Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 N 05АП-7616/2010 по делу N А59-4135/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 N 05АП-7616/2010 по делу N А59-4135/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2011 г. N 05АП-7616/2010
Дело N А59-4135/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 09 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РН-Сахалинморнефтегаз"
апелляционное производство N 05АП-7616/2010
на решение от 18.11.2010
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-4135/2010 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ООО "РН-Сахалинморнефтегаз" (ИНН 6501163102, ОГРН 1056500748160)
к Территориальному отделению Ногликского района Управления Государственного пожарного надзора Сахалинской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Сахалинморнефтегаз" (далее - заявитель, ООО "РН-Сахалинморнефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Территориальному отделению Ногликского района Управления Государственного пожарного надзора Сахалинской области (далее - административный орган, отделение) о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 26.08.2010 N 123 по делу об административном правонарушении, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Решением от 18.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что заявителем совершено административное правонарушение, предусмотренное
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. При этом порядок и процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 18.11.2010, ООО "РН-Сахалинморнефтегаз" просит его отменить как незаконное. Общество указывает на то, что извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 12.08.2010 N 154 и рассмотрения административного дела 26.08.2010 не получало. Также заявитель ссылается на неверную квалификацию спорного правонарушения по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ вместо
части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку проверка проводилась на предмет выполнении ранее выданному обществу предписания от 20.04.2010 N 34/15 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. При этом считает, что установленный
пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок на привлечение к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ истек, поскольку вмененные обществу нарушения правил пожарной безопасности выявлены управлением в апреле 2010 года, а постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 26.08.2010.
ООО "РН-Сахалинморнефтегаз", Территориальное отделение Ногликского района Управления Государственного пожарного надзора Сахалинской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.
Территориальное отделение Ногликского района Управления Государственного пожарного надзора Сахалинской области заявило письменное ходатайство об отложении дела слушанием в связи с неполучением копии апелляционной жалобы заявителя и невозможности подготовить отзыв на нее.
Заявленное ходатайство рассмотрено коллегией в порядке
статьи 159 АПК РФ и отклонено, поскольку к данному ходатайству управлением приложен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя. О необходимости дачи дополнительных пояснений по делу и представления новых доказательств административный орган не заявлял. В связи с этим и учитывая достаточность представленных в деле доказательств, а также ввиду отсутствия необходимости в личном присутствии представителей сторон, коллегия не находит оснований для отложения дела слушанием и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по представленным в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании распоряжения от 26.07.2010 N 62 управлением в период с 09.08.2010 по 13.08.2010 проведена внеплановая выездная проверка заявителя на предмет выполнения ранее вынесенного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 20.04.2010 N 34/15, в ходе которой установлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, что зафиксировано в акте проверки от 11.08.2010 N 62, составленным с участием представителя заявителя по доверенности.
По факту нарушения
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ управлением составлен 12.08.2010 в отношении общества протокол N 154 об административном правонарушении.
Постановлением управления от 26.08.2010 N 123 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением от 26.08.2010 N 123, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В силу
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в
Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила, ППБ 01-03).
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (
пункт 10 ППБ 01-03).
За нарушение юридическими лицами требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами,
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Материалами административного дела (акт проверки от 11.08.2010 N 62 - том 1 л.д. 73, протокол об административном правонарушении от 12.08.2010 N 154 - том 1 л.д. 12) подтверждается нарушение обществом при осуществлении деятельности на объектах месторождений Катангли, Даги в Ноглинском районе, а также эксплуатации общежития N 1 по адресу: п. Ноглики, ул. Депутатская, 3 требований
пунктов 33,
44,
57,
60,
89,
96,
97,
108,
129 ППБ 01-03, что обществом по существу не опровергнуто.
Тем самым в действиях (бездействии) заявителя имелся состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что спорная проверка проводилась на предмет соблюдения заявителем выполнения ранее вынесенного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 20.04.2010 N 34/15, не имеет в данном случае правового значения, поскольку в ходе проверки выявлены самостоятельные нарушения
пунктов 33,
44,
57,
60,
89,
96,
97,
108,
129 ППБ 01-03, что является событием административного правонарушения по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно содержанию акта проверки от 11.08.2010, протокола об административном правонарушении от 12.08.2010 N 154, постановления от 26.08.2010 N 123 о привлечении к административной ответственности общество в рассматриваемом случае привлечено к ответственно по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, а не за невыполнение предписания управления от 20.04.2010 N 34/15, что образует состав правонарушения по
части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. В связи с этим является неправомерным довод заявителя о ненадлежащей квалификации спорного правонарушения.
Самостоятельное выявление управлением спорного нарушения правил пожарной безопасности как административного правонарушения по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в ходе проверки выполнения ранее вынесенного предписания не противоречит действующему законодательству.
При этом установленный
пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок на привлечение к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае не пропущен. Спорные нарушения правил пожарной безопасности являются длящимися и в силу
части 2 статьи 4.5 КоАП РФ сроки, установленные
частью 1 этой статьи, начинаются исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть со дня выявления факта его совершения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае таким днем является составление акта проверки от 11.08.2010 N 62.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на выявление спорного правонарушения в апреле 2010 года и как следствие пропуск установленного
частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности от 26.08.2010 документального подтверждения материалами дела не нашла. Доказательств привлечения общества к административной ответственности за совершение того же правонарушения в пределах срока предусмотренного,
статьей 4.6 КоАП РФ, коллегией также не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о составления протокола об административном правонарушении от 12.08.2010 N 154 и рассмотрении административного дела 26.08.2010 в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного надлежащим образом, коллегией проверены и отклоняются в силу следующего:
В соответствии с положениями
пунктов 5,
6 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, который подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Предусмотренные
статьей 28.2 КоАП РФ требования к порядку составления протокола об административном правонарушении предполагают личное участие законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола, для чего он должен быть предварительно извещен.
Данное положение согласуется с
частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных
частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с
пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении от 12.08.2010 N 154 составлен должностным лицом административного органа без участия представителя заявителя.
При этом из материалов дела следует, что 11.08.2010 посредством факсимильной связи по телефону номер 72-14-66 (59931), указанному в доверенности от 06.08.2010 N 18-01/06476 представителя Шубина И.И., присутствовавшего при проведении проверки, заявителю направлены извещения NN 213, 214, 215 о вызове представителя заявителя на составление протокола об административном правонарушении и даче объяснений по нарушениям, установленным в ходе проверки, в подтверждение чего представлен отчет об отправке факсимильных сообщений от 11.08.2010.
Факт получения заявителем извещения о времени составления протокола об административном правонарушении подтверждается также штампом заявителя о регистрации этих извещений в журнале входящей корреспонденции, проставленным на извещениях NN 213, 214, 215 от 11.08.2010 с датой получения 12.08.2010. Принадлежность обществу вышеуказанного номера телефона заявителем не отрицается.
В связи с этим само по себе отсутствие в журнале регистрации входящей корреспонденции заявителя надлежащей регистрации указанных факсимильных сообщений не может с достоверностью свидетельствовать о том, что общество их не получало и не было извещено о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении.
Определение от 12.08.2010 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 26.08.2010 на 11 часов в кабинете ТО ГПН Ногликского района по адресу: п. Ноглики, пер. Свободный, 1, направлено заявителю по почте 12.08.2010 согласно квитанции N 72933 и получено им согласно почтовому уведомлению о вручении корреспонденции 16.08.2010.
Таким образом, о времени и месте рассмотрения дела заявитель также был извещен надлежащим образом.
При изложенных обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что порядок привлечения заявителя к административной ответственности не нарушен.
Существенных нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных
КоАП РФ, являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа в силу
пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях",
части 2 статьи 211 АПК РФ, не установлено.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, или, напротив, позволяющих применить положения о малозначительности правонарушения, не выявлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
постановил:
Решение от 18.11.2010 по делу N А59-4135/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий:
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи:
Н.В.АЛФЕРОВА
З.Д.БАЦ