Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 N 04АП-2064/2022 по делу N А10-2228/2021
Требование: Об обязании оборудовать помещения автоматическими установками пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 N 04АП-2064/2022 по делу N А10-2228/2021
Требование: Об обязании оборудовать помещения автоматическими установками пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Решение: Требование удовлетворено.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2022 г. по делу N А10-2228/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2022 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Венедиктовой,
судей Е.В. Желтоухова, В.Л. Каминского,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хуршудян Р.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Регистр. Нижнеангарск" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2022 года по делу N А10-2228/2021 по иску Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300796526, ИНН 0317001532) к обществу с ограниченной ответственностью "Регистр. Нижнеангарск" (ОГРН 1140327018215, ИНН 0317741939) об обязании выполнить действия,
третьи лица - Республика Бурятия в лице Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (ОГРН 1020300972361, ИНН 0323082280), Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН 1020300971415, ИНН 0326004709),
при отсутствии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Истец, администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточнив требования в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ответчику, обществу с ограниченной ответственностью "Регистр. Нижнеангарск" об обязании оборудовать помещения котельных, расположенных по адресу: п. Нижнеангарск, ул. Ленина, д. 111 "А", ул. Победы, д. 4 "А", ул. Рабочая, д. 15, ул. Озерная, д. 1 "Б", ул. Железнодорожная, д. 7 "А", автоматическими установками пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и обеспечить на указанных котельных очистку объектов защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия требования истца удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельств позволяющих удовлетворить заявленные требования.
Ответчик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что деятельность ответчика по концессионному соглашению является временной, при этом передача имущества эксплуатирующей организации не освобождает истца от всех обязанностей данного имущества, включая модернизацию систем пожарной сигнализации; требуемые истцом мероприятия не относятся ни к одному предусмотренному концессионным соглашением.
Представленным ходатайством Администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия Администрация Главы Республики просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.04.2022.
Согласно
пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам
частей 1,
6 статьи 121,
статей 122,
статей 123,
186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.09.2017 Администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" (концедент), Республика Бурятия в лице врио главы республики и общество с ограниченной ответственностью "Регистр.Нижнеангарск" (концессионер) заключили концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения N 10, согласно которому концессионер обязуется за свой счет и/или за счет привлеченных средств произвести реконструкцию объекта, указанного в разделе II соглашения, право собственности на которое принадлежит МО "Северо-Байкальский район", и осуществлять деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объекта соглашения и иного имущества, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектов соглашения, а также иным имуществом для осуществления указанной деятельности (п. 1 соглашения).
Объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения в п. Нижнеангарск, указанные в приложении N 1 - Котельная МК-142, здания котельной, сети теплоснабжения, здание ЦТП и другое движимое имущество, предназначенные для осуществления деятельности по оказанию услуг теплоснабжения потребителям, подлежащие реконструкции концессионером.
Концедент гарантирует, что он является собственником имущества, права владения и пользования которым передаются концессионеру в соответствии с соглашением.
Объекты концессии переданы на основании акта приема-передачи ответчику, который не оспаривал их передачу.
Согласно разделу IV концессионного соглашения концессионер обязан за свой счет и/или за счет привлеченных средств реконструировать объект соглашения в сроки, указанные в разделе IX соглашения. Мероприятия по реконструкции объекта концессионного соглашения указаны в задании, являющемся приложением N 3.
Дополнительным соглашением N 1 от 05.11.2020 к концессионному соглашению стороны дополнили раздел I соглашения следующего содержания: к реконструкции объекта относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. Пункт 3 раздела VIII соглашения изложили в следующей редакции: концессионер обязан осуществлять деятельность с 01.09.2017 по 31.08.2023.
В период с 28.09.2020 по 13.10.2020 отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Северобайкальскому, Муйскому районам и г. Северобайкальск УНДПР ГУ МЧС России по РБ во исполнение приказа МЧС России по РБ N 672/28/Л от 17.09.2020 "О реализации мероприятий сезонной профилактической операции "Отопительный сезон" проведены пожарно-профилактические обследования котельных, расположенных на территории Северо-Байкальского района, в том числе котельных, расположенных по адресу: п. Нижнеангарск ул. Ленина, д. 111 "А" (Центральная котельная), п. Нижнеангарск ул. Победы, 4 "А" (Пристань), п. Нижнеангарск ул. Рабочая, д. 15 (БТС), п. Нижнеангарск ул. Озерная, д. 1 "Б" (МК-142), п. Нижнеангарск ул. Железнодорожная, д. 7 "А" (ВГСО).
В ходе проведенного профилактического обследования были выявлены, в том числе следующие нарушения: помещения котельной не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара, не обеспечивается очистка прилегающей территории к котельной в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Составлено информационное письмо N 626 от 08.10.2020.
30.11.2020 администрация направила ООО "Регистр.Нижнеангарск" требование об устранении выявленных нарушений N 3978 и установила срок - 30 календарных дней, которое было вручено ответчику 01.12.2020 (N 67171050019535).
11.02.2021 МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" совместно с ООО "Регистр.Нижнеангарск" составили акт по выполнению замечаний, выданных отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Северобайкальскому району и установили, что часть работ обществом выполнена, остались невыполненными, в том числе следующие замечания: отсутствует оборудование помещения котельных автоматическими установками пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; не обеспечена очистка объектов защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности на котельных.
Невыполнение требований ответчиком явилось основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь
статьями 8,
12 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Законом N 69-ФЗ), Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 123-ФЗ), условиями спорного договора, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права, сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку выводы суда подробно мотивированы, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам, в том числе и условиям договора, оснований с которой не согласиться у апелляционного суда не имеется.
Наряду с изложенным, апелляционный суд отмечает, что заключенное между сторонами концессионное соглашение N 10 от 01.09.2017 по своей правовой природе является договором безвозмездного пользования.
Данные отношения регулируются также и Федеральным
законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ)
Согласно
пункту 1,
2,
3 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного
пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального
закона или существа концессионного соглашения.
В целях настоящего Федерального
закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
В силу
пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ, при исполнении концессионного соглашения концессионер, наряду с другими обязанностями, обязан:
- обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг;
- поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением;
Согласно
части 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
На основании
части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу
части 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 123-ФЗ) данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В пункте 3 статьи 52 Закона N 123-ФЗ определено, что одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 390, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012, действовавшие в момент проверки, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Поскольку ответчик является концессионером, т.е. лицом владеющим и пользующимся спорной котельной на законных основаниях, где осуществляют трудовые функции и находятся люди и находится имущество, и именно ответчик ответственен за нарушение правил пожарной безопасности и обязан проводить реконструкцию объекта концессионного соглашения, поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт (
п 3 ст. 3 и
п. 2 ст. 8 Федерального закона N 115-ФЗ), правомерны выводы суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению установки автоматической пожарной сигнализации на объекте концессионного соглашения.
Вопреки мнению апеллянта, нарушения или неправильного применения норм материального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы, проверенные в полном объеме, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные
статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части по приведенным доводам, в том числе и безусловные.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2022 года по делу N А10-2228/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.А.ВЕНЕДИКТОВА
Судьи
В.Л.КАМИНСКИЙ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ