Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 09.09.2011 N Ф03-4107/2011 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 N 06АП-1622/2011 по делу N А04-5066/2010
Требование: О признании недействительными постановлений органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельных участков, об обязании отменить оспариваемые постановления.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 N 06АП-1622/2011 по делу N А04-5066/2010
Требование: О признании недействительными постановлений органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельных участков, об обязании отменить оспариваемые постановления.
Решение: Требование удовлетворено.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2011 г. N 06АП-1622/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Михайловой А.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Ельчанинова Анатолия Николаевича: Зенченко А.В., представитель по доверенности от 03.11.2010;
от Администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015): представитель не явился;
от третьего лица:
от Шелковниковой Ирины Владимировны: представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 05.03.2011
по делу N А04-5066/2010
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей П.А. Чумаковым
по заявлению индивидуального предпринимателя Ельчанинова Анатолия Николаевича
к Администрации города Благовещенска
о признании постановления недействительным
третье лицо Шелковникова Ирина Владимировна
установил:
индивидуальный предприниматель Ельчанинов Анатолий Николаевич (далее - заявитель, ИП Ельчанинов А.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации города Благовещенска о признании постановления мэра города Благовещенска от 19.03.2010 N 1122 недействительным; обязании администрации города Благовещенска отменить указанное постановление.
Определением суда от 16.12.2010 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шелковникова Ирина Владимировна.
В письменных уточнениях от 23.12.2010 заявитель просил признать постановление мэра города Благовещенска от 18.12.2009 N 2078 о предварительном согласовании Шелковниковой Ирине Владимировне места размещения двух гаражей на земельных участках в северном планировочном районе недействительным; обязать администрацию города Благовещенска отменить постановление мэра города Благовещенска от 18.12.2009 N 2078; признать постановление мэра города Благовещенска от 19.03.2010 N 1122 недействительным; обязать администрацию города Благовещенска отменить постановление мэра города Благовещенска от 19.03.2010 N 1122.
Судом уточнение в отношении постановления мэра города Благовещенска от 18.12.2009 N 2078 не приняты, поскольку данное требование является самостоятельным и вновь заявленным.
Решением суда от 05.03.2011 постановление мэра города Благовещенска от 19.03.2010 N 1122 "О предоставлении в аренду Шелковниковой И.В. земельных участков для строительства гаражей в Северном планировочном районе" признано недействительным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом Администрация города Благовещенска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Указывает на то, что судом неверно определены существенные для дела обстоятельства и не применен закон, подлежащий применению. Ссылается на то, что делая вывод о незаконности предварительного согласования места размещения объекта Шелковниковой И.В., суд первой инстанции вышел за рамки заявленных требований.
Администрация города Благовещенска, Шелковникова И.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с положениями статей 123, 156 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела не явилось.
Апелляционная жалоба рассмотрена с участием представителя заявителя, которой в судебном заседании отклонены доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Постановлением мэра города Благовещенска от 23.01.2009 N 133 Ельчанинову Анатолию Николаевичу (13/14) и обществу с ограниченной ответственностью монтажно-производственной фирме "АМПИК" (1/14) на праве общей долевой собственности был предоставлен земельный участок площадью 5621 кв. м с кадастровым номером 28:01:020020:0289, находящийся на 2 км Новотроицкого шоссе в северном районе (местоположение по кадастровому паспорту земельного участка от 20.05.2008 N 2-01/08-4683 - земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по ул. Кольцевая - ул. Пионерская - ул. Текстильная - старое Новотроицкое шоссе (СПУ-2, г. Благовещенск).
Согласно договору купли - продажи от 12.03.2009 N 64 ИП Ельчанинов А.Н. приобрел 13/14 доли в праве долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 28:01:020020:0289. Право собственности на указанный земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - гараж с подсобными помещениями/навес, общей площадью 5621 кв. м, зарегистрировано предпринимателем 20.05.2009.
На указанном земельном участке находятся встроенные нежилые помещения, расположенные по адресу Амурская область, г. Благовещенск, 2-й км. Новотроицкого шоссе, площадью 119,2 кв. м (свидетельство о государственной регистрации от 01.10.2008 N 28АА 261843), площадью 891 кв. м (свидетельство о государственной регистрации от 01.10.2008 N 28АА 261842), площадью 828,9 кв. м (свидетельство о государственной регистрации от 01.10.2008 N 28АА 261841).
Постановлением администрации города Благовещенска от 18.12.2009 N 2078 утвержден акт о выборе земельных участков для размещения объектов от 28.10.2009 N 40/4 и предварительно согласовано Шелковниковой Ирине Владимировне место размещения двух гаражей на земельных участках площадью 30,0 кв. м каждый в северном планировочном районе.
19.03.2010 администрацией города Благовещенска принято постановление N 1122 о предоставлении в аренду сроком на 3 года Шелковниковой Ирине Владимировне земельных участков площадью по 30 кв. м (каждый) из категории земель населенных пунктов, находящихся в Северном планировочном районе (местоположение по кадастровым паспортам земельных участков от 16.02.2010 N 2801/201/10-561, N 2801/201/10-562 - Амурская область, г. Благовещенск, северный планировочный район, земельные участки расположенные в юго-западной части квартала), используемые для строительства гаражей, согласно прилагаемому плану земельных участков: участок N 1 с кадастровым номером 28:01:020020:378, участок N 2 с кадастровым номером 28:01:020020:379.
Посчитав, что постановление мэра г. Благовещенска N 1122 от 19.03.2010 принято с нарушением требований статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании его недействительным.
Исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками органами местного самоуправления осуществляется в пределах их полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Постановлением мэра г. Благовещенска от 09.06.2009 N 941, в соответствии с ЗК РФ, Градостроительным кодексом Российской Федерации, в целях упорядочения процесса выбора земельных участков для строительства на территории города Благовещенска, утвержден Порядок о выборе земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска (далее по тексту - Порядок выбора земельных участков).
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка выбора земельных участков, поступившее в администрацию г. Благовещенска заявление гражданина или юридического лица либо обращение уполномоченного органа государственной власти о выборе земельного участка для строительства направляется в управление организации городского строительства Администрации для предварительного рассмотрения возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке и подготовки ситуационного плана земельного участка.
Предварительное рассмотрение возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке проводится на основании: информации, указанной в заявлении физического или юридического лица либо в обращении уполномоченного органа государственной власти о назначении объекта, его технических и технологических данных, предполагаемом месте его размещения, обосновании примерного размера земельного участка, технико-экономическом обосновании проекта строительства или необходимых расчетов (при наличии); Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска; утвержденного проекта красных линий; информации о наличии либо отсутствии проложенных инженерных сетей на территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; иной информации (пункт 2.2. Порядка выбора земельных участков).
При определении возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке по результатам предварительного рассмотрения управлением организации городского строительства вопрос о выборе земельного участка для строительства выносится на рассмотрение комиссии по выбору земельных участков для строительства.
Управлением по организации городского строительства подготавливается ситуационный план земельного участка, выполненный в удобном для работы масштабе (1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000, 1:10000), в количестве экземпляров, равном количеству членов Комиссии, а также акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 3.1, пункт 3.2 Порядка выбора земельных участков).
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка выбора земельных участков акт о выборе земельного участка подготавливается с учетом основных показателей, характеризующих земельный участок, при этом раздел "Представители других заинтересованных служб и организаций города" заполняется управлением организации городского строительства при необходимости получения дополнительных согласований в зависимости от особенностей застройки и использования соответствующей территории.
Акт о выборе земельного участка для строительства передается в Комиссию для проведения согласований с членами Комиссии, а также с организациями, учреждениями и инженерно-техническими службами, указанными в акте.
Члены Комиссии обеспечивают подготовку заключения органа, организации, представителями которых они являются, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующего органа, организации в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 3.4 Порядка выбора земельных участков).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 67 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к зданиям сооружениям и строениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей с одной стороны при ширине здания, сооружения или строения не более 18 метров.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 67 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям, сооружениям и строениям в случаях меньшей этажности, чем указано в пункте 1 части 1 статьи 67 настоящего Закона.
Пунктом 13 статьи 69 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ установлено, что противопожарные расстояния между глухими торцевыми стенами, имеющими предел огнестойкости не менее REI 150, зданий, сооружений и строений I - III степеней огнестойкости, за исключением зданий детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа (классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1), и многоярусными гаражами-стоянками с пассивным передвижением автомобилей не нормируются.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрацией не соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства гаражей. При выборе земельных участков для строительства гаражей их расположение в нарушение положений статьи 30 ЗК РФ не было согласовано с органами государственного пожарного надзора, не был рассмотрен вопрос определения огнестойкости зданий, а также обеспечения подъезда пожарных автомобилей к зданиям.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, не состоятельны.
В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Правила статьи 49 АПК РФ не допускают рассмотрение требований, не являющихся предметом иска (заявления).
Поскольку предмет спора по настоящему делу составляют требования предпринимателя о признании постановления мэра г. Благовещенска N 1122 от 19.03.2010 недействительным и обязании администрации отменить указанное постановление, суд обязан рассмотреть именно данные требования, а иное означало бы выход суда за пределы заявления, то есть превышение судом своих полномочий.
До принятия судебного акта по существу спора предприниматель уточнил заявленные требования, просил признать постановление мэра г. Благовещенска от 18.12.2009 N 2078 о предварительном согласовании Шелковниковой Ирине Владимировне места размещения двух гаражей на земельных участках в северном планировочном районе недействительным и обязать администрацию города Благовещенска отменить постановление мэра
Судом уточнение обоснованно не принято, поскольку данное требование является самостоятельным и вновь заявленным.
Из анализа всего текста обжалуемого решения следует, что суд рассмотрел и удовлетворил только требования заявителя, не выходя за их пределы.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 05.03.2011 по делу N А04-5066/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ
Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Е.А.ШВЕЦ