Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.12.2010 по делу N А74-1931/2010 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 по делу N А74-1931/2010
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 по делу N А74-1931/2010
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2010 г. по делу N А74-1931/2010
Резолютивная часть постановления объявлена "06" сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" сентября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.А.
при участии:
от прокурора: Фарраховой И.В., прокурора отдела по надзору за исполнением законов, процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Западно-Сибирской транспортной прокуратуры,
от общества: Корнилейко Я.Я., представителя по доверенности от 10.08.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Абакан"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" июля 2010 года по делу N А74-1931/2010, принятое судьей Гигель Н.В.,
установил:
Абаканский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Аэропорт-Абакан" (далее - ОАО "Аэропорт Абакан", общество) к административной ответственности на основании
части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.07.2010 заявленные требования удовлетворены, открытое акционерное общество "Аэропорт Абакан" привлечено к административной ответственности на основании
части 2 статьи 14.1 КоАП, назначено административное наказание в виде взыскания административного штрафа в сумме 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 12.07.2010 не согласно, поскольку общество не осуществляет деятельность по тушению пожаров, деятельность по предупреждению (профилактике) пожаров лицензированию не подлежит; осуществление обществом противопожарного обеспечения полетов является обязательной, предусмотренной
статьей 90 Воздушного кодекса Российской Федерации, составной частью основной деятельности предприятия по осуществлению поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, а не самостоятельным видом предпринимательской деятельности предприятия; общество имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров не применяется в отношении определения законодательных требований к деятельности по противопожарному обеспечению полетов; операции по реализации услуг по тушению пожаров подлежат обложению НДС.
Прокурор представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 12.07.2010 считает законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ОАО "Аэропорт Абакан" зарегистрировано регистрационной палатой администрации города Абакана 28.12.1996 (регистрационный N 2996 ОГРН 10219000527770), о чем соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ за N 1021900527770.
Абаканским транспортным прокурором проведена проверка соблюдения ОАО "Аэропорт Абакан" законодательства о лицензировании, в ходе которой установлено, что в ОАО "Аэропорт Абакан" создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП), одной из основных задач которой является противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта "Абакан" и других организаций, находящихся на его территории, проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта "Абакан".
СПАСОП ОАО "Аэропорт Абакан" имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях N 004953 от 25.02.2009, согласно которому одним из основных видов проводимых работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации, а также имеет сертификат соответствия на поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов от 30.07.2009 N 000503.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы
статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации,
статьи 7,
пункта 38 части 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности",
Положения о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, утвержденного приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361,
пункта 1.5 Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 N 98,
Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", прокурором сделан вывод о том, что осуществляемая ОАО "Аэропорт Абакан" деятельность по противопожарному обеспечению полетов включает тушение пожаров, в связи с чем, подлежит лицензированию.
Постановлением и.о. Абаканского транспортного прокурора Симоновой Н.А. от 07.05.2010 в отношении ОАО "Аэропорт Абакан" возбуждено дело об административном правонарушении на основании
части 2 статьи 14.1 КоАП. При вынесении постановления присутствовал генеральный директор ОАО "Аэропорт Абакан" Истомин М.А.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу
статьи 123 Конституции Российской Федерации,
статей 7,
8,
9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со
статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с
частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с
частью 2 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Привлекая общество к административной ответственности на основании указанной
нормы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что прокурором доказано наличие в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения по следующим основаниям.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.
В соответствии со
статьей 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным
законом.
В соответствии с
пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров.
В соответствии с
пунктом 1.5 Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 N 98, аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе: поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
Согласно
Положению о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, утвержденному приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361, основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, являются: противопожарное обеспечение полетов воздушных судов; обеспечение пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.
Как следует из материалов дела, в ОАО "Аэропорт Абакан" создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП).
Согласно Положению о Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) ОАО "Аэропорт Абакан", утвержденному и.о. генерального директора ОАО "Аэропорт Абакан" Истоминым М.А. 13.04.2009 (пункты 2.3., 2.4., 2.5, л.д. 22-23) к основным задачам указанной службы отнесено противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта "Абакан" и других организаций, находящихся на его территории, проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта "Абакан", организация пожарно-профилактической работы на объектах и воздушных судах при техническом обслуживании и контроль за выполнением установленных требований пожарной безопасности в аэропорту "Абакан", проведение наземных поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта "Абакан".
В разделе 3 названного Положения обозначены функции СПАСОП, в числе которых: осуществление наземных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ при авиационных происшествиях и стихийных бедствиях в зоне ответственности во взаимодействии с подразделениями МЧС, МВД, МО, органами здравоохранения, предприятиями и организациями других министерств и ведомств; осуществление контроля за укомплектованностью и профессиональной подготовкой пожарно-спасательных расчетов.
Согласно штатному расписанию ОАО "Аэропорт Абакан" в штат СПАСОП включены начальник службы, его заместитель, (руководитель ведомственной пожарной охраны), инженер пожарной охраны, начальник пожарно-спасательной команды, начальник расчета пожарной машины, пожарный, водители пожарного автомобиля (л.д. 26).
Согласно протоколам территориальной ведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей гражданской авиации Красноярского управления государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N П-02/2008 от 14.01.2008 и N П-01/2009 от 19.03.2009 личный состав ВПО СПАСОП аттестован с присвоением квалификации "спасатель" (л.д. 27-28).
СПАСОП ОАО "Аэропорт Абакан" имеет свидетельство N 004953 от 25.02.2009 на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, действительное до 25.02.2012, к которым отнесены аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации (л.д. 24).
ОАО "Аэропорт Абакан" имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта 30.07.2009, в соответствии с которым ОАО "Аэропорт Абакан" признано соответствующим требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к противопожарному обеспечению полетов и объектов инфраструктуры аэропорта (л.д. 25).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что противопожарное обеспечение полетов заключается, в том числе, в осуществлении ОАО "Аэропорт Абакан" деятельности по профилактике, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, то есть подлежащей лицензированию деятельности по тушению пожаров.
Довод общества о том, что противопожарное обеспечение полетов и объектов инфраструктуры аэропорта производится обществом регулярно, но в ходе осуществления основной деятельности - аэропортовой, следовательно, носит вспомогательный характер по отношению к определенному сертификатом виду деятельности по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов и не имеет направленности на систематическое получение прибыли, правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Федеральном
законом "О лицензировании отдельных видов деятельности",
Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625, не предусмотрено, что деятельность, подлежащая лицензированию, должна быть обязательно основной для лицензиата. При этом, указанная деятельность связана и финансируется за счет основной деятельности общества, направленной на получение прибыли.
Кроме того, деятельность по тушению пожаров является социально значимой, тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, в связи с чем, данный вид деятельности отнесен к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Учитывая изложенное, а также цели лицензирования, суд первой инстанции обоснованно указал, что при осуществлении такой деятельности лицензирование является обязательным и в том случае, когда указанная деятельность не является самостоятельной, а направлена на обеспечение основного производственного процесса организации.
Сертификация не исключает лицензирование деятельности в соответствии с требованиями Федерального
закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в связи с чем, наличие у ОАО "Аэропорт Абакан" сертификата соответствия на противопожарное обеспечение полетов не освобождает общество от получения лицензии на тушение пожаров.
Таким образом, деятельность по тушению пожаров возможна лишь при наличии лицензии на осуществление указанной деятельности независимо от того, осуществляет ли лицо данную деятельность в составе иной деятельности либо в качестве самостоятельной.
О необходимости получения аэропортом лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров также свидетельствует ответ Сибирского Регионального центра МЧС России от 11.06.2010 на запрос Абаканского транспортного прокурора (л.д. 121).
Доводы общества о том, что осуществление обществом противопожарного обеспечения полетов является обязательной, предусмотренной
статьей 90 Воздушного кодекса Российской Федерации, составной частью основной деятельности предприятия по осуществлению поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, а не самостоятельным видом предпринимательской деятельности предприятия; общество имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, вывода о необходимости наличия лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров не изменяют в силу следующего.
Как уже указывалось выше, подлежащая лицензированию деятельность включает в себя не только действия по спасению людей, имущества и ликвидации пожаров, но и организацию и осуществление профилактики пожаров, а также организацию действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" под профилактикой пожаров понимается совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий; под организацией тушения пожаров понимается совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Функционирование в структуре ОАО "Аэропорт Абакан" Службы (СПАСОП), на которую в соответствии с положением об указанной службе возложены функции по организации пожарно-профилактической работы на объектах и воздушных судах при техническом обслуживании и контроль за выполнением установленных требований пожарной безопасности в аэропорту "Абакан", свидетельствует об осуществлении ОАО "Аэропорт Абакан" деятельности, которая в силу
пункта 38 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.
Об осуществлении СПАСОП ОАО "Аэропорт Абакан" пожарно-профилактической работы также свидетельствует предписание, выданное начальнику службы СиЭНС ОАО "Аэропорт Абакан" инженером СПАСОП Суховым Ю.И. 29.09.2008, об устранении выявленных при проверке нарушений правил пожарной безопасности (л.д. 88-89).
Вопрос о том, относится либо не относится подразделение СПАСОП ОАО "Аэропорт Абакан" к ведомственной пожарной охране СПАСОП Федеральной авиационной службы России, не имеет существенного правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Судом установлено, что в соответствии с Положением о Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) ОАО "Аэропорт Абакан" (раздел 4) структура указанного подразделения разработана в соответствии
приказом ФАС России N 361 от 11.12.1998, которым утверждено
Положение о ведомственной пожарной охране (ВПО) СПАСОП ФАС России.
Пунктом 3 приказа ФАС России N 361 от 11.12.1998 руководителям аэропортов и авиационных предприятий прямо предписано в решении вопросов по противопожарному обеспечению полетов и объектов аэропортов руководствоваться
Положением о ВПО СПАСОП ФАС России.
Доводы общества о том, что деятельность ОАО "Аэропорт Абакан" по противопожарному обеспечению полетов не направлена на получение прибыли, в связи с чем, не может быть признана предпринимательской, и ее осуществление не образует состав административного правонарушения, являются необоснованными в силу следующего.
Состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 14.1 КоАП, образуют действия по осуществлению предпринимательской деятельности в отсутствие лицензии.
В соответствии со
статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно уставу ОАО "Аэропорт" общество является коммерческой организацией, основной целью которого является получение прибыли (п. п. 1.1. и 7.1).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.04.2009 N 76-т/3 утверждены для ОАО "Аэропорт Абакан" предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов, в соответствии с которым утвержден сбор за взлет-посадку в размере 515 руб. за тонну взлетной массы. При формировании стоимостной основы и ставок аэропортового сбора за взлет-посадку включены затраты по содержанию службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП): на оплату труда - 9 185 тыс. руб. (п. 1.3 Формирования стоимостной основы) и за амортизацию комплекса аварийно-спасательного обеспечения - 186 тыс. руб. (п. 3.5. Формирования стоимостной основы) (л.д. 97-102).
Как следует из актов формы "С" N 269 от 30.05.2010 и N 272 от 31.05.2010 общество фактически предъявляет к оплате аэропортовый сбор за взлет-посадку (л.д. 84-87).
Таким образом, формирование аэропортового сбора за взлет-посадку с учетом расходов на содержание СПАСОП, свидетельствует о том, что деятельность указанного подразделения финансируется за счет доходов ОАО "Аэропорт Абакан" от аэропортовой деятельности, следовательно, осуществление возложенных на данное подразделение функций связано с предпринимательской деятельностью общества.
Доводы общества о налогообложении налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по тушению пожаров судом не оцениваются, так как не входят в предмет доказывания по настоящему делу.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств, подтверждающих принятие необходимых мер по соблюдению ОАО "Аэропорт Абакан" требований законодательства о лицензировании, обществом не представлено, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения.
Поскольку общество осуществляет деятельность по тушению пожаров, подлежащую лицензированию, без соответствующей лицензии, то суд первой инстанции правомерно привлек заявителя к административной ответственности, предусмотренной
частью 2 статьи 14.1 КоАП.
В силу
статей 28.4,
28.2,
28.5 КоАП постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Аэропорт Абакан" принято прокурором в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением порядка, установленного
КоАП с соблюдением прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с положениями
статьи 4.5 КоАП (в редакции Федерального
закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения или со дня обнаружения административного правонарушения (при длящемся правонарушении).
Поскольку административное правонарушение в виде осуществления предпринимательской деятельности без лицензии является длящимся правонарушением, обнаружено прокурором 07.05.2010, то трехмесячный срок привлечения общества к административной ответственности судом первой инстанции на момент вынесения решения 12.07.2010 не пропущен.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" июля 2010 года по делу N А74-1931/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
О.И.БЫЧКОВА