Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2019 N 06АП-6406/2019 по делу N А73-10721/2019
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений законодательства о требованиях пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2019 N 06АП-6406/2019 по делу N А73-10721/2019
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений законодательства о требованиях пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2019 г. N 06АП-6406/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кильдюшевской Д.А.
при участии в заседании:
от Гаражно-строительного потребительского кооператива N 538: Капусткиной Л.В., представителя по доверенности от 01.07.2019 N 1;
от Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска УНДиПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю: Кожевникова В.Г., представитель по доверенности от 04.05.2019;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю: Кожевникова В.Г., представитель по доверенности от 01.08.2019 N 5604;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Гаражно-строительный потребительский кооператив N 538
на решение от 23.08.2019 по делу N А73-10721/2019
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Барилко М.А
по заявлению Гаражно-строительного потребительского кооператива N 538
к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска УНДиПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю
о признании недействительным предписания
установил:
Гаражно-строительный потребительский кооператив N 538 (далее - ГСПК N 538, кооператив) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Краснофлотскому и Кировскому районам г. Хабаровска УНДиПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю (далее - отдел) о признании недействительным предписания N 13/1/1 от 05.03.2019.
К участию в деле в привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, управление).
Решением суда от 23.08.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву законности оспариваемого ненормативного акта.
Не согласившись с принятым судебным актом, кооператив обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что оно подлежит отмене по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В судебном заседании второй инстанции представитель апеллянта доводы жалобы поддержал в полном объеме, обосновав невозможностью распространения требований действующего противопожарного законодательства на отношения, возникшие в момент утверждения проектной документации на объект ГСПК N 538.
Представитель отдела и управления отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы отзыва, выслушав участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) от 04.02.2019 N 13 отделом проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты ГСПК N 538, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина - пер.Генеральскиий, относящегося к классу функциональной пожарной опасности Ф5.2, с целью проверки сведений, содержащихся в обращении гражданина от 15.01.2019 о нарушении требований пожарной безопасности.
В ходе проверочных мероприятий, итоги которых оформлены актом от 05.03.2019, установлено нарушение кооперативом
статей 63,
83,
85,
90,
91 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), а также пунктов 8.2, 8.13 СП 4.13130.2013, пункта А4 приложения А, таблицы А пункта 4.1.1 СП 5.13130.2009, подпункта "б" пунктов 6.5.3, 6.5.4 СП 113.13330.2016, пункта 4.1 таблицы 1 НПБ 110-03, пункта 6.29 СНиП 21-02-99.
На основании данного факта кооперативу выдано предписание от 05.03.2019 N 538, которым указано на необходимость устранения выявленных нарушений в срок до 01.03.2020, не согласившись с чем, последнее обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со
статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ настоящий Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарнотехнической продукции и продукции общего назначения.
Согласно части 2 статьи 1 положения настоящего Федерального закона обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия
(часть 1 статьи 4).
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности
(часть 2 статьи 4).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона
(часть 3 статьи 4).
В соответствии с
пунктом 6 статьи 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Пунктом 1 части 1 статьи 90 Закона определено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Пунктом 8.2 "Свода правил. СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного
Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013), предусмотрено, что к зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения не более 18 метров; с двух сторон - при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
В силу пункта 8.13 СП 4.13130.2013 тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки надзорным органом установлено, что к ГСПК N 538 имеются подъезды (проезды) для пожарной техники с двух сторон, но они являются тупиковыми (вследствие установки дополнительны блок комнат). На тупиковых проездах отсутствуют площадки для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метром, что является нарушением вышеуказанных требований пожарной безопасности (пункт 1 предписания).
Довод апеллянта, что здание гаража-стоянки не является производственным объектом, в связи с чем, требования к расположению проездов необходимо определять согласно СНиП 2.07.01-89, был предметом правовой оценки арбитражного суда и обоснованно отклонен со ссылкой на
подпункт "а" пункта 5 части 1 статьи 32 Закона N 123-ФЗ, устанавливающий подразделение зданий (сооружений, пожарных отсеков и частей зданий, сооружений) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются, в том числе на Ф5.2 - складские здания, сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещения.
Поскольку объект защиты ГСПК N 538 имеет класс функциональной пожарной опасности Ф5.2, на него распространяются требования пунктов 8.2 и 8.13 СП 4.13130.2013 об обеспечении к зданиям (сооружениям) ГСПК N 538 подъездов пожарных автомобилей, которые должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что содержащееся в пункте 1 оспариваемого предписания требование является правомерным.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; устройством для контроля работоспособности установки; устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Согласно
части 1 статьи 91 указанного Закона помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска.
В силу пункта А4 приложения А Свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009), утвержденных Приказом МЧС России от 01.05.2009 N 175, в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
В соответствии с пунктом 4.1.1 таблицы А.1 СП 5.13130.2009 надземные автостоянки закрытого типа высотой 2 этажа и более должны оборудоваться автоматическими установками пожаротушения.
Подпунктом "б" пункта 6.5.3 Свода правил СП 113.13330 "СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей" (далее - СП 113.13330), утвержденного
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.11.2016 N 776/пр, также предусмотрено, что автоматическое пожаротушение в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в стоянках автомобилей закрытого типа наземных - при двух этажах и более.
Согласно пункту 4.1 таблицы 1 Норм пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (далее - НПБ 110-03), утвержденных
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, здания и сооружения для хранения автомобилей следует оборудовать в соответствии со СНиП 21-02-99.
В силу пункта 6.5.4 СП 113.13330.2016 в стоянках автомобилей с обособленными боксами, отвечающими требованиям 5.2.6, при применении в каждом боксе модульных установок пожаротушения (самосрабатывающих модулей) предусматривать автоматическое пожаротушение проездов между боксами не требуется.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что в ГСПК N 538 частично отсутствуют модульные установки пожаротушения в обособленных боксах стоянок автомобилей, что является нарушением вышеуказанных требований пожарной безопасности (пункт 2 предписания).
Несостоятельны доводы кооператива о том, что поскольку автоматическое пожаротушение следует предусматривать в наземных стоянках при двух и более этажах, то предъявляемое требование к одноэтажному зданию ГСПК N 538 является неправомерным.
Как следует из заявления ГСПК N 538 и представленных в дело доказательств, в том числе технического паспорта, здание заявителя является 2-х уровневой стоянкой для боксового хранения автомобилей, состоящей из 226 боксов.
Таким образом, на основании пункта 4.1.1 таблицы А.1 СП 5.13130.2009, подпункта "б" пункта 6.5.3 Свода правил СП 113.13330, боксы ГСПК N 538 подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции о законности пункта 2 оспариваемого предписания.
Относительно пункта 3 оспариваемого предписания.
Частью 1 статьи 85 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемнопланировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей.
Согласно подпункту "з" пункта 7.2 Свода правил СП 7.13130.2013. "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 7.13130.2013), утвержденных
Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116, удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из помещений хранения автомобилей закрытых надземных и подземных автостоянок, отдельно расположенных, встроенных или пристроенных к зданиям другого назначения (с парковкой как при участии, так и без участия водителей - с применением автоматизированных устройств), а также из изолированных рамп этих автостоянок.
В силу пункта 6.3.8 СП 113.13330.2016 в закрытых наземных и подземных стоянках автомобилей следует предусматривать системы противодымной вентиляции для удаления продуктов горения с этажа пожара из помещений хранения автомобилей и из изолированных рамп в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В ходе проверочных мероприятий надзорным органом установлено, что в закрытой наземной автостоянке отсутствует система противодымной вентиляции для удаления продуктов горения, что является нарушением вышеуказанных требований пожарной безопасности, в связи с чем в оспариваемом пункте предписания от 05.03.2019 правомерно указано на необходимость устранения выявленного нарушения.
Признавая оспариваемые требования надзорного органа законными, апелляционный суд считает необходимым отметить, что для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты кооператив обязан в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с
Законом N 123-ФЗ и нормативными документами по пожарной безопасности.
Период постройки и введения в эксплуатацию спорного объекта недвижимости не освобождает заявителя по делу от соблюдения действующих норм и правил пожарной безопасности. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Кроме того, выявленные нарушения в рассмотренном случае касаются безопасности людей, в связи с чем вопрос о возможности эксплуатации объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019
N 306-КГ18-21677, от 19.07.2019
N 302-ЭС19-1733.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 258,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.08.2019 по делу N А73-10721/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Гаражно-строительному потребительскому кооперативу N 538 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 20.09.2019 N 565381, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
И.А.МИЛЬЧИНА
А.П.ТИЩЕНКО