Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 N 06АП-3026/2014 по делу N А73-2508/2014
Требование: О признании незаконными и отмене постановлений управления лесами правительства об административных правонарушениях.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 N 06АП-3026/2014 по делу N А73-2508/2014
Требование: О признании незаконными и отмене постановлений управления лесами правительства об административных правонарушениях.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. N 06АП-3026/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Дальлеспром": представитель не явился;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Пасько Е.Д., представитель по доверенности от 20.01.2014 N 09/27
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Дальлеспром"
на решение от 05.05.2014
по делу N А73-2508/2014,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дальлеспром"
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания от 24.12.2013 N 58/3094-13 и 58/3095-13
установил:
Открытое акционерное общество "Дальлеспром" (далее - ОАО "Дальлеспром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления лесами Правительства Хабаровского (далее - Управление лесами, Управление, административный орган) края от 24.12.2013 N 58/3094-13 и 58/3095-13 о привлечении к административной ответственности.
Решением суда первой инстанции от 05.05.2014 в удовлетворении заявленных ОАО "Дальлеспром" отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "Дальлеспром" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением административным органом норм материального и процессуального права, в частности, повторным привлечением общества к административной ответственности за нарушение лесного законодательства, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный об удовлетворении заявленных требований.
Открытое акционерное общество "Дальлеспром", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, каких-либо ходатайств не заявляло.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления лесами Правительства Хабаровского отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений
части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Управления лесами Правительства Хабаровского, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 05.11.2008 между Правительством Хабаровского края (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Арка-Лес" (Арендатор) в порядке переоформления ранее заключенного договора, заключен договор N 0207/2008 аренды лесного участка площадью 23856 га в пределах Амгуньского лесничества общей площадью 1434451 га, местоположение: Хабаровский край, Солнечный муниципальный район, Амгуньское лесничество, номера кварталов 7, 16, 20, 21, 76-78, 80, 82, 86, 87, 90, 118, 119, 156, 194-196, 208, 251, 267, 268, 331, 367, 368, 889-893 Баджальского участкового лесничества. Условный номер лесного участка: 08: 244:02:0207.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальлеспром" является правопреемником ООО "Арка-Лес" по указанному договору аренды лесного участка.
Письмом руководителя КГКУ "Амгуньское лесничество" С.В. Василенко от 22.07.2013 N 680 ОАО "Дальлеспром" уведомлено о том, что с 20 по 23 августа 2013 года будет проведена проверка соблюдения договорных обязательств по договору аренды лесного участка, для чего Обществу следует направить своего уполномоченного представителя 20.08.2013 к 09-00 часам в контору лесничества.
Указанное письмо вручено Обществу 29.07.2013, что подтверждается почтовой квитанцией и карточкой почтового уведомления.
21.08.2013 лесничим Средне-Амгуньского участкового лесничества Можаевым В.А. при участии лесников Средне-Амгуньского участкового лесничества Караванова С.К. и Калугина А.И., в присутствии представителя ОАО "Дальлеспром" Осыка А.А. составлены акты проверки соблюдения договорных обязательств N 273/280 и N 273/279.
Из содержания актов следует, что указанными выше должностными лицами установлены следующие нарушения:
По акту N 273/280 (проверка в Баджальском участковом лесничестве в квартале 889, деляна N 2 выдел 25):
- в отчете об использовании лесов за 2012 год была предоставлена недостоверная информация о вырубленной площади лесосеки, за что предусмотрена ответственность в соответствии со
статьей 19.7 КоАП РФ;
- очистка лесосеки от порубочных остатков не произведена на площади 4 га, порубочные остатки не уложены на волока и не измельчены, как указано в технологической карте, в способе очистки, чем нарушен
пункт 61 Правил заготовки древесины, утвержденных
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, за что предусмотрена ответственность в соответствии со
статьей 8.25 часть 1 КоАП РФ;
- очистка лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой не произведена на площади 4 га, чем нарушен пункт 16 Правил пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии со
статьей 8.32 КоАП РФ;
- срубленные деревья распилены на сортименты 4 м и оставлены на месте рубки, разбросаны по площади 4 га, чем нарушен пункт 19 Правил пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии со
статьей 8.32 КоАП РФ;
- в весенне-летний период оставлена в лесах (на месте рубки) заготовленная древесина породы лиственница, ель без удаления коры или обработки пестицидами на площади 4 га, чем нарушен
пункт 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с
частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ.
По акту N 273/279 (проверка в Баджальском участковом лесничестве в квартале 890, деляна N 1 выдел 14):
- в отчете за использование лесов за 2012 год не была предоставлена информация о вырубленной площади лесосеки, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии со
статьей 19.7 КоАП РФ;
- очистка лесосеки от порубочных остатков не произведена на площади 0,5 га, порубочные остатки не уложены на волока и не измельчены, как указано в технологической карте, в способе очистки - нарушение пункта 61 Правил заготовки древесины, за что предусмотрена административная ответственность по
статьей 8.25 часть 1 КоАП РФ;
- очистка лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой не произведена на площади 0,5 га, чем нарушен пункт 16 Правил пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по
статье 8.32 КоАП РФ;
- срубленные деревья распилены на сортимент 4 м и оставлены на месте рубки, разбросаны по площади 0,5 га, чем нарушен пункт 19 Правил пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по
статье 8.32 КоАП РФ;
- в весенне-летний период оставлена в лесах (на месте рубки) заготовленная древесина породы лиственница, без удаления коры или обработками пестицидами на площади 0,5 га, чем нарушен пункт 44 Правил санитарной безопасности в лесах, за что предусмотрена административная ответственность по
статье 8.31 часть 1 КоАП РФ.
Определением от 02.09.2013 составление протоколов об административных правонарушениях назначено на 02.10.2013 в 10-00 по адресу: пос. Березовый Солнечного района Хабаровского края, ул. Пионерская, 41.
Определение вручено Обществу 11.09.2013, что подтверждается почтовой квитанцией и информацией с сайта Почты России.
02.10.2013 инженером охраны и защиты леса КГКУ "Амгуньское лесничество" Федотовой О.С. в отношении ОАО "Дальлеспром" составлены протоколы об административных правонарушениях N 571/39-13 и 571/38-13 по
части 1 статьи 8.31 КоАП РФ. При составлении протоколов законный либо иной уполномоченный представитель Общества не присутствовал.
Определением от 16.12.2013 рассмотрение дел об административных правонарушениях N 571/38-13 и 571/39-13 назначено на 24.12.2013 в 11-45 час. и 12-00 час. по адресу г. Хабаровск, ул. Запарина, 5 каб. 24-в. Определение вручено ОАО "Дальлеспром" 17.12.2013, под входящий N 1403.
Постановлениями начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Ромашовой В.Б. от 24.12.2013 N 58/3094-13 и 58/3095-13 ОАО "Дальлеспром" привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 8.31 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей за каждое нарушение.
Как следует из содержания постановления N 58/3094-13, основанием привлечения к административной ответственности явился установленный факт нарушения требований лесного законодательства, выразившийся в том, что при разработке лесосеки ОАО "Дальлеспром" на основании договора аренды от 05.11.2008 N 0207/2008, лесной декларации о 19.11.2012, в квартале N 890 деляна N 1 Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества на весенне-летний период 2013 года, на разработанной площади деляны (0,5 га) оставлены сортименты древесины длиной 4 места без удаления коры и обработки пестицидами.
Согласно постановлению N 58/3095-13, Общество привлечено к административной ответственности за аналогичные правонарушения, совершенные в квартале N 889 деляна N 2 Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества.
Несогласие заявителя с названными постановлениями административного органа послужило основанием для обращения ОАО "Дальлеспром" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с
частью 1 статьи 8.31 КоАП нарушение
правил санитарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что порядок рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесом.
Статьей 51 Лесного кодекса РФ леса предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии со
статьей 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно
пункту 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных
Постановлением Правительства Российской федерации от 29.06.2007 N 414, в весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окороки) или обработки пестицидами. Конкретные сроки (даты) запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной или не обработанной пестицидами заготовленной древесины по лесорастительным зонам и лесным районам устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.
Следовательно, по обоснованному выводу суда, нарушение указанных норм образует состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства и оценив их с позиции
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правомерному выводу о том, что ОАО "Дальлеспром" совершенно административное правонарушение, выразившееся в не соблюдении правил санитарной безопасности в лесах, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ.
Согласно
части 1,
2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), в том юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальлеспром" не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии Обществом всех возможных мер по соблюдению правил заготовки древесины и правил санитарной безопасности в лесах.
Факт вменяемых правонарушений и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколами об административных правонарушениях N 571/39-13 и 571/38-13, актами проверки соблюдения договорных обязательств N 273/280 и N 273/279.
Суд правомерно не принял во внимание довод ОАО "Дальлеспром" о том, что Общество повторно привлечено к административной ответственности за одни и те же нарушения лесного законодательства.
В силу пункта 18 Правил заготовки древесины, в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Согласно
части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной
Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция).
В соответствии с
пунктом 55 Лесоустроительной инструкции закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
Следовательно, как правильно определил суд, лесной участок определяется по границам лесного квартала.
Постановлением от 24.12.2013 N 58/3094-13 Общество привлечено к административной ответственности за нарушение, выявленное в квартале 890 Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества.
Постановлением N 58/3095-13 Общество привлечено к административной ответственности за нарушение, выявленное в квартале N 889 этого же участкового лесничества.
В рассматриваемом случае нарушения, за которые Общество привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 8.31 КоАП РФ, обнаружены в разных кварталах, следовательно, по обоснованному выводу суда, образуют два разных событиях правонарушений, а не один, как ошибочно полагает общество.
В соответствии с
частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Довод общества о процессуальном нарушении, выразившемся в нарушении сроков, установленных
статьей 28.5 КоАП РФ, составления протокола об административном правонарушении судом обоснованно не принят во внимание.
Нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении является несущественным недостатком протокола, поскольку этот срок не является пресекательным.
Данная правовая позиция изложена в
пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Иных существенных нарушений процедуры, сроков, привлечения к административной ответственности судом не установлено. Размер санкций соответствует
КоАП РФ и назначен в минимальном размере.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений
статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, обоснованно признал оспариваемые постановления законными и обоснованными, отказав ОАО "Дальлеспром" в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь
статьями 211,
258,
268 -
271,
272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.05.2014 по делу N А73-2508/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.Д.ПЕСКОВА