Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 24.08.2012 N Ф03-3622/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 N 05АП-3796/2012 по делу N А51-3667/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 N 05АП-3796/2012 по делу N А51-3667/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено.
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2012 г. N 05АП-3796/2012
Дело N А51-3667/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 18 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г. М. Грачева
судей А.В. Гончаровой, Н.В. Алферовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
стороны не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с. Веденка"
апелляционное производство N 05АП-3796/2012
на решение от 09.04.2012
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-3667/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с. Веденка" (ИНН 2506108347, ОГРН 1022500640030)
к Государственному инспектору г. Дальнереченск и Дальнереченского муниципального района по пожарному надзору Калугину К.В.
об отмене постановления N 317 от 22.12.2011
установил:
Муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с. Веденка" Дальнереченского муниципального района Приморского края (далее по тексту - "заявитель", "учреждение", МДОКУ "Детский сад с.Веденка") обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления главного государственного инспектора города Дальнереченска и Дальнереченского муниципального района по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее - "Управление", "административный орган") N 317 от 22.12.2011 о назначении административного наказания, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 150.000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.04.2012 в удовлетворении заявленных требований МДОКУ "Детский сад с. Веденка" отказано, поскольку материалами дела подтверждается наличие состава вмененного Учреждению административного правонарушения, а также соблюдение административным органом порядка привлечения МДОКУ "Детский сад с. Веденка" к административной ответственности.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд, с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для данного дела, а также несоответствие выводов, обстоятельствам дела. Учреждение не оспаривает факта наличия нарушения требований пожарной безопасности на момент проведения проверки, однако считает, что оснований для привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения нет, поскольку им представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил пожарной безопасности, а именно обращения в орган, осуществляющий финансирование Учреждения, являющееся главным распорядителем бюджетных средств. Кроме того, установка автоматической пожарной сигнализации запланировано на 2012 год, а исполнителем мероприятий является - Управление народного образования Дальнереченского муниципального района, поэтому, не являясь главным распорядителем бюджетных средств, Учреждение не может осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, вносить предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи каким-либо образом организовывать финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Таким образом, у МДОКУ "Детский сад с. Веденка" не было возможности для соблюдения правил и норм пожарной безопасности в части установки автоматической пожарной сигнализации, оборудования помещения пищеблока детского сада автоматической пожарной сигнализацией, оборудования помещения пищеблока детского сада системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Учреждение и административный орган явку представителей в суд не обеспечили.
На основании
пункта 3 статьи 156 АПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие административного органа и МДОКУ "Детский сад с. Веденка" по имеющимся документам.
Из материалов дела судебной коллегий установлено следующее.
12.12.2011 на основании распоряжения N 422 от 01.12.2011 Главного государственного инспектора города Дальнереченска и Дальнереченского муниципального района по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности города Дальнереченска и Дальнереченского муниципального района УНД ГУ МЧС России по ПК в отношении МДОКУ "Детский сад с. Веденка" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения юридическим лицом обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением требований действующего законодательства, административным органом были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: автоматическая установка пожарной сигнализации не состоит на техническом обслуживании в специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности; помещение пищеблока детского сада не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; помещение пищеблока детского сада не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Несоблюдение Учреждением требований пожарной безопасности явилось нарушением положений Федерального
закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313,
Норм пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией",
Норм пожарной безопасности 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утвержденных приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323.
Данные обстоятельства были отражены административным органом в акте проверки N 422 от 12.12.2011.
По факту нарушения требований действующего законодательства в отношении Учреждения возбуждено дело об административном правонарушении и в присутствии и.о.заведующей Подорожной Л.М. составлен протокол N 479 от 12.12.2011 об административном правонарушении и вынесено предписание N 422/1/422 от 12.12.2011 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
22.12.2011 главным государственным инспектором города Дальнереченска и Дальнереченского района по пожарному надзору вынесено постановление N 317 о привлечении МДОКУ "Детский сад с. Веденка" к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150.000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав его нарушающим права и законные интересы, МДОКУ "Детский сад с. Веденка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном
ст. ст. 266,
268,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2012 года, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела N А51-3667/2012 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции, в связи с нарушением судом первой инстанции норм процессуального права, а именно
пункта 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является не подписание решения судьей.
В нарушение
части 3 статьи 169 АПК РФ резолютивная часть решения Арбитражного суда Приморского края от 05.04.2012 не подписана судьей Е.И. Андросовой.
В соответствии с
частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных
частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности и утвержденных в установленном порядке, в условиях особого противопожарного режима.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной
нормой права, является пожарная безопасность, под которой понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств, отвечающих требованиям
Главы 26 КоАП РФ (предмет доказывания, доказательство, оценка доказательств).
Согласно
части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу
статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
В соответствии со
статьей 3 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организации являются основным элементом системы обеспечения пожарной безопасности. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности является осуществление мер в области пожарной безопасности, а также реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
В силу
статьи 38 настоящего Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из пункта 6.1 Устава МДОКУ "Детский сад с. Веденка" Дальнереченского муниципального района Приморского края следует, что Учредитель закрепляет принадлежащее ему на праве собственности имущество за Учреждением, которое владеет и пользуется им, на праве оперативного управления в пределах, установленных законом, в соответствии с уставными целями деятельности, заданиями учредителя, назначением имущества и договором (л.д. 44-59).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в
Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
В силу
статьи 20 Закона о пожарной безопасности,
пункта 1 ППБ 01-03 данные Правила обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно
пункту 2 Правил организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил установлено, что наряду с настоящими
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
На основании
пункта 10 Правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору, а также создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Пунктом 96 ППБ 01-03 предусмотрено, что Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
В соответствии с
пунктом 9 таблицы 1 НПБ 110-03 здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Согласно
таблице 1 и
пункту 7 таблицы 2 НПБ 104-03 помещение пищеблока детского сада должно быть оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается МДОКУ "Детский сад с. Веденка", что на момент проведения проверки 12.12.2011 в Учреждении имело место нарушения требований пожарной безопасности, а именно: автоматическая установка пожарной сигнализации не состоит на техническом обслуживании в специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности; помещение пищеблока детского сада не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; помещение пищеблока детского сада не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Выявленные административным органом правонарушения подтверждаются актом проверки N 422 от 12.12.2011, а также протоколом N 479 от 12.12.2011 об административном правонарушении (л.д. 36, 38-39) и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела. Сведения, содержащиеся в указанных документах, не содержат противоречий и достаточны для установления факта совершения Учреждением административного правонарушения и отраженные в названных документах обстоятельства им не опровергнуты.
Детский сад является Учреждением с массовым пребыванием детей, несоблюдение правил пожарной безопасности влечет необеспечение безопасности детей и создает непосредственную угрозу для их жизни и охраны здоровья, гарантированные
статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что отсутствие достаточного финансирования не освобождает МДОКУ "Детский сад с. Веденка" от обязанности соблюдать правила и нормы пожарной безопасности и от ответственности за их нарушения, а представленные Учреждением докладные в адрес начальника Управления народного образования Дальнереченского муниципального района от 20.10.2010 и от 07.02.2012 (после привлечения к ответственности) не являются доказательством того, что Учреждение предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил пожарной безопасности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, после привлечения Учреждения к административной ответственности - 01.01.2012 года, был заключен договор между МДОКУ "Детский сад с. Веденка" и ООО "Вневедомственная Дальнереченская Противопожарная Организация" на обслуживание автоматической пожарной сигнализации со специализированной организацией, составлена проектно-сметной документация на оборудование помещения пищеблока детского сада автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, но нарушения требований пожарной безопасности в детском Учреждении не устранены до настоящего времени, помещение пищеблока детского сада автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не оборудовано.
Судебная коллегия считает, что административным органом, порядок производства по делу об административном правонарушении не нарушен и им не допущено нарушений процессуальных норм
КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный
статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание правонарушителя в виде административного штрафа назначено главным государственным инспектором города Дальнереченска и Дальнереченского района по пожарному надзору, в размере 150.000 руб., в соответствии с требованиями санкции
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ и
статьи 3.5 КоАП РФ.
Доводы Учреждения о том, что им приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил пожарной безопасности, а также отсутствие достаточного финансирования, судебная коллегия отклоняет, поскольку данные обстоятельства не освобождают Учреждение от обязанности соблюдать правила и нормы пожарной безопасности и от ответственности за их нарушения.
Иные доводы МДОКУ "Детский сад с. Веденка", не имеют правового значения и поэтому отклоняются судебной коллегией.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку нарушение требований пожарной безопасности подтверждено материалами дела, нарушений процедуры привлечения Учреждения к административной ответственности, административным органом, не допущено, то МДОКУ "Детский сад с. Веденка", правомерно привлечено к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям, указанным в
части 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь
статьями 258,
266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.04.2012 по делу N А51-3667/2012 - отменить.
В удовлетворении требований муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с. Веденка" Дальнереченского муниципального района Приморского края о признании незаконным постановления главного государственного инспектора города Дальнереченска и Дальнереченского муниципального района по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Приморскому краю N 317 от 22.12.2011 о назначении административного наказания, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 150.000 руб. - отказать.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.М.ГРАЧЕВ
Судьи
Н.В.АЛФЕРОВА
А.В.ГОНЧАРОВА