Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 N 05АП-2613/2014 по делу N А24-4907/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления агентства лесного хозяйства и охраны животного мира о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 N 05АП-2613/2014 по делу N А24-4907/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления агентства лесного хозяйства и охраны животного мира о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. N 05АП-2613/2014
Дело N А24-4907/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 24 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-2613/2014
на решение от 28.01.2014
судьи А.М. Сакуна
по делу N А24-4907/2013 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.11.2002)
к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (ИНН 4101145761, ОГРН 1114101003708, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.07.2011)
об оспаривании постановления от 14.11.2013 N 99 о привлечении к административной ответственности,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - заявитель, общество, ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее - административный орган, Агентство) от 14.11.2013 N 99 о привлечении к административной ответственности по
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с правилами
главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту -
АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в
Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 28.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.01.2014, ОАО "Камчатскэнерго" считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Паспорта воздушных линий электропередач, акт обследования N 7, а также приложенные к нему фотоснимки, перечетная ведомость деревьев, инструкция по использованию оптического гипсометра РМ-5/1520, положенные Агентством в основу доказательственной базы по делу об административном правонарушении, по мнению заявителя, не подтверждают наличие события вменяемого обществу нарушения
пункта 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417.
Со ссылкой на договор аренды земельного участка N 100/1 от 07.09.2010 заявитель считает, что ВЛ-127 расположены на землях, которые не относятся к землям лесного фонда. Кроме того, указывает на то, что согласно таксационному описанию квартала 78 выдела 14 (приложение к выписке из государственного лесного реестра N 545-12-2013 от 20.12.2013) размещенная в данном месте линия электропередачи в ширину 35 метров и протяженностью 2,1 км классифицируется как чистая, то есть не имеет никакой поросли, что в соответствии с
пунктом 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, и
абзацем 2 пункта 2 Письма Рослесхоза от 13.12.2012 N НК-03-54/14278 "О применении положений Приказа N 223 не позволяет отнести эти участки к покрытым лесной растительностью землям.
Также заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что
Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 736 (вступило в силу 06.09.2013) размер просек под линиями электропередач увеличен до размера охранных зон. Однако данное обстоятельство общество не могло предвидеть на момент привлечения его к административной ответственности.
На основании изложенного, общество просит решение суда первой инстанции от 28.01.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления от 14.11.2013 N 99 об административном правонарушении.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 в соответствии с
частью 5 статьи 159 АПК РФ было отказано в удовлетворении ходатайства общества об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи в связи с отсутствием процессуальных и организационных возможностей.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, административного органа не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
ОАО "Камчатскэнерго" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя в связи с отказом в удовлетворении ходатайства общества об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи и отдаленностью заявителя от места рассмотрения дела. Заявленное ходатайство рассмотрено коллегией согласно
статье 159 АПК РФ и удовлетворено.
В соответствии со
статьями 156,
266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
ОАО "Камчатскэнерго" через канцелярию суда представлены дополнения к апелляционной жалобе, которые приобщены судебной коллегией к материалам дела. В данных дополнениях общество указывает на то, что в нарушение
статьи 24.1,
пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ постановление от 14.11.2013 N 99 об административном правонарушении и материалы административного дела не содержат сведений о том, что какие именно причины и условия способствовали нарушению обществом
пункта 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417. Кроме того, заявитель указывает на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не дана оценка вынесенному административным органом в отношении генерального директора ОАО "Камчатскэнерго" Паршина Б.Е. представления от 14.11.2013 N 99 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края в представленном и приобщенном к материалам дела письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласно, указывает на то, что обществу было вменено не только нахождение на просеке деревьев высотой более 4-х метров и не обеспечение содержания в безлесном состоянии просеки, но и необеспечение уборки древесины на просеке вдоль линейных объектов, что в любом случае свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения. Административный орган считает, что судом первой инстанции была дана правильная оценка доводам общества, в связи с чем решение суда первой инстанции от 28.01.2014 просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
22.10.2013 в ходе патрулирования территории в таксационном квартале 294 выделах 42, 46 Мильковского участкового лесничества (часть 1), квартале 315 выделе 61, квартале 55 выделе 29, квартале 58 выделе 17, квартале 59 выделах 18, 20, квартале 65, выделе 11, квартале 72 выделах 16, 17, квартале 74 выделах 14, 15, квартале 78 выделах 14, 15, квартале 79 выделах 14, 15 Мильковского участкового лесничества (часть 2) краевого государственного казенного учреждения "Мильковское лесничество" в Мильковском районе Камчатского края государственным лесным инспектором, участковым лесничим и его помощником установлено, что ОАО "Камчатскэнерго" в процессе использования лесного фонда без предоставления лесных участков для эксплуатации линии электропередачи ВЭЛП-110 кВ Л-127 "Елизово-Развилка" (далее - ВЛ-127) не обеспечило содержание в безлесном состоянии просеки вдоль линейного объекта; на просеке, в охранной зоне воздушных линий электропередачи, не вырублены и не обрезаны кроны деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра; не обеспечена рубка лесных насаждений (по 20 м вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении), нарушив тем самым
пункт 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 N 223,
пункт 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417.
Названные нарушения зафиксированы в акте обследования участка лесного фонда от 22.10.2013 N 7 и фототаблице к нему.
29.10.2013 по данному факту Агентством в отношении ОАО "Камчатскэнерго" составлен протокол об административном правонарушении N 99, в котором действия общества квалифицированы по
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом 14.11.2013 вынесено постановление N 99 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном
статьями 268,
270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, в отзыве на жалобу, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с
частями 4,
6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое
решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое
решение.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования
Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах, Правила N 417, Правила). Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (
пункт 1 Правил N 417).
В силу
пункта 35 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных
приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.08.2011 N 21533, в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются, в том числе прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов. Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом "а" приложения к
Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160), и составляет 15 м вдоль воздушных линий электропередачи с проектным номинальным классом напряжения 35 кВ.
Пунктами 22,
23 Правил N 160 также определено, что необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с
пунктом 21 указанных Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе названных
Правил. Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями
правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Материалам дела подтверждается и заявителем не опровергнуто, что ОАО "Камчатскэнерго" эксплуатирует воздушные линии электропередач ВЛ-127.
Довод заявителя о том, что административным органом не доказано совершение обществом спорного правонарушения на участках лесного фонда, коллегией отклоняется в силу следующего.
В
статье 5 Лесного кодекса РФ дано понятие леса, согласно которому использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно выписке из государственного лесного реестра квартал 294 выделы 42, 46 Мильковского участкового лесничества (часть 1), квартал 315 выделы 61, квартал 55 выдел 29, квартал 58 выдел 17, квартал 59 выделы 18, 20, квартал 65 выдел 11, квартал 72 выделы 16, 17, квартал 74 выделы 14, 15, квартал 78 выделы 14, 15, квартал 79 выделы 14, 15 Мильковского участкового лесничества (часть 2), находящиеся в Мильковском районе Камчатского края, отнесены к категории земли - земли лесного фонда, что подтверждается также свидетельствами о государственной регистрации права (том 2 л.д. 104-107).
Ссылка общества на договор N 100/1 от 07.09.2010 аренды земельного участка под линии электропередач в обоснование того, они не находятся на землях лесного фонда, коллегией не принимается, поскольку в данном договоре речь идет о меньшем земельном участке непосредственно под опорами линии электропередач ВЛ-127, а не о земельном участке на протяженности линий электропередач, который относится к землям лесов, что обществом не опровергнуто.
В соответствии с актом обследования участка лесного фонда на предмет выявления нарушений лесного законодательства от 22.10.2013 N 7 (т. 2 л.д. 17-18) в ходе патрулирования 22.10.2013 государственным лесным инспектором Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края территории в таксационном квартале 294 выделах 42, 46 Мильковского участкового лесничества (часть 1), квартале 315 выделе 61, квартале 55 выделе 29, квартале 58 выделе 17, квартале 59 выделах 18, 20, квартале 65, выделе 11, квартале 72 выделах 16, 17, квартале 74 выделах 14, 15, квартале 78 выделах 14, 15, квартале 79 выделах 14, 15 Мильковского участкового лесничества (часть 2) краевого государственного казенного учреждения "Мильковское лесничество" в Мильковском районе Камчатского края установлено, что в процессе эксплуатации обществом ВЛ-127 не обеспечено содержание в безлесном состоянии просеки вдоль линейного объекта; на просеке, в охранной зоне воздушных линий электропередачи, не вырублены и не обрезаны кроны деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра; не обеспечена рубка лесных насаждений (по 20 м вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении).
Доводы заявителя об отсутствии в совершенном им деянии состава вмененного ему административного правонарушения, о недоказанности вины, а также о недоказанности совершения правонарушения на землях лесного фонда, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены как опровергающиеся материалами административного дела, включая паспорт воздушных линий электропередачи, протокол об административном правонарушении от 29.10.2013 N 99, акт обследования участка лесного фонда от 22.10.2013 N 7 и фотоматериалы в нему, ведомость перечета деревьев в охранной зоне.
При этом ОАО "Камчатскэнерго", являясь в соответствии с
пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ лесопользователем, обязано было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения правил пожарной безопасности в лесах при наличии прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей.
Вина заявителя в совершенном правонарушении выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, проигнорировав требования законодательства, за нарушение которых
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность, заявитель не принял все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Доводы ОАО "Камчатскэнерго" о том, что общество осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики и единственным источником финансирования затрат на расширение просеки до размеров охранной зоны является тариф на передачу электроэнергии, а также о том, что обществом была разработана многолетняя программа расчистки и расширения трасс нормативных значений, правового значения не имеет, поскольку не свидетельствует о соблюдении заявителем Правил пожарной безопасности в лесах.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что
Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 736 (вступило в силу 06.09.2013) размер просек под линиями электропередач увеличен до размера охранных зон, не влияет на установленные выше иные нарушения обществом правил пожарной безопасности в лесах, которые являются основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, ОАО "Камчатскэнерго" не представило доказательств, свидетельствующих о том, по состоянию на 22.10.2013 оно обеспечило содержание в безлесном состоянии просеки вдоль линейного объекта; не представило доказательств, свидетельствующих о том, что лесные насаждения вдоль просеки в охранной зоне воздушных линий электропередачи имеют высоту менее 4-х метров; не представило доказательств, свидетельствующих о обеспечении вырубки лесных насаждений (по 20 м вдоль воздушных линий электропередачи в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении).
Довод заявителя об отсутствии данных о проведении метрологической поверки гипсометра марки РМ-5/1520, обосновано не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку, доказательств, опровергающих данные, с помощью которых гипсометром марки РМ-5/1520 осуществлялась фиксация высоты деревьев, ОАО "Камчатскэнерго" не представлено, материалы дела не содержат.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не дана оценка вынесенному административным органом в отношении генерального директора ОАО "Камчатскэнерго" Паршина Б.Е. представления от 14.11.2013 N 99 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное представление предметом рассмотрения по настоящему спору не является.
Довод заявителя в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не дал оценку таксационному описанию, судебная коллегия считает ошибочным и не влияющим на установленные материалами дела допущенные обществом нарушения правил пожарной безопасности в лесах при эксплуатации ЛЭП.
Таким образом, в действиях общества имеется и подтвержден материалами административного дела состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к ответственности по указанной
норме.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного
КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления от 12.11.2013 N 98 о привлечении общества к административной ответственности незаконным, судом первой инстанции не установлено. Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный
статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен. Основания для применения положений
статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам
статей 3.5,
4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения в пределах санкции, установленной
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
С учетом изложенного, привлечение общества к административной ответственности по постановлению Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края от 14.11.2013 N 99 является правомерным. Основания для признания указанного постановления незаконным и его отмены в соответствии с
частью 2 статьи 211 АПК РФ отсутствуют.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со
статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судом апелляционной инстанции, не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, и по существу сводятся к иному толкованию заявителем подлежащих применению в споре норм материального права, которое расценивается судом апелляционной инстанции как ошибочное.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает решение суда является законным и обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы (с дополнением) общества.
Руководствуясь
статьями 258,
266 -
271,
272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.01.2014 по делу N А24-4907/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с
частью 5.1 статьи 211,
частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Г.М.ГРАЧЕВ