Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу N А19-10956/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 по делу N А19-10956/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2012 г. по делу N А19-10956/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения "Государственный архив новейшей истории Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2012 года по делу N А19-10956/2012 по заявлению областного государственного казенного учреждения "Государственный архив новейшей истории Иркутской области" (ОГРН 1023801010298, ИНН 3808072386) к отделу надзорной деятельности г. Иркутска Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН 1043801063085, ИНН 3808113554) о признании незаконным и отмене постановления N 2-15-50/51/52ПР от 12.04.2012 о назначении административного наказания,
(суд первой инстанции: судья Шубина Т.Ю.),
при отсутствии в заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
областное государственное казенное учреждение "Государственный архив новейшей истории Иркутской области" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к отделу надзорной деятельности г. Иркутска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - административный орган или Отдел надзорной деятельности) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 19 апреля 2012 года N 2-15-50/51/52 ПР о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения составов административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), об отсутствии нарушений административным органом процессуальных требований, предусмотренных
КоАП РФ, и отсутствии основания для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, выражая свое несогласие с ним, считая, что в действиях общества отсутствует его вина и, что вмененное Учреждению правонарушение является малозначительным.
Административный орган направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил свое согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном
главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с
частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке
главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав доводы представителя Учреждения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение распоряжения главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору от 04 апреля 2012 года N 505 должностными лицами административного органа в период с 10 апреля 2012 года по 12 апреля 2012 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Учреждением обязательных требований пожарной безопасности в здании и помещениях, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Марата, 19.
В ходе проверки отделом надзорной деятельности выявлен ряд нарушений требований Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 (далее - ППБ 01-03);
Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 315 (далее - НПБ 110-03); Норм пожарной безопасности "Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 27 декабря 2000 года N 79 (далее - НПБ 151-2000); Строительных норм и правил "Внутренний водопровод и канализация зданий", утвержденных и введенных в действие постановлением Госстроя СССР от 04 октября 1985 года N 169 (далее - СНиП 2.04.01-85*); Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13 февраля 1997 года N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*).
Выявленные нарушения, зафиксированные административным органом в акте проверки от 12 апреля 2012 года N 505, послужили основанием для составления 12 апреля 2012 года в отношении заявителя протоколов N 2-15-50 ПР, 2-15-51 ПР, 2-15-52 ПР об административных правонарушениях, предусмотренных соответственно
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ, и привлечения Учреждения постановлением от 19 апреля 2012 года N 2-15-50/51/52 ПР к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление и порядок его принятия не соответствуют закону, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с
частями 6 и
7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое
решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно
части 1 статьи 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16,
20.4 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в
части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;
2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
3) главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
3.1) главные государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, их заместители;
4) государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;
5) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
6) государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
7) государственные инспектора специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору
(статья 2).
Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим
Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с
главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно
статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Органами государственного пожарного надзора являются:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации;
структурные подразделения специальных и воинских подразделений.
Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:
главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
главными государственными инспекторами специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.
В рассматриваемом случае протоколы об административных правонарушениях от 12.04.2012 и постановление о назначении административного наказания от 19.04.2012 N 2-15-50/51/52 ПР вынесены уполномоченными должностными лицами - государственным инспектором г. Иркутска по пожарному надзору Николаевым М.Э. и главным государственным инспектором г. Иркутска по пожарному надзору Черниговским А.В.
Частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с
частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно
части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, заявитель признан виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в пределах санкции, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Следовательно, в силу приведенных норм
КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление о назначении Учреждению административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ. То есть заявитель привлечен к административной ответственности только за совершение данного административного правонарушения.
Следовательно, при проверке законности оспариваемого постановления обоснованность вменения Учреждению совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена
частями 1 и
3 статьи 20.4 КоАП РФ не имеет правового значения.
Проверке подлежат законность и обоснованность оспариваемого постановления только в части назначения административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1497-О указано, что положения
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ направлены на реализацию законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, устанавливающего общеобязательные требования в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
В соответствии со
статьей 1 Закона о пожарной безопасности под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности
(часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
(часть 3).
При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (
часть 1 статьи 6 Технического регламента).
На основании
статьи 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
До 15 мая 2012 года обязанность соблюдения организациями требований пожарной безопасности была закреплена также в
пунктах 1,
2 и
10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
В настоящее время такая обязанность установлена в
Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Требования пожарной безопасности, на реализацию которых направлена
часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ, содержатся, в частности, в
статьях 56,
83,
84,
85,
89 и
91 Технического регламента;
Нормах пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03);
Нормах пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03); Своде
правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" СП 1.13130.2009), утвержденном приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009); Своде
правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденном приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173 (далее - СП 3.13130.2009); Своде
правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденном приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009); СНиП 21-01-97*; СНиП 21-02-99; СНиП 2-35-76; ВСН 01-89.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно свидетельству от 01 августа 2003 года серии 38 АБ 181546 о государственной регистрации права на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области от 17 мая 2001 года N 64/4 нежилое семиэтажное кирпичное здание, общей площадью 2 461,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Марата, 19, передано заявителю в оперативное управление. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В силу
пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Оценив по правилам
статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства и проанализировав действующие
правила пожарной безопасности, суд первой инстанции установил, что Учреждением не соблюдаются требования Технического
регламента,
НПБ 110-03,
ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* - здание архива не оборудовано автоматической установкой пожаротушения. Кроме того, при отделке потолка и пола на путях эвакуации в общем коридоре на первом этаже здания применены материалы, с более высоким классом конструктивной пожарной опасности, нежели предусмотрено требованиями СНиП 21-01-97*, и пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель является ответственным за соблюдение данных требований пожарной безопасности и субъектом вменяемого административного правонарушения.
Судом первой инстанции правильно определены и иные элементы состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в том числе субъективная сторона.
Согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых
КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В
пункте 16.1 постановления Пленума от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях
Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Заявителем доказательств в подтверждение принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ в полном объеме подтверждается изученными в суде письменными материалами дела, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, доказательства своевременного принятия необходимых мер по соблюдению требований пожарной безопасности в ходе рассмотрения дела заявителем не представлены.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выявленные административным органом нарушения свидетельствуют об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, пренебрежительном отношении Учреждения к выполнению требований пожарной безопасности, осуществлению действий по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что Учреждение финансируется за счет средств бюджета, своих денежных средств на данные цели не имеет, поскольку отсутствие финансирования на проведение противопожарных мер не освобождает заявителя от соблюдения требований закона и не является основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение данной обязанности.
Как правильно указал суд первой инстанции, факт неоднократного обращения заявителя к учредителю и распорядителю средств областного бюджета государственного архива (архивное агентство Иркутской области) с просьбой о выделении средств на устранение нарушений норм и правил пожарной безопасности сам по себе не свидетельствует о принятии заявителем всех необходимых мер в сфере противопожарной безопасности.
Довод Учреждения о заключении договоров на монтаж задвижки с электроприводом в помещении элеваторного узла и противопожарного люка в чердачном помещении, с учетом совершения указанных действий после проведения спорной проверки, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку не влияет на выводы административного органа о наличии на момент проведения проверки в действиях Учреждения состава вменяемого правонарушения.
При этом каких-либо данных, свидетельствующих о наличии препятствий для совершения таких действий в период, предшествующий проведению проверки, при наличии у заявителя самостоятельной возможности устранения отдельных нарушений требований пожарной безопасности, в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правильно указал, что в данном случае Учреждение имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно обжалуемому постановлению сумма штрафа назначена Учреждению в минимальном размере, предусмотренном
санкцией данной статьи.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
статьей 4.5 КоАП РФ, за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности, в том числе требования, установленные
статьями 28.2,
28.5,
29.7 и
29.10 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, должностными лицами административного органа соблюдена.
Суд апелляционной инстанции также считает, что в данном конкретном случае отсутствуют основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В соответствии со
статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В
пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (
пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По смыслу
статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена
статьей 20.4 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данного правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами, и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.
Состав вмененного заявителю административного правонарушения являются формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий и для привлечения к ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанным правонарушениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Судом не установлено в обстоятельствах допущенного Учреждением правонарушения какой-либо исключительности для применения оценки малозначительности деяния.
Суд апелляционной инстанции с учетом установленных фактических обстоятельств совершения правонарушений и степени его общественной опасности, не усмотрел в действиях общества признаков малозначительности административных правонарушений.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что при обращении с настоящим требованием в арбитражный суд заявителем пропущен установленный
частью 2 статьи 208 АПК РФ,
частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок на обжалование постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии со
статьей 30.3 КоАП РФ и с
частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого
решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Согласно
части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными.
Уважительными причинами, согласно названной
норме права, суд может признать обстоятельства, которые воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки.
Таким образом, основным условием восстановления срока для судебного обжалования является уважительность причины его пропуска. В то же время законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска в тех или иных случаях. Следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, копия оспариваемого постановления получена представителем Учреждения Туговой М.И. в день его вынесения - 19 апреля 2012 года, что подтверждается подписью указанного лица.
С заявлением об оспаривании данного постановления Учреждение обратилось в арбитражный суд только 28 мая 2012 года, то есть с существенным пропуском установленного
частью 2 статьи 208 АПК РФ.
Факт пропуска установленного законом срока для обращения в суд подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем.
Учреждением заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, мотивированное проведением архивным агентством Иркутской области срочной проверки на предмет соблюдения правил комплектования и обеспечения сохранности документов с последующей передачей фондов заявителю.
Оценив доводы заявителя о причинах пропуска срока обжалования постановления, суд первой инстанции обоснованно и правомерно пришел к выводу о том, что проведение проверки архива на предмет правил комплектования и обеспечения сохранности документов не может быть отнесено к исключительным и непреодолимым обстоятельствам, препятствующим обжалованию постановления в предусмотренный
частью 2 статьи 208 АПК РФ.
Как указал суд первой инстанции, проверка соблюдения требований пожарной безопасности проводилась при участии законного представителя Учреждения, он был ознакомлен с результатами проверки, присутствовал при составлении протоколов об административном правонарушении, получил определение о времени и месте рассмотрения административного дела. При рассмотрении дела об административном правонарушении принимал участие представитель Учреждения по доверенности, получивший копию оспариваемого постановления в день его вынесения. Порядок и сроки обжалования в указанном постановлении разъяснены.
Таким образом, никаких объективных причин, свидетельствующих об уважительности пропуска срока на оспаривание постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, Учреждение не привело.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в мотивировочной части
Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Пропуск без уважительных причин установленного
частью 2 статьи 208 АПК РФ срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Аналогичная правовая позиция содержится в
Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2007 года N 8673/07.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со
статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных
статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь
статьями 258,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2012 года по делу N А19-10956/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.Н.РЫЛОВ