Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 N 07АП-11017/2022 по делу N А03-9561/2022
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 N 07АП-11017/2022 по делу N А03-9561/2022
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2023 г. N 07АП-11017/2022
Дело N А03-9561/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Бородулиной И.И., Зайцевой О.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Алтайкровля" в лице конкурсного управляющего Зинова Павла Витальевича (N 07АП-11017/2022) на решение от 12.10.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-9561/2022 (судья Захарова Я.В.), по заявлению закрытого акционерного общества "Алтайкровля", г. Москва (ОГРН 1022200768149, ИНН 2208000028) в лице конкурсного управляющего Зинова Павла Витальевича к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231), о признании недействительным заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 31.03.2022 года N 30, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 01.04.2022 года N 318,
В судебном заседании принимают участие:
конкурсный управляющий закрытого акционерного общества "Алтайкровля" Зинов Павел Витальевич, паспорт,
от заинтересованного лица: без участия,
установил:
закрытое акционерное общество "Алтайкровля" в лице конкурсного управляющего Зинова Павла Витальевича (далее - заявитель, ЗАО "Алтайкровля", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - заинтересованного лицо, Министерство) о признании недействительным заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 31.03.2022 N 30, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 01.04.2022 года N 318.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 12.10.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, ЗАО "Алтайкровля" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не учитываются сроки (периоды времени), когда решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-129434/2021 вступило в законную силу и когда Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края неоднократно предъявлялись новые замечания к проекту освоения лесов и выдавались отрицательные заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов; выводы суда о недоказанности заявителем, что оспариваемый ненормативный акт нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности с учетом того, что ЗАО "Алтайкровля" находится в стадии конкурсного производства, не предполагающей осуществление предпринимательской деятельности в силу ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, противоречит положениям указанного закона и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от Министерства отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Дело рассмотрено в отсутствие Министерства в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
Конкурсный управляющий общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 27.12.2006 по итогам лесных конкурсов между Управлением лесами Алтайского края (арендодателем, правопредшественником истца) и закрытым акционерным обществом "Алтайкровля" (арендатором) были заключены договоры аренды участка лесного фонда для заготовки древесины в Барнаульском Ларичихинском и Озерском лесничествах Алтайского края сроком на 49 лет.
06.02.2019 решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-202517/17 закрытое акционерное общество "Алтайкровля" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.
По условиям договоров N 19/1 и N 3/3, а также положений ст. 26, ч. 8 ст. 29, ст. ст. 49, 53.1., 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), все мероприятия, связанные с заготовкой древесины, охраной, защитой и воспроизводством лесов на арендуемом лесном участке, осуществляются непосредственно арендаторами лесных участков на основании:
1) договора аренды лесного участка;
2) проекта освоения лесов;
3) лесохозяйственного регламента лесничества;
4) лесной декларации.
По согласованию с Минприроды Алтайского края, филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" проведены лесоустроительные работы в части таксации проектирования работ по охране, защите и воспроизводству лесов на переданной в аренду территории.
Материалы лесоустройства утверждены и введены в действие Минприроды Алтайского края в 2018 году.
По итогам лесоустроительных работ, вследствие выявленных количественных и качественных изменений арендованного лесного участка между Минприроды Алтайского края и ЗАО "Алтайкровля" заключено дополнительное соглашение от 09.01.2019 N 10 к договору аренды от 30.12.2008 N 19/1.
В редакции дополнительного соглашения от 09.01.2019 N 10 общая площадь арендованного участка составила 84 175,22 га с ежегодным допустимым объемом изъятия древесины в количестве 94,6 тыс.куб. м.
В 2019 году ЗАО "Алтайкровля" на основании ст. 88 ЛК РФ и в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" разработан проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ЗАО "Алтайкровля" в Озерском и Ларичихинском лесничествах Алтайского края по договору аренды от 30.12.2008 N 19/1.
Разработанный ЗАО "Алтайкровля" проект освоения лесов 2019 года получил положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.01.2019 года N 19, утвержденное Приказом Минприроды Алтайского края от 25.01.2019 N 96 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов".
Минприроды Алтайского края издан приказ от 07.12.2021 N 1602, которым было отменено положительное заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов по договору аренды от 30.12.2008 N 19/1, утвержденное приказом Минприроды Алтайского края от 25.01.2019 N 96.
Приказ Минприроды Алтайского края от 07.12.2021 N 1602 издан в связи с несоответствием пунктов 5.2, 5.3 и таблицы N 9 проекта освоения лесов, разработанного ЗАО "Алтайкровля", требованиям части 3 статьи 53.1 ЛК РФ и положениям раздела 17 Лесохозяйственных регламентов Озерского и Ларичихинского лесничеств в части проектирования мероприятий по противопожарному обустройству лесов на лесном участке, предоставленном в аренду для заготовки древесины в Озерском и Ларичихинском лесничествах по договору N 19/1 от 30.12.2008, а также включением в состав проекта освоения лесов дополнительных соглашений о внесении изменений в договор аренды лесного участка, заключенных во внесудебном порядке.
В 2022 году ЗАО "Алтайкровля" разработало новый проект освоения лесов по договору аренды от 30.12.2008 N 19/1 с учетом замечаний, изложенных в приказе Минприроды Алтайского края от 07.12.2021 N 1602, а в качестве его основы был использован проект освоения лесов 2019 года с изменениями: исключены из раздела "Общая часть" пункта 1.4. "Копия договора аренды лесного участка с приложениями" дополнительные соглашения с 1 по 9 включительно к договору аренды, заключенные во внесудебном порядке; внесены изменения в раздел 5.2 "Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом" и раздел 5.3 "Сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения и др. на лесном участке в соответствии с действующими нормативами", а также в таблицу N 9 "Обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов", изменены место нахождения пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря со ст. Озерки, с. Речкуново, с. Боровиха и р.п.Тальменка на лесной квартал N 133 выдел 14 Озерского участкового лесничества Озерского лесничества, лесной квартал N 133 выдел 21 Озерского участкового лесничества Озерского лесничества, лесной квартал N 176 выдел 6 Озерского участкового лесничества Озерского лесничества, лесной квартал N 84 выдел 23 Озерского участкового лесничества Ларичихинского лесничества.
21.03.2022 ЗАО "Алтайкровля" направило в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края проект освоения лесов 2022 года по договору аренды от 30.12.2008 N 19/1 для проведения государственной экспертизы.
04.04.2022 ЗАО "Алтайкровля" было получено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 31.03.2022 N 30, утвержденное приказом Минприроды Алтайского края от 01.04.2022 N 318.
Не согласившись с указанным заключением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 513 (далее - Порядок N 513), предусмотрено, что экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 данного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3 Порядка N 513).
Согласно пунктам 9 - 10.1 Порядка N 513 результат экспертизы оформляется в виде положительного или отрицательного заключения, утверждаемого уполномоченным органом. При этом положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации; отрицательное заключение - в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Судом установлено, что экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 13.12.2019 N 1913 "Об утверждении состава экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов" (в редакции от 28.07.2021 N 960) утверждено отрицательное заключение государственной экспертиза проекта освоения лесов от 31.03.2022 N 3.
Признавая обоснованным данное заключение, суд первой инстанции принял во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-129434/21, по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к ЗАО "Алтайкровля" о расторжении договоров аренды лесных участков (в том числе по договору аренды от 30.12.2008 N 19/1, которым был установлен факт длительного неисполнения ответчиком обязанностей, возложенных на него договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов и лесохозяйственными Регламентами Ларичихинского, Озерского и Барнаульского лесничеств по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.
Арбитражным судом города Москвы также был установлен факт невыполнения ответчиком требований лесохозяйственных регламентов в части мероприятий по противопожарному обустройству лесов на лесных участках, используемых на основании договора аренды N 19/1, невыполнение обязанности, закрепленной в п. 3.4.21. договора аренды в части проведения инструктажей своих работников перед началом пожароопасного периода, а также участников массовых мероприятий, проводимых в лесах, о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров, неоднократное совершение ничтожных сделок с арендными правами, принадлежащими ответчику на основании обжалуемых договоров аренды, являются существенными нарушениями условий договора аренды лесных участков N 19/1.
В отрицательном заключении государственной экспертизы проекта освоения лесов от 31.03.2022 N 30, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 01.04.2022 N 318, в том числе были указаны нарушения в части мероприятий по противопожарному обустройству лесов на лесных участках.
Относительно доводов заявителя об отсутствии у него обязанности по тушению лесных пожаров, суд первой инстанции принял во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А40-129434/2021, а именно факт отсутствия у ЗАО "Алтайкровля" штатных работников для принятия мер по недопущению распространения лесного пожара и участию в осуществлении мероприятий по тушению лесного пожара на лесных участках, предоставленных в аренду по договорам N 19/1 и N 3/3.
При этом нормой статьи 53.4 ЛК РФ на арендаторов лесного участка возложена обязанность по выполнению работ по тушению лесных пожаров на арендуемом лесном участке.
Таким образом, у заинтересованного лица имелись правовые основания для принятия отрицательного заключения.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что заявителем был разработан проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ЗАО "Алтайкровля" в Озерском и Ларичихинском лесничествах Алтайского края по договору аренды от 30.12.2008 N 19/1, который в настоящее время расторгнут на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А03-129434/2021, которое вступило в законную силу 29.03.2022.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А03-129434/2021 вступило в законную силу 29.03.2022, а проект освоения лесов был разработан раньше, не принимается судом апелляционной инстанции, учитывая, что, как указал сам заявитель, с 01.01.2022 ЗАО "Алтайкровля" прекратило фактическое использование лесного участка по договору аренды от 30.12.2008 N 19/1, поскольку Минприроды Алтайского края издан приказ от 07.12.2021 N 1602, которым было отменено положительное заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов по договору аренды от 30.12.2008 N 19/1, утвержденное приказом Минприроды Алтайского края от 25.01.2019 N 96.
При принятии Министерством оспариваемого заключения судом не установлено нарушений Порядка и Административного регламента.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что удовлетворение заявление требований не приведет к восстановлению прав заявителя, поскольку договор аренды лесного участка, заключенный между ЗАО "Алтайкровля" и Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края расторгнут по решению суда от 17.12.2021, в связи с длительным неисполнением ЗАО "Алтайкровля" обязанностей, возложенных на него договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов и лесохозяйственными Регламентами, а, следовательно, заявитель не является лицом, использующим леса на основании договора аренды, а значит у ЗАО "Алтайкровля" отсутствовали основания для разработки проекта освоения и проведения государственной экспертизы.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судом первой инстанции. Оснований для иной оценки установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционный суд не усматривает.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 12.10.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-9561/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Алтайкровля" в лице конкурсного управляющего Зинова Павла Витальевича - без удовлетворения.
Возвратить Зинову Павлу Витальевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по чеку от 28.11.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
О.О.ЗАЙЦЕВА