Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.08.2020 N Ф04-2189/2020 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 N 07АП-12485/2019 по делу N А45-25016/2019
Требование: О признании незаконным заключения на проект освоения лесов на участке, предоставленном в аренду для осуществления рекреационной деятельности, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем выдачи положительного заключения на представленный проект.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 N 07АП-12485/2019 по делу N А45-25016/2019
Требование: О признании незаконным заключения на проект освоения лесов на участке, предоставленном в аренду для осуществления рекреационной деятельности, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем выдачи положительного заключения на представленный проект.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
от 26 февраля 2020 г. N 07АП-12485/2019
Дело N А45-25016/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2020 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (N 07АП-12485/2019) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 октября 2019 года по делу N А45-25016/2019 (судья Векшенков Д.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Озерное" (ИНН 5403354570, ОГРН 1145476000560, г. Новосибирск) к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области, г. Новосибирск о признании незаконным решения (отрицательное заключение) от 25.03.2019 на проект освоения лесов на лесном участке,
В судебном заседании приняли участие:
от общества с ограниченной ответственностью "Озерное": Головко Н.С. по доверенности от 30.12.2019,
от Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области: Котенев К.С. по доверенности от 30.01.2020 (до 31.12.2020).
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Озерное" (далее - заявитель, общество, ООО "Озерное") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - министерство) о признании незаконным решения - (отрицательное) заключение от 25.03.2019 N 54 на проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду для осуществления рекреационной деятельности в квартале 5 Ордынского лесохозяйственного участка N 1 ордынского лесничества Новосибирской области и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем выдачи положительного заключения на представленный проект освоения лесов.
Решением суда от 16.10.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, с учетом дополнений к ней, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - в удовлетворении заявленных требований ООО "Озерное" отказать в полном объеме.
Указывает, что в подразделе 7.1.1. проекта освоения лесов рекреационная емкость и рекреационная нагрузка лесного участка рассчитаны с нарушением требований подраздела 2.8 Лесохозяйственного регламента,
пункта 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ),
подраздела 4.4 Лесного плана Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 10.01.2019 N 4.
Проект освоения лесов разработан без учета сведений содержащихся в государственном лесном реестре в нарушение пункта 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного
приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69.
Согласно таблице 4.1.1. подраздела 4.1 на лесном участке расположены существующие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры: - летний домик N 1; - летний домик N 2; - туалетная кабина; - умывальник с навесом.
Кроме того, размещение ограждения, трансформатора, бочки для воды, металлической конструкции с крышей противоречит подразделу 2.8.4 Лесохозяйственного регламента, подразделу 4.4 Лесного плана Новосибирской области, подпункту б(1) пункта 6 распоряжения N 849,
части 8 статьи 11 ЛК РФ.
Проектируется возведение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в нарушение требований пункта 6 правил N 62, пункта 2.8.4 подраздела 2.8 Лесохозяйственного регламента.
В судебном заседании представитель общества представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Доказательств направления отзыва в адрес участвующих в деле лиц в материалы дела не представлено.
Министерство о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило.
На основании
статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя Министерства.
Определением суда апелляционной инстанции от 20.01.2020 судебное разбирательство отложено на 18.02.2020.
После отложения судебное заседание продолжено.
На основании
пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена председательствующего судьи по делу N А45-25016/2019 (по рассмотрению апелляционной жалобы N 07АП-12485/2019) заменив судью Скачкову О.А. на судью Бородулину И.И., определенного согласно действующей в суде автоматизированной системе распределения дел.
На основании
пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи по делу N А45-25016/2019. Сформирован следующий состав суда для рассмотрения апелляционной жалобы по делу N А45-25016/2019: Бородулина И.И. (председательствующий), Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы и дополнений к ней, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель общества просил в удовлетворении жалобы отказать, считая решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу по доводам в ней заявленным, не подлежащей удовлетворению.
Обществом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела Лесохозяйственного регламента Ордынского лесничества Новосибирской области на период 2019-2028 годы и
приказа МПР РФ от 24.11.2004 N 701 "Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурального технического обследования участка лесного фонда".
Согласно
статье 268 АПК РФ арбитражный суд в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Между тем, согласно разъяснениям, содержащимся в
пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в
части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу
части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Руководствуясь указанными разъяснениями, суд апелляционной инстанции в целях полного и правильного рассмотрения дела, установления фактических обстоятельств, счел возможным приобщить к материалам дела регламент Ордынского лесничества Новосибирской области на период 2019-2028 годы.
Рассмотрев ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела приказа МПР РФ от 24.11.2004 N 701 "Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурального технического обследования участка лесного фонда", апелляционный суд отказал в его удовлетворении, поскольку представленный документ не подтверждает и не опровергает каких-либо существенных обстоятельств, имеющих значение для дела, и не может быть признан допустимым доказательством по делу.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке
статей 266,
268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней, отзыва, дополнительных пояснений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.12.2008 между обществом с ограниченной ответственностью "Промышленная Группа Вторчермет" (арендатор), в настоящее время ООО "Озерное" и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (арендодатель), в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, был заключен договор аренды лесного участка N 85/08 (далее - договор).
Согласно пункту 1.1. договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование часть лесного участка, находящегося в федеральной собственности, определенный в пункте 1.2 договора.
В соответствии с пунктом 1.2. договора лесной участок площадью 0,48 га, предоставляемый в аренду по договору, является частью лесного участка площадью 283580000,0 кв. м с кадастровым (условным) номером: 11504417. Категория земель: земли лесного фонда, местоположение - Новосибирская область, Ордынский район, Ордынское лесничество, Ордынский лесохозяйственный участок N 1, квартал 5 выдел 42. Номер учетной записи в государственном лесном реестре - 191-2008-12.
26.02.2016 к договору было заключено дополнительное соглашение в связи с реорганизацией общества с ограниченной ответственностью "Промышленная Группа Вторчермет" в ООО "Озерное".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3.4. договора арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В 2017 году обществом был разработан Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду для осуществления рекреационной деятельности в квартале 5 Ордынского лесохозяйственного участка N 1 Ордынского лесничества Новосибирской области в соответствии с
частью 2 статьи 88 ЛК РФ и
приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".
28.12.2017 общество представило проект освоения лесов в Министерство для проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
30.01.2018 в адрес общества направлено заключение N 13 (отрицательное) от 25.01.2018 и копия приказа Министерства от 26.01.2018.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13647/2018 заключение от 25.01.2018 N 13 признано незаконным, суд обязал Министерство выдать ООО "Озерное" положительное заключение.
Положительное заключение на проект освоения лесов от 21.12.2018 N ПО утверждено приказом Министерства от 28.12.2018 N 2214.
А днем ранее - 27.12.2018 приказом министерства N 2177 был утвержден Лесохозяйственный регламент Ордынского лесничества Новосибирской области на период 2019-2028 годы.
ООО "Озерное", следуя положениям договора аренды лесного участка должно было снова разработать проект освоения лесов и представить его в министерство на государственную экспертизу проекта освоения лесов.
ООО "Озерное" в 2019 году разработало проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду для осуществления рекреационной деятельности в квартале 5 Ордынского лесохозяйственного участка N 1 Ордынского лесничества Новосибирской области в соответствии с
частью 2 статьи 88 ЛК РФ и
приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".
25.02.2019 ООО "Озерное" Проект освоения лесов представило в Министерство для проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
29.03.2019 в адрес ООО "Озерное" направлено заключение (отрицательное) от 25.03.2019 N 54 и копия приказа министерства от 26.03.2019.
Экспертной комиссией высказаны четыре замечания:
1) сведения о местоположении лесного участка, указанные в проекте, не соответствуют фактическому местоположению,
2) согласно подразделу 7.1.1 проекта освоения лесов рекреационная емкость лесного участка до начала использования и реализации проектных решений составляет 3 чел. в день. После реализации всех проектных решений арендуемый лесной участок станет стационарным объектом отдыха. Допустимая рекреационная нагрузка составит 21-35 чел/га в день, максимальная рекреационная емкость проектируется 17 чел. в день.
Таким образом, в подразделе 7.1.1. проекта освоения лесов рекреационная емкость и рекреационная нагрузка лесного участка рассчитаны с нарушением требований подраздела 2.8 Лесохозяйственного регламента,
пункта 1 статьи 87 ЛК РФ;
3) согласно таблице 4.1.1. подраздела 4.1 на лесном участке расположены существующие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры:
- летний домик N 1;
- летний домик N 2;
- туалетная кабина;
- умывальник с навесом;
4) проектируется возведение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в нарушение требований пункта 6 Правил N 62, пункта 2.8.4. подраздела 2.8 Лесохозяйственного регламента.
Согласно заключению экспертная комиссия считает, что:
1. проект освоения лесов не соответствует:
- подразделу 2.8 Лесохозяйственного регламента Ордынского лесничества Новосибирской области;
- лесному плану Новосибирской области;
-
пункту 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р;
- пункту 6, абзацу 5 пункта 9 Правил использования лесов в целях осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62;
2. реализация проектных решений невозможна.
С замечаниями и выводами экспертной комиссии, изложенными в отрицательном заключении от 25.03.2019 N 54, общество не согласилось.
Полагая, что выводы данного заключения не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, незаконно возлагают на него обязанности по доработке Проекта освоения лесов, создают препятствия для осуществления деятельности, предусмотренной договором, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отрицательное заключение от 25.03.2019 N 54 на проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "Озерное" для осуществления рекреационной деятельности в квартале 5 Ордынского лесохозяйственного участка N 1 Ордынского лесничества Новосибирской области противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Озерное", в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данными выводами по следующим основаниям.
Из положений
статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации,
части 1 статьи 198,
части 2 статьи 201 АПК РФ,
пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно
статье 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со
статьей 12 ЛК РФ проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования. Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В силу
статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 названной статьи.
В соответствии с указанными положениями
ЛК РФ обществу в аренду был передан лесной участок, в соответствии со
статьями 88,
89 ЛК РФ, подпунктом "г" пункта 3.4. договора аренды общество в установленном порядке разработало и представило в Министерство проект освоения лесов.
Приказом Министерства от 26.09.2016 N 496 утвержден
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок N 496).
Пунктом 2 Порядка N 496 предусмотрено, что экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в
пункте 5 названного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со
статьями 81 -
84 ЛК РФ.
Пунктами 3,
7 Порядка N 496 установлено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов.
Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со
статьями 81 -
84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (
пункт 9 Порядка N 496).
Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (
пункт 10 Порядка N 496).
В силу
пункта 1 статьи 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (
пункт 5 статьи 41 ЛК РФ).
Из положений пунктов 4 - 6 Правил N 62 следует, что леса для осуществления рекреационной деятельности должны использоваться способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты; для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.
Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право, в том числе возводить согласно
части 2 статьи 41 и
части 7 статьи 21 ЛК РФ временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство (пункт 7 Правил N 62).
Объекты, возведение которых допускается для осуществления рекреационной деятельности, определены пунктом 6 Перечня N 849-р.
Заявитель в проекте освоения лесов указывает: "После реализации всех проектных решений арендуемый лесной участок станет стационарным объектом отдыха. Допустимая рекреационная нагрузка составит 21-35 чел/га в день. Допустимая рекреационная нагрузка составит 21-35 чел/га в день, максимальная рекреационная емкость проектируется 17 чел. в день", что не противоречит 2.8.1 Лесохозяйственного регламента Ордынского лесничества Новосибирской области.
Согласно подразделу 7.1.1 проекта освоения лесов рекреационная емкость лесного участка до начала использования и реализации проектных решений составляет 3 чел. в день. После реализации всех проектных решений арендуемый лесной участок станет стационарным объектом отдыха. Допустимая рекреационная нагрузка составит 21-35 чел./га в день, максимальная рекреационная емкость проектируется 17 чел. в день.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. В соответствии с
пунктом 2 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 27.12.2018 N 2177 утвержден лесохозяйственный регламент Ордынского лесничества Новосибирской области (далее - Лесохозяйственный регламент).
Согласно подразделу 2.8.1 Лесохозяйственного регламента допустимая рекреационная нагрузка для сосновых лесов Западной Сибири составляет 7 чел./га для низкогорных и лесостепных. Учитывая, что сосновые насаждения среди других формаций по устойчивости занимают среднее положение, приведенные нагрузки используются при расчетах для всех лесов.
Допустимая рекреационная нагрузка определяется с учетом коэффициента, зависящего от зоны, в которую входят лесные участки, а не от степени благоустройства лесного участка, о чем указано в решении суда.
Указанные зоны установлены лесным планом Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 10.01.2019 N 4, и введение иных зон лесным планом не предусмотрено.
Лесной участок, предоставленный в пользование ООО "Озерное", расположен в зоне N 4. Для зоны N 4 при расчетах рекреационной нагрузки применяется коэффициент равный 1.
Для лесного участка площадью 0,48 га (с учетом коэффициента) допустимая рекреационная нагрузка будет составлять - 7 чел/га (7 х 1=7 чел/га), рекреационная емкость лесного участка будет составлять - 3 чел. в день (7 х 0,48 = 3 чел. в день).
Таким образом, в подразделе 7.1.1 проекта освоения лесов рекреационная емкость и рекреационная нагрузка лесного участка рассчитаны с нарушением требованием подраздела 2.8.1 Лесохозяйственного регламента,
пункта 1 статьи 87 ЛК РФ,
подраздела 4.4 Лесного плана Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 10.01.2019 N 4.
Согласно договору ООО "Озерное" предоставленный в аренду лесной участок с кадастровым номером 54:20:020901:2317 имеет месторасположение: Новосибирская область. Ордынский район, Ордынское лесничество, Ордынский лесохозяйственный участок N 1, квартал 5, выдел 42.
В соответствии с пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденным
приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов разрабатывается, в том числе, на основании материалов государственного лесного реестра.
В соответствии со сведениями из государственного лесного реестра лесной участок с кадастровым номером 54:20:020901:2317 имеет местоположение: Новосибирская область. Ордынский район, Ордынское лесничество, Ордынский лесохозяйственный участок N 1, квартал 5, выделы NN 32, 59.
Таким образом, проект освоения лесов разработан без учета сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в нарушение пункта 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного
приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69.
Согласно таблице 4.1.1 подраздела 4.1 на лесном участке расположены существующие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры:
- летний домик N 1. охарактеризованный как постройка временная. 1-этажный, бревенчатый на опорных подушках из фундаментных блоков, без подземных коммуникаций, крыша металлическая, год постройки 2006 г., площадью 0,00727 га);
-летний домик N 2, охарактеризованный как постройка временная, 1-этажный, бревенчатый на опорных подушках из фундаментных блоков, без подземных коммуникаций, крыша металлическая, год постройки 2006 г.. площадью 0,00610 га);
-летний домик N 3, охарактеризованный как постройка временная, 1-этажный, бревенчатый на опорных подушках из фундаментных блоков, без подземных коммуникаций, крыша металлическая, год постройки 2007 г., площадью 0.00704 га);
-туалетная кабина (в деревянном исполнении, размер 1,2*1,2 м) - 1 шт.;
-умывальник с навесом (металлический, 1,5*3,0 м) - 1 шт.
В соответствии с подразделом 2.8.4 Лесохозяйственного регламента, подраздела 4.4 Лесного плана Новосибирской области на лесных участках, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности, допускается реконструкция и эксплуатация временных объектов, возведенных на основании действующих до 31.12.2018 проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы.
Согласно акту натурно-технического обследования лесного участка с кадастровым номером 54:20:020901:2317, утвержденному начальником отдела по Ордынскому лесничеству (далее - акт натурно-технического обследования), на лесном участке по мимо указанных выше объектов на лесном участке размещены:
- забор металлический - протяженностью 106 м;
-трансформатор - 1 шт.;
- постройка временная - 1 шт.;
- бочка для воды - 1 шт.;
-металлическая конструкция с крышей, без фундамента (контейнер) - 1 шт.
В соответствии с
частью 8 статьи 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей
статьей.
Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом.
Огораживание лесных участков заборами, ограждениями для осуществления рекреационной деятельности
частью 8 статьи 11 ЛК РФ не предусматривается.
Подпунктом 6 (1)
пункта 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р (далее - Распоряжение N 849) размещение на лесном участке ограждения, трансформатора, бочки для воды для осуществления рекреационной деятельности в ценных лесах не предусмотрено.
Проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы (разрешительным документом), утвержденным приказом министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 28.12.2018 N 2214, данные объекты не предусмотрены и были возведены без разрешительных документов.
Таким образом, размещение ограждения, трансформатора, бочки для воды, металлической конструкции с крышей противоречит подразделу 2.8.4 Лесохозяйственного регламента, подразделу 4.4 Лесного плана Новосибирской области, подпункту 6 (1) пункта 6 Распоряжения N 849.
части 8 статьи 11 ЛК РФ.
В соответствии с разделом 4 "Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" и разделом 7 "Организация использования лесов" на лесном участке в целях осуществления рекреационной деятельности проектируется строительство и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры: построек временных, используемых в рекреационных целях и малых архитектурных форм (навесов и беседок), в том числе:
- постройки временной (охарактеризованной как постройка временная, используемая в рекреационных целях, материал - фигурная доска, крыша из металла, без подземных коммуникаций, без фундамента, 2,0 м *4,0 м, площадью 0,0008 га);
- постройки временной (охарактеризованной как постройка временная, используемая в рекреационных целях, материал - фигурная доска, крыша из металла, без подземных коммуникаций, без фундамента, 1,5 м * 3,0 м, площадью 0,00045 га);
- беседок (малая архитектурная форма, некапитальное, нестационарное сооружение, металлической конструкции, без фундамента, 3,0 м * 3,0 м площадью 0,0009 га) - 2 шт.;
- площадки для игр (детской) (площадки с мягким покрытием, 5м *5 м, площадью 0,0025 га).
В соответствии с пунктом 2.8.4 подраздела 2.8. Лесохозяйственного регламента при осуществлении рекреационной деятельности в лесах принимаются нормативные параметры построек временных, используемых в рекреационных целях (табл. 2.8.1. Лесохозяйственного регламента):
- отдельно размещаемая одноместная временная постройка (площадью от 9 до 14 м2, одноэтажная);
- отдельно размещаемая двухместная временная постройка (площадью от 12 до 16 м", одноэтажная);
-отдельно размещаемая многоместная временная постройка (4,5 м2 на каждого размещаемого отдыхающего);
-для службы приема и размещения отдыхающих (площадью от 25 до 160 м2).
Количество построек временных, используемых в рекреационных целях, определяется исходя из количества человек, одновременно размещаемых в них и рекреационной емкости лесного участка.
Количество человек, одновременно размещаемых в постройке временной, используемой в рекреационных целях (далее - вместимость), указывается в проекте освоения лесов.
Сумма вместимости построек временных, используемых в рекреационных целях, не должна превышать рекреационную емкость лесного участка.
Количество существующих построек временных, используемых в рекреационных целях:
- летний домик N 1, охарактеризованный как постройка временная. 1-этажный, бревенчатый на опорных подушках из фундаментных блоков, без подземных коммуникаций, крыша металлическая, год постройки 2006 г.. площадью 0,00727 га);
- летний домик N 2, охарактеризованный как постройка временная, 1-этажный, бревенчатый на опорных подушках из фундаментных блоков, без подземных коммуникаций, крыша металлическая, год постройки 2006 г., площадью 0,00610 га);
- летний домик N 3, охарактеризованный как постройка временная, 1-этажный, бревенчатый на опорных подушках из фундаментных блоков, без подземных коммуникаций, крыша металлическая, год постройки 2007 г.. площадью 0,00704 га);
общей площадью 204.1 м2, возведенных на основании действующего до 31.12.2018 года проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, достаточно для размещения 3 человек.
В соответствии с пунктом 2.8.4 подраздела 2.8 Лесохозяйственного регламента беседки, ротонды, веранды и навесы проектируются из расчета нормы площади на одного человека равной 2 м2. Количество беседок, ротонд, веранд и навесов проектируется с учетом рекреационной емкости участка (3 чел в день). Суммарная площадь беседок, ротонд, веранд и навесов не должна превышать произведение Vpx2м2, то есть 6 м2 для лесного участка.
Согласно данным таблиц 4.1.1, 7.1.4.2, 7.1.5.1 проекта освоения лесов на лесном участке проектируются формы малые архитектурные: беседки - 2 шт. (площадью 9 м2 каждая) общей площадью 18 м2.
В соответствии с пунктом 2.8.4 подраздела 2.8 Лесохозяйственного регламента проектирование площадок для игр (детских) осуществляется в соответствии с
ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования". Площадки для игр (детские), отдыха и занятий спортом проектируются исходя из нормы площади 2 м2 на одного человека, то есть 6 м2 для лесного участка.
Согласно данным таблиц 4.1.1, 7.1.4.2, 7.1.5.1 проектом освоения лесов предусматривается устройство площадки для игр (детской), площадью 25 м2.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования лесов в целях осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 (далее - Правила N 62), лесной участок должен использоваться способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Возведение проектируемых объектов, не соответствующих требованиям Лесохозяйственного регламента, нанесет вред окружающей среде.
Таким образом, проектируется возведение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в нарушение требований пункта 6 Правил N 62, пункта 2.8.4 подраздела 2.8 Лесохозяйственного регламента.
В соответствии с
пунктом 3 Порядка N 496 целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Представленный на экспертизу проект освоения лесов не соответствует подразделу 2.8 Лесохозяйственного регламента Ордынского лесничества, утвержденному приказом министерства от 27.12.2018 N 2177; подразделу 4.4 Лесного плана Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 10.01.2019 N 4; пункту 6. абзаца 5 пункта 9 Правил использования лесов в целях осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62:
пункту 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р; статьям 11.41 ЛК РФ, и выдача положительного заключения на проект освоения лесов ООО "Озерное" противоречит
пункту 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденной приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496.
Проектные решения в представленном ООО "Озерное" на государственную экспертизу проекте освоения лесов приняты в соответствии с проектом освоения лесов, на который было выдано положительное заключение, утвержденное приказом министерства от 28.12.2018 N 2214, разработанный в соответствии, в том числе, с Лесным планом Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 31.12.2008 N 555 (далее - Лесной план от 31.12.2008), и Лесохозяйственным регламентом Новосибирского лесничества, утвержденным приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30.12.2008 N 811 (далее -Лесохозяйственный регламент от 30.12.2008).
Вышеуказанные нормативные правовые акты утратили силу 31.12.2018.
С 01.01.2019 года вступили в силу новые Лесной план Новосибирской области, утвержденный постановлением Губернатора Новосибирской области от 10.01.2019 N 4 (далее - Лесной план от 10.01.2019), а также Лесохозяйственный регламент Новосибирского лесничества, утвержденный приказом министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 27.12.2018 N 2176 (далее - Лесохозяйственный регламент от 27.12.2018).
Обязанность составления проекта освоения лесов предусмотрена
статьей 88 ЛК РФ. В соответствии с
частью 2 указанной статьи состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены
приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69. Пунктом 30 Порядка законодатель ограничил срок действия проекта освоения лесов, который не должен превышать срок действия лесохозяйственного регламента. Кроме того, изменение лесохозяйственного регламента является основанием для внесения изменений в проект освоения лесов (пункт 33).
Таким образом, законодатель установил взаимосвязь проекта освоения лесов с лесохозяйственным регламентом, который в соответствии со статьей 87 является обязательным для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Срок его действия ограничен 10 годами. Изменение сроков использования лесов и других параметров их разрешенного использования отражаются в лесохозяйственном регламенте лесничества и обязательны для исполнения.
В Лесном плане от 10.01.2019 (раздел 4.4) введены нормы для использования лесов в целях осуществления рекреационной деятельности, которые отсутствовали в Лесном плане от 31.12.2008, утратившем силу.
К указным нормам относится следующее:
Введены зоны рекреационной деятельности. Данная норма влияет на расчет рекреационной емкости лесного участка (количества, размещаемых на лесном участке человек), которая является главным показателем для проектирования использования лесов в целях осуществления рекреационной деятельности.
Установлено, что нормативы и параметры построек временных, используемых в рекреационных целях, устанавливаются в лесохозяйственных регламентах лесничеств Новосибирской области.
Лесохозяйственным регламентом от 27.12.2018 установлены новые нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. В том числе:
1.Изменились параметры расчета рекреационной емкости лесного участка (установлены: формула расчета; коэффициенты, зависящие от зоны, в которую входят лесные участки).
2.Изменены требования относительно функционального зонирования территории зоны рекреационной деятельности.
Установлены требования для построек временных, используемых в рекреационных целях (площадь, этажность, требования к конструкции), требования к площадкам для игр (детских), отдыха, занятий спортом, требования к формам малым архитектурным, а также требования к элементам благоустройства. Указанные требования в Лесохозяйственном регламенте от 30.12.2008, утратившем силу, отсутствовали.
Изменены требования к размещению построек, согласно которым определены параметры определения ценности участков, занятых лесными насаждениями, входящих в состав арендуемого лесного участка.
ООО "Озерное" обязано разработать новый проект освоения лесов с учетом требований Лесного плана от 10.01.2019, а также Лесохозяйственного регламента от 27.12.2018.
ООО "Озерное" при разработке нового проекта освоения лесов вышеуказанные нормы не учтены.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Новосибирской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании
пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований
пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 октября 2019 года по делу N А45-25016/2019 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Озерное" к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области, г. Новосибирск о признании незаконным решения (отрицательное заключение) от 25.03.2019 на проект освоения лесов на лесном участке отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА