Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 N 06АП-2554/2011 по делу N А73-2316/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 N 06АП-2554/2011 по делу N А73-2316/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2011 г. N 06АП-2554/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 июля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Балинской И.И., Песковой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Стрекаловского О.С., представителя по доверенности от 14.04.2011 N 325/1-18
от административного органа: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Корсаковского сельского поселения
на решение от 19.05.2011
по делу N А73-2316/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Калашников А.Г.
по заявлению Администрации Корсаковского сельского поселения
об оспаривании постановления Главного государственного инспектора Хабаровского района по пожарному надзору N 20/16 от 07.02.2011
заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество Управляющая компания"
Глава Администрации Корсаковского сельского поселения Спека Иван Васильевич обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановление Главного государственного инспектора Хабаровского района по пожарному надзору от 07.02.2011 N 20/16, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что в действиях администрации отсутствует состав административного правонарушения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество Управляющая компания".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края 19.05.2011 в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава инкриминируемого правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
При этом заявитель жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального права, а также неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку не является ни собственником, ни лицом уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться спорными сооружениями.
Представитель заявителя в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме.
Административный орган, и заинтересованное лицо в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще.
Заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 01.02.2011 при проведении плановой проверки территории Администрации Корсаковского сельского поселения (с.Корсаково-1, 2, с.Краснореченское, с.Рощино) были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в РФ, а именно установлено, что в нарушение ППБ 01-03 пункта 89 не произведен ремонт водоемов и гидрантов в с.Краснореченское, по ул. Центральная, 14, 9-а, ул. Почтовая, 2-ж, 1-а, ул. Ломоносова, 33, 24, в с.Корсаково-1, по ул. Центральная, 19, ул. Школьная, 9, ул. Союзная, 38.
По данным фактам 01.02.2011 в отношении Администрации Корсаковского сельского поселения составлен протокол N 20/16 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, на основании которого по результатам рассмотрения материалов проверки 07.02.2011 главным государственным инспектором Хабаровского района по пожарному надзору вынесено постановление N 20/16 о привлечении Администрации Корсаковского сельского поселения к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях администрации состава вменяемого ему правонарушения и отсутствии обстоятельств для освобождения от привлечения к административной ответственности.
Вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 5 Устава Корсаковского сельского поселения к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии со статьей 1 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 19 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В силу статей 37, 38 указанного Федерального закона руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно пункту 11 ППБ 01-03 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по I предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
На основании части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела видно, что должностным лицом противопожарного органа проведена плановая проверка противопожарного состояния объектов и территории, подконтрольных администрации Корсаковского сельского поселения.
При проведении проверки обнаружен ряд нарушений Правил пожарной безопасности, послуживших основанием для привлечения к ответственности.
Выявленные нарушения, а именно: на территории населенных пунктов в нарушение пункта 89 ППБ 01-03 не произведен ремонт пожарных водоемов и гидрантов суд первой инстанции обоснованно посчитал установленными, согласившись с доводами административного органа.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении статей 19, 21 Федерального закона "О пожарной безопасности", пунктов 89, 90, 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313).
Факты нарушения требований пожарной безопасности, установленных Правилами, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 01.02.2011. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат, следовательно, является доказанным наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств и пояснения сторон установлено, что заявитель имел возможность выполнить вышеперечисленные требования Правил пожарной безопасности. Доказательств принятия всевозможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Таким образом, нарушение Правил допущено по вине администрации, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что сети водоснабжения, на которых установлены спорные гидранты принадлежат собственнику - МО Хабаровский район, и заявитель не может производить работы на чужой собственности, следовательно, не является субъектом вменяемого правонарушения, подлежат отклонению.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 85 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, одним из которых является обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования.
Создание в целях пожаротушения условий для производства мероприятий, связанных с приобретением, установкой и приведения в рабочее состояние согласно норм оборудования (например, пожарных мотопомп, пожарных гидрантов, оборудования для забора воды пожарными автомобилями в водонапорных башнях, площадок с твердым покрытием у пруда, установка пожарных гидрантов на существующем водопроводе через каждые 200 метров, установка соответствующих знаков о нахождении этих гидрантов и проезда к пруду, освещения гидрантов и площадки с твердым покрытием возле пруда в темное время суток, оборудование этой площадки твердым покрытием, создание минерализованной полосы между прилегающим лесным массивом и населенным пунктом, оборудование населенных пунктов звукового оповещения о пожаре, принятие постановлений о запрете сжигания мусора, травы в соответствующий сезон и другие мероприятия) является согласно статьям 19, 37 Федерального закона "О пожарной безопасности", подпункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно Уставу Корсаковского сельского поселения обязанностью органа местного самоуправления, независимо от того, на каком основании владеет или использует землю, имущество заявитель.
Доказательств принятия всех зависящих от заявителя мер по выполнению обязанности по предоставлению безопасных условий жизни жителям населенных пунктов сельского поселения в соответствии с противопожарными требованиями заявителем суду апелляционной инстанции не представлено.
Учитывая, что дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом, процессуальных нарушений не выявлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.05.2011 по делу N А73-2316/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА