Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 N 05АП-7876/2021 по делу N А59-909/2021
Требование: О взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка, об обязании подписать дополнительное соглашение к договору.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 N 05АП-7876/2021 по делу N А59-909/2021
Требование: О взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка, об обязании подписать дополнительное соглашение к договору.
Решение: Требование удовлетворено в части.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2021 г. N 05АП-7876/2021
Дело N А59-909/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.Б. Култышева, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ундольской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс",
апелляционное производство N 05АП-7876/2021
на решение от 08.10.2021 судьи Т.С. Горбачевой
по делу N А59-909/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ОГРН 1206500007075, ИНН 6501312393)
к обществу с ограниченной ответственностью "Феникс"
(ОГРН 1036505403593, ИНН 6517006948)
об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 8 от 04.04.2011,
о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 134 002,82 рубля,
об обязании подписать дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка,
при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - истец, Агентство) обратилось в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - ответчик, общество, ООО "Феникс") с исковым заявлением о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 134 002,82 рубля, в том числе, в сумме 54 984,85 рублей - за 2017 год, в сумме 79 017,97 рублей - за 2018 год, об обязании заключить и подписать дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 04.04.2011 N 8 в следующей редакции:
"Дополнительное соглашение
к договору аренды лесного участка
от 04.04.2011 N 8
(государственная регистрация
N 65-65-08/001/2011-203 от 27.06.2011 г.)
г. Южно-Сахалинск "____" "_____" 202 __г.
Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в лице заместителя руководителя агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Дударева Данилы Викторовича, действующего на основании доверенности от 12.01.2021 N 12, с одной стороны, и
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (ООО "Феникс") в лице директора Гордиенко Любови Анатольевны, действующего на основании устава, именуемое в дальнейшем Арендатор, с другой стороны, в соответствии со статьями 450, 451 Гражданского кодекса, раздела 7 Договора аренды лесного участка от 04.04.2011 N 8 (государственная регистрация N 65-65-08/001/2011-203 от 27.06.2011 г.), с учетом дополнительного соглашения от 03.06.2013 г. (государственная регистрация дополнительного соглашения N 65-65-08/003/2013-715 от 22.07.2013 г.) (далее - Договор аренды) на основании выявленных замечаний по результатам проведения в 2019 года Федеральным агентством лесного хозяйства плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Сахалинской области и должностных лиц органа государственной власти Сахалинской области, заключили настоящее Дополнительное соглашение о нижеследующем:
1. Внести в Договор аренды следующие изменения:
1.1. Признать недействующим подпункт 1.2.1 пункта 1.2 и приложение 3 дополнительного соглашения от 03.06.2013 г. к Договору аренды (государственная регистрация дополнительного соглашения N 65-65-08/003/2013-715 от 22.07.2013 г.)
1.2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки платы, предусмотренные таблицей 1 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, в 2019 году применяются с коэффициентом - 2,38, в 2020 г. с коэффициентом - 2.62.
Арендная плата составляет:
- в 2019 году - 565 563,78 руб. (пятьсот шестьдесят пять тысяч пятьсот шестьдесят три рубля 78 копеек) (из расчета 300 709,00 руб. /1.3*2.38 + 15 035.00 руб.). в том числе в федеральный бюджет - 550 528,78 руб., в областной бюджет - 15 035.00 руб.
Оплачено в 2019 году в федеральный бюджет 463 863,92 руб.
Дополнительно подлежит оплате в федеральный бюджет - 86 664,86 руб. (восемьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят четыре рубля 86 коп.) (из расчета 550 528.78 руб. - 463 863,92 руб.).
- в 2020 году - 621 079,29 руб. (шестьсот двадцать одна тысяча семьдесят девять рублей 29 копеек) (из расчета 300 709,00 руб. /1.3*2.62 + 15 035,00 руб.). в том числе в федеральный бюджет - 606 044,29 руб.. в областной бюджет - 15 035,00 руб.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1318 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося н федеральной собственности" ставки платы, предусмотренные таблицей 1 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, в 2021 г. применяется с коэффициентом - 2.72, в 2022 г. с коэффициентом - 2.83, с 2023 г. с коэффициентом 2.94.
Арендная плата составляет:
- в 2021 году - 644 210,75 руб. (шестьсот сорок четыре тысячи двести десять рублей 75 копеек), (из расчета 300 709,00 руб. / 1,3 * 2.72 + 15 035,00 руб.). в том числе в федеральный бюджет - 629 175,75 руб., в областной бюджет - 15 035,00 руб.:
- в 2022 году 669 655,36 руб. (шестьсот шестьдесят девять тысяч шестьсот пятьдесят пять рублей 36 копеек) (из расчета 300 709.00 руб. / 1,3 * 2.83 + 15 035,00 руб.). в том числе в федеральный бюджет - 654 620,36 руб., в областной бюджет - 15 035.00 руб.;
- с 2023 года (ежегодно, с 01 января по 31 декабря, каждого года аренды, за который производится оплата) - 695 099,97 руб. (шестьсот девяносто пять тысяч девяносто девять рублей 97 копеек) (из расчета 300 709,00 руб. / 1,3 * 2,94 + 15 035,00 руб.), в том числе в федеральный бюджет - 680 064,97 руб., в областной бюджет - 15 035,00 руб.
1.3 Сроки внесения арендной платы изложить в следующей редакции:
Календарный план
Арендная плата, установленная по договору аренды лесного участка, всего
Арендная плата, руб.
установлено по Договору
в бюджет субъекта РФ
в федеральный бюджет
1
2
3
4
5
Дополнительно к оплате за 2019 год
До 25 сентября 2020
86 664,86
0,00
86 664,86
Итого
86 664,86
0,00
86 664,86
до 25 марта 2020
143 695,02
15 035,00
127 660,02
до 25 июня 2020
127 660,03
0,00
127 660,03
до 25 сентября 2020
175 362,12
0,00
175 362,12
до 25 декабря 2020
175 362,12
0,00
175 362,12
Итого:
621 079,29
15 035,00
606 044,29
до 25 марта 2021
172 328,94
15 035,00
157 293,94
2021 год
до 25 июня 2021
157 293,94
0,00
157 293,94
до 25 сентября 2021
157 293,94
0,00
157 293,94
до 25 декабря 2021
157 293,93
0,00
157 293,93
Итого:
644 210,75
0,00
629 175,75
2022 год
до 25 марта 2022
178 690,09
15 035,00
163 655,09
до 25 июня 2022
163 655,09
0,00
163 655,09
до 25 сентября 2022
163 655,09
0,00
163 655,09
до 25 декабря 2022
163 655,09
0,00
163 655,09
Итого:
669 655,36
15 035,00
654 620,36
с 2023 года (ежегодно, с
01 января по 31 декабря,
каждого года аренды, за
который производится
оплата)
до 25 марта 2022
185 051,25
15 035,00
170 016,25
до 25 июня 2022
170016,24
0,00
170016,24
до 25 сентября 2022
170016,24
0,00
170016,24
до 25 декабря 2022
170 016,24
0,00
170 016,24
Итого
695 099,97
15 035,00
680 4,97
2. Условия Договора и ранее заключенных Дополнительных соглашений, не затронутые настоящим Дополнительным соглашением, остаются в силе и Арендодатель, и Арендатор подтверждают по ним свои обязательства.
3. Настоящее Дополнительное соглашение, составлено в четырех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу и подлежит обязательной государственной регистрации.".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 08.10.2021 исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Феникс" в пользу Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области взыскано 79 017 рублей 97 копеек задолженности по арендной плате за 2018 год.
Суд обязал ООО "Феникс" заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 04.04.2011 N 8 (государственная регистрация N 65-65-08/001/2011-203 от 27.06.2011), в следующей редакции:
"Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в лице заместителя руководителя агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Дударева Данилы Викторовича, действующего на основании доверенности от 12.01.2021 N 12, с одной стороны, и
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (ООО "Феникс") в лице директора Гордиенко Любови Анатольевны, действующего на основании устава, именуемое в дальнейшем Арендатор, с другой стороны,
в соответствии со статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации заключили настоящее Дополнительное соглашение о нижеследующем:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки платы, предусмотренные таблицей 1 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, в 2019 году применяются с коэффициентом - 2,38, в 2020 г. с коэффициентом - 2,62.
Арендная плата составляет:
- в 2019 году - 565 563,78 руб. (пятьсот шестьдесят пять тысяч пятьсот шестьдесят три рубля 78 копеек) (из расчета 300 709,00 руб. /1,3*2,38 + 15 035,00 руб.), в том числе в федеральный бюджет - 550 528,78 руб., в областной бюджет - 15 035,00 руб.
- в 2020 году - 621 079,29 руб. (шестьсот двадцать одна тысяча семьдесят девять рублей 29 копеек) (из расчета 300 709,00 руб. /1,3*2,62 + 15 035,00 руб.), в том числе в федеральный бюджет - 606 044,29 руб., в областной бюджет - 15 035,00 руб.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1318 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки платы, предусмотренные таблицей 1 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, в 2021 г. применяется с коэффициентом - 2,72, в 2022 г. с коэффициентом - 2,83, с 2023 г. с коэффициентом 2,94.
Арендная плата составляет:
- в 2021 году - 644 210,75 руб. (шестьсот сорок четыре тысячи двести десять рублей 75 копеек), (из расчета 300 709,00 руб. / 1,3 * 2,72 + 15 035,00 руб.), в том числе в федеральный бюджет - 629 175,75 руб., в областной бюджет - 15 035,00 руб.:
- в 2022 году - 669 655,36 руб. (шестьсот шестьдесят девять тысяч шестьсот пятьдесят пять рублей 36 копеек) (из расчета 300 709,00 руб. / 1,3 * 2,83 + 15 035,00 руб.), в том числе в федеральный бюджет - 654 620,36 руб., в областной бюджет - 15 035,00 руб.;
- с 2023 года (ежегодно, с 01 января по 31 декабря, каждого года аренды, за который производится оплата) - 695 099,97 руб. (шестьсот девяносто пять тысяч девяносто девять рублей 97 копеек) (из расчета 300 709,00 руб. / 1,3 * 2,94 + 15 035,00 руб.), в том числе в федеральный бюджет - 680 064,97 руб., в областной бюджет - 15 035,00 руб.
Сроки внесения арендной платы изложить в следующей редакции:
Календарный план
Арендная плата, установленная по договору аренды лесного участка, всего
Арендная плата, руб.
установлено по Договору
в бюджет субъекта РФ
в федеральный бюджет
1
2
3
4
5
2020 год
до 25 марта 2020
143 695,02
15 035,00
127 660,02
до 25 июня 2020
127 660,03
0,00
127 660,03
до 25 сентября 2020
175 362,12
0,00
175 362,12
до 25 декабря 2020
175 362,12
0,00
175 362,12
Итого:
621 079,29
15 035,00
606 044,29
2021 год
до 25 марта 2021
172 328,94
15 035,00
157 293,94
до 25 июня 2021
157 293,94
0,00
157 293,94
до 25 сентября 2021
157 293,94
0,00
157 293,94
до 25 декабря 2021
157 293,93
0,00
157 293,93
Итого:
644 210,75
0,00
629 175,75
2022 год
до 25 марта 2022
178 690,09
15 035,00
163 655,09
до 25 июня 2022
163 655,09
0,00
163 655,09
до 25 сентября 2022
163 655,09
0,00
163 655,09
до 25 декабря 2022
163 655,09
0,00
163 655,09
Итого:
669 655,36
15 035,00
654 620,36
с 2023 года (ежегодно, с
01 января по 31 декабря,
каждого года аренды, за
который производится
оплата)
до 25 марта 2022
185 051,25
15 035,00
170 016,25
до 25 июня 2022
170016,24
0,00
170016,24
до 25 сентября 2022
170016,24
0,00
170016,24
до 25 декабря 2022
170 016,24
0,00
170 016,24
Итого
695 099,97
15 035,00
681 4,97
Условия Договора и ранее заключенных Дополнительных соглашений, не затронутые настоящим Дополнительным соглашением, остаются в силе и Арендодатель, и Арендатор подтверждают по ним свои обязательства.
Настоящее Дополнительное соглашение, составлено в четырех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу и подлежит обязательной государственной регистрации.".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.10.2021 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом сделан неверный вывод о ничтожности дополнительного соглашения от 03.06.2013. По мнению апеллянта, цена договора не может быть установлена исходя из объема лесопользования в 7,8 тыс. куб. м, так как фактически истец не может передать такой объем в пользование ответчику. Настаивает на наличии злоупотребления правом на стороне истца.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 20.12.2021.
Судом установлено, что ответчик обжалует решение суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Поскольку возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явились, что по смыслу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Из материалов дела коллегией установлены следующие обстоятельства.
04.04.2011 между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (Арендодатель) и ООО "Феникс" (Арендатор) по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка" был заключен Договор аренды лесного участка N 8 (далее - Договор).
Согласно пункту 2.1 договора арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор - принять во временное возмездное пользование (аренду) лесной участок для заготовки древесины, находящийся в государственной федерального собственности и определенный в пункте 2.2 договора.
Согласно пункту 2.2 договора Арендодателю предоставляется лесной участок общей площадью 22670 га, с объемом ежегодного лесопользования 7,8 тыс. куб. м, предоставляемый в аренду на 15 лет, имеющий местоположение: Сахалинская область, МО "Тымовский городской округ", ГКУ "Сахалинские лесничества", в границах земель лесного фонда Тымовского лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 04 (20)-2011-03.
Как следует из пункта 3.1 договора, размер арендной платы определен из расчета объема годовой нормы отпуска древесины, размера платы за древесину, отпускаемую на корню, окончательной цены аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и составляет на дату подписания договора 315 744 рублей.
Согласно пункту 3.2 договора, начиная со второго года аренды, арендатор вносит годовую арендную плату согласно приложению 4 к настоящему договору.
Согласно пункту 3.3 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), со дня вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации об изменении уровня ставок арендной платы за древесину, отпускаемую на корню.
Приложением N 4 к договору установлены сроки внесения арендной платы: до 25.03.2012, до 25.06.2012, до 25.09.2012, до 20.12.2015, процент от годовой арендной платы по каждому сроку - 25%, а также арендная плата, установленная по договору по каждому сроку. Из данного Приложения следует, что по первому сроку уплаты арендной платы сумма в размере 15 035 рублей уплачивается в бюджет субъекта РФ.
На основании договора лесной участок был передан обществу для использования лесов с целью заготовки древесины.
03.06.2013 сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору, которым стороны внесли изменения, в том числе, в пункт 2.2 договора, изменив объем ежегодного лесопользования с 7,8 тыс. куб. м до 6,0 тыс. куб. м, а также в раздел 3 в части установления ежегодного размера арендной платы, который был установлен в сумме 268 406,05 рублей. Изменения в части размера арендной платы были внесены также в Приложение N 4 к Договору. Согласно внесенным изменениям по договору устанавливается ежегодная арендная плата в размере 268 406,05 рублей.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Сахалинской области от 19.12.2019 N 588 "О реорганизации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинский области" Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области было переименовано в Министерство экологии Сахалинской области.
В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 10.09.2020 N 427 "О реорганизации министерства экологии Сахалинской области" Министерство экологии Сахалинской области реорганизовано в форме выделения из него Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Согласно пункту 1.14 Постановления Правительства Сахалинской области от 08.12.2020 N 565 "Об утверждении Положения об Агентстве лесного и охотничьего хозяйства" Агентство является правопреемником реорганизованных Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Сахалинской области, Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, Министерства экологии Сахалинской области, в том числе, в области лесных отношений.
Посчитав, что дополнительное соглашение от 03.06.2013 к договору в части изменения стоимости аренды (подпункт 1.2.1 пункта 1.2, приложение N 3) является ничтожной сделкой, и размер обязательств общества по внесению арендной платы с учетом коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации на каждый год, должен рассчитываться от арендной платы, установленной Договором - 315 744 рублей (за вычетом размера коэффициента, установленного на 2011 год), в связи с отказом общества в удовлетворении соответствующей претензии, Агентство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с общества задолженности по арендной плате в сумме 134 002,82 рубля, в том числе, в сумме 54 984,85 рублей - за 2017 год, в сумме 79 017,97 рублей - за 2018 год, а также об обязании заключить и подписать дополнительное соглашение к договору.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 71 ЛК РФ юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование в соответствии с положениями ЛК РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 указанной статьи.
При заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ, то есть, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Таким образом, Лесным кодексом установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 ЛК РФ была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
При этом введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 ЛК РФ часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, вопреки позиции заявителя апелляционной жалобы, системное толкование указанных положений ЛК РФ позволяет сделать вывод о том, что на момент заключения сторонами дополнительного соглашения от 03.06.2013 к договору аренды лесного участка N 8 от 04.04.2011 закон не допускал возможности изменения условий аукциона на основании соглашения сторон договора.
Приведенный правовой подход определен Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 по делу N А28-5083/2012 и Верховным Судом РФ в Определении от 12.01.2015 N 301-ЭС14-448 по делу N А43-21805/2013.
В этой связи, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о ничтожности соглашения от 03.06.2013 к договору аренды лесного участка от 04.04.2011 в части пунктов 1.2.1, в части Приложения N 3 к дополнительному соглашению, которыми стороны изменили размер арендной платы во внесудебном порядке. В рассматриваемом случае размер арендной платы по договору должен определяться, исходя из размера арендной платы, установленной по результатам аукциона, в соответствии с пунктом 3.1 договора и с учетом коэффициентов к ставке платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых Постановлениями Правительства РФ на соответствующий календарный год.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в 2017 году применяются с коэффициентом 1,51.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в 2018 году применяются с коэффициентом 2,17, в 2019 году - с коэффициентом 2,38, в 2020 году - с коэффициентом 2,62.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1318 "О применении в 2021 - 2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в 2021 году применяются с коэффициентом 2,72, в 2022 году - с коэффициентом 2,83, в 2023 году - с коэффициентом 2,94.
С учетом приведенных норм, суд первой инстанции верно установил размер арендной платы по договору, составляющий для общества за 2017 год - 364 320,07 рублей, исходя из расчета: 300 709 / 1,3 (коэффициент, установленный на 2011 года) х 1,51 + 15 035 (сумма, превышающая минимальный размер арендной платы, которая уплачивается в бюджет субъекта Российской Федерации); за 2018 год - 516 987,72 рубля, исходя из расчета: 300 709 / 1,3 х 2,17 + 15 035 рублей; за 2019 год - 565 563,78 рублей, исходя из расчета: 300 709 / 1,3 х 2,38 + 15 035 рублей; за 2020 год - 621 079,29 рублей, исходя из расчета: 300 709 / 1,3 х 2,62 + 15 035 рублей; за 2021 год - 644 210,75 рублей, исходя из расчета: 300 709 / 1,3 х 2,72 + 15 035 рублей; за 2022 год - 669 655,36 рублей, исходя из расчета: 300 709 / 1,3 х 2,83 + 15 035 рублей; за 2023 год - 695 099,97 рублей, исходя из расчета: 300 709 / 1,3 х 2,94 + 15 035 рублей.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что за 2017 год обществом было уплачено 309 335,22 рубля арендной платы, в связи с чем задолженность составила 54 984,85 рублей. За 2018 год было оплачено 437 969,75 рублей, задолженность составила 79 017,97 рублей. Доказательств уплаты данной задолженности ответчиком не представлено.
В ходе рассмотрения спора ответчиком было заявлено о применении срока исковой давности.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (пункт 1 статьи 196 ГК РФ). Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку исковое заявление поступило в арбитражный суд 01.03.2021, истцом действительно пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности по арендной плате за 2017 год в сумме 54 984,85 рублей, в связи с чем суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования в данной части.
Таким образом, требования истца о взыскании задолженности по арендной плате правомерно удовлетворены в сумме 79 017,97 рублей (за 2018 год).
Статьей 421 ГК РФ закреплен принцип свободы договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 3.3 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, со дня вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации об изменении уровня ставок арендной платы за древесину, отпускаемую на корню. Изменение размера арендной платы оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору.
Таким образом, заключение дополнительного соглашения к договору в случае изменения Постановлением Правительства РФ ставок платы за единицу объема лесных ресурсов обязательно для обеих сторон договора
В связи с этим коллегия признает законными и обоснованными требования истца об обязании ответчика заключить дополнительное соглашение к договору в части указания в нем стоимости аренды, как годовой, так и по периодам, исходя из периодов оплаты, установленных приложением N 4 к договору.
Доводы апелляционной жалобы о том, что цена договора не может быть установлена исходя из объема лесопользования в 7,8 тыс. куб. м, так как фактически истец не может передать такой объем в пользование ответчику, отклоняются судом, поскольку истцом не было заявлено требований о внесении изменений в договор с учетом изменения качественных и количественных характеристик лесного участка и, в связи с этим, стоимости аренды. Суд рассматривает дело по заявленным предмету и основанию и не вправе выходить за их пределы.
В силу статей 9, 41, 65 АПК РФ участвующие в деле лица самостоятельно осуществляют свои процессуальные права и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, обязаны своевременно представлять доказательства в подтверждение своих доводов. Ответчик не воспользовался своим правом на подачу встречного иска с требованием о заключении дополнительного соглашения, в том числе, с учетом изменения характеристик лесного участка ввиду проведения лесоустроительных работ.
Суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых доводами апелляционной жалобы, и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ. Участвующие в деле лица не указали суду мотивов к пересмотру решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в связи с чем отсутствовали основания для пересмотра решения суда в указанной части.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.10.2021 по делу N А59-909/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Д.А.ГЛЕБОВ
Судьи
С.Б.КУЛТЫШЕВ
Е.Н.ШАЛАГАНОВА