Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.12.2010 по делу N А78-2558/2010 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2010 по делу N А78-2558/2010
Требование: О признании недействительным приказа органа власти о предоставлении ООО лицензии на фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2010 по делу N А78-2558/2010
Требование: О признании недействительным приказа органа власти о предоставлении ООО лицензии на фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2010 г. по делу N А78-2558/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Генеральной прокуратуры Российской Федерации на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 мая 2010 года по делу N А78-2558/2010 по заявлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области о признании недействительными приказа от 29 января 2010 года N 10 о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Западное" лицензии на фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, и выданной на основании этого приказа лицензии N 75-09-3-000012
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Общества с ограниченной ответственностью "Западное"
(суд первой инстанции: Горкин Д.С.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от Генеральной прокуратуры РФ: Михеев С.Н., начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Забайкальского края, служебное удостоверение ТО N 096613, поручение от 20 июля 2010 года N 39-27-2010;
от Управления Россельхознадзора: Крыжановская С.С., специалист-эксперт юридического отдела, паспорт <...>, выдан Октябрьским ОМ ОВД Октябрьского района г. Улан-Удэ 11 июля 2005 года, доверенность от 14 декабря 2009 года N 19;
от ООО "Западное: Матвеева Ю.Г., паспорт <...>, выдан отделом УФМС России по Забайкальскому краю в Читинском районе 7 апреля 2008 года, доверенность от 9 августа 2010 года
установил:
Генеральная прокуратура Российской Федерации (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (далее - Управление Россельхознадзора, лицензирующий орган) о признании недействительными приказа от 29 января 2010 года N 10 о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Западное" лицензии на фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, и выданной на основании этого приказа лицензии N 75-09-3-000012.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 мая 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии Общества с ограниченной ответственностью "Западное" (далее - ООО "Западное") лицензионным требованиям и условиям, определенным Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокуратура обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что у директора ООО "Западное" Токарева В.А. не имеется высшего фармацевтического или ветеринарного образования и стажа работы по специальности более трех лет и, кроме того, в штате ООО "Западное" работает только один работник (Матвеева Ю.Г.), имеющая фармацевтическое образование и сертификат специалиста, у второго работника ветеринарной аптеки (кассира Матвеевой А.А.) отсутствует сертификат специалиста. По мнению прокуратуры, такие обстоятельства свидетельствуют о том, что при выдаче ООО "Западное" лицензии на фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, были нарушены требования подпунктов е) и з) пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Управлением Россельхознадзора и ООО "Западное письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены. В судебном заседании их представители выразили согласие с решением суда первой инстанции, просили оставить его без изменения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 13 января 2010 года Общество обратилось в Управление Россельхознадзора с заявлением о выдаче лицензии о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных (т. 1, л.д. 29).
Одновременно с заявлением Обществом был представлен пакет документов, подтверждающих его соответствие лицензионным требованиям и условиям (учредительные и регистрационные документы, правоустанавливающие документы на помещение, документ об уплате государственной пошлины, санитарно-эпидемиологическое заключение, документы о наличии специального образования у работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств), что подтверждается описью документов (т. 1, л.д. 30 - 31).
25 января 2010 года должностным лицом лицензирующего органа проведена проверка ООО "Западное" по вопросу возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, по результатам которой составлен соответствующий акт и сделан вывод о том, что Общество имеет возможность выполнять лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности (т. 1, л.д. 65 - 69).
На основании приказа Управления Россельхознадзора от 29 января 2010 года N 10 (т. 1, л.д. 23 - 24, 72) Обществу была выдана лицензия N 75-09-3-000012 на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных (т. 1, л.д. 21 - 22, 75).
По результатам проведенной прокуратурой проверки по вопросу соблюдения законодательства в сфере производства и оборота продукции животноводства и растениеводства сделан вывод о нарушении Управлением Россельхознадзора, в том числе, требований Положения о лицензировании фармацевтической деятельности при выдаче названной лицензии ООО "Западное" (т. 1, л.д. 77 - 89) и выдано представление от 25 марта 2010 года N 39-31-2009 об устранении нарушений федерального законодательства (т. 1, л.д. 90 - 95).
Кроме того, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными приказа Управления Россельхознадзора от 29 января 2010 года N 10 и выданной на основании этого приказа лицензии N 75-09-3-000012 на осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокуратуры, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В свою очередь, лицензионные требованиями и условиями являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Статьей 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются: копии учредительных документов; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных этим Федеральным законом. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий (пункт 1).
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа (пункт 2).
Основанием отказа в предоставлении лицензии является наличие в заявлении и (или) документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации или несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям (пункт 3).
На основании подпункта 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в пункте 4 Положения о фармацевтической деятельности.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Общество не отвечает следующим лицензионным требованиям и условиям:
- наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, фармацевтического или ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста (подпункт е) пункта 4 Положения);
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих фармацевтическое или ветеринарное образование и сертификаты специалиста (подпункт з) пункта Положения).
Прокуратура считает, что из буквального толкования подпункта е) пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности следует, что "требования о высшем фармацевтическом (ветеринарном) образовании и стаже работы по специальности не менее трех лет относятся к руководителю соискателя лицензии, каковым... является юридическое лицо, обратившееся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности. Таким видом является деятельность, которая непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств".
Подобное толкование рассматриваемой нормы является ошибочным.
Во-первых, из содержания подпункта е) пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности следует, что наличие у руководителя высшего фармацевтического образования необходимо только в том случае, если деятельность связана с обращением лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в случае же осуществления деятельности, связанной с обращением лекарственных средств, предназначенных для животных, необходимо наличие у руководителя фармацевтического или ветеринарного образования (не обязательно высшего).
Во-вторых, из буквального толкования анализируемой нормы, вопреки позиции прокуратуры, следует, что наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата) фармацевтического или ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее трех лет и сертификата специалиста необходимо в том случае, если он (руководитель) осуществляет деятельность, непосредственно связанную с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств.
Давая такое толкование рассматриваемой нормы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что непосредственно осуществлять деятельность по приемке, хранению, отпуску, изготовлению и уничтожению лекарственных средств может осуществлять именно руководитель, а не юридическое лицо (соискатель лицензии).
Правильность подобного похода подтверждает и подпункт з) пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, в котором указано на осуществление деятельности, связанной с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, работниками соискателя лицензии (юридического лица).
При этом в статье 4 Федерального закона "О лекарственных средствах" указано, что субъектами обращения лекарственных средств могут быть не только юридические лица, но и физические лица.
На основании статьи 33 названного Федерального закона физические лица могут заниматься определенными видами фармацевтической деятельности при наличии высшего фармацевтического образования или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста.
Соискатель лицензии (лицензиат) в рассматриваемом случае осуществляет собственно фармацевтическую деятельность, под которой согласно статье 4 Федерального закона "О лекарственных средствах" понимается деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Таким образом, указанным Федеральным законом фармацевтическая деятельность рассматривается и как работа (статья 33), и как вид лицензируемой деятельности (статья 34). Для осуществления фармацевтической деятельности как работы необходимо наличие соответствующего образования и сертификата специалиста, а для осуществления фармацевтической деятельности как вида предпринимательской деятельности - соответствие лицензионным требованиям и условиям.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что в подпункте е) пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности непосредственное осуществление деятельности (работы) по приемке, хранению, отпуску, изготовлению и уничтожению лекарственных средств, связывается с руководителем организации - соискателя лицензии (лицензиата), а не с самим соискателем лицензии (лицензиатом).
Судом первой инстанции установлено, что согласно Уставу ООО "Западное" (т. 1, л.д. 35 - 43) основными видами деятельности Общества являются проведение геологоразведочных, гидрогеологических, инженерно-геологических, геофизических и топографических работ различного назначения, а также геоэкологических исследований, бурение скважин на воду и другие полезные ископаемые, проведение комплекса работ по межеванию земель. В Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 19 марта 2010 года (т. 1, л.д. 149 - 163) указано, что основным видом деятельности Общества является геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр (код по ОКВЭД - 74.20.2).
Директором Общества является Токарев В.И., имеющий высшее образование по специальности "Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых", что подтверждается дипломом ЗВ N 322409 (т. 1, л.д. 97), то есть по основному виду деятельности ООО "Западное".
Доказательств того, что Токарев В.И. непосредственно осуществляет деятельность (работу) по приемке, хранению, отпуску, изготовлению и уничтожению лекарственных средств, прокуратурой в материалы дела не представлено.
В то же время судом первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела учредительных документов и должностной инструкции директора ООО "Западное от 2 июня 1997 года (т. 1, л.д. 123) установлено, что в обязанности директора Общества не входит непосредственное осуществление деятельности (работы), связанной с приемкой, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств.
Такой деятельностью (работой) в ООО "Западное" занимается ветеринарный врач Матвеева Юлия Григорьевна, в должностные обязанности которой входит прием, хранение, отпуск и продажа ветеринарных лекарственных средств, что подтверждается трудовым договором от 4 августа 2003 года (т. 1, л.д. 144), приказом о приеме на работу от 6 августа 2003 года N 53-к (т. 2, л.д. 16), приказом от 12 января 2010 года N 2-п (т. 1, л.д. 124, т. 2, л.д. 16), справками от 19 мая 2010 года N 111, от 20 мая 2010 года N 115 и от 20 мая 2010 года N 116 (т. 1, л.д. 145 - 147).
Наличие у Матвеевой Ю.Г. необходимого образования, стажа работы и сертификата специалиста подтверждается материалами дела (т. 1, л.д. 50 - 58, т. 2, л.д. 2 - 12) и заявителем апелляционной жалобы по существу не оспаривается.
Прокуратура полагает, что в соответствии с подпунктом з) пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности соискатель лицензии должен иметь в штате не менее двух работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих фармацевтическое или ветеринарное образование и сертификаты специалиста, в то время как в штате ООО "Западное" есть только один такой работник - Матвеева Ю.Г., другой работник ветеринарной аптеки - кассир Матвеева А.А. (при наличии необходимого образования) не имеет сертификата специалиста.
Подобное толкование рассматриваемой нормы также является ошибочным, поскольку само по себе использование во множественном числе слова "работников" не означает в обязательном порядке наличие у соискателя лицензии именно двух и более работников, имеющих соответствующее образование и сертификаты специалистов.
В подпункте з) пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности не говорится о минимальном количестве работников соискателя лицензии, эта норма лишь устанавливает квалификационные требования к работникам.
Делая подобный вывод, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в иных нормативных правовых актах по вопросу лицензирования конкретных видов деятельности Правительство Российской Федерации, если имелась необходимость в предъявлении лицензионных требований к количеству работников, имеющих соответствующее образование (стаж работы), устанавливало подобные требования четко.
Например, в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 4 Положения о лицензировании туроператорской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 95 (в настоящее время утратило силу), предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются наличие в штате туроператора - юридического лица не менее 7 работников, осуществляющих туроператорскую деятельность, а также наличие у туроператора не менее 30% работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет.
Подпунктом а) пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 N 174 (в настоящее время утратило силу), в качестве лицензионного требования было предусмотрено наличие у юридического лица руководителей и специалистов с высшим или средним профессиональным образованием по профилю работ. При этом не менее 50% штатной численности руководителей и специалистов юридического лица должны иметь высшее профессиональное образование, а также стаж работы по специальности не менее 3 лет (для специалистов с высшим профессиональным образованием) и не менее 5 лет (для специалистов со средним профессиональным образованием).
На основании подпункта б) пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625, лицензионным требованием является наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет.
Согласно подпункту в) пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625, одним из лицензионных требований является наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности.
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности подобных требований не содержит.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что у Управления Россельхознадзора не имелось оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", для отказа ООО "Западное" в выдаче лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, поскольку соискатель лицензии отвечал требованиям, установленным пунктом 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Нарушение требования подпункта з) пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (например, допущение к деятельности, связанной обращением лекарственных средств, лиц, не имеющих сертификата специалиста) может являться основанием для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, но не основанием для отказа в выдаче лицензии.
Следовательно, приказ Управления Россельхознадзора от 29 января 2010 года N 10 не противоречит действующему законодательству, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований прокуратуры в признании этого приказа и выданной на его основании лицензии недействительными.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии со статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть заявлено и рассмотрено требование о признании недействительным ненормативного правового акта.
Лицензия, исходя из приведенного выше ее легального определения и юридической природы, не может быть квалифицирована в качестве ненормативного правового акта, поэтому требование прокуратуры о признании недействительной лицензии N 75-09-3-000012 на осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, является некорректным.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 мая 2010 года по делу N А78-2558/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 мая 2010 года по делу N А78-2558/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.О.НИКИФОРЮК