Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.11.2023 N Ф04-5786/2023 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 N 07АП-2902/2023 по делу N А02-1941/2022
Требование: О признании незаконным пункта ненормативного правового акта.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.


Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 N 07АП-2902/2023 по делу N А02-1941/2022
Требование: О признании незаконным пункта ненормативного правового акта.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2023 г. N 07АП-2902/2023
Дело N А02-1941/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2023 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Зайцевой О.О., Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сперанской Н.В. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барс плюс" (N 07АП-2902/2023) на решение от 27.02.2023 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1941/2022 (судья Соколова А.Н.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барс плюс" (ОГРН 1080411005344, ИНН 0411140318, 490 км Чуйского тракта, д. -, с. Усть-Муны, р-н. Майминский, Респ. Алтай) к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302, ул. Ленкина, д. 12, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) о признании незаконным пункта 2. приказа от 29 сентября 2022 года N 657,
при участии Прокуратуры Республики Алтай и Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Булыгин С.А. по дов. от 25.10.2022, диплом,
От иных лиц: без участия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Барс плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (далее - заинтересованное лицо, Министерство, Минприроды РА), при участии Прокуратуры Республики Алтай и Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры (далее - прокуратура), о признании незаконным пункта 2 приказа от 29 сентября 2022 года N 657.
Решением 27.02.2023 Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что ограждение туристической базы ООО "Барс плюс" относится именно к элементам благоустройства; ограждение автостоянки со стороны федеральной автодороги обеспечивает безопасность дорожного движения, направляя потоки движения на обустроенные съезды и ограничивая движение гостей базы и автомобилей в хаотичном порядке; ограждение котельной и скважины обеспечивает безопасность в соответствии с санитарными зонами данных объектов; указывает, что в зоне парковки и хоззоне по всему периметру имеются проходы, калитки, с торцов участка ограждение отсутствует; материалами дела, в частности экспертным исследованием о некапитальности ограждений N 403 от 10.06.2022, подтверждается некапитальность существующих временных строений; спорный объект предусмотрен перечнем объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р (в настоящее время действует распоряжение Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р), предусмотрен проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы, утвержденное приказом Министерства N 81 от 04.02.2019, проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы, утвержденное приказом N 169 Министерства от 18.03.2022; считает, что само по себе наличие частичного ограждения и составленный акт осмотра не являются доказательством запрета на пребывание граждан на лесном участке.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании, проведенном на основании части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие Министерства, прокуратуры, представитель общества поддержал доводы жалобы.
Рассмотрение дела было отложено на 05.06.2023, в том числе для представления лицами, участвующими в деле, отзывов на апелляционную жалобу.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены, явку представители указанных лиц не обеспечили.
От заявителя поступили письменные пояснения с приложением картографического материала с доказательство направления в адрес иных лиц, участвующих в деле. Приобщены судом к материалам дела.
На основании статьи 158 АПК РФ судебное заседание отложено на 04.07.2023.
Поступили отзывы от прокуратуры. Заявителем во исполнение определения суда представлен судебный акт по делу N 2-2/2023 - решение Майминского районного суда Республики Алтай от 04.05.2023, также представлена апелляционная жалоба на указанное решение и отзыв, представленный Министерством в рамках дела N А02-2289/2022; приобщены судом к материалам дела.
От Министерства отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда в соответствии с определением от 04.07.2023; рассмотрение дела начато с самого начала.
Представитель заявителя доводы жалобы поддержал, иные лица явку не обеспечили.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, пояснений, отзывов, заслушав представителя заявителя, Седьмой арбитражный апелляционный суд на основании статьи 158 АПК РФ отложил судебное заседание на 26.07.2023.
От общества поступили пояснения с приложенными документами, приобщены в материалы дела.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей Министерства и прокуратуры.
Представитель общества в судебном заседании поддержал позицию по делу.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, пояснений, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, лесной участок с кадастровым номером 04:01:020223:0004 площадью 4,6125 га, местоположение: Республика Алтай, Майминский район, Майминское лесничество, Манжерокское участковое лесничество, квартал N 27, часть выдела N 18 предоставлен ООО "Барс плюс" в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности.
Указанный лесной участок относится к защитным лесам, категории ценных лесов, как нерестоохранные полосы лесов, территория также относится к водоохранной зоне, что подтверждается таксационным описанием и лесохозяйственным регламентом Майминского лесничества.
ООО "Барс плюс" разработало проект освоения лесов и получило положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом Министерства N 81 от 04.02.2019.
26.10.2021 Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства вынесено представление об устранений нарушений лесного законодательства.
06.12.2021 Министерством принят приказ N 727 от 06.12.2021 "О внесении изменений в заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды РА N 81 от 04.02.2019, которым ограждение исключено из проекта освоения лесов.
01.02.2022 ООО "Барс плюс" подано заявление в Министерство об утверждении изменений в проект освоения лесов.
03.02.2022 Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства внесено предостережение о недопустимости нарушения лесного законодательства.
14.02.2022 Минприроды РА приказом N 94 от 14.02.2022 оставило без утверждения изменения в Проект освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ООО "Барс плюс" для осуществления рекреационной деятельности.
09.03.2022 ООО "Барс плюс" было подано заявление в Минприроды РА об утверждении изменений в проект освоения лесов (наличие ограждения показано в выписке из Изменений в Проект освоения лесов на лесной участок, утв. Приказом Минприроды РА М 169 от 18 03 2022).
18.03.2022 Министерство приказом N 169 от 18.03.2022 утвердило положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы.
26.04.2022 Прокуратурой Республики Алтай в адрес Министерства вынесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, которым прокуратура потребовала принять меры к устранению нарушений федерального законодательства.
Во исполнение указанного представления Министерством в порядке самоконтроля принят приказ N 316 от 19.05.2022 о внесении изменений в заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы, утвержденное приказом Минприроды РА от 18.03.2022 N 169.
29.09.2022 Минприроды РА издан приказ от 29.09.2022 N 657 о признании утратившими силу приказов N 316 от 19.05.2022 (пункт 1) и N 169 от 18.03.2022 (пункт 2) на основании представления Прокуратуры Республики Алтай от 26.04.2022 N 7-02-2022.
Общество, считая, что принятый Минприроды РА приказ от 29.09.2022 N 657 в части пункта 2 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размещение на спорном лесном участке ограждений, включенных в проект освоения лесов, противоречит лесному законодательству и целям использования лесного участка, поскольку ограждения не являются объектами, предусмотренными пунктом 6 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р; выполнено не в целях охраны лесопарковой зоны, обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, а также безопасности граждан при выполнении каких-либо работ; препятствует гражданам свободно и беспрепятственно пребывать в лесах.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ.
Из материалов дела следует, что лесной участок с кадастровым номером 04:01:020223:0004 площадью 4,6125 га, местоположение: Республика Алтай, Майминский район, Майминское лесничество, Манжерокское участковое лесничество, квартал N 27, часть выдела N 18 предоставлен ООО "Барс плюс" в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности. Указанный лесной участок относится к защитным лесам, категории ценных лесов, как нерестоохранные полосы лесов.
Согласно статье 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1); состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
В силу положений статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1); государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2).
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 (далее - Порядок N 513).
В соответствии с пунктом 7.1 Порядка N 513 экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка
Порядком N 513 предусмотрено, что положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 10); отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1).
Согласно пункту 5 Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р к некапитальным строениям, сооружениям, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в том числе относятся: элемент благоустройства лесного участка (информационный стенд (щит), информационная табличка (доска), дорожный знак, домовый знак, указатель, вывеска, учрежденческая доска, бортовой камень, бордюр, подпорная стенка, мостик, лестница, пандус (подъемник), ограждение, малая архитектурная форма (уличная мебель, элемент оформления озеленения, кормушка для птиц, скворечник, ротонда, урна, контейнер-мусоросборник), приствольная решетка, элемент озеленения, конструкция велопарковки, георешетка, настил, газон рулонный, посевной, мягкое покрытие, иные виды некапитальных покрытий) и др.
Действующим законодательством в сфере лесных отношений требования к техническим характеристикам ограждения не установлены.
Как следует из пояснений общества, и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, в проекте освоения лесов 2019 года, получившем положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы в таблице 7.4.2 "Характеристика существующих и проектируемых на лесном участке временных построек, объектов благоустройства, объектов лесной инфраструктуры при использовании лесов для рекреационной деятельности" (ст. 47, 48 проекта) определены характеристики существующих объектов лесной инфраструктуры на лесном участке, постройки временные, используемые в рекреационных целях, в том числе - временное ограждение - 552 м протяженностью из металлической сетки и дерева, металлопрофиль, бетонный, которое частично было возведено обществом (ограждение протяженностью 552 м арендатором никогда не возводилось).
В 2019 году ООО "Барс плюс" было возведено 473 метра ограждения, с учетом ограждения по внутреннему периметру:
- Элемент благоустройства лесного участка (ограждение) - ограждение скважины по периметру первого пояса санитарной зоны - 188 м, в том числе 35 м - металлический профлист, 153 м - ограждение из металлических прутьев, с учетом ограждения по внутреннему периметру;
- Элемент благоустройства лесного участка (ограждение) - ограждение зоны котельной по периметру зоны котельной - 175 м - металлический профлист, с учетом ограждения по внутреннему периметру;
- Элемент благоустройства лесного участка (ограждение) - Ограждение хоззоны 40 м - металлический профлист, с учетом ограждения по внутреннему периметру;
- Элемент благоустройства лесного участка (ограждение) - со стороны Чуйского тракта 70 м деревянный забор в виде крестов, с учетом ограждения по внутреннему периметру.
Ограждение, указанное выше существует в настоящее время, на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение, утвержденное приказом N 169 Министерства от 18.03.2022.
При этом периметр лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Барс плюс" составляет 1160 метров, фактическое не капитальное ограждение как элемент благоустройства, за исключением хоззон со стороны федеральной автодороги "Чуйский тракт" - 110 метров, что составляет менее 10% от общего периметра.
31.12.2021 вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 3962-р, которым были утверждены изменения, вносимые в перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 849-р.
В соответствии с названным распоряжением к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов, допускается размещение объектов: не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе, элемент благоустройства лесного участка (информационный стенд (щит), информационная табличка (доска), дорожный знак, домовый знак, указатель, вывеска, учрежденческая доска, бортовой камень, бордюр, подпорная стенка, мостик, лестница, пандус (подъемник), ограждение, малая архитектурная форма (уличная мебель, элемент оформления озеленения, кормушка для птиц, скворечник, ротонда, урна, контейнер-мусоросборник), приствольная решетка, элемент озеленения, конструкция велопарковки, георешетка, настил, газон рулонный, посевной, мягкое покрытие, иные виды некапитальных покрытий).
На основании изменений в законодательстве, общество в январе 2022 года обращается в Министерство за утверждением изменений в проект освоения лесов, касающихся протяженности ограждения.
Однако, ссылаясь на предостережение Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры от 03.02.2022 Министерство отказывает в утверждении изменений в проект освоения лесов и выдает отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы по материалам Изменений в Проект освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ООО "Барс плюс" для осуществления рекреационной деятельности, Республика Алтай, Майминский район, Майминское лесничество, Манжерокское участковое лесничество, квартал N 27, часть выдела N 18, площадью 4,6125 га, которое утверждено приказом Министерства N 94 от 14.02.2022 года.
Замечаниями отрицательного заключения явились: "В таблицах 4.1.1, 7.4.2, 7.5.1 и приложении N 1 имеется проектируемый объект, не связанный с созданием лесной инфраструктуры - элемент благоустройства лесного участка (ограждение) протяженностью 660 метров, в том числе 257 метров по периметру лесного участка. В соответствии с предостережением Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры от 03.02.2022 года, объект, не связанный с создание лесной инфраструктуры - ограждение должно выступать в качестве элемента благоустройства, которое может быть размещено на отдельных частях лесного участка либо ограждения зоны санитарной охраны скважины, но, во всяком случае, не может располагаться по периметру лесного участка, когда такое ограждение по своим характеристикам и высоте создает препятствие для свободного перемещения граждан и диких животных на землях лесного фонда, что нарушает нормы статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, ограждение не может быть возведено по периметру лесного участка".
ООО "Барс плюс" устранив замечания, убрав в изменениях в проект освоения лесов ограждение по периметру и оставив ограждение только фактическое у зоны скважины (не оспаривается прокуратурой), зона котельной (не оспаривается прокуратурой), зона парковки и хоззона (зона с навесами для хранения пиломатериала и прочими служебными помещениями), по всему периметру имеются проходы, калитки, с торцов участка ограждение отсутствует, повторно обращается в Министерство за утверждением изменений в проект освоения лесов.
По результатам рассмотрения изменений в проект освоения лесов с учетом устранения вышеназванных замечаний от 14.02.2022, ООО "Барс плюс" получает положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы, утвержденное приказом N 169 Министерства от 18.03.2022.
Проектом освоения лесов, получившим положительное заключение, утвержденное названным приказом, определены характеристики существующих объектов лесной инфраструктуры на лесном участке, в том числе, предусмотрено ограждение: деревянный забор в виде крестов - 70 м; ограждение скважины - 188 м, в том числе: металлический профлист - 35 м, ограждение из металлических прутьев - 153 м, ограждение зоны котельной (металлический профлист) - 175 м, ограждение хоззоны (металлический профлист) - 40 м.
19.05.2022 Министерство приняло приказ N 316 о внесении изменений в заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом N 169 от 16.03.2022, которым внесены изменения в п. 4.1., 7.4.2., 7.5.1 заключения экспертной комиссии в части исключения из проекта освоения лесов объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры - ограждения.
Приказ N 316 от 19.05.2022 года был обжалован обществом в арбитражном суде Республики Алтай (дело N А02-877/2022).
При рассмотрении дела N А02-877/2022 Министерство издало приказ от 29.09.2022 N 657 о признании утратившим силу приказов Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 19.05.2022 N 316 и от 18.03.2022 N 169 на основании представления прокуратуры РА N 7-02-2022 от 26.04.2022.
При этом, как поясняет общество и следует из решения Майминского районного суда по делу N 2-2/2023 от 04.05.2023 (не вступило в законную силу, обжалуется обществом) по иску прокуратуры к обществу о возложении обязанности демонтировать ограждения общей протяженностью 123 метра со стороны федеральной автодороги "Чуйский тракт", претензии у прокуратуры имеются только по указанному ограждению.
Между тем, как следует из экспертного заключения N 403 от 10.06.2022 и представленной заявителем тематической лесной карты из проекта освоения лесов, ограждения, расположенные в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы, которое утверждено приказом N 169 Министерства от 18.03.2022, не являются капитальным объектом, отсутствуют препятствования и ограничения доступа граждан.
Необходимость указанных ограждений обусловлена следующим:
- ограждение стоянки (на тематической лесной карте отрезок А-В), ограждение выполнено как элемент благоустройства, некапитальное; в соответствии с СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99 (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр), наземные плоскостные одноуровневые стоянки автомобилей открытого типа, (без устройства фундаментов) должны иметь ограждение, разнесенные места въезда-выезда, средства пожаротушения, п. 5.2.9; при этом ограждение на отрезке В-С добровольно демонтировано ООО "Барс плюс" на основании предостережения Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры от 03.02.2022;
- ограждение зоны котельной (на тематической лесной карте отрезок С-Е), прокуратурой оспаривается отрезок ограждения зоны котельной частично: отрезок С - D прокуратурой не оспаривается, отрезок D - Е оспаривается. При этом, в соответствии с СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП Н-35-76 (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 944/пр), здания и сооружения, входящие в состав котельных (в том числе котельные наружного типа), расположенные на территории населенных пунктов (за исключением территорий промышленных предприятий), должны иметь специальное ограждение, препятствующее проникновению на территорию посторонних лиц (5.8); ограждение некапитальное;
- Ограждение зоны скважины (на тематической лесной карте отрезок E - F) не оспаривается прокуратурой. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1110-022.2.1. Границы первого пояса 2.2.1.1. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин. 3.2.1. Мероприятия по первому поясу 3.2.1.1. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие;
- ограждение хозяйственной зоны (на тематической лесной карте отрезок F - Н), прокуратурой оспаривается частично: отрезок хозяйственной зоны F - G оспаривается прокуратурой, при наличия имеющегося прохода в виде открытой калитки, отрезок G - Н не оспаривается. При этом ограждение хозяйственной зоны некапитальное.
Таким образом, ограждение указанных зон необходимо в целях соблюдения вышеуказанных норм и правил для обеспечения на территории туристической базы, то есть в месте массового пребывания людей, безопасности их пребывания, ограждения от КРС, антисанитарных воздействий на человека.
Весь остальной периметр лесного участка, переданного в аренду ООО "Барс плюс" для осуществления рекреационной деятельности не имеет ограждения.
Таким образом, общая протяженность ограждения размещена на отдельных частях лесного участка и по своим характеристикам не препятствует свободному перемещению граждан и диких животных.
Обратного Министерством и прокуратурой не доказано, пояснений Министерством во исполнение определений апелляционного суда не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что признание утратившим силу приказа Министерства N 169 от 18.03.2022 влечет за собой неблагоприятные последствия в деятельности ООО "Барс плюс" в виде правовой неопределенности относительно объектов (гараж, служебные помещения, летние дома -5 шт., гостиничные комплексы - 15 шт., тех.помещение бассейна, генераторная, дровник, площадка установки мусоросборников - указаны в письменных пояснениях от 25.07.2023 и на листе 3 карты) которые также были возведены на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы.
Следовательно, отсутствуют основания утверждать об обоснованности приказа Министерства от 29.09.2022 N 657 в части необходимости признания утратившим силу приказа Министерства от 18.03.2022 N 169 "Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов".
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований и признания незаконным оспариваемого пункта 2 приказа Министерства N 657 от 29.09.2022, нарушающего права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности.
Решение суда первой инстанции, в связи с изложенным, подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы общества по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., по платежному поручению от 21.03.2023 N 423 подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 270, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 27.02.2023 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1941/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Барс плюс" удовлетворить.
Признать незаконным пункт 2 приказа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 29.09.2022 N 657 в части признания утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 18.03.2022 N 169 "Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов".
Взыскать с Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в пользу общества с ограниченной ответственностью "Барс плюс" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Барс плюс" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 21.03.2023 N 423.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
О.О.ЗАЙЦЕВА
Т.В.ПАВЛЮК