Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 N 07АП-1930/24 по делу N А27-10772/2023
Требование: Об оспаривании предписания об устранении нарушения требований правил пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 N 07АП-1930/24 по делу N А27-10772/2023
Требование: Об оспаривании предписания об устранении нарушения требований правил пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2024 г. N 07АП-1930/24
Дело N А27-10772/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Зайцевой О.О., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жулевой К.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЭУ-21" (N 07АП1930/24), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.01.2024 по делу N А27-10772/2023 (судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЭУ-21", город Кемерово (ОГРН 1074205021472, ИНН 4205140920) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области, город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1044205090907, ИНН 4205076551) в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Кемерово, города Березовского и Кемеровского района об оспаривании предписания от 18.05.2023 N 2305/1-42/284-В/ПИВ, постановления от 02.06.2023 N 40,
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: Лякин В.Е., представитель по доверенности от 30.12.2023, паспорт;
от заинтересованного лица: Чащина Н.К., представитель по доверенности от 26.05.2021, паспорт;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РЭУ-21" (далее - заявитель, общество, ООО "РЭУ-21") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании предписания от 18.05.2023 N 2305/1-42/284-В/ПИВ, постановления от 02.06.2023 N 40, вынесенных Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Кемерово, города Березовского и Кемеровского района (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС).
Решением суда от 29.01.2024 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, признать недействительным предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу N 2305/1-42/284-В/ПИВ от 18.05.2023. Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального, процессуального, права, неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Административный орган в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебном заседании поддержали свои правовые позиции, настаивали на их удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением о проведении инспекционного визита от 15.05.2023 N 2305/1-42/284-В/РИВ заместителем начальника отдела надзорных мероприятий отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу (заместителем главного государственного инспектора Кемеровского и Березовского городского округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору) ООО "РЭУ-21" проведен внеплановый инспекционный визит на основании пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
По результатам внепланового инспекционного визита ГУ МЧС составлен акт инспекционного визита N 2305/1-42/284-В/АИВ от 18.05.2023; установлено, что обществом нарушены требования пожарной безопасности. ООО "РЭУ-21" выдано предписание N 2305/1-42/284-В/ПИВ от 18.05.2023, которым на общество возложена обязанность в срок до 01.04.2024 устранить нарушения требований части 1 статьи 84 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 5 таблицы 2 СП 3.13130.2009, пункта 5.1 пункта 19 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", утв. приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323, выразившиеся в не оборудовании здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Красноармейская, 114, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "РЭУ-21" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности факта нарушения Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и наличии оснований для выдачи оспариваемого предписания. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Из материалов дела следует, что оспариваемое предписание выдано в рамках контрольно-надзорного мероприятия, в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания от 29.09.2021 N 539/1. При этом с тем же предметом требований (оборудование многоквартирного дома N 114 по ул. Красноармейской системой оповещения и эвакуацией людей при пожаре) обществу выдавались предписания на протяжении длительного времени (предписания N 166/1/80 от 30.10.2019, N 83/1/49 от 04.09.2020, N 9/1/4 от 28.01.2021).
За нарушение требований указанных предписаний и за нарушение правил пожарной безопасности по тому же объекту директор ООО "РЭУ-21" привлекался в административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ (постановление ГУ МЧС N 87 от 30.10.2019), по части 12 и части 14 статьи 19.5 КоАП РФ (постановления мирового судьи судебного участка N 4 Заводского района г. Кемерово от 29.03.2021 по делу N 5-186/4-2021, от 06.12.2021 по делу N 5-751/4-2021). Таким образом, вопрос о правомерности требований ГУ МЧС об оборудовании многоквартирного дома N 114 по ул. Красноармейской системой оповещения и эвакуацией людей при пожаре рассматривался судами неоднократно по инициативе общества в порядке КоАП РФ.
При этом контрольный орган последовательно утверждал о правильности своей позиции. В связи с изложенным, суд пришел к верному выводу, что соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не приведет к его мирному разрешению.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона. Согласно части 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ по истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона. В число таких мероприятий входит инспекционный визит (пункт 4 части 2 статьи 56 Федерального закона N 248-ФЗ).
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2020 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (в редакции, действовавшей в спорный период) устанавливалось, что в 2022 - 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которого регулируется Федеральным законом N 248-ФЗ, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до 01.03.2023, о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
Как следует из материалов дела, внеплановый инспекционный визит проведен ГУ МЧС в соответствии с решением от 15.05.2023 N 2305/1-42/284-В/РИВ (учетный номер проверки 42230061000206104909) на основании пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с истечением срока исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29.09.2021 N 593/1, предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Срок действия предписания от 29.09.2021 N 593/1 был установлен до 01.08.2022 и продлен на 90 календарных дней в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства РФ от 10.03.2020 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Решение от 15.05.2023 N 2305/1-42/284-В/РИВ принято на основании мотивированного представления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия инспектора ОНДПР Кировского района г. Кемерово Отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Кемерово, города Березовского и Кемеровского района ГУ МЧС по Кемеровской области-Кузбассу. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия согласовано решением прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса N 828 от 16.05.2023, что подтверждается сведениями ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" (https://proverki.gov.ru/portal/public-knm/ 16177013).
В пунктах 7, 8, 10, 12 решения ГУ МЧС обозначены контролируемое лицо и адрес, по которому проводится инспекционный визит, предмет и сроки поведения инспекционного визита. Данное решение направлено заблаговременно ООО "РЭУ-21", что подтверждается отчетом об отправке по электронной почте от 17.05.2023. Таким образом, контрольное (надзорное) мероприятие проведено при наличии оснований, установленных пунктом 5 части 1 статьи 57, частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ, подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2020 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля". Требования Федерального закона N 248-ФЗ при проведении инспекционного визита соблюдены.
По существу заявленных требований.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них. Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 16); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (пункт 8 части 1 статьи 16); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 части 1 статьи 16). В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности. Статьей 3 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу положений статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Статьей 20 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ), подпункт "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290).
Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесено уполномоченным органом на проведение государственного пожарного надзора.
Статья 2 Закона "О пожарной безопасности" определяет, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, действующие на территории Российской Федерации нормативно - правовые акты: государственные стандарты (ГОСТы), правила пожарной безопасности. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ, Технический регламент) положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. Согласно статье 4 указанного закона техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу положений части 2 статьи 37 Закона о пожарной безопасности организации, а также руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Согласно части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД. В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу подпункта "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя, в том числе, и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно пункту 27 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" в работы по обеспечению требований пожарной безопасности входит: осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Согласно сведениям официального сайта Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства https://my.dom.gosuslugi.ru ООО "РЭУ-21" управляющей организацией в отношении дома, расположенного по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 114. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается. Таким образом, общество является лицом, ответственным за содержание общего имущества указанного здания, в том числе, за соблюдение требований пожарной безопасности.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. Кроме того, согласно пункту 39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140 требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
По убеждению заявителя, поскольку здание по адресу: г. Кемерово, ул. Красноармейская, 114, введено в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона N 123-ФЗ, работы по реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению не проводились, требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре, установленные СП 3.13130.2009, на основании статьи 84 Федерального закона N 123-ФЗ не подлежат применению.
Отклоняя позицию общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно информации, размещенной в ГИС.ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru) здание по адресу: г. Кемерово, ул. Красноармейская, 114, является пятиэтажным, 1964 года постройки. По выписке из реестра муниципальной собственности города Кемерово, выданной Комитетом по управлению имуществом Администрации города Кемерово, указанное здание включено в реестр как общежитие, реестровый N 0000011818.
Из ответа ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса" N 1811/23 от 29.11.2023 и прилагаемых технических паспортов следует, что технический паспорт на дату первичной инвентаризации 20.08.1964 оформлен на домовладение без указания назначения здания; в технических паспортах 23.03.1967, от 21.03.1995 в графе "площади", указано, что жилая площадь находится в общежитиях; в техническом паспорте от 25.03.1970 в графе "распределение жилой площади" указано, что жилая площадь находится в помещениях коридорной системы. Количество квартир в здании - 107 указано в технических паспортах 1964, 1995 и 2010гг.
Согласно ответу ППК "Роскадастр" от 05.12.2023 N 10-14861/23 по сведениям ЕГРН внесение изменений в сведения о назначении с "Жилой дом" на "Многоквартирный дом" здания осуществлялось 21.11.2016 в рамках проведения работ по верификации сведений реестра объектов недвижимости на основании пункта 6 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом". Сведения о назначении здания "Многоквартирный дом" и наименовании "Дом" являются актуальными.
Таким образом, из представленных документов не представляется возможным сделать вывод о том, что внесение в ЕГРН сведений о здании, как многоквартирном доме обусловлено изменением его функционального назначения, или проведенными работами по перепланировке или реконструкции. Вместе с тем, указанное обстоятельство не является основанием для вывода о неприменимости норм СП 3.13130.2009, исходя из следующего.
Как ранее изложено, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
На основании указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 N 1464 утверждены Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - Требования N 1464).
На основании пункта 1 Требований N 1464 данный нормативный документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее - объекты защиты), которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона N 123-ФЗ автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Пунктом 3 Требований N 1464 установлено, что объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 1. Согласно пункту 8 Требований N 1464 объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5, пунктами 5 и 6 которого предусмотрено, что здания общежитий и жилые здания коридорного типа оборудуются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Те же требования применительно к зданиям общежитий и жилым зданиям коридорного типа установлены "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173.
Согласно приказу Росстандарта от 13.02.2023 N 318 СП 3.13130.2009 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ.
В силу пункта 1 части 3 статьи 4, пункта 1 части статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ выполнение требований СП 3.13130.2009 относится к условиям обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.
Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты общество обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
В связи с этим период постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию не освобождают общество от соблюдения действующих (введенных после сдачи дома в эксплуатацию) норм и правил. Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N 306-КГ18-21677.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 определена следующая правовая позиция в отношении обязанностей управляющей организации. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определения в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормальное необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Общество, заключив договор на управление и содержание жилого дома, тем самым добровольно обязалось обеспечивать меры пожарной безопасности. Оспоренное предписание не возлагает на заявителя незаконных обязанностей, в связи с чем не может быть признано недействительным. Выбор механизма исполнения выданного предписания оставлен на усмотрение управляющей компании.
Как указывалось выше, Федеральный закон N 123-ФЗ принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты. При этом частью 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Федерального закона.
Выявленные в рамках проверки заинтересованным лицом нарушения касаются безопасности людей, проживающих в многоквартирном жилом доме, в связи, с чем дальнейшая эксплуатация жилого дома с такими нарушениями приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара, при этом дата постройки и введения дома в эксплуатацию не освобождают общество от соблюдения действующих (введенных после сдачи домов в эксплуатацию) норм и правил.
Таким образом, Общество обязано соблюдать действующие нормы и правила и устранить указанные в оспариваемом предписании нарушения.
Оценивая доводы заявителя, апелляционный суд отклоняет их, так как они не обоснованы заявителем со ссылками на конкретные обстоятельства, требующие проверки и оценки, не подтверждены соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем данные утверждения апеллянта сами по себе не могут рассматриваться в качестве основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого предписания вышеперечисленным нормативным актам и при наличии выявленных нарушений у заинтересованного лица имелись все основания для вынесения оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества являются обоснованными. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено. В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.01.2024 по делу N А27-10772/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЭУ-21" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК
Судьи
О.О.ЗАЙЦЕВА
С.Н.ХАЙКИНА