Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.07.2024 N Ф03-1978/2024 данное постановление отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 N 06АП-7199/2023 по делу N А73-12885/2023
Требование: О признании недействительными пунктов ненормативного правового акта.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 N 06АП-7199/2023 по делу N А73-12885/2023
Требование: О признании недействительными пунктов ненормативного правового акта.
Решение: Требование удовлетворено.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2024 г. N 06АП-7199/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мангер Т.Е., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Джугджурский": представитель не явился;
от Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Чуриной С.Ю. представителя по доверенности от 19.12.2023, (сроком по 31.12.2024);
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение от 16.11.2023 по делу N А73-12885/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Джугджурский" (ОГРН 1032700250758 ИНН 2708000033)
к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042700153627 ИНН 2721118073)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
о признании недействительными пунктов 1 и 2 предписания от 21.04.2023 N 04-04/05-23
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Джугджурский" (далее - ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление, Управление Росприроднадзора) о признании недействительными пунктов N 1 и N 2 предписания от 21.04.2023 N 04-04/05-23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды, Министерство).
Решением суда от 16.11.2023 требование ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" удовлетворены: признаны недействительными оспариваемые пункты предписания Управления Росприроднадзора от 21.04.2023 N 04-04/05-23; с последнего в пользу ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" взысканы 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: 11.05.2023 в адрес Управления от ФГБУ "Государственный природный заповедник "Джугджурский" на бумажном носителе поступила досудебная жалоба об отмене предписания от 26.04.2023 N 119; которая была рассмотрена сотрудниками Управления в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", то есть досудебный порядок урегулирования спора, установленный требованиями действующего законодательства, в данном случае заявителем не соблюден; утверждение суда первой инстанции о том, что выводы о незаконности предписания Управления от 21.04.2023 N 04-04/05-2023, сделанные мировым судьей судебного участка N 48 судебного района "Город Николаевск-на-Амуре" при рассмотрении административного дела от 20.09.2023 N 5-109/2023, не подлежат переоценке, является незаконным, так как решение суда по делу об административном правонарушении, не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела.
В представленном в суд возражении на апелляционную жалобу, ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Представители ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский", третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в период с 18.04.2023 по 21.04.2023 на основании решения от 27.03.2023 N 39 была проведена внеплановая выездная проверка в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (в том числе пожарного надзора) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора составлен акт внеплановой выездной проверки 21.04.2023 N 04-04/05-2023, в котором отражены нарушения, выразившиеся в неготовности ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" к пожароопасному периоду 2023 года.
Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора вынесено предписание от 21.04.2023 N 04-04/05-2023, в котором отражены нарушения:
1. в нарушение частей 5, 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), части 4 приложения 2, пунктов 1, 2 приложения 3 Приказа Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" не соблюдаются нормы и нормативы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров.
2. в нарушение пункта 1 статьи 87, пункта 1 статьи 88 ЛК РФ, пунктов 1, 2 приложения 3 Приказа Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" указанные в Проекте освоения лесов нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" не соответствуют требованиям законодательства.
3. в нарушение статьи 53.3 ЛК РФ, пунктов 2, 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 377 в ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" отсутствует разработанный и утвержденный план тушения лесных пожаров.
Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора потребовало от ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" устранить нарушения, указанные в пунктах 1 - 3, в срок до 20.06.2023.
ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский", не согласившись с выданным предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Так, 28.04.2023 ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" во исполнение части 2 статьи 39 Закона N 248-ФЗ, в порядке досудебного обжалования предписания от 21.04.2023 N 04-04/05-23 обращалось с соответствующей жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
По итогам рассмотрения указанной жалобы надзорным органом 30.05.2023 принято решение (исх.N 202304280001534504006), которым жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" в порядке досудебного обжалования предписания N 04-04/05-23 от 21.04.2023, обращалось с жалобой (вх.N 6779 от 11.05.2023) в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора, ссылаясь на несоблюдение учреждением досудебного порядка, указывает, что указанная жалоба была подана с нарушением порядка, установленного Законом N 248-ФЗ.
Согласно пункту 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" для целей применения абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ лицо, обратившееся в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (должностного лица), считается исчерпавшим административные средства защиты, если жалоба подана им с соблюдением установленных законодательством требований. Например, при оспаривании налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным, если жалоба (апелляционная жалоба) подана налогоплательщиком с соблюдением требований к порядку и сроку подачи, форме и содержанию жалобы, установленных статьями 139.1 - 139.2 НК РФ, и отсутствуют предусмотренные статьей 139.3 НК РФ основания для оставления вышестоящим налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения в связи с нарушениями, допущенными налогоплательщиком при ее подаче.
При несогласии лица с оставлением поданной им жалобы без рассмотрения (возвратом жалобы, не рассмотрением жалобы в установленный срок), в том числе в связи с отказом государственного органа (должностного лица) в восстановлении срока подачи жалобы, вопрос об обоснованности действий государственного органа или должностного лица на досудебной (административной) стадии урегулирования спора рассматривается арбитражным судом при подготовке дела к судебному разбирательству согласно части 1 статьи 133, пунктов 1 и 6 части 1 статьи 135 АПК РФ.
Арбитражный суд, признав, что государственный орган необоснованно отказал в рассмотрении жалобы, разрешает спор по существу; в случае если отказ в рассмотрении жалобы государственным органом (должностным лицом) признан арбитражным судом обоснованным, поданное в суд заявление подлежит оставлению без рассмотрения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.
ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" 26.04.2023 направило досудебную жалобу на предписание от 21.04.2023 в Управление.
Данная жалоба в связи с несоблюдением Учреждением установленного Законом N 248-ФЗ порядка ее подачи (без использования единого портала государственных и муниципальных услуг) рассмотрена Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора в порядке, утвержденном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора в письме от 01.06.2023 сообщило Учреждению об отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о незаконности предписания N 04-04/05-23 от 21.04.2023.
На основании части 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на подачу в суд заявления об оспаривании предписания от 21.04.2023 следует исчислять с 01.06.2023.
Учреждение с заявлением в арбитражный суд обратилось 02.08.2023, то есть в пределах установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
При таких обстоятельствах суд пришел правомерному выводу о том, что заявителем соблюден досудебный порядок, предусмотренный частью 2 статьи 39 Закона N 248-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 предписания от 21.04.2023 N 04-04/05-2023 ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" предписано устранить в срок до 20.06.2023 нарушение частей 5, 7 статьи 53.1 ЛК РФ, части 4 приложения 2, пунктов 1, 2 приложения 3 Приказа Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов", выразившееся в несоблюдении ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" норм и нормативов наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также нарушение пункта 1 статьи 87, пункта 1 статьи 88 ЛК РФ, пунктов 1, 2 приложения 3 Приказа Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" выразившееся в том, что указанные в Проекте освоения лесов нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" не соответствуют требованиям законодательства.
Предписание выдается в случае установления при обнаружении надзорным органом нарушений законодательства при осуществлении деятельности в целях их устранения; предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
На основании решения от 10.07.2023 N 162 в период с 18.07.2023 по 25.07.2023 проведена внеплановая документарная проверка Учреждения в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (в том числе пожарного надзора) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора составлен акт внеплановой выездной проверки 02.08.2023 N 04-04/15-2023, в котором отражены выводы Управления о неисполнении ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" в установленный срок пунктов 1 и 2 предписания от 21.04.2023 N 04-04/05-2023.
Должностным лицом Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский", согласно которому Учреждение не исполнило в срок до 20.06.2023 предписание Управления от 21.04.2023 N 04-04/05-2023.
Согласно вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка N 48 судебного района "Город Николаевск-На-Амуре Хабаровского края" от 20.09.2023 по делу N 5-109/2023 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУ "Государственный заповедник "Джугджурский" на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Указанное дело рассмотрено мировым судьей на основании заявления Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора о привлечении Учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания от 21.04.2023 N 04-04/05-2023.
Мировой судья судебного участка N 48 судебного района "Город Николаевск-На-Амуре Хабаровского края" в решении от 20.09.2023 по делу N 5-109/2023 указал, что ФГБУ "Государственный природный заповедник "Джугджурский" в соответствии с Уставом является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением; земельные участки переданы заповеднику на праве постоянного бессрочного пользования; заповедник экономической деятельностью не занимается, в связи с чем, нормативы, предусмотренные приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов", применению не подлежит.
Мировой судья судебного участка N 48 судебного района "Город Николаевск-На-Амуре Хабаровского края" пришел к выводу о том, что предписание Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 21.04.2023 N 04-04/05-2023, является незаконным.
Таким образом, требования указанные в данном предписании об устранении выявленных нарушений, основанные на приказе Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов", не обоснованы.
В части 3 статьи 69 АПК РФ указано, что вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
На этом основании, суд пришел к правомерному выводу о том, что пункты 1 и 2 предписания Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 21.04.2023 N 04-04/05-2023, не соответствуют требованиям части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ влечет признание недействительным ненормативного правового акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 ноября 2023 года по делу N А73-12885/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
Т.Е.МАНГЕР
Е.А.ШВЕЦ