Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 N 06АП-2239/2018 по делу N А73-21303/2017
Требование: О признании недействительными и отмене пунктов предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 N 06АП-2239/2018 по делу N А73-21303/2017
Требование: О признании недействительными и отмене пунктов предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2018 г. N 06АП-2239/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Фадеева М.В. по доверенности от 08.06.2016;
от главного управления Министерства Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю и от отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска УНД и ПР МЧС России по Хабаровскому краю: Кожевников В.Г. по доверенностям от 01.02.2016 и от 04.05.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение от 12.03.2018
по делу N А73-21303/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манник С.Д.
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к главному управлению Министерства Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю,
отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска УНД и ПР МЧС России по Хабаровскому краю
о признании недействительными и отмене пунктов 8, 9, 10, 13 предписания от 29.09.2017 N 97/1/2,
третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Хабаровскому краю,
установил:
на основании ежегодного сводного плана проведения плановых проверок на 2017 год и распоряжения от 21.08.2017 N 97, отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска (далее - ОНД Краснофлотскому и Кировскому районам) управления Министерства Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - ГУ МЧС России по Хабаровскому краю) проведена плановая выездная проверка объектов защиты структурных подразделений акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК") - Хабаровской ТЭЦ-2 (г. Хабаровск, пер. Сормовский 1), Хабаровской ТЭЦ-3 (г. Хабаровск, п. Березовка, Федоровское шоссе 49).
В ходе проведенной проверки, оформленной актом от 29.09.2017 N 97, надзорным органом выявлены различные нарушения обязательных требований правил пожарной безопасности.
По итогам проверки Хабаровской ТЭЦ-2 надзорным органом выдано АО "ДГК" предписание от 29.09.2017 N 97/1/2 об устранении 17 видов нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.09.2018.
Не согласившись только с пунктами 8, 9, 10, 13, 15 предписания от 29.09.2017 N 97/1/2, заявитель обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об оспаривании этих пунктов.
Суд первой инстанции принял заявление к рассмотрению, возбудил производство по делу N А73-21303/2017, привлек федеральное государственное бюджетное учреждение "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Хабаровскому краю к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 12.03.2018 (резолютивная часть от 06.03.2018) суд удовлетворил заявление частично, признал недействительными пункты 8, 9, 10, 13 оспариваемого предписания, отказал в признании недействительным пункта 15 предписания от 29.09.2017 N 97/1/2.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом суда первой инстанции, АО "ДГК" подало апелляционную жалобу, содержащую требование - решение в части признания пункта 15 предписания N 91/1/2 соответствующим закону и не нарушающим права АО "ДГК" отменить.
В обоснование жалобы заявитель сослался на необоснованность вывода суда о недоказанности отнесения спорных помещений к категории В4, о необходимости оборудования таких помещений автоматическими установками пожарной сигнализации.
Жалоба была принята к рассмотрению определением от 03.05.2018 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В едином отзыве на апелляционную жалобу ОНД Краснофлотскому и Кировскому районам и ГУ МЧС России по Хабаровскому краю не согласились с доводами апелляционной жалобы, поскольку спорные помещения не относятся к помещениям категории В4, пункт 15 оспариваемого предписания предъявлен правомерно.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Третье лицо, извещенное по правилам
статей 121 -
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не направило своего представителя.
Согласно
части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку заявитель обжаловал решение суда только в отношении отказа в удовлетворении требования относительно пункта 15 предписания от 29.09.2017 N 97/1/2, надзорные органы не просили пересмотреть решение в полном объеме, отсутствуют основания для отмены решения по основаниям, указанным в
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд проверил законность и обоснованность решения в пределах апелляционной жалобы, при этом выслушал пояснения представителей сторон, исследовал материалы дела и пришел к следующим выводам.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Вышеназванной
статьей под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статьей 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В силу части 2 статьи 37 данного Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Положения данного Закона обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты, применении и исполнении нормативных документов по пожарной безопасности (
часть 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Пункт 15 предписания от 29.09.2017 N 97/1/2 направлен на устранение нарушений автоматической установки пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре на объекте - Хабаровская ТЭЦ-2 (г. Хабаровск, пер. Сормовский, 1).
В графе "Вид нарушений обязательных требований пожарной безопасности и конкретного места выявленного нарушения" указано:
- помещения распределительного устройства 0,4 кВ не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.
В здании главного корпуса Хабаровской ТЭЦ-2 (г. Хабаровск, пер. Сормовский, 1) на отметке 0,00 м распределительные устройства расположены в помещениях NN 11, 16, 17, 18, 22, 23, не оборудованных автоматической установкой пожарной сигнализации, при этом помещение N 16 здания является котельной, в которой отсутствуют горючие материалы.
Согласно пункту А.4 приложения А "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175) (ред. от 01.06.2011) (далее - Правила) в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
Отказывая заявителю в признании недействительным пункта 15 предписания, суд первой инстанции в решении от 12.03.2018 критически отнесся к представленным заявителем в дело расчетам об отнесении помещений к категории В4, поскольку такие расчеты не предоставлялись надзорному органу в ходе проведения проверки.
Суд посчитал, что АО "ДГК" не доказало отнесение помещений к категории В4, не опровергло выводы надзорного органа о необходимости оборудования таких помещений автоматическими установками пожарной сигнализации.
При этом суд первой инстанции также сослался на пункт 6.1 СП 12.13130.2009, согласно которому здания по взрывопожарной и пожарной опасности определяются исходя из доли и суммированной площади помещений той или иной категории опасности в этом здании.
Вывод суда первой инстанции по пункту 15 оспариваемого предписания являются ошибочными в силу следующего.
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 182 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении свода правил "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" утвержден порядок определения категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (далее - Порядок).
Представленные в суд первой инстанции расчеты на помещения площадью 65 кв. м, 25 кв. м, 50 кв. м, 105 кв. м, подтверждающие отнесение помещений к категории В4, были выполнены заявителем некорректно, поскольку площади таких помещений не соответствуют фактическим площадям помещений и площадям помещений, указанной в техническом паспорте здания (заявитель исключил из размера площади помещений площадь, занимаемую оборудованием).
При увеличении площади помещений удельная пожарная нагрузка снижается. В представленных в суд апелляционной инстанции расчетах применен надлежащий параметр - площадь помещений NN 11, 17, 18, 23, 23. Расчеты соответствуют требованиям вышеуказанного Порядка, в соответствии с п. А4 приложения А Правил такие помещения не подлежат защите автоматическими установками пожарной сигнализации.
Помещение N 16 является котельной (местом хранения емкостей теплоносителя (воды)), относится к помещению для инженерного оборудования здания, в котором отсутствуют горючие материалы, следовательно, также не подлежит защите автоматическими установками пожарной сигнализации.
Пункт 6.1 СП 12.123130.2009 не имеет значения для рассмотрения требования по пункту 15 предписания.
Таким образом, в силу вышеизложенного, пункт 15 предписания также является недействительным, апелляционная жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению, решение по делу подлежит изменению в силу
частей 1,
2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно возложил на ГУ МЧС России по Хабаровскому краю обязанность возместить заявителю судебные расходы по государственной пошлины.
На основании
статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы также возлагается на ГУ МЧС России по Хабаровскому краю.
Излишне уплаченная платежным поручением N 14988 от 10.04.2018 государственная пошлина в размере 1 500 руб. возвращается заявителю на основании
статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь
статьями 258,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
изменить решение от 12.03.2018 по делу N А73-21303/2017 Арбитражного суда Хабаровского края, изложив первый и второй абзац решения в следующей редакции.
Требование Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Хабаровская теплосетевая компания" удовлетворить.
Признать недействительными пункты 8, 9, 10, 13, 15 предписания от 29.09.2017 N 97/1/2 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска УНД и ПР МЧС России по Хабаровскому краю.
Исключить третий абзац из резолютивной части решения от 12.03.2018 по делу N А73-21303/2017 Арбитражного суда Хабаровского края.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в пользу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" государственную пошлину в размере 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Возвратить акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.П.ТИЩЕНКО
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.И.САПРЫКИНА