Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 N 05АП-9394/2011 по делу N А51-17680/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2012 N 05АП-9394/2011 по делу N А51-17680/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2012 г. N 05АП-9394/2011
Дело N А51-17680/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 06 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей О.Ю. Еремеевой, А. В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С.Барановой
при участии
участники процесса не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МОУ дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Кавалерово Кавалеровского муниципального района
апелляционное производство N 05АП-9394/2011
на решение от 25.11.2011
по делу N А51-17680/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению МОУ дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Кавалерово Кавалеровского муниципального района
к Отделу надзорной деятельности Кавалеровского района Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Приморскому краю
об оспаривании постановления
установил:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Кавалерово Кавалеровского муниципального района Приморского края (далее - "заявитель", "учреждение") обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Отдела Государственного пожарного надзора Кавалеровского района Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее по тексту - "административный орган") от 11.10.2011 N 268 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу.
Решением арбитражного суда Приморского края от 25.11.2011 В удовлетворении заявления учреждения об отмене постановления государственного инспектора о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение суда первой инстанции просило отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов заявитель указал, что учреждение является бюджетным и финансируется за счет бюджетных средств района, обеспечение содержания зданий и сооружений относится к полномочиям органов местного самоуправления. В случае недостаточности у учреждения средств, ответственность по его обязательством, в соответствии с уставом учреждения, должен нести собственник имущества учреждения, то есть администрация Кавалеровского муниципального района. В связи, с чем состав вменяемого заявителю административного правонарушения отсутствует. Кроме этого, по мнению заявителя, административным органом также были нарушены нормы процессуального права, поскольку акт проверки N 288 от 10.10.2011 был составлен в отсутствии понятых.
В судебное заседание участники процесса, извещенные надлежащим образом, своих представителей не направили. В соответствии со
ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
10.10.2011 государственным инспектором Кавалеровского района по пожарному надзору на основании распоряжения N 288 от 26.09.2011 проведена проверка в отношении Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Кавалерово Кавалеровского муниципального района Приморского края, расположенного по адресу: Приморский край, Кавалеровский район, п. Кавалерово, ул. Арсеньева, 83.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами:
1) помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (
пункт 3 ППБ 01-03,
пункт 9 Норм пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - "НПБ 110-03"));
2) помещения не оборудованы системой оповещения людей при пожаре (
пункт 3 ППБ 01-03,
таб. 2 пункт 6 Норм пожарной безопасности 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 (далее - "НПБ 104-03"));
3) для отделки пола и стен на пути эвакуации (общие коридоры) применены горючие материалы (
пункты 3,
53 ППБ 01-03,
статьи 30,
53 табл. N 28,
29,
3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Данные нарушения были зафиксированы проверяющим в акте проверки от 10.10.2011 N 288, на основании которого был составлен протокол об административном правонарушении от 10.10.2011 N 268.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении на основании
статьи 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - "КоАП РФ") административным органом принято постановление N 268 от 11.10.2011 о назначении административного наказания, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 150 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, учреждение обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.
Конкретные требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в
ППБ 01-03,
НПБ 110-03,
НПБ 104-03 и т.д.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 утверждены
Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03),
пунктом 9 которых предусмотрено, что дошкольные учреждения должно быть оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализацией.
В соответствии с
Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" дошкольные учреждения должны быть также оборудованы системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
Статьей 53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
пункту 53 Правил пожарной безопасности (ППБ 03-01), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" нарушение требований пожарной безопасности квалифицируется как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (
часть 1 статьи 38 ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии с
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Актом проверки от 10.10.2011 N 288 и протоколом по делу об административном правонарушении от 10.10.2011 N 268 подтверждается и по существу не оспаривается учреждением факт нарушения вменяемых ему правил пожарной безопасности.
Согласно
ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет доказано, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями
статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о доказанности как факта совершения заявителем административного правонарушения, так и его вины в содеянном.
Выявленные административные правонарушения непосредственно влияют на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений детского учреждения во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений и его дальнейшее распространение по элементам конструкций здания.
Центр детского творчества является учреждением дополнительного образования с массовым пребыванием детей, несоблюдение правил пожарной безопасности влечет необеспечение безопасности детей и создает непосредственную угрозу для их жизни и охраны здоровья, гарантированные
статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Коллегия также считает, что отсутствие достаточного финансирования не освобождает заявителя от обязанности соблюдать правила и нормы пожарной безопасности и от ответственности за их нарушения.
Доводы учреждения о проведении осмотра помещений государственным инспектором с нарушением требований
статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что выразилось в отсутствии двух понятых при проведении осмотра, судом отклоняется.
В соответствии со
ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, при котором необходимо присутствие понятых в соответствии со
ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является одним из доказательств.
Вместе с тем, в соответствии с
п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является и непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Кроме того, в силу
ст. 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу могут являться и документы, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме.
Таким образом, по смыслу указанных норм права в их совокупности протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, составленный в соответствии со
ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является не единственным доказательством по делу об административном правонарушении, факт правонарушения может подтверждаться и иными доказательствами.
Из материалов дела следует, что проверка проводилась в присутствии законного представителя заявителя - заведующей МОУ ЦДТ Привалихиной И.А., акт проверки от 10.10.2011 N 288 и протокол по делу об административном правонарушении от 10.10.2011 N 268 также были составлены в ее присутствии при непосредственном обнаружении административного правонарушения и подписаны без замечаний, возражений по существу проверки заведующая детским учреждением не заявляла. Отсутствие двух понятых при проведении проверки не свидетельствуют о незаконности проведенной проверки и недействительности акта N 288 от 10.10.2011. Кроме того, постановление о назначении административного наказания от 11.10.2011 N 268 также вынесено в присутствии заведующей МОЦ ЦДТ.
Судом апелляционной инстанции нарушений норм
КоАП РФ при производстве по делу не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный
ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения учреждения от ответственности в порядке
ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из характера правонарушения коллегия не усматривает.
Административным органом применен минимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования учреждения удовлетворению не подлежат, оснований для отмены решения суда - нет.
Руководствуясь
статьями 258,
266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.11.2011 по делу N А51-17680/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ПЯТКОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
А.В.ГОНЧАРОВА