Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.11.2022 N Ф04-6144/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 N 07АП-6140/2022 по делу N А45-6757/2022
Требование: О признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 N 07АП-6140/2022 по делу N А45-6757/2022
Требование: О признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2022 г. N 07АП-6140/2022
Дело N А45-6757/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Бородулиной И.И.
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Кристалл"
(N 07АП-6140/2022) на решение от 31.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-6757/2022 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Кристалл"
(ОГРН: 1085445002796, ИНН: 5445257264, 633003, Новосибирская область, Бердск город, Боровая улица, дом 4/4а, офис 203) о признании незаконным и отмене предписания от 28.12.2021 N 175/2, заинтересованное лицо: Отделение надзорной деятельности и профилактической работы по г. Бердску Новосибирской области УНДиПР ГУ МЧС по НСО (633009, Новосибирская область, Бердск город, Черемушная улица, дом 1),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Штылев А.Ю., доверенность от 26.07.2022, паспорт, диплом;
- от иных лиц, явка не обеспечена, извещены,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Кристалл" (далее - Общество, ООО ПО "Кристалл", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 28.12.2021 N 175/2, заинтересованное лицо: Отделение надзорной деятельности и профилактической работы по г. Бердску Новосибирской области УНДиПР ГУ МЧС по НСО (далее - заинтересованное лицо, ОНДиПР по г. Бердску).
Решением от 31.05.2022 г. Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении требований ООО ПО "Кристалл" об отмене предписания от 28.12.2021 г. N 175/2 и устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.05.2022 по делу N А45-6757/2022 полностью, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что он не является ни собственником, ни нанимателем переустроенных помещений, не возводил на путях эвакуации на лестничной площадке 6 этажа во втором подъезде (коридоре) дома по адресу: г. Бердск, ул. Боровая, д. 4/1А металлической двери. Устранение выявленных нарушений возможно только путем обращения в суд с исковым заявлением к собственнику или нанимателю жилого помещения о демонтаже двери.
В судебном заседании представитель ООО ПО "Кристалл" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также представил дополнения к ней.
Представители заинтересованного лица в судебное заседание не явились, отзыв на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения Арбитражного суда Новосибирской области, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что факт установления спорной металлической двери собственниками жилых помещений дома и невозможность управляющей организации без согласия собственников помещений привести помещение в прежнее состояние не влечет признание незаконным выданного предписания.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
В соответствии со статьями 3 и 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся, также, технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных национальными стандартами, сводами правил, а также иных содержащих требования пожарной безопасности документов, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно частям 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу норм Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и подпунктом "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение о государственном пожарном надзоре), государственные инспекторы по пожарному надзору вправе выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
На основании статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Пунктом 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Как следует из материалов дела, ООО ПО "Кристалл" обслуживает многоквартирный жилой дом по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, ул. Боровая, д. 4/1а с 10.07.2011 г., согласно сайта ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru) и договором управления многоквартирным домом.
Согласно п. 1.3 договора управления многоквартирным домом по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, ул. Боровая, д. 4/1а, целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания собственника надлежащего содержания общего имущества в Многоквартирном доме, осуществляемое в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе пожарной безопасности.
В соответствии с п. п. е) п. 11 Правила N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с п. 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана соблюдать требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности следует понимать виновное совершение действий, противоречащих противопожарным правовым нормам, пассивное невыполнение требований пожарной безопасности.
Установление на путях эвакуации на лестничной площадке 6 этажа во втором подъезде (коридоре) металлической двери, не предусмотренной проектной документацией, является нарушением требований пожарной безопасности, так как противоречит вышеуказанным противопожарным нормам, приводит к возникновению угрозы жизни и здоровью людей при возможном возникновении пожара.
Доводы заявителя о том, что он не является ни собственником, ни нанимателем переустроенных помещений, не возводил на путях эвакуации на лестничной площадке 6 этажа во втором подъезде (коридоре) дома по адресу: г. Бердск, ул. Боровая, д. 4/1А металлической двери, а также о том, что устранение выявленных нарушений, возможно только путем обращения в суд с исковым заявлением к собственнику или нанимателю жилого помещения о демонтаже двери не являются обоснованными, поскольку, с учетом вышеизложенного, обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возложена на заявителя, следовательно, приведение помещения в прежнее состояние также лежит на нем. В данном случае выбор механизма исполнения предписания оставлен на усмотрение Общества, а демонтаж двери не является единственным способом исполнения предписания. Управляющей организацией не были приняты меры по обеспечению пожарной безопасности многоквартирного жилого дома, в том числе в части понуждения лица к демонтажу установленной металлической двери, не предусмотренной проектной документацией на дом.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов Общества, не возлагает на Общество не предусмотренных законодательством обязанностей; содержащиеся в нем формулировки являются доступными для понимания относительно действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо произвести Обществу.
Предписание содержит характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства.
Оспариваемое предписание является законным, принято в отношении надлежащего лица и в пределах полномочий государственного органа, в защиту граждан, интересы которых нарушены в результате действий (бездействия) заявителя, содержит положения закона, которые были нарушены заявителем, обязательные для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений, а также содержит именно законные требования, то есть на заявителя возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для заявителя в силу закона.
Доказательства обратного заявителем не представлены, материалы дела также не содержат такие доказательства.
На основании вышеизложенного, указанные в апелляционной жалобе доводы заявителя являются необоснованными, противоречат материалам дела и требованиям вышеуказанного законодательства, а, следовательно, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителя как на проигравшее спор лицо относятся судебные расходы, связанные с рассмотрением апелляционной жалобы.
Поскольку общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Кристалл" уплатили 3 000 рублей при обращении в суд с апелляционной жалобой, заявителю возвращается из федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 1172 от 08.06.2022.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 31.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-6757/2022 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Кристалл" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Кристалл" (ОГРН: 1085445002796, ИНН: 5445257264, 633003, Новосибирская область, Бердск город, Боровая улица, дом 4/4а, офис 203) из федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 1172 от 08.06.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий
О.О.ЗАЙЦЕВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Т.В.ПАВЛЮК