Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 N А33-4008/2008-03АП-1743/2008 по делу N А33-4008/2008
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания за совершение правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Производство по делу прекращено.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 N А33-4008/2008-03АП-1743/2008 по делу N А33-4008/2008
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания за совершение правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Производство по делу прекращено.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2008 г. N А33-4008/2008-03АП-1743/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.,
при участии:
от административного органа - Храбровой А.Л., представителя по доверенности от 11.01.2008 N 19-3-107, служебное удостоверение ГПН N 25741 от 25.07.2007;
от общества - Алина А.А., представителя по доверенности от 04.05.2008 N 874,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красноярский ПромСтройНИИпроект"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 12 мая 2008 года по делу N А33-4008/2008, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярский ПромСтройНИИпроект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску Главного управления МЧС России по Красноярскому краю (далее - административный орган, отдел пожарного надзора) о признании незаконным и отмене постановления N 389 от 11.03.2008 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 12 мая 2008 года постановление N 389 от 11.03.2008 изменено, обществу назначено административное наказание в виде предупреждения.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отмене оспариваемого постановления.
По мнению общества, в нарушение положений Федерального
закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" акт проверки N 189 от 23.01.2008 не содержит сведений об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица.
Общество указывает, что согласно распоряжению N 189 от 16.01.2008 Главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору объектом внеплановой проверки по соблюдению требований пожарной безопасности является избирательный участок N 314, который расположен в холле на первом этаже здания, поэтому у проверяющего не имелось оснований осуществлять проверку всего здания. Также общество считает, что ответственность за нарушение требований противопожарной безопасности на избирательном участке должны нести органы, согласовавшие образование избирательного участка.
Административный орган в письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласился с указанными в ней доводами, считая решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Прокурор Октябрьского района города Красноярска извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление от 01.07.2008 N 46654), в судебное заседание не явился.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска совместно с государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Лаврентьевой А.Г. на основании распоряжения от 16.01.2008 N 189 о проведении мероприятий по государственному пожарному надзору в период с 23.01.2008 по 29.01.2008 проведена внеплановая проверка с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на объекте избирательной кампании, на территории избирательного участка N 314, расположенного в холле первого этажа принадлежащего обществу здания в городе Красноярске, проспект Свободный, 75.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем прокурором 29.01.2008 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со
статьей 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направлено прокурором для рассмотрения в Отдел по государственному противопожарному надзору Октябрьского района г. Красноярска.
Заместитель главного государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору постановлением N 389 от 11.03.2008 привлек общество к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Общество, полагая незаконным привлечение его к административной ответственности, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со
статьей 123 Конституции Российской Федерации,
статьями 7,
8,
9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно
статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно
части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 25.11,
статье 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении, в том числе предусмотренному
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, постановление от 29.01.2008 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества вынесено прокурором в пределах его полномочий.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно
статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно
статье 20 Закона о пожарной безопасности нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не использовать их не по назначению.
В соответствии со
статьей 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местному самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с
пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Распоряжением от 16.01.2008 N 189 поручено провести внеплановую проверку с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности избирательного участка N 314, расположенного в здании общества.
Пожарная безопасность части здания, в котором расположен избирательный участок, зависит от состояния пожарной безопасности всего здания, обеспечение которой является обязанностью владельца здания.
В связи с этим несостоятельным является довод общества о том, что в соответствии с указанным распоряжением проверка соблюдения требований пожарной безопасности должна была осуществляться только в отношении избирательного участка, а не всего здания, в котором он расположен. По этим же мотивам суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что с учетом объекта проверки общество не является лицом, ответственным за состояние пожарной безопасности на избирательном участке, и не может быть привлечено к ответственности на основании
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из постановления от 20.01.2008 о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления N 389 от 11.03.2008 о назначении административного наказания следует, что проверкой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
допущено хранение горючих материалов в подвальном помещении и под лестничным маршем;
установлены глухие металлические решетки на окнах и приямках;
отделка путей эвакуации произведена горючими материалами;
объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи;
дверные полотна лестничных маршей не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворках;
косоуры лестничных маршей выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 часа;
не все помещения оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
электропроводка выполнена на скрутках;
планы эвакуации людей в случае пожара не соответствуют ГОСТ Р, не согласованы с территориальным подразделением государственной противопожарной службы;
ширина основного выхода менее 1,2 метра;
не приняты меры по выполнению полотен запасного эвакуационного выхода открывающимися по направлению выхода из здания.
Из материалов административного дела только в акте проверки N 189 от 23.01.2008 зафиксированы указанные нарушения требований пожарной безопасности. Из содержания данного акта следует, что отраженные в нем нарушения выявлены в результате осмотра здания, расположенного в городе Красноярске, проспект Свободный, 75.
Согласно
статье 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу помещении, территорий производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со
статьей 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии представителя юридического лица и двух понятых. Об осмотре составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, а также понятыми. В случае отказа представителя юридического лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается представителю юридического лица.
Следовательно, акт N 189 от 23.01.2008 проверки соблюдения требований пожарной безопасности в части фиксации результатов осмотра принадлежащего обществу здания должен соответствовать требованиям
статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к его форме и содержанию.
Однако, в нарушение требований указанной
статьи в акте от 23.01.2008 N 189 отсутствуют подписи руководителя или представителя общества, не содержится сведений о составлении указанного акта в присутствии понятых.
Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии акта N 189 от 23.01.2008 проверки соблюдения требований пожарной безопасности положениям
статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому данный акт является недопустимым по форме и не может учитываться в качестве доказательства совершения обществом административного правонарушения.
Другие доказательства, подтверждающие указанные в постановлении от 20.01.2008 о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении N 389 от 11.03.2008 о назначении административного нарушения требований пожарной безопасности, в материалах административного дела отсутствуют.
Объяснения заместителя генерального директора общества Еленкина А.В. от 23.01.2008 и представителя общества Алина А.А. от 12.02.2008 не содержат сведений, подтверждающих нарушение требований пожарной безопасности, за которые общество привлечено к ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о нарушении обществом требований пожарной безопасности не подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Данное обстоятельство в соответствии с
пунктом 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
270,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 мая 2008 года по делу N А33-4008/2008 отменить. Принять новый судебный акт. Признать незаконным и отменить постановление N 389 от 11.03.2008 по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Аксеновым А.Г. в отношении открытого акционерного общества "Красноярский ПромСтройНИИпроект".
Производство по административному делу прекратить.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Л.А.ДУНАЕВА
Л.Ф.ПЕРВУХИНА