Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 18.05.2023 N 304-ЭС23-6479 отказано в передаче дела N А03-3361/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.01.2023 N Ф04-7501/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 N 07АП-7589/2022 по делу N А03-3361/2022
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 N 07АП-7589/2022 по делу N А03-3361/2022
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2022 г. N 07АП-7589/22
Дело N А03-3361/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Бородулиной И.И.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Барнаула Алтайского края (N 07АП7589/22), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.06.2022 по делу N А03-3361/2022 (судья Синцова В.В.) по заявлению администрации города Барнаула Алтайского края (ИНН 2225066269, ОГРН 1042202280251), г. Барнаул Алтайского края к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (ИНН 2225066170, ОГРН 1042202279866) г. Барнаул Алтайского края о признании недействительным предписания N 433/1/1 от 27.12.2021 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещена)
от заинтересованного лица: Жиляков Н.В., представитель по доверенности от 27.04.2021, паспорт;
установил:
администрация города Барнаула Алтайского края (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление, ГУ МЧС по АК) о признании недействительным предписания N 433/1/1 от 27.12.2021 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением суда от 27.06.2022 заявление удовлетворено в части. Суд признал недействительным предписание Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю от 27.12.2021 N 433/1/1 в части пункта 2 предписания. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части. Признать пункты 3 и 4 предписания N 433/1/1 от 27.12.2021 недействительными Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Управление в отзыве, представленном в суд в порядке
статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Дело рассмотрено в соответствии со
ст. ст. 121 -
123,
153,
156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте kad.arbitr.ru.
В соответствии с
частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
От лиц, участвующих в деле, не поступило возражений относительно проверки законности и обоснованности судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в
части 4 статьи 270 АПК РФ (
пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Апелляционная жалоба содержит доводы относительно незаконности и необоснованности обжалуемого решения в части пункты 3 и 4 предписания N 433/1/1 от 27.12.2021.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя Управления, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в оспариваемой части в соответствии
частью 5 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю Илясова К.В. от 07.10.2020 года N 254,
ст. 6,
6.1,
37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
п. 2.3 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в период с 10:00 14.10.2020 до 11:00 11.11.2020 начальником ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Чертовым Максимом Алексеевичем, заместителем начальника ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Колесниковым Андреем Геннадьевичем, старшим дознавателем ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Пестеревым Александром Вячеславовичем, начальником ОНД и ПР по Центральному району ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Ермаковым Александром Сергеевичем, старшим дознавателем ОНД и ПР по Центральному району ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Задковым Вадимом Юрьевичем, начальником ОНД и ПР по Индустриальному району ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Демидовым Максимом Александровичем, старшим инспектором ОНД и ПР по Индустриальному району ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Колесниковым Виталием Евгеньевичем, начальником ОНД и ПР по Октябрьскому району ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Нейманом Дмитрием Викторовичем, старшим инспектором ОНД и ПР по Октябрьскому району ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Колмыковым Дмитрием Алексеевичем, начальником ОНД и ПР по Ленинскому району ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Югановым Русланом Юрьевичем, старшим инспектором ОНД и ПР по Ленинскому району ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Шулбаковым Владимиром Александровичем, начальником ОНД и ПР по Железнодорожному району ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Ганноченко Станиславом Николаевичем, старшим инспектором ОНД и ПР по Железнодорожному району ТО НД и ПР N 1 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Скворцовым Дмитрием Сергеевичем проверка деятельности органа местного самоуправления по требованиям пожарной безопасности и анализ сведений содержащихся в документах правообладателя объекта защиты, связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора.
Совместно с Главным специалистом управления по делам ГОЧС города Барнаула Лисьих Юрием Павловичем; Главным специалистом, начальником штаба по делам ГОЧС администрации Центрального района города Барнаула Пискуновым Тимуром Николаевичем; Главным специалистом, начальником штаба по делам ГОЧС администрации Индустриального района города Барнаула Бадулиным Евгением Николаевичем; Главным специалистом, начальником штаба по делам ГОЧС администрации Ленинского района города Барнаула Пальковым Андреем Ивановичем; Главным специалистом, начальником штаба по делам ГОЧС администрации Октябрьского района города Барнаула Семенченко Валерием Ивановичем; Главным специалистом, начальником штаба по делам ГОЧС администрации Железнодорожного района города Барнаула Ященко Сергеем Владимировичем.
Должностным лицом ГУ МЧС по АК, была проведена выездная плановая проверка, по итогам которой, установлены нарушения обязательных требований, а именно: 1) Населенные пункты городского округа - города Барнаул Алтайского края не обеспечены звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре: п. Березовка, п. Казенная Заимка, п. Научный Городок, п. Новомихайловка, п. Плодопитомник; 2) Противопожарное расстояние от зданий, сооружений до границ лесных насаждений городского округа - города Барнаула Алтайского края менее нормативного: п. Лесной, с. Власиха микрорайон Новосиликатный, ст. Власиха, ст. Ползуново, п. Черницк, п. Ягодное, п. Мохнатушка, п. Лебяжье, нагорная часть города, ул. Остановочная, ул. Кутузова, ул. Хвойная; 3) Наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов: п. Борзовая Заимка, п. Мохнатушка, п. Октябрьский, п. Куета, п. Ягодное, п. Лесной, п. Новомихайловка, ст. Власиха, п. Казенная Заимка; микрорайоны: Опытная Станция, Ерестной, Благодатное, Булыгино, Сибирская Долина, Радужный; жилые дома, расположенные по ул. Остановочная, ул. Забойная, ул. Квартал, 953а, ул. Клубная гора, ул. Красноярская, ул. Остров Кораблик, ул. Заозерная, ул. Понтонный мост, ул. Фурманова, ул. Власихинская (Железнодорожный район г. Барнаула), пр. Коммунаров не обеспечены требуемым расходом воды на нужды пожаротушения; 4) Не в полной мере осуществляется мероприятия по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники: ул. Юрина при пересечении с ул. Просторная; ул. Знойная при пересечении с ул. Просторная; ул. Жасминная при пересечении с улицами Солнечная Поляна и Геодезическая; ул. Томского Мушкетерского Полка при пересечении с ул. Жасминной; пр. Комсомольский, д. 87, д. 107, д. 134, д. 136; ул. Брестская, 8, 10, 12; ул. Глушкова, д. 13; пр. Ленина, д. 65; ул. Малахова, д. 27; ул. Смирнова, д. 92; ул. Советская, д. 9; ул. Чеглецова, д. 16.
По результатам выявленных нарушений составлен акт проверки N 433 от 27.12.2021, в котором зафиксировано, что администрацией не выполняется ранее выданное предписание от 11.11.2020 N 251/1/1 (пункты 1, 2, 3, 4).
Поскольку в ходе проверки были выявлены нарушения требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), в адрес администрации города Барнаула Алтайского края было выдано предписание N 433/1/1 от 28.12.2021 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2022.
Не согласившись с выданным предписанием N 433/1/1 от 27.12.2021 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, администрация города Барнаула Алтайского края обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования по пункту 2 предписания, суд исходил из того, что спорное предписание в пункте 2 не отвечает принципу исполнимости, поскольку в предписании не содержатся конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, в предписании содержатся ссылки на понятия, отсутствующие в законодательстве. Из спорного предписания невозможно установить где именно проходят границы лесных насаждений городского округа, расстояния и точки начала замеров от данных границ заинтересованным лицом не установлены, в связи с чем, оно не может быть признано законным и обоснованным. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений
статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации,
части 1 статьи 198,
части 2 статьи 201 АПК РФ,
пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них. Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Согласно
статье 2 Федерального закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 3 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно
статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в РФ") к вопросам местного значения городского поселения относится среди прочего обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно
статье 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Согласно статье 16.2 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения внутригородского района также относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах внутригородского района, при этом данное обстоятельство в силу вышеуказанных положений статьи нисколько не снимает обязанности с органа местного самоуправления городского округа по исполнению первичных мер пожарной безопасности и не предполагает делегирование своих полномочий по исполнению конкретных мер в полном объеме на нижестоящий уровень.
Согласно статьи 12 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 года N 71, компетенцию города Барнаула составляют вопросы местного значения городского округа, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также права органов местного самоуправления муниципального образования на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, к которым, согласно статьи 13 Устава, в том числе, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе, к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
(часть 1 статьи 1).
Согласно положениям статьи 20 Закона N 69-ФЗ,
частей 2,
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3). Согласно
статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность приобретать и осуществлять органами местного самоуправления права и обязанности муниципальных образований, как субъектов гражданского права, но никак не регламентируется возможность распределения и делегирования прав и обязанностей между органами местного самоуправления, в том числе территориальными, осуществляющими свою деятельность на территории одного муниципального образования.
Решением Барнаульской городской Думы от 15.06.2020 года N 531 "Об утверждении Положения о реализации органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" было утверждено "Положение о реализации органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" (далее - Положение о ГО).
Согласно пункту 3.7 Положения о ГО муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Барнаула" является постоянно действующим органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности, среди его полномочий, определенных данным документом, нет ни одного, касающегося пожарной безопасности. Более того, согласно Устава муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Барнаула", утвержденного приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от 11.11.2016 года N 1962, данное управление среди основных функций не имеет функцию по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа - города Барнаула в целом, и оповещению населения о пожаре в частности. В свою очередь согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 N 191, администрация организует разработку и принятие постановлений и распоряжений администрации города, а также подготовку и внесение в установленном порядке на рассмотрение городской Думы проектов муниципальных правовых актов городской Думы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и утверждает муниципальные программы (подпрограммы) в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края и организует их исполнение.
Таким образом, администрация является органом законодательным в данной области, на данном уровне и ресурсообеспечивающим. Территориальные органы местного самоуправления в данном случае, несмотря на обязанность по организации мероприятий по своевременному оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, являются исполнителями актов Администрации.
Кроме того, вопреки позиции администрации указанное также подтверждает постановление администрации города Барнаула от 29.03.2022 N 425 "Об укреплении мер пожарной безопасности в весенне-летний период 2022 года" (далее - постановление администрации Барнаула N 425) которым именно администрация определяет направления деятельности, ответственных исполнителей, а также характер действий по обеспечению мер пожарной безопасности на территории города Барнаула.
В соответствии с муниципальной программой "Защита населения и территории города Барнаула от чрезвычайных ситуаций на 2015 - 2025 годы" (утверждена постановлением администрации города Барнаула от 15.05.2014 N 986) ответственными исполнителями мероприятий по повышению уровня защиты населения и территории городского округа - города Барнаула от чрезвычайных ситуаций, пожаров, угроз военного и мирного времени; по повышению эффективности мер по профилактике пожаров, обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории города являются органы местного самоуправления г. Барнаула, а источник финансирования данных мероприятий - бюджет г. Барнаула.
На основании вышеизложенного, коллегия суда апелляционной инстанции также приходит к выводу о том, что именно администрация является уполномоченным органом на выполнение обязательных требований, указанных в обжалуемом предписании.
По существу заявленных требований по пункту 3 предписания.
Постановление от 21.04.2021 N 590 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и установлении зон их деятельности в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края" базируется на Федеральном
законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении") и наделяет юридических лиц статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения городского округа - города Барнаула.
Согласно статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении" гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения
При этом в указанном определении отсутствует указание на обязанность гарантирующей организации исполнять первичные меры пожарной безопасности, в частности содержать в надлежащем состоянии источники наружного противопожарного водоснабжения. Таким образом, вышеуказанные гарантирующие организации никакого отношения к рассматриваемому вопросу не имеют.
Так, согласно пункту 2.2 постановления администрации Барнаула N 425 ответственным по проведению работ по обеспечению населенных пунктов источниками противопожарного водоснабжения до нормативных показателей назначен Комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула.
Кроме того, согласно статьи 6 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Данная позиция подтверждается
Определением Верховного Суда Российской Федерации по делу N 303-ЭС21-14758 от 07.09.2021.
В оспариваемом предписании четко указано в чем именно заключается нарушение - наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов не обеспечено требуемым расходом воды на нужды пожаротушения, то есть источники водоснабжения (пожарные гидранты, водоемы, водонапорные башни и тому подобное) имеются, но воды в них нет.
Согласно
подпункту 7 пункта 6 Положения "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 года N 385 к основным функциям противопожарной службы Государственной противопожарной службы относится среди прочего мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации.
Статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения
(часть 1).
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары
(часть 2).
Требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций установлены
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 30.03.2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.13130).
Пункт 8.9. СП 8.13130 предусматривает, расстановку пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Пункт 8.10 СП 8.13130 предусматривает, что количество пожарных гидрантов и расстояние между ними определяют расчетом, исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов, с учетом требований пункта 8.9 настоящего свода правил.
Частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности.
Таким образом, как верно установил суд, при эксплуатации источников наружного пожарного водоснабжения необходимо выполнять, как требования Федерального закона N 123, так и требования СП 8.13130, являющегося нормативным документом по пожарной безопасности.
В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с положениями
статьи 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ у 1 пожарно - спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС по АК заинтересованным лицом была истребована информация по состоянию на 02.11.2021 о том какие населенные пункты и улицы муниципального образования город Барнаул не обеспечены требуемым расходом воды на нужды пожаротушения. Сведения были предоставлены служебной запиской от 08.12.2021 N C3-234-9791.
В рамках мониторинга пожарной безопасности территории города Барнаула подразделениями пожарно - спасательного гарнизона города Барнаула ежегодно проводится изучение источников противопожарного водоснабжения. В рамках данного мероприятия силами дежурных караулов в период несения дежурства производится выезд к источнику противопожарного водоснабжение и практический забор воды из него. В случае отсутствия воды в водоисточнике или невозможности ее забрать вследствие неисправности последнего делается вывод о недостаточности расхода воды на нужды пожаротушения в данном районе. Данное мероприятие проводилось с 01.09.2021 по 15.10.2021, о результатах было доложено служебной запиской от 28.10.2021 N C3-234-8818.
Радиус обслуживания одного источника противопожарного водоснабжения согласно положений пунктов 8.9, 8.10 свода правил СП 8.13130 составляет 200 метров, что не позволяет производить забор воды для тушения конкретного объекта из соседнего водоисточника без существенных потерь. Согласно пункту 8.9 СП 8.13130 в случае подачи воды для тушения объекта защиты с интенсивностью 15 л/с и более (жилые и общественные здания высотой более 2 этажей и объемом более 1 тыс. м3), тушение должно производиться не менее чем от двух водоисточников. Данные обстоятельства, в случае неисправности источника противопожарного водоснабжения или отсутствия в нем воды, позволяют сделать вывод о недостаточности расхода воды на нужды пожаротушения в конкретном районе.
Установление причины, по которой действующая система водоснабжения на указанных территориях не соответствует требованиям действующего законодательства согласно положений
постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 года N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы",
постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 года N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" к функциям федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и федерального государственного пожарного надзора не относится.
Таким образом, доводы администрации о незаконности пункта 3 оспариваемого предписания, суд первой инстанции верно признал необоснованными.
При этом отклоняются доводы администрации в части того, что в оспариваемом предписании не указаны способы устранения нарушений, поскольку не указание в предписании конкретного способа устранения нарушения не затрагивает права и законные интересы контролируемого лица, поскольку предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать для себя способы устранения нарушений указанных в предписании нормативных правовых актов. Хозяйствующий субъект может найти более эффективный и дешевый способ устранения нарушения, в целом отказаться от осуществления той деятельности, с ведением которой связано нарушение, и принять иные меры, которые орган не сможет да и не должен предусмотреть.
По пункту 4 предписания.
Согласно пункту 6 статьи 63 Технического регламента обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара относится к первичным мерам пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 8.1 СП 4.13130.2013 под проездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории, по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств.
При этом на территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием или сооружением не допускается размещать ограждения (за исключением ограждений для палисадников), воздушные линии электропередачи, осуществлять рядовую посадку деревьев и устанавливать иные конструкции, способные создать препятствия для работы пожарных автолестниц и автоподъемников.
В связи с тем, что контрольное (надзорное) мероприятие в отношении администрации проводилось в зимний период времени (с 02.11.2021 по 27.12.2021) ряд проезжих частей указанных улиц был блокирован для безопасного движения пожарных автомобилей снежными массами, о чем свидетельствует представленная фото-таблица.
В свою очередь, что беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара относится к первичным мерам пожарной безопасности, обеспечение которых согласно Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" вменено в обязанность администрации, дополнительно следует указать, что согласно статьи 54 Устава администрация организует содержание объектов дорожного хозяйства, в т.ч. проезжих частей.
Согласно
пункту 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим
Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу
пункта 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им в виде установки шлагбаума.
Однако, согласно
статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Вместе с тем указанные шлагбаумы установлены с нарушением требований
пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, и препятствуют проезду пожарной техники не только к жилым домам, собственниками которых приняты решения об их установке, но и соседних домов.
Согласно статьи 58 Устава администрация обращается в суд или арбитражный суд в случаях, предусмотренных Федеральным законом, с требованиями о признании недействительными актов организаций, обжаловании действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории города.
В связи с тем, что установка шлагбаумов нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории города, администрации необходимо принять вышеуказанные меры.
Кроме того, в соответствии с сведениями ФГИС ЕГРН о земельных участках, расположенных по адресам: г. Барнаул, пр. Комсомольский, 87, кадастровый номер 22:63:020630:7; г. Барнаул, ул. Чеглецова, 16, кадастровый номер 22:63:020330:1; г. Барнаул, пр. Комсомольский, 107, кадастровый номер 22:63:020618:42; г. Барнаул, пр. Комсомольский, 136, кадастровый номер 22:63:020612:32; г. Барнаул, ул. Глушкова, 13, кадастровый номер 22:63:020325:6; г. Барнаул, ул. Советская, 9, кадастровый номер 22:63:020630:51; г. Барнаул, ул. Брестская, 8, кадастровый номер 22:63:020630:45; г. Барнаул, ул. Брестская, 10, кадастровый номер 22:63:020630:46; г. Барнаул, ул. Брестская, 12, кадастровый номер 22:63:020630:47; г. Барнаул, ул. Смирнова, 92, кадастровый номер 22:63:020329:5; г. Барнаул, пр. Ленина, 165, кадастровый номер 22:63:020347:6; собственники многоквартирных жилых домов не являются правообладателями вышеуказанных земельных участков, следовательно, ссылка заявителя на решения собраний собственников многоквартирных домов в данном случае неправомерно.
Сведения о правообладателе земельных участков, расположенных по адресам: г. Барнаул, пр-кт Комсомольский, 134 и ул. Малахова, 27 в ФГИС ЕГРП отсутствуют, следовательно, государственная собственность на них не разграничена. Данные адреса находятся в границах городского округа - город Барнаул и согласно статьи 3.3 Земельного кодекса Российской Федерации находятся в распоряжении органа местного самоуправления городского округа.
Согласно
пункту 8.17 СП 4.13130.2013 планировочные решения малоэтажной жилой застройки домами класса функциональной пожарной опасности Ф1.4 (до 3 этажей включительно), а также садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ должны обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
В соответствии с
пунктом 8.1 СП 4.13130.2013 под подъездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения, по которому возможно как передвижение пожарных автомобилей, так и стоянка с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов и выполнения действий по тушению пожара и проведению спасательных работ.
Таким образом, в случае малоэтажной застройки нет необходимости устанавливать пожарный автомобиль для тушения пожара непосредственно у здания, определенное расстояние (до 50 м согласно
пункту 8.17 СП 4.13130.2013) компенсируется запасом пожарных рукавов для прокладки рукавной линии, возимом пожарным автомобилем.
Однако, проезд к месту пожара при этом должен быть обеспечен.
Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что понятия проезд для пожарных автомобилей и подъезд для пожарных автомобилей различны.
В оспариваемом предписании речь идет о проезде, а
пункте 8.17 СП 4.13130.2013 о подъезде.
На основании вышеизложенного, следует отметить, что наличие малоэтажной застройки на определенной территории не дает оснований не обеспечивать беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара.
Более того, согласно
пункту 8.13 СП 4.13130.2013 тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
Соблюдение данного требования обеспечивает именно безопасное и беспрепятственное движение пожарных автомобилей к месту пожара.
В случае с проездами по ул. Просторная, ул. Юрина, ул. Знойная, ул. Жасминная, ул. Солнечная Поляна, ул. Геодезическая, ул. Томского Мушкетерского Полка их перекрытие привело к образованию тупиковых участков дорог протяженностью от 30 до 400 м, не оборудованных площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров, что соответственно не позволяет двигаться пожарным автомобилям беспрепятственно и безопасно.
В связи с чем, доводы администрации о незаконности пункта 4 оспариваемого предписания, суд правомерно признал необоснованными.
Оспариваемое предписание является исполнимым и направлено на устранение нарушения, выявленного при проведении проверки. Предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями
статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Оспоренное предписание не возлагает на заявителя не предусмотренных законом обязанностей, вынесено при наличии достаточных оснований. В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным им суду первой инстанции, были предметом исследования арбитражного суда и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции. Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных
статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.06.2022 по делу N А03-3361/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Барнаула Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
С.Н.ХАЙКИНА