Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2024 N 07АП-5966/24 по делу N А27-13704/2023
Требование: О признании незаконным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2024 N 07АП-5966/24 по делу N А27-13704/2023
Требование: О признании незаконным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2024 г. N 07АП-5966/24
Дело N А27-13704/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего
Павлюк Т.В.,
судей
Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хохряковой Н.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Н и А" (N 07АП5966/24), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.06.2024 по делу N А27-13704/2023 (судья М.А. Сарафанникова) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Н и А" (ОГРН 1024200722105, ИНН 4207040575), город Кемерово к Администрации города Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869), город Кемерово о признании незаконным постановления N 1446 от 03.05.2023, третьи лица: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1044205090907, ИНН 4205076551), город Кемерово, Инспекция государственного строительного надзора Кузбасса (ОГРН 1064205113620, ИНН 4205109976), город Кемерово, общество с ограниченной ответственностью "Южный" (ОГРН 1034205061538, ИНН 4205055150), город Кемерово, иное лицо: Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433), город Кемерово,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
установил:
в Арбитражный суд Кемеровской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Н и А" о признании незаконным постановления Администрации города Кемерово N 1446 от 03.05.2023 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101030:315 по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева,13; об обязании Администрации города Кемерово предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101030:315 по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева, 13 в части сокращения минимальных отступов от границ земельного участка.
На основании положений статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд привлек к участию в деле Прокуратуру Кемеровской области - Кузбасса, а также на основании статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС по Кемеровской области - Кузбассу, ИГСН Кузбасса, общество с ограниченной ответственностью "Южный".
Решением суда от 14.06.2024 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой в апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Администрация в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонила, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте kad.arbitr.ru.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что между ООО "Н и А" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровской области был заключен договор аренды земельного участка N 14-0577 от 11.08.2004 с кадастровым номером 42:24:0101030:315, площадью 1853 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства магазина розничной торговли.
Обществом "Н и А" в 2008 году было получено разрешение на строительство объекта капитального строительства согласно проектной документации - двухэтажного магазина розничной торговли промышленных товаров общей площадью 1 319,85 кв. м по адресу: город Кемерово, улица Радищева, 13, на земельном участке, предоставленном обществу "Н и А" в аренду по договору от 11.08.2004 N 14-0577 для строительства магазина розничной торговли.
В комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Кемерово ООО "Н и А" подано заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части сокращения минимальных отступов от границы земельного участка в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений, от северо-западной и северо-восточной границы с 3 м до 0 м и от юго-восточной границы с 3 м до 2 м.
30.03.2023 администрацией города Кемерово принято постановление N 1011 "О проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101030:315 по адресу: ул. Радищева, 13" (опубликовано в городском выпуске газеты "Кемерово" N 25 от 04.04.2023, размещено на сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.03.2023).
Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в городском выпуске газеты "Кемерово" N 25 от 04.04.2023, размещено на сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.04.2023, а также на информационном стенде, оборудованном около здания архитектуры и градостроительства (ул. Красная, 9).
Собрание участников публичных слушаний состоялось 18.04.2023.
Проект, подлежащий рассмотрению, размещен на сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово", а также официальном сайте администрации города Кемерово www.kemerovo.ru; экспозиция проекта продолжалась с 11.04.2023 по 18.04.2023.
Протокол публичных слушаний размещен на сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово" 18.04.2023.
Заключение о результатах публичных слушаний от 26.04.2023 N 06-02-09-01/571 опубликовано в городском выпуске газеты "Кемерово" N 33 от 02.05.2023, на сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.05.2023.
По результатам публичных слушаний и на основании указанного заключения Комиссией в соответствии с частью 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовлены рекомендации от 27.04.2023 N 06-02-09-01/573 о невозможности предоставления испрашиваемого разрешения.
Постановлением администрации города Кемерово от 03.05.2023 N 1446 ООО "Н и А" отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101030:315 по адресу: ул. Радищева, 13 (опубликовано в городском выпуске газеты "Кемерово" N 35 от 10.05.2023, размещено на сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.05.2023).
Обжалуемым постановлением отказано в предоставлении испрашиваемого разрешения на основании части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (п. 4.3, таблица 1), утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, пп. 1 п. 2.10.3 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", утвержденного Постановлением администрации города Кемерово от 19.10.2021 N 2944.
Не согласившись с принятым постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу заявителем не указано, каким нормам права не соответствует обжалуемое постановление. В отсутствие нарушений порядка проведения публичных слушаний, а также поскольку по результатам публичных слушаний заключением было рекомендовано отказать обществу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, суд не установил оснований полагать, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства. Доказательств того, что размеры принадлежащего заявителю земельного участка меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо его конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики неблагоприятны для застройки, в материалы дела не представлено. Таким образом, основания для признания обжалуемого постановления незаконным, как и для предоставления испрашиваемого заявителем разрешения, отсутствуют. Суд счел оспариваемое постановление законным и не нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) по закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.
Вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства регулируются положениями статей 38, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
На основании части 1 статьи 38 ГрК РФ (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101030:315 (разрешенное использование "магазины", номер присвоен 24.11.2005) имеет площадь 1853 кв. м. Площадь рассматриваемого земельного участка и конфигурация данного земельного участка позволяет разместить объект капитального строительства, не нарушая требований технических регламентов и предусмотренных градостроительным регламентом данной территориальной зоны предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ввиду чего администрация пришла к правомерному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101030:315 не соответствует условиям, обозначенным в ч. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, наличие которых является основанием для обращения за соответствующим разрешением.
Картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки в городе Кемерово (утверждены постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75) определена принадлежность земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101030:315 к территориальной зоне застройки многоэтажными многоквартирными домами (Ж 1) с ограничениями использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Кемерово, сектор 3.2.3а подзоны 3, подзоны 5, 6, зона А подзоны 7 (ПАТ).
Пунктом 1.3 статьи 33 градостроительного регламента территориальной зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами (Ж 1) Правил, для данного вида разрешенного использования земельного участка установлены минимальная площадь земельных участков и минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений и составляет 600 кв. м и не менее 3 м соответственно.
Основными принципами законодательства о градостроительной деятельности, определенными ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются, в том числе, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Частью 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
В рассматриваемом случае установлено, что испрашиваемые отклонения сами по себе нарушают требования пожарной безопасности.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. К числу требований пожарной безопасности статья 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относит требование о нераспространении пожара на соседние здания, сооружения путем соблюдения противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями.
Таким образом, обеспечение соблюдения требований технического регламента на стадии принятия решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального отступа невозможно без оценки всей совокупности обстоятельств, в том числе, связанных с выяснением требований о соблюдении противопожарных разрывов между зданиями.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа в силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В рассматриваемом случае как верно указал суд первой инстанции, Администрация не подменяет собой органы пожарного надзора, напротив, согласование заинтересованным лицом отклонения от предельных параметров разрешенного строительства позволило бы в дальнейшем Обществу ссылаться на это решение как на обоснование нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно градостроительному плану от 15.01.2021 N 42-3-05-0-00-2021-0001, земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101030:315 по северо-западной, северо-восточной и юго-восточной границе рассматриваемого земельного участка располагаются инженерные коммуникации, требующие организации охранной зоны. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, в границах земельного участка (кадастровый номер 42:24:0101030:315, площадь 1853 кв. м, разрешенное использование "магазины", номер присвоен 24.11.2005) расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 42:24:0101030:14866, наименование "магазин хозяйственных и строительных материалов". По северо-восточной границе рассматриваемый земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером 42:24:0101030:15158 площадью 5419 кв. м, расположенным по адресу: ул. Веры Волошиной, 22, занятым многоквартирным жилым домом.
Материалами настоящего дела подтверждено, что фактическое противопожарное значение расстояния между наружными стенами зданий составляет 5,77 метра.
Однако, подлежащим применению при рассмотрении данного проекта СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (п. 4.3, таблица 1), утвержденным приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 установлены минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями 6 м.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" последний принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Несоблюдение минимального противопожарного разрыва между зданиями создает опасность для неопределенного круга лиц.
Согласно п. 4.1 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (далее - СП 4.13130.2013) Объемно-планировочные и конструктивные решения, направленные на ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов защиты должны предусматривать: размещение объектов различных классов функциональной пожарной опасности в отдельных зданиях и сооружениях, удаленных друг от друга на нормируемые противопожарные расстояния (разрывы), либо в пожарных отсеках или частях зданий и сооружений, разделенных противопожарными преградами в соответствии с нормативными требованиями; устройство проходов, проездов, подъездов для пожарной техники и обеспечение деятельности пожарных подразделений по тушению пожара на объектах защиты. В силу п. 4.3 СП 4.13130.2013 Минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4 - 4.13.
При определении минимального расстояния между зданиями следует учитывать степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности этих зданий.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков, классы их функциональной и конструктивной пожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции. Согласно п. 4.5 СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния от глухих (без оконных проемов) стен жилых и общественных зданий, сооружений I - IV степеней огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности СО и С1, с наружной отделкой, облицовкой (при наличии) из материалов с показателями пожарной опасности не ниже Г1 и наружным (водоизоляционным) слоем кровли из материалов не ниже Г1 или РП1 до других зданий, сооружений допускается уменьшать на 20% по отношению к значениям, указанным в таблице 1. В соответствии с п. 4.6 СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями I и II степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности СО допускается уменьшать на 50% при оборудовании каждого из зданий и сооружений автоматическими установками пожаротушения. В силу п. 4.11 СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния между жилыми, общественными зданиями и сооружениями не нормируются, если более высокая и широкая стена здания, сооружения (или специально возведенная отдельно стоящая стена), обращенная к соседнему объекту защиты, либо обе стены, обращенные друг к другу, отвечают требованиям СП 2.13130 для противопожарных стен 1-го типа.
Как следует из материалов дела по широкой стене жилого здания (многоквартирного жилого дома по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Волошиной, 22), обращенной к соседнему объекту защиты (спорному зданию по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Радищева, д. 13), имеются оконные проемы. В зданиях отсутствует автоматическая установка пожаротушения, стены зданий не отвечают требованиям СП 2.13130 для противопожарных стен 1-го типа (REI 150).
Предел огнестойкости противопожарных стен 1-ого типа приведен в таблице 23 Федерального закона от 22.07.2028 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ-N 123) и составляет REI 150, то есть R-потеря несущей способности, Е-потеря целостности, 1-потеря теплоизолирующей способности вследствие повышения температуры на необогреваемой поверхности конструкции до предельных значений (ч. 2 ст. 35 ФЗ- N 123).
В соответствии с частью 9 статьи 87 ФЗ-N 123 пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций должны определяться в условиях стандартных испытаний по методикам, установленным распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009 N 304-р "Об утверждении перечня правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений", в том числе правила образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия, установленным нормативными документами по пожарной безопасности.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно критически оценил представленный заявителем заключению негосударственной экспертизы N 35 от 2022 г., где указано, что сокращение минимального фактического противопожарного расстояния можно считать допустимым и обоснованным, полагая, что оно не может однозначно и достоверно подтверждать отсутствие опасности для неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара, учитывая, что в разделе 4.1 "Полученные результаты" не корректно применены нормы о пределах огнестойкости наружных стен. Предел огнестойкости конструкций наружных стен указан: не менее Е15 (стр. 8-9).
Согласно требованиям, предусмотренным п. А 1.1 приложения А СП 4.13130.2013 методика определения безопасных противопожарных разрывов (расстояний) между жилыми, общественными зданиями, сооружениями (далее - Методика) предназначена для расчетной оценки возможности сокращения противопожарных расстояний (разрывов) между жилыми, общественными зданиями и сооружениями и в конкретных случаях может применяться для обоснования сокращения значений, указанных в таблице 1 настоящего Свода правил, но не менее, чем 6 м, а до (от) зданий и сооружений IV степени огнестойкости класса С2 - СЗ и V степени огнестойкости - не менее чем 10 м.
По мнению МЧС, для устранения установленных нарушений требуется либо приведение противопожарных расстояний в соответствие, либо компенсирующие меры в виде возведения противопожарной стены, либо наличие документов, подтверждающих пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций для стен здания.
Таким образом, для определения соответствия спорного здания требованиям пожарной безопасности необходимо провести оценку соответствия исходных данных проектной документации, а также параметров и характеристики объекта фактическим данным, полученным в ходе его обследования, что при проведении экспертного исследования заявителя в полном мере не было сделано.
В представленном заключении эксперта, в разделе 8 "Особые условия" указано, что данное Заключение теряет силу, если на объекте защиты имеются нарушения требований пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности зданий, сооружений, территорий, в том числе изменений объемно-планировочных решений, изменения функционального назначения, перепланировки, капитального ремонта, реконструкции (стр. 25)
В рассматриваемом случае установлено, что наличие нарушений подтверждается результатом проверки Прокуратурой города Кемерово здания, расположенного по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Радищева, д. 13, где 14.02.2024 в качестве специалиста участвовала старший инспектор отделения НДПР Заводского района г. Кемерово ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района Соломникова К.С.
По результатам данной проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: - противопожарное расстояние между зданием по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева, д. 13 и многоквартирным домом по адресу: г. Кемерово, ул. Веры Волошиной, д. 22, не соответствует допустимому и менее 6 м, фактически составляет 5,74 м, нарушено требование п. 1 ч. 1 ст. 6; ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.3, таб. 1 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"; - руководителем организации не обеспечено соблюдение сроков освидетельствования огнетушителей (последнее освидетельствование январь 2022 г.), нарушено требование п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - ППР в РФ); - не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний металлической наружной открытой лестницы, предназначенной для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, нарушено требование пп. б) п. 17 ППР в РФ; - руководителем организации не обеспечено наличие на дверях лестничных клеток, приспособлений для самозакрывания, нарушено требование п. 14 ППР в РФ; - руководителем организации не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (документы не представлены), нарушено требование п. 54 ППР в РФ; - руководителем организации не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений складского назначения с обозначением их категорий (за исключение помещений категории Д) на входных дверях помещений с наружной стороны на видном месте, нарушено требование п. 12 ППР в РФ.
В здании по вышеуказанному адресу имеются нарушения требований пожарной безопасности, которые влекут непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан в краткосрочной перспективе, так как в случае пожара в здании не будет обеспечена безопасная эвакуация людей, увеличится время эвакуации, число травмированных и погибших людей на пожаре. Таким образом, при выявленных нарушениях обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты, некорректно использовать данное экспертное заключение N 35, как документ, свидетельствующий об отсутствии угрозы для жизни и здоровья людей в построенном спорном здании.
Представленные в суд первой инстанции документы, которые, по мнению общества, опровергают указанные нарушения, как обоснованно указал суд первой инстанции не были представлены контролирующим органам на момент проведения проверки, при этом некоторые из них датированы периодом после ее проведения (март, апрель 2024 г.), ввиду чего не могут опровергать наличие допущенных нарушений на момент проведения проверки, и в свою очередь, не опровергают доводов МЧС о некорректности представленного экспертного заключения N 35.
Отклоняя доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции исходит из следующего, что содержащиеся в представленном заявителем заключении доводы о допустимости минимального фактического расстояния между зданиями 5,74 м являются несостоятельными ввиду того, что допускается принимать противопожарное расстояние менее 6 м при отсутствии оконных проемов в стенах зданий, а также если стена более высокого здания является противопожарной.
В рассматриваемо случае оба эти условия отсутствуют, что отражено в пояснениях Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу.
Как было установлено, объект незавершенного строительства расположен на земной поверхности не в соответствии с градостроительным обоснованием размещения магазина 1999 года: произошло смещение в сторону многоквартирного жилого дома, что заявитель и не опровергает.
Вместе с тем на момент рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и в настоящее время действует СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (п. 4.3, таблица 1), утвержденный приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, которым установлены минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями также 6 м.
Ссылка заявителя на обстоятельства дела N А27-2589/2014 не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела об обжаловании постановления об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, обстоятельства дела о сносе и признании права собственности на самовольную постройку не влияют на законность или незаконность обжалуемого постановления, принятого администрацией города Кемерово в рамках оказания муниципальной услуги, за предоставлением которой заявитель обратился.
Пунктом 2.3 регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", утвержденного Постановлением администрации города Кемерово от 19.10.2021 N 2944 предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги является:
- решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- решение об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно пп. 1 п. 2.10.3 Регламента, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие испрашиваемого отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства требованиям технических регламентов.
Необходимость соблюдения противопожарных расстояний между зданиями, строениями и сооружениями установлена Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В рассматриваемо случае муниципальная услуга оказана заявителю в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, несогласие с полученным результатом не может свидетельствовать о его незаконности.
Из материалов дела установлено, что обращение ООО "Н и А" к заинтересованному лицу за предоставлением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства связано с попытками легализации уже построенного принадлежащего ему здания, которое эксплуатируется заявителем в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Так, материалами дела подтверждено, что срок разрешения на строительство N RU 42305000-240 от 09.12.2008 с учетом продления истек 01.12.2013, спорное здание магазина возведено и эксплуатируется, с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства общество обратилось уже после истечения срока разрешения на строительство и фактического введения в эксплуатацию объекта.
Вместе с тем, такая административная процедура как получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства уже после непосредственно самого строительства действующим законодательством не предусмотрена.
При указанных обстоятельствах, при наличии уже возведенного объекта капитального строительства с отклонениями, в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101030:315 по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева, 13, отказано обоснованно, в соответствии с положениями статьи 40 ГрК РФ. У уполномоченного органа местного самоуправления имелись правовые основания для отказа в выдаче соответствующего разрешения.
Доводы общества о том, что построенный объект соответствует всем проектным решениям, не имеют отношения к рассматриваемому судом предмету спора, поскольку в данном случае общество нарушило порядок обращения с заявлением на получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В отсутствие нарушений порядка проведения публичных слушаний, а также поскольку по результатам публичных слушаний заключением было рекомендовано отказать обществу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, суд не усматривает оснований полагать, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства.
Доказательств того, что размеры принадлежащего заявителю земельного участка меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо его конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики неблагоприятны для застройки, в материалы дела не представлено.
Таким образом, основания для признания обжалуемого постановления незаконным, как и для предоставления испрашиваемого заявителем разрешения, отсутствуют.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ, статьями 198, 201 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта недействительным, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено. Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.06.2024 по делу N А27-13704/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Н и А" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Н и А" ОГРН 1024200722105, ИНН 4207040575, город Кемерово из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению от 22.08.2024 N 30.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
С.Н.ХАЙКИНА