Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2024 N 05АП-3596/2024 по делу N А51-14485/2023
Требование: О признании незаконным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2024 N 05АП-3596/2024 по делу N А51-14485/2023
Требование: О признании незаконным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2024 г. N 05АП-3596/2024
Дело N А51-14485/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-3596/2024
на решение от 07.05.2024
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-14485/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339)
к Главному Управлению МЧС России по Приморскому краю (ИНН 2536150266, ОГРН 1042503038467)
о признании незаконным предписания N 1/6-2 от 17.05.2023,
при участии:
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края: представитель Моисеенко О.Г. по доверенности от 10.01.2024 сроком действия до 31.12.2024, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 25663);
от Главного Управления МЧС России по Приморскому краю: не явились, извещены,
установил:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее - орган пожарного надзора, управление, ГУ МЧС по Приморскому краю) о признании незаконным предписания N 1/6-2 от 17.05.2023.
Решением арбитражного суда Приморского края от 07.05.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, министерство обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов жалобы указывает, что штат работников наземной охраны лесов укомплектован в полном объеме с учетом предоставленного финансирования. Полагает, что министерство принимает достаточно мер для получения для получения дополнительного финансирования, направляя соответствующие письма в Рослесхоз. Считает, что обязанность по очистки и прокладки, минерализованных полос, отделяющих территорию лесного фонда от земель иных категорий, в целях обеспечения преграды перехода пожара на территорию лесного фонда возложена на правообладателей земельных участков, прилегающих к границам лесного фонда.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, заявлений, ходатайств не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании
статей 156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без его участия по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы: решение суда первой инстанции просил отменить.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В период с 17.04.2023 по 17.05.2023 на основании распоряжения от 05.04.2023 N 1/6 Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Приморскому краю проведена внеплановая, выездная проверка соблюдения требований при реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении министерства.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения при реализации полномочий министерства, по результатам проверки составлен акт выездной проверки от 17.05.2023 и выдано предписание N 1/6-2 от 17.05.2023 по устранению выявленных нарушений реализации полномочий, согласно которому:
- в нарушение
статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), положений
Распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 N 1605-р "О нормативах обеспечения субъекта РФ лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров",
пункта 3 статьи 9 Закона Приморского края от 02.12.1999 N 74-КЗ "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон Приморского края N 74-КЗ),
подпункта 3 пункта 16 Положения о Приморской территориальной подсистеме единственной государственный системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 16.12.2005 N 282-па (далее - Положение N 282-па) штат работников наземной охраны лесов от пожаров не укомплектован до нормативов обеспечения при нормативной численного в 360 человек, укомплектован по количеству штата 280 человек, что на 80 человек меньше нормы укомплектования;
- в нарушение
статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ,
статей 3,
9 Закона Приморского края от 02.12.1999 N 74-КЗ "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
подпункта 3 пункта 16 Положения N 282-па,
пунктов 3,
4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 в целях профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных лесным пожарами, на территории Приморского края не в полном объеме осуществляется очистка и прокладка минерализованных полос, отделяющих территорию лесного фонда от земель иных категорий, в целях обеспечения преграды перехода пожара на территорию лесного фонда, с учетом произошедших лесных пожаров в период с 2019 по 2022 г.г. (в 15, 19, 25, 31, 35, 37, 47, 53 кварталах Ильинского участкового лесничества), в 37, 45 кварталах Комиссаровского участкового лесничества, Ханкайского муниципального округа минерализованные полосы не очищены, не обновлены, функции противопожарной преграды не выполняют, аналогично на территории Шкотовского муниципального района, Чугуевского муниципального округа, Уссурийского городского округа, Тернейского муниципального округа, Спасского муниципального района, Пограничного муниципального района, Партизанского муниципального района, Партизанского городского округа, Красноармейского муниципального района, Дальнегорского городского округа, Дальнереченского муниципального района.
Срок устранения выявленных нарушений установлен до 01.02.2024.
Не согласившись с указанным предписанием, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном
статьями 268,
270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно
части 1 статьи 198,
части 4 статьи 200,
частям 2 и
3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Федеральным
законом N 68-ФЗ, они выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.
В соответствии с
подпунктом "б" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В силу
части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
ст. 81 -
84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено названным
Кодексом, другими федеральными законами.
На основании
частей 1,
3,
4 статьи 53.3 ЛК РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
83 ЛК РФ, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; иные мероприятия.
Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно
Распоряжению Правительства РФ от 19.07.2019 N 1605-р "О нормативах обеспечения субъекта РФ лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" штат работников наземной охраны лесов от пожаров в Приморском крае должен быть укомплектован до нормативов обеспечения при нормативной численного не менее 360 человек.
Из материалов дела усматривается, что штат не укомплектован до нормативов обеспечения и составляет 280 человек (на 80 человек меньше нормы).
Повторно заявленный довод министерства о том, что штат работников наземной охраны лесов укомплектован в полном объеме с учетом предоставленного финансирования, является несостоятельным, поскольку не освобождает министерство от обязанности осуществлять меры, предусмотренные законодательством, кроме того, установление иного количества лесопожарных формирований, отличных от нормативов, установленных органами государственной власти Российской Федерации, не допускается.
Кроме того, при проведении проверки не были предоставлены подтверждающие документы о том, что министерство направляло предложение в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р "О нормативах обеспеченности субъекта РФ лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" в части изменения нормативов численности лесопожарных формирований для Приморского края, в целях недопущения в дальнейшем выявления указанного нарушения требований.
Доводы заявителя об отсутствии финансирования на выполнение мероприятий, апелляционным судом не принимаются, поскольку о незаконности предписания не свидетельствуют, кроме того, не обоснованы документально.
В отношении пункта 2 оспариваемого предписания установлено следующее.
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (
подпункт 1 статьи 53 ЛК РФ).
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (
часть 3 статьи 53 ЛК РФ).
Статьей 53.1 ЛК РФ предусмотрены меры противопожарного обустройства лесов, которые включают в себя иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" предусмотрены, в частности, такие меры противопожарного обустройства лесов, как прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление.
Меры пожарной безопасности, указанные в
пункте 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила), осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (
пункт 4 Правил).
Так, входе Указанные меры на лесных участках (в 15,19,25,31,35,37,47,53 кварталах Ильинского участкового лесничества), в 37, 45 кварталах Комиссаровского участкового лесничества, Ханкайского муниципального округа, Шкотовского муниципального района, Чугуевского муниципального округа, Уссурийского городского округа, Тернейского муниципального округа, Спасского муниципального района, Пограничного муниципального района, Партизанского муниципального района, Партизанского городского округа, Красноармейского муниципального района, Дальнегорского городского округа, Дальнереченского муниципального района не выполняются.
В ходе внеплановой проверки установлено, что не в полном объеме осуществляется очистка и прокладка минерализованных полос, отделяющих территорию лесного фонда от земель иных категорий, в целях обеспечения преграды перехода пожара на территорию лесного фонда, с учетом произошедших лесных пожаров в период с 2019 по 2022 г.г. (в 15, 19, 25, 31, 35, 37, 47, 53 кварталах Ильинского участкового лесничества), в 37, 45 кварталах Комиссаровского участкового лесничества, Ханкайского муниципального округа минерализованные полосы не очищены, не обновлены, функции противопожарной преграды не выполняют, аналогично на территории Шкотовского муниципального района, Чугуевского муниципального округа, Уссурийского городского округа, Тернейского муниципального округа, Спасского муниципального района, Пограничного муниципального района, Партизанского муниципального района, Партизанского городского округа, Красноармейского муниципального района, Дальнегорского городского округа, Дальнереченского муниципального района.
Доказательств обратного в нарушение
статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы министерства о том, что обязанность по очистки и прокладки, минерализованных полос, отделяющих территорию лесного фонда от земель иных категорий, в целях обеспечения преграды перехода пожара на территорию лесного фонда возложена на правообладателей земельных участков, прилегающих к границам лесного фонда, судебной коллегией не принимается, поскольку в силу Постановления Правительства Приморского края от 08.11.2023 N 767-пп "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края" осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение (пункт 2.1.17.12); осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесную охрану, за исключением осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 2.1.17.21); обеспечивает контроль за выполнением гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов (пункт 2.1.17.27).
Аналогичные пункты были указаны в утратившем силу Постановлении Администрации Приморского края от 01.11.2019 N 713-па "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края".
По изложенному предписание органа пожарного надзора предписания N 1/6-2 от 17.05.2023 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы министерства, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке
части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании их незаконными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со
статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь
статьями 258,
266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2024 по делу N А51-14485/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ПОНУРОВСКАЯ