Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2024 N 05АП-4782/2024 по делу N А51-15090/2023
Требование: О признании незаконными решений о приостановлении действия лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2024 N 05АП-4782/2024 по делу N А51-15090/2023
Требование: О признании незаконными решений о приостановлении действия лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2024 г. N 05АП-4782/2024
Дело N А51-15090/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Р. Сацюк,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рябова Романа Ивановича,
апелляционное производство N 05АП-4782/2024
на решение от 20.06.2024
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-15090/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Рябова Романа Ивановича (ИНН253706455027, ОГРНИП 308250331700037)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (ИНН 2536150266, ОГРН 1042503038467)
третье лицо: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 253 городского округа ЗАТО Фокино (п.Дунай) имени Т.И. Островской" (ИНН 2512300787, ОГРН 1022500577747)
о признании незаконными решения о приостановлении действия лицензии N Л014-00101-25/00649798, оформленное приказом от 25.05.2023 N 16-Л и уведомления от 25.05.2023 N ИВ252-4541 (с учетом уточнений),
при участии:
от Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю: представитель Журбенко Е.Н. по доверенности от 09.01.2024, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 15034);
от индивидуального предпринимателя Рябова Романа Ивановича, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 253 городского округа ЗАТО Фокино (п.Дунай) имени Т.И. Островской": не явились, извещены,
установил:
Индивидуальный предприниматель Рябов Роман Иванович (далее - заявитель, предприниматель, Рябов Р.И.) обратился в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее - орган пожарного надзора, управление, ГУ МЧС по Приморскому краю) о признании незаконными действий по принятию решения о приостановлении действия лицензии N Л014-00101-25/00649798, об отмене приказа от 25.05.2023 N 16-Л и уведомления от 25.05.2023 N ИВ-252-4541, о взыскании судебных расходов по уплате госпошлины.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 22.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 253 городского округа ЗАТО Фокино (п.Дунай) имени Т.И. Островской" (далее - третье лицо, МБОУ СОШ N 253 ГО ЗАТО Фокино (п.Дунай) им. Т.И. Островской).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.06.2024 в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит решение суда от 20.06.2024 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что требования пунктом 13.4.1, 13.6.1, 13.5.1 СП 5.13130.2009, нарушение которых вменяется предпринимателю, распространяются только на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения. Кроме того, по мнению Рябова Р.И., применению в данном случае подлежат ГОСТ Р 59639-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту.", утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.08.2021 N 792-ст (далее - ГОСТ Р 59639-2021), ГОСТ Р 59638-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность", утвержденный Приказом Росстандарта от 24.08.2021 N 791-ст (далее - ГОСТ Р 59638-2021).
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.
Представитель органа пожарного надзора против доводов апелляционной жалобы возражал. Обжалуемое решение считал законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Рябов Р.И. на основании лицензии МЧС России от 13.11.2013 N 7-Б/00539 (реестровый номер Л014-00101-25/00649798) осуществлял деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
09.01.2022 между МБОУ СОШ N 253 ГО ЗАТО Фокино (п.Дунай) им. Т.И. Островской (заказчик) и предпринимателем (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 0204, по условиям пункта 1.1 которого исполнитель обязуется оказать муниципальному заказчику услуги по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре в обусловленный контрактом срок, согласно перечню работ (Приложению N 1 к контракту) и календарному плану - графику (Приложение N 2 к контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуг в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Во исполнение условий данного муниципального контракта предпринимателем выдан акт обследования автоматической пожарной сигнализации (АПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) и радиосистемы передачи извещений (РСПИ) "Протон", согласно которому системы АПС и СОУЭ работоспособны. Объектовая станция РСПИ "Протон" не работоспособна из-за неработоспособного пульта центрального наблюдения тревожных сигналов. Необходимо установить защиту на датчик пожарный "ИПДЛ", и на таблички выход расположенные в спортивном зале. Необходимо подключить электропитание АПС и СОУЭ в вводной электрощитовой. Установить освещение на посту охраны.
В свою очередь на основании решения от 28.11.2022 N 25-001-2022/0036рс о проведении плановой выездной проверки в период с 05.12.2022 по 16.12.2022 органом пожарного надзора в связи с исполнением ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год (ФГИС ЕРКНМ N 2022045978) в отношении МБОУ СОШ N 253 ГО ЗАТО Фокино (п.Дунай) им. Т.И. Островской была проведена плановая выездная проверка, результаты которой были оформлены актом от 15.12.2022 N 25-001-2022/0036рс.
В ходе проведенных испытаний составлены: техническое заключение N СП-53-2022 от 08.12.2022, протокол N СП-93-2022 от 08.12.2022, протокол N СП-94-2022 от 08.12.2022, протоколом N СП-95-2022 от 08.12.2022.
По результатам проведенных 20.05.2022 испытаний систем автоматической противопожарной защиты был выявлен ряд нарушений, касающихся эксплуатации и технического обслуживания системы пожарной сигнализации (АУПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), а именно:
- технические средства СОУЭ не обеспечивают автоматический контроль работоспособности соединительных линий с речевыми оповещателями (статьи 1, 4, 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закона N 123-ФЗ), статьи 6, 7, 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), пункт 211 Приказа Росстандарта N 1190 от 14.07.2020, пункт 3.4 СП 3.13130.2009);
- не организовано электропитание АУПС от панели противопожарных устройств, которая питается от вводной панели вводно-распределительного устройства с устройством автоматического включения резерва или от главного распределительного щита с устройством АВР (статьи 1, 4, 6, 83 Закона N 123-ФЗ, статьи 6, 7, 16.1 Закона N 184-ФЗ, пункт 184 Приказа Росстандарта N 1190 от 14.07.2020, пункт 4.10 СП 6.13130.2013);
- допущено размещение точечных дымовых ИП на расстоянии более 4,5 м от стен в следующих помещениях: вестибюль на первом этаже (гардероб), учительская, обеденный зал в столовой, столярные мастерские, библиотека, коридор третьего этажа возле кабинетов N 310, 313, 315, 317, лаборантская на третьем этаже, коридор второго этажа возле кабинетов 213, 208 (статьи 1, 4, 6, 83 Закона N 123-ФЗ, статьи 6, 7, 16.1 Закона N 184-ФЗ, пункт 44 Приказа Росстандарта от 03.06.2019 N 1317, пункт 13.4.1 СП 5.13130.2009);
- допущено размещение точечных тепловых ИП на расстоянии более 2,5 м от стен в кухне, в горячем цехе (статьи 1, 4, 6, 83 Закона N 123-ФЗ, статьи 6, 7, 16.1 Закона N 184-ФЗ, пункт 44 Приказа Росстандарта от 03.06.2019 N 1317, пункт 13.6.1 СП 5.13130.2009);
- оптические оси ИПДЛ, смонтированных в актовом зале и спортивном зале на втором этаже расположены на расстоянии более 0,6 м от уровня перекрытия (статьи 1, 4, 6, 83 Закона N 123-ФЗ, статьи 6, 7, 16.1 Закона N 184-ФЗ, пункт 44 Приказа Росстандарта от 03.06.2019 N 1317, пункт 13.5.1 СП 5.13130.2009);
- не осуществляется дублирование сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны в автоматическом режиме (часть 7 статьи 83 Закона N 123-ФЗ);
- не предусмотрено автоматическое блокирование при пожаре автономных кондиционеров, смонтированных в актовом зале (статьи 1, 4, 6, 83 Закона N 123-ФЗ, статьи 6, 7, 16.1 Закона N 184-ФЗ, пункт 213 Приказа Росстандарта N 1190 от 14.07.2020, пункт 6.24 СП 7.13130.2013).
По результатам проверки, ГУ МЧС по Приморскому краю выдало предпринимателю, как лицу, осуществляющему техническое обслуживание, ремонт средств обеспечения пожарной безопасности и контроль за системой пожарной безопасности проверяемого объекта, уведомление о приостановлении действия лицензии от 25.05.2023 (N ИВ-252-4541).
Данное уведомление выдано в соответствии с приказом ГУ МЧС по Приморскому краю от 25.05.2023 N 16-Л в связи с выявлением грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, действие лицензии от 13.11.2013 N 7-Б/00539 приостановлено.
Не согласившись с действиями по принятию решения о приостановлении действия лицензии (реестровый номер Л014-00101-25/00649798), приказом от 25.05.2023 N 16-Л и уведомлением от 25.05.2023 N ИВ-252-4541, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд, которое последним оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ особенности лицензирования, в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление определенных в данном пункте видов деятельности: деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Особенности приостановление действия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлены статьей 24.2 Закона N 69-ФЗ.
Частью 1 указанной статьи предусмотрено, что лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии в случае выявления систематических (не менее двух раз в течение трех лет) или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом устанавливается срок, не превышающий девяноста календарных дней, для устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми систематические нарушения лицензионных требований не допускается без предварительного предупреждения лицензиата и без предоставления ему времени для устранения этих нарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Постановление N 1128).
Пунктом 5 Постановления N 1128 о лицензировании установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и "д" пункта 4 названного Постановления, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Постановления N 1128 одним из лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
На основании статьи 24 Закона N 69-ФЗ работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Пунктом 1 части 1 статьи 4 названного Закона предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой, в том числе установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 4 названного Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Как следует из части 1 статьи 6 Закона 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу пункта 7 статьи 83 Закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.07.2020 N 1190 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 624, в соответствии с которыми Свод правил представляет собой документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.
Исходя из вышеизложенных норм права, вопреки доводам апелляционной жалобы, следует, что своды правил разрабатываются в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и являются составной частью национальной системы стандартизации Российской Федерации, а также входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности, соответственно, правила носят обязательный для исполнения характер.
Как установлено 3.4. СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173 (далее - СП 3.13130.2009) кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.
Пунктом 4.10 СП 6.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 21.02.2013 N 115 (далее - СП 6.13130.2013) установлено, что питание электроприемников СПЗ должно осуществляться от панели противопожарных устройств (панель ППУ), которая, в свою очередь, питается от вводной панели вводно-распределительного устройства (ВРУ) с устройством автоматического включения резерва (АВР) или от главного распределительного щита (ГРЩ) с устройством АВР.
В соответствии с пунктом 13.4.1 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009) площадь, контролируемая одним точечным дымовым пожарным извещателем, а также максимальное расстояние между извещателями, извещателем и стеной, за исключением случаев, оговоренных в п. 13.3.7, необходимо определять по таблице 13.3 СП 5.13130.2009, но не превышая величин, указанных в технических условиях и паспортах на извещатели конкретных типов. (расстояние от извещателей до стены не более 4,5 м).
Излучатель и приемник (приемо-передатчик и отражатель) линейного дымового пожарного извещателя следует устанавливать на стенах, перегородках, колоннах и других конструкциях, обеспечивающих их жесткое крепление, таким образом, чтобы их оптическая ось проходила на расстоянии не менее 0,1 м и не более 0,6 м от уровня перекрытия (пункт 13.5.1 СП 5.13130.2009).
Площадь, контролируемая одним точечным тепловым пожарным извещателем, а также максимальное расстояние между извещателями, извещателем и стеной, за исключением случаев, оговоренных в п. 13.3.7, необходимо определять по таблице 13.5, но не превышая величин, указанных в технических условиях и паспортах на извещатели (расстояние от извещателей до стены не более 2,5 м) (пункт 13.6.1 СП 5.13130.2009).
Пунктом 6.24 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 (далее - СП 7.13130.2013), установлено, что для зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией, следует предусматривать автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления (далее - системы вентиляции), а также закрытие противопожарных нормально открытых клапанов. Отключение систем вентиляции и закрытие противопожарных нормально открытых клапанов должно осуществляться по сигналам, формируемым автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией, а также при включении систем противодымной вентиляции в соответствии с пунктом 7.19. Необходимость частичного или полного отключения систем вентиляции и закрытия противопожарных клапанов должна определяться в соответствии с технологическими требованиями. Требования пункта 6.24 не распространяются на системы подачи воздуха в тамбуры-шлюзы помещений категорий А и Б.
Из материалов дела следует, что управлением в ходе проведения проверки в отношении предпринимателя, имеющего действующую лицензию от 13.11.2013 N 7-Б/00539 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и осуществляющего на основании муниципального контракта от 09.01.2022 N 0204 деятельность техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре в здании МБОУ СОШ N 253 ГО ЗАТО Фокино (п.Дунай) им. Т.И. Островской, установлен факт нарушения требований действующего законодательства в отношении обеспечения пожарной безопасности, а именно пунктов 3.4. СП 3.13130.2009, пункта 4.10 СП 6.13130.2013, пунктов 13.4.1, 13.6.1, 13.5.1 СП 5.13130.2009, пункта 6.24 СП 7.13130.2013, части 7 статьи 83 Закона N 123-ФЗ.
Данные обстоятельства нарушений пунктов 3.4. СП 3.13130.2009, пункта 4.10 СП 6.13130.2013, пунктов 13.4.1, 13.5.1 СП 5.13130.2009, пункта 6.24 СП 7.13130.2013, части 7 статьи 83 Закона N 123-ФЗ подтверждаются имеющимся в материалах дела техническим заключением N СП-53-2022 от 08.12.2022, протоколом N СП-93-2022 от 08.12.2022, протоколом N СП-94-2022 от 08.12.2022, протоколом N СП-95-2022 от 08.12.2022.
Из указанного протокола N СП-94-2022 от 08.12.2022 следует, что в ходе проведения испытаний экспертом установлено нарушение пункта 3.4 СП 3.13130.2009.
В частности, экспертом установлено, что система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре, смонтированная в МБОУ СОШ N 253 ГО ЗАТО Фокино (п.Дунай) им. Т.И. Островской, по адресу: ЗАТО Фокино, п. Дунай, ул. Ленина, 10, находятся в неработоспособном (неисправном) состоянии.
Из протокола N СП-93-2022 от 08.12.2022 следует, что в ходе проведения испытаний экспертом установлено нарушение пункта 4.10 СП 6.13130.2013, пунктов 13.4.1, 13.5.1, 13.6.1 СП 5.13130.2009, пункта 6.24 СП 7.13130.2013, части 7 статьи 83 Закона N 123-ФЗ, а именно: автоматическая установка пожарной сигнализации (АПС) смонтированная в МБОУ СОШ N 253 ГО ЗАТО Фокино (п.Дунай) им. Т.И. Островской, по адресу: ЗАТО Фокино, п. Дунай, ул. Ленина, 10, находятся в неработоспособном (неисправном) состоянии.
Вместе с тем предпринимателем в акте обследования от 28.11.2022, указано на исправность систем АПС и СОУЭ.
Данные нарушения по смыслу пункта 5 Постановления N 1128 является грубым нарушением лицензионных требований и может повлечь последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, связанные с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, обусловленных массовым пребыванием людей на указанных объектах защиты.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что установленные в ходе проверки нарушения являлись грубыми, орган пожарного надзора правомерно принял решение о приостановлении действия выданной предпринимателю лицензии.
Довод апелляционной жалобы о том, что вменяемые предпринимателю нарушения сводов правил не относятся к лицензируемому виду деятельности, который осуществляется Рябовым Р.И. на объекте защиты, с указанием на необходимость применения им только ГОСТ Р 59639-2021, ГОСТ Р 59638-2021, судебной коллегией оцениваются критически, поскольку применительно к техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре в здании школы обязанность предпринимателя заключается как раз в проверке работоспособности указанных систем в соответствии с действующими сводами правил, что в спорной ситуации не нашло подтверждение материалами дела.
То обстоятельство, что предприниматель не осуществлял монтаж пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре, не свидетельствует о том, что осуществляемые им проверки работоспособности указанных систем защиты ограничиваются только внешним осмотром, поскольку такой вывод не следует из признаков и условий лицензируемого вида деятельности.
В этой связи суд апелляционной инстанции не находит оснований согласиться с утверждением заявителя жалобы об отсутствии в его действиях нарушений лицензионных требований.
Утверждение предпринимателя о том, что требования пунктом 13.4.1, 13.6.1, 13.5.1 СП 5.13130.2009, распространяются только на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, суд апелляционной инстанции находит ошибочным, поскольку в пункте А.1 приложения А к СП 5.13130.2009 указано, что настоящий свод правил устанавливает основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУП) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Таким образом, требования СП 5.13130.2009 распространяются на здания независимо от времени их постройки.
Повторно заявленный довод предпринимателя о том, что он не получал уведомление о приостановлении действия лицензии, подлежит отклонению, поскольку в материалы дела представлен скриншот о том, что Рябову Р.И. 25.05.2023 на электронную почту направлено уведомление о приостановлении действия лицензии от 25.05.2023 N ИВ-252-4541.
При таких обстоятельствах действия по принятию решения о приостановлении действия лицензии N Л014-00101-25/00649798, приказ от 25.05.2023 N 16-Л и уведомление от 25.05.2023 N ИВ-252-4541 не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы Рябова Р.И., в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании его недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Таким образом, решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.06.2024 по делу N А51-15090/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Рябову Роману Ивановичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы в Пятый арбитражный апелляционный суд по чеку по операции от 18.07.2024.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ПОНУРОВСКАЯ