УВД г. Благовещенска).
Решением суда от 22.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрация города Благовещенска обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права.
Предприниматель Архипов Э.А., администрация города Благовещенска, Управление ГОЧС в г. Благовещенске, ОГИБДД УВД в г. Благовещенске, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Архипов Э.А. 07.05.2009 обратился с заявлением вх. N 3754з в Министерство имущественных отношений Амурской области о выборе земельного участка, расположенного в г. Благовещенске в районе ул. Ленина, 57, размером 38 x 14 м для строительства гаражей боксового типа согласно прилагаемой схеме расположения земельных участков.
Администрация города Благовещенска письмом от 30.07.2009 N 14-35/6251 сообщила о невозможности выбора земельного участка.
Не согласившись с отказом государственного органа, предприниматель обратился в суд.
Решением суда от 14.10.2009 по делу N А04-6285/2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.01.2010 N 06АП-5446/2009 и постановлением суда кассационной инстанции от 20.04.2010 N Ф03-2341/2009, требования предпринимателя удовлетворены. Признаны недействительными отказы государственных органов в выборе земельного участка для строительства гаражей боксового типа, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации. Администрация города Благовещенска обязана повторно рассмотреть заявление Архипова Э.А., поступившее в Министерство имущественных отношений Амурской области 07.05.2009 и зарегистрированное за номером 3754з в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Во исполнение решения суда, администрация города Благовещенска, повторно рассмотрев заявление предпринимателя Архипова Э.А., письмом от 19.04.2010 N 513/19 сообщила об отсутствии оснований для завершения процедуры выбора земельных участков для размещения гаражей, сославшись на то, что предлагаемым вариантом размещения ограничен внутриквартальный проезд к многоквартирному жилому дому по адресу: ул. Ленина, 59, а также проезд к гаражам, расположенным с восточной стороны от указанного дома; в нарушение требований технического регламента по пожарной безопасности не соблюдено противопожарное расстояние до границ жилого дома; не выполняются нормативные требования пунктов 6.17, 6.39 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; не будет обеспечена видимость пешеходов и транспортных средств, что противоречит требованиям пункта 1.5 Правил дорожного движения, статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Не согласившись отказом, предприниматель обратился в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд пришел к выводу о повторном незаконности отказа в выборе земельного участка, в связи с нарушением администрацией города Благовещенска требований Земельного кодекса Российской Федерации и Постановления мэра г. Благовещенска от 16.03.2009 N 422 к процедуре выбора земельного участка.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательства, суд апелляционной инстанции счел решение подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 31 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Частью 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ), копия которого с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю (часть 7 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (частью 8 статьи 31 ЗК РФ).
Сообщая об отсутствии оснований для завершения процедуры выбора земельных участков для размещения гаражей в квартале 78, согласно приложенной схеме, администрация города Благовещенска сослалась на то, что при размещении гаражей, согласно данной схеме, будет ограничен внутриквартальный проезд к многоквартирному жилому дому, а также проезд к гаражам, расположенным с восточной стороны от указанного дома.
Между тем, согласно СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" ширина второстепенного проезда составляет 3,5 м, ширина пешеходной дорожки 0,75 см, что с учетом одной полосы движения составляет 5 м. Из схемы земельного участка видно, что расстояние от запрошенных участков до дома около 10 м., что превышает установленный СНиПом размер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 статьи 72 указанного закона противопожарные расстояния от коллективных наземных и наземно-подземных гаражей, открытых организованных автостоянок на территориях поселений и станций технического обслуживания автомобилей до жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений, а также до земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа на территориях поселений должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 16 приложения к настоящему Федеральному закону.
При этом таблица 11 содержит допустимые расстояния между зданиями, сооружениями и строениями от 6 до 15 м, в зависимости от степени огнестойкости здания и класса конструктивной пожарной опасности. Однако администрацией вопросы степени огнестойкости здания и класса конструктивной опасности не устанавливались, в связи с чем вывод о нарушении установленных расстояний является необоснованным.
Таблица 16 устанавливает, что противопожарное расстояние от коллективных гаражей и открытых автостоянок при числе легковых автомобилей 10 и менее до общественных зданий составляет 10 (12) м. В связи с чем нарушение в данной части администрацией также не обосновано.
В чем выражается нарушение пункта 6.17 СНиП администрацией не установлено, поскольку он не содержит норм и ограничений, ссылка на пункт 6.39 СНиП также не может быть приняты во внимание, поскольку он регламентирует расстояния от гаражей до жилых домов, размещаемых на селитебных территориях. Основания отнесения спорного земельного участка к данной территории не обосновано.
Доводы администрации о том, что в связи с установкой гаражей не будет обеспечена видимость пешеходов и транспортных средств, со ссылкой на пункт 1.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, согласно которому участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, не повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения, является произвольным и ничем не обоснованным.
Ссылки на статью 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержащую основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, не принимаются, как не конкретизированные, а потому не являющиеся основанием для вынесения спорного письма.
Кроме того, все указанные обстоятельства в ходе проведения процедуры предоставления участка на месте не устанавливались и никаким документом не фиксировались.
Более того, из анализа вышеуказанных норм земельного законодательства следует, что принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающем этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Между тем, администрацией города Благовещенска акт выбора земельного участка в смысле, придаваемом ему ЗК РФ, не составлялся.
Представленные акт от 03.03.2010 N 8/16 о выборе земельного участка, акт от 03.03.2010 обследования на местности и заключение к акту о выборе земельного участка составлены без выхода на место и приглашения индивидуального предпринимателя Архипова Э.А. принять участие в составлении данных документов, без определения вариантов расположения участка на местности, в том числе путем изменения его площади.
При этом в составе администрации создана комиссия по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска, постановлением мэра города Благовещенска от 16.03.2009 N 422 утвержден ее Регламент, согласно пункту 1.2 которого процедура выбора земельного участка не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен земельный участок.
Согласно пункту 2.5 Регламента при выявлении в ходе согласования акта выбора обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка, которая подлежит повторному согласованию всеми членами Комиссии.
Таким образом, следует признать, что администрацией города Благовещенска не соблюдена процедура выбора земельного участка при рассмотрении заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка для строительства.
Также, суд не может согласиться с выводами, содержащимися в оспариваемом письме об отсутствии оснований для завершения процедуры выбора земельных участков для размещения гаражей, поскольку в обязанности администрации, в соответствии с частью 6 статьи 31 ЗК РФ, входит принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Установление невозможности завершения процедуры выбора является неисполнением администрацией своих обязанностей по рассмотрению заявления индивидуального предпринимателя Архипова Э.А. в связи с непринятием решения о предварительном согласовании либо об отказе в размещении объекта.
В связи с этим письмо администрации города Благовещенска от 19.04.2010 N 513/19, правомерно признано судом недействительным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, а также администрация города Благовещенска правомерно обязана, с участием индивидуального предпринимателя Архипова Э.А., обеспечить выбор земельных участков на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлении индивидуального предпринимателя Архипова Э.А. от 07.05.2009 N 3754з, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями муниципальными организациями, результаты которого оформить актом о выборе, вручив его предпринимателю.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает неправомерным установление судом месячного срока с момента принятия решения для выполнения возложенных на администрацию действий.
Пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ не предусматривает на указание в резолютивной части решения об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц указание на срок устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Порядок обеспечения выбора земельного участка регламентирован нормами статьи 31 ЗК РФ и является сложным, многоступенчатым и требующим согласования с различными органами и организациями.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание на срок обеспечения выбора земельного участка.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22 июня 2010 года по делу N А04-2041/2010 изменить.
Исключить из резолютивной части решения суда указание на срок обеспечения выбора земельных участков.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.А.ШВЕЦ