Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 по делу N А19-10507/2012
Требование: О признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 по делу N А19-10507/2012
Требование: О признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2012 г. по делу N А19-10507/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 9 октября 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2012 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменева, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 июля 2012 года по делу N А19-10507/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" (ИНН 3801079671, ОГРН 1063801003617) к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (ИНН 3818023395, ОГРН 1083817000133) о признании незаконными и отмене Постановлений об административных правонарушениях N 53-38-17/12, N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 27.04.2012 г.,
(суд первой инстанции судья Сураева О.П.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" (далее ООО "Востокнефтепровод", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (далее административный орган, Управление) о признании незаконными и отмене Постановлений N 53-38-17/12, N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 27.04.2012 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 16 июля 2012 года требования заявителя удовлетворены частично.
Признаны незаконными и отменены постановления Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 27.04.2012 г. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, при этом указав, что Постановлениями N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 27.04.2012 г. Общество повторно привлечено за одно и тоже деяние к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ее заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права. Управление указывает на правомерное привлечение ООО "Востокнефтепровод" к административной ответственности за четыре отдельных факта совершенных им правонарушений.
ООО "Востокнефтепровод" в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на неправомерное его привлечение к ответственности по всем четырем обжалуемым Обществом постановлениям, в связи с чем, просит изменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления N 53-38-17/12 от 27.04.2012 г.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Представители заявителя и заинтересованного лица в судебное заседание не явились. Заявитель заявил ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствие. В соответствии с п. 2 ст. 210 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству на основании распоряжения руководителя N 24-ра от 05.03.2012 г. проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО "Востокнефтепровод" по соблюдению лесного законодательства.
В ходе проведенной проверки принадлежащего Обществу трубопровода с 853 километра трассы нефтепровода в квартале 55 Киренского лесничества Киренского участкового лесничества Алексеевской дачи до 981,6 километра трассы нефтепровода в квартале 460 Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи, установлено, что:
- переезд для пожарной техники через трубопровод, расположенный на участке 860 км - 861 км трассы нефтепровода в квартале 56 Киренского лесничества Киренского участкового лесничества Алексеевской дачи, следующий от него расположен через 16,9 км между 877 км - 878 км трассы нефтепровода в квартале 187 Киренского лесничества Чайского участкового лесничества Сполошинской дачи.
- переезд для пожарной техники через трубопровод, расположенный на участке между 929 км - 930 км трассы нефтепровода в квартале 288 Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи, следующий от него расположен через 9,1 км между 938 км - 939 км трассы нефтепровода в квартале 267 Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи.
- переезд для пожарной техники через трубопровод, расположенный на участке между 940 км - 941 км трассы нефтепровода в квартале 236 Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи, следующий от него расположен через 14,2 км между 954 км - 955 км трассы нефтепровода в квартале 180 Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи.
- переезд для пожарной техники через трубопровод, расположенный на участке между 968 км - 969 км трассы нефтепровода в квартале 96 Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи, следующий от него расположен через 10,2 км между 978 км - 979 км трассы нефтепровода в квартале 465 Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи.
По результатам проверки должностными лицами Управления составлен Акт проверки N 13-38-17/12 от 30.03.2012 г.
На основании результатов проверки должностным лицом административного органа были составлены Протоколы об административных правонарушениях N 53-38-17/12, N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 12.04.2012 г. о нарушении ООО "Востокнефтепровод" п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417 и совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
На основании Протоколов об административных правонарушениях руководителем Административного органа приняты Постановления N 53-38-17/12, N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 27.04.2012 г. о привлечении ООО "Востокнефтепровод" к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и наложения штрафа в сумме 30000 руб. за каждое совершенное правонарушение.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает правильной позицию суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, в нарушение вышеуказанной нормы права Обществом через каждые 5 - 7 километров трубопровода не устроены переезды для пожарной техники.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе:
- Актом проверки N 13-38-17/12 от 30.03.2012 г. (т. 1 л.д. 21 - 25);
- схемами места правонарушения (т. 1 л.д. 34, 40, 44, 64, 86);
- протоколами об административных правонарушениях N 53-38-17/12, N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 12.04.2012 г. (т. 1 л.д. 36 - 39, 41 - 43, 61 - 63, 83 - 85) в полном объеме подтвержден факт нарушения заявителем п. 34 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" по четырем кварталам Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи.
При этом в Акте проверки N 13-38-17/12 от 30.03.2012 г. и в Протоколах об административном правонарушении N 53-38-17/12, N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 12.04.2012 г. подробно зафиксированы места выявленных нарушений с указанием по каждому объекту нарушения.
Зафиксированные факты нарушения вышеуказанных правил не оспариваются по существу и самим заявителем.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, с учетом Правил, установленных при проведении лесоустройства, проектировании лесных участков и ведении их государственного кадастрового учета.
Проектирование лесных участков в пределах лесничеств и лесопарков осуществляется в целях организации использования лесов в соответствии с документами лесного планирования. При проектировании лесных участков определяются их местоположение, границы по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, площадь и иные количественные и качественные характеристики. Границы лесных участков закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и обозначаются на картах лесов.
Согласно п. 52 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. N 516 минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, выполнения изыскательских работ, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов является часть лесотаксационного выдела.
Аналогичное проектирование лесных участков, на основе лесных кварталов и лесотаксационных выделов, содержится в Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 г. N 377.
Из материалов дела следует, что ООО "Востокнефтепровод" осуществляет эксплуатацию трубопровода, расположенного на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами права, лесные участки, расположенные в кварталах N 56 Киренского лесничества Киренского участкового лесничества Алексеевской дачи, в квартале N 187 Киренского лесничества Чайского участкового лесничества Сполошинской дачи, в кварталах N 96, 180, 236, 267, 288, 465 Киренского лесничества Ичерского участкового лесничества Ичерской дачи, не являются единым участком и как следствие одним местом совершения правонарушений.
Как указывалось выше, материалами административного производства (Актом проверки N 13-38-17/12 от 30.03.2012 г., схемами мест правонарушений, протоколами об административных правонарушениях N 53-38-17/12, N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 12.04.2012 г.) в полном объеме подтверждено совершение ООО "Востокнефтепровод" несколько самостоятельных, аналогичных правонарушений, совершенных в разных кварталах и лесотаксационных выделах, имеющих различное географическое положение и различные лесохозяйственные характеристики.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В рассматриваемом случае административным органом выявлено четыре самостоятельных, хотя и аналогичных правонарушения. Все административные правонарушения были зафиксированы в одном акте, в ходе одной проверки и выявлены одним государственным инспектором, однако это обстоятельство не может свидетельствовать, что Обществом совершено одно деяние.
Административный орган правомерно рассматривал четыре отдельных состава административных правонарушений, поскольку объективной стороной правонарушений в данном случае имеет место бездействие юридического лица по выполнению обязанности по устройству переездов через 5 - 7 километров трубопроводов для пожарной техники, в соответствии с п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах РФ.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными выводы суда первой инстанции и доводы ООО "Востокнефтепровод" о необходимости квалификации действий заявителем, как совершившего одно правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, ошибочным является вывод суда первой инстанции, что при вынесении постановлений N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 27.04.2012 г. административным органом нарушены требования ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленными в материалы дела документами в полном объеме подтверждено, что у ООО "Востокнефтепровод" имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении ООО "Востокнефтепровод" было извещено заблаговременно.
О времени и месте рассмотрения административных дел Общество было также извещено надлежащим образом и заблаговременно.
Протоколы об административном правонарушении и постановления о назначении административных наказаний вынесены уполномоченными должностными лицами административного органа.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Мера наказания (административного штрафа) определена по каждому из четырех постановлений (N 53-38-17/12, N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 27.04.2012 г.) в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
На основании всего вышеизложенного, административный орган законно и обоснованно постановлениями N 53-38-17/12, N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 27.04.2012 г. привлек ООО "Востокнефтепровод" к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
На основании части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
С 1 ноября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что обжалуемые постановления вынесены после 1 ноября 2010 года, а наложенный на Общество административный штраф по каждому постановлению не превышает 100 000 рублей, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 этого Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 июля 2012 года по делу N А19-10507/2012 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 16 июля 2012 года по делу N А19-10507/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы" к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству о признании незаконными и отмене Постановлений об административных правонарушениях N 53-38-17/12, N 54-38-17/12, N 55-38-17/12, N 56-38-17/12 от 27.04.2012 г. - отказать.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ