Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 25.10.2013 N Ф03-5230/2013 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 N 05АП-7783/2013 по делу N А59-1567/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 N 05АП-7783/2013 по делу N А59-1567/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2013 г. N 05АП-7783/2013
Дело N А59-1567/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 25 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.М. Грачева,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела надзорной деятельности города Южно-Сахалинска Главного управления МЧС России по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-7783/2013
на решение от 13.06.2013
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-1567/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНТЭКС" (ИНН 6501095011, ОГРН 1026500546434)
об оспаривании постановления Территориального отдела надзорной деятельности города Южно-Сахалинска Главного управления МЧС России по Сахалинской области от 11.04.2013 N 33,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЭКС" (далее - заявитель, ООО "ИНТЭКС", общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением об отмене постановлений Территориального отдела надзорной деятельности города Южно-Сахалинска Главного управления МЧС России по Сахалинской области (далее - отдел надзорной деятельности, административный орган) о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 11.04.2013 NN 32, 33, которыми общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частями 1,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150000 рублей по каждому постановлению.
Определением суда от 06.05.2013 в целях соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела и целесообразности требование заявителя о признании недействительным постановления административного органа от 11.04.2013 N 33 было выделено в отдельное производство с присвоением делу номера А59-1567/2013.
Решением суда от 13.06.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд указал на наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, но применил положения
статьи 2.9 КоАП РФ, установив малозначительность совершенного заявителем правонарушения, в связи с чем признал оспариваемые постановление административного органа от 11.04.2013 N 33 незаконным и отменил его.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 13.06.2013, отдел надзорной деятельности просит его отменить как незаконное, в обоснование заявленных требований указал следующее. По мнению заявителя апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае отсутствуют основания считать совершенное обществом правонарушение малозначительным, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит в том, что административным правонарушением, совершенным ООО "ИНТЭКС", затрагиваются права граждан и юридических лиц в области пожарной безопасности и создается угроза жизни и здоровью людей. Административное наказание назначено ООО "ИНТЭКС" в минимальных пределах санкции
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, с учетом смягчающего обстоятельства (раскаяние лица, совершившего административное правонарушение). Также в апелляционной жалобе отдел надзорной деятельности отметил, что решение суда первой инстанции не содержит указания на применение устного замечания.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, административного органа не явилиcь, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В соответствии со
статьями 156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу административного органа в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
ООО "ИНТЭКС" в направленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу административного органа с доводами жалобы не согласно, считает, что судом первой инстанции обоснованно признано совершенное обществом правонарушение малозначительным.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании распоряжения от 01.03.2013 N 48 главным государственным инспектором г. Южно-Сахалинска по пожарному надзору Дроздовым А.А. проведена в отношении ООО "ИНТЭКС" плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований в сфере пожарной безопасности в здании принадлежащего обществу магазина "ДОМ МЕБЕЛИ", расположенного по адресу: Россия, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Хабаровская, 84, в ходе которой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в подвале магазина (литер А) хранятся легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (нарушен
подпункт "а" пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, (далее - ППР РФ);
- в подвале магазина (литер А) устроены мастерская, складские помещения и иные хозяйственные помещения (нарушен
подпункт "г" пункта 23 ППР РФ,
пункт 6.9* СНиП 21-01-97*,
статья 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ));
- руководителем не организовано проведение проверки работоспособности пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре с оформлением соответствующего акта проверки (нарушен
пункт 61 ППР РФ);
- руководитель не обеспечил проведение работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (нарушен
пункт 63 ППР РФ);
- здание магазина (литер А) не защищено автоматической установкой пожаротушения (нарушены
таблица 1 пункт 10.3 НПБ 110-03,
статья 4 Закона N 123-ФЗ);
- на каждом этаже здания магазина (литер А и литер Г) не обеспечено наличие плана эвакуации людей при пожаре (нарушены
пункт 7 ППР РФ,
пункт 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009,
статья 4 Закона N 123-ФЗ);
- в здании магазина (литер А) на путях эвакуации применяются материалы с более высокой пожарной опасностью (нарушены
пункт 6.25* СНиП 21-01-97*,
статья 4 Закона N 123-ФЗ);
- в тамбуре центрального входа здания магазина (литер А) хранятся материалы (нарушен
подпункт "в" пункта 36 ППР РФ).
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 05.04.2013 N 48.
Для устранения вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности обществу выдано предписание от 05.04.2013 N 48/1/17-10.
По итогам проверки административным органом составлены протоколы от 08.04.2013 NN 59, 60 об административных правонарушениях, на основании которых вынесено постановление от 11.04.2013 N 33 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, ООО "Интэкс" обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене указанного постановления от 11.04.2013 N 33.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном
статьями 268,
270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу административного органа - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с
частями 4,
6,
7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного
статьей 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности. Соответственно, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 КоАП РФ и
частями 3 -
8 статьи 20.4 КоАП РФ. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ, Закон о пожарной безопасности) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Статьей 38 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу
статей 1,
2,
20 Закона о пожарной безопасности требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования к пожарной безопасности установлены, в том числе, Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной N 123-ФЗ безопасности" (Закон N 123-ФЗ).
Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 Закона).
В соответствии со
статьей 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии со
статьей 16 Закона о пожарной безопасности постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ).
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 утверждены
нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4836).
Из материалов дела следует, что обществу административным органом вменяется нарушение
статьи 4 Закона N 123-ФЗ,
пункта 7,
подпунктов "а",
"г",
"к" пункта 23,
подпунктов "а",
"в",
"б" пункта 36,
пунктов 61,
63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
пунктов 6.9*,
6.10*,
6.25* СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", таблицы 1 (I Здания)
пункт 10.3 (НПБ 110-03),
пункта 4.51 ГОСТ Р 12.2.143-2009 "ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля" (утверждены Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст), выразившиеся в том, что в подвале магазина общества (литер А) хранятся легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также устроены мастерская, складские помещения и иные хозяйственные помещения; руководителем не организовано проведение проверки работоспособности пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре с оформлением соответствующего акта проверки; руководитель не обеспечил проведение работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; здание магазина (литер А) не защищено автоматической установкой пожаротушения; на каждом этаже здания магазина (литер А и литер Г) не обеспечено наличие плана эвакуации людей при пожаре; в здании магазина (литер А) хранятся под лестничными маршами и на лестничных площадках горючие материалы и на путях эвакуации применяются материалы с более высокой пожарной опасностью; на втором этаже здания магазина (литер Г), на путях эвакуации установлены турникеты; в тамбуре центрального входа здания магазина (литер А) хранятся материалы.
Сам факт указанных нарушений требований пожарной безопасности заявителем по существу не опровергнут и не оспаривается.
В соответствии с
частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае факт совершения заявителем правонарушения подтверждается материалами дела, а именно протоколами об административных правонарушениях от 08.04.2013 NN 59, 60, актом проверки N 48 от 05.04.2013.
На обществе в силу действующих нормативно-правовых актов лежит обязанность соблюдать
ППР РФ на спорном объекте, следовательно, он является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения по
статье 20.4 КоАП РФ.
Совокупностью установленных фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств подтверждается в действиях (бездействии) общества событие вмененного правонарушения, за которое установлена административная ответственность
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Обстоятельств, объективно препятствующих обществу соблюсти требования законодательства в области пожарной безопасности, заявителем не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества в совершенных правонарушениях согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, административный орган обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях (бездействии) заявителя имеются составы правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также установил наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности по
частям 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, однако счел возможным применить положения
статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного обществом правонарушения.
Между тем вывод суда первой инстанции о малозначительности совершенного обществом правонарушения коллегия находит ошибочным в силу следующего.
В соответствии со
статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно
пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь
частью 2 статьи 211 АПК РФ и
статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене. В связи с этим коллегией отклоняется довод отдела надзорной деятельности в апелляционной жалобе о том, что решение суда первой инстанции не содержит указания на применение устного замечания.
Между тем оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений
пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В рассматриваемом случае, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения и положений
статьи 2.9 КоАП РФ, у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения норм о малозначительности, поскольку затрагиваются права граждан и юридических лиц в области пожарной безопасности и имеется угроза охраняемым общественным отношениям. Отсутствие обеспечения пожарной безопасности влияет на возможность возникновения пожара и его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей (детей), а также создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей. Данный вывод коллегии согласуется также с позицией ВАС РФ, содержащейся
Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10,
Определении от 17.04.2013 N ВАС-4544/13.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного
КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, коллегией не установлено. Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный
статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Наказание в виде штрафа назначено административным органом обществу по правилам
статей 3.5,
4.1 КоАП РФ,
части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в минимальном размере санкций, установленных
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, с учетом смягчающих обстоятельств (совершение административного правонарушения впервые, а также принятия мер по устранению выявленных нарушений).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции считает необходимым отменить и принять новый судебный акт об отказе в соответствии с
частью 3 статьи 211 АПК РФ в удовлетворении требований общества в полном объеме.
Руководствуясь
статьями 258,
266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.06.2013 по делу N А59-1567/2013 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ИНТЭКС" о признании незаконным и отмене постановления от 11.04.2013 N 33 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, вынесенного главным государственным инспектором г. Южно-Сахалинска по пожарному надзору Дроздовым А.А., отказать.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.М.ГРАЧЕВ
Судьи
А.В.ПЯТКОВА
В.В.РУБАНОВА