Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по делу N А10-5397/2016
Требование: О признании незаконным и отмене предписания инспектора по пожарному надзору.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по делу N А10-5397/2016
Требование: О признании незаконным и отмене предписания инспектора по пожарному надзору.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 мая 2017 г. по делу N А10-5397/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании представителя Государственного автономного учреждения здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" Дашиевой Л.З. (доверенность от 10.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 февраля 2017 года по делу N А10-5397/2016 (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т.),
установил:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница) (ИНН 0308003011, ОГРН 1020300969809, место нахождения: 671050 Республика Бурятия, с. Иволгинск, ул. Октябрьская, 3, далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к главному государственному инспектору по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору подполковнику внутренней службы Шулунову Д.П. о признании незаконным и отмене предписания от 16 июня 2016 года N 32/1/1.
Определением суда от 7 декабря 2016 года произведена замена ответчика по делу N А10-5397/2016 главного государственного инспектора по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору Шулунова Д.П. на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (ОГРН 1040302983698, ИНН 0326023187, место нахождения: 670000. Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Кирова, 37, далее - ответчик, управление).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 февраля 2017 года по делу N А10-5397/2016 заявленные требования удовлетворены.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыве на апелляционную жалобу учреждение не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 01.04.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя по делу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно заключению от 21 июня 2012 года N 25-2-16/2012, утвержденному распоряжением Республиканской службы государственного строительного надзора от 21.06.2012 N 545-р, объект незавершенного строительства детского сада перепрофилирован в центр общеврачебной (семейной) практики с консультативно-диагностическим отделением в с. Иволгинск Иволгинского района РБ, расположенный по адресу: с. Иволгинск, ул. Октябрьская.
На основании распоряжения от 01 октября 2015 года N 83 в отношении ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ" проведена плановая выездная проверка по адресу: Иволгинский район, с. Иволгинск, ул. Октябрьская, 3, по результатам которой составлен акт проверки от 16 ноября 2015 года N 79.
Названным актом, в частности, установлено, что ширина эвакуационных выходов на первом и втором этаже здания составляет от 61 см до 1,15 м.
По результатам проверки административным органом выдано предписание от 16.11.2015 N 83/1/56, согласно пункту 13 которого не соответствует требованиям ширина эвакуационных выходов в здании и составляет менее 1,2 метра. В ходе проверки установлено, что ширина эвакуационных выходов на первом и втором этаже здания составляет от 61 до 1,15 метра. Установлен срок для устранения данного нарушения до 2 июня 2016 года.
Распоряжением главного государственного инспектора Иволгинского района по пожарному надзору от 01 февраля 2016 года N 4 назначена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 16.11.2015 N 83/1/56.
10 марта 2016 года главным государственным инспектором Иволгинского района по пожарному надзору ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ" выдано предписание N 4/1/1, согласно пункту 6 которого не соответствует требованиям ширина эвакуационных выходов в здании и составляет менее 1,2 метра. В ходе проверки установлено, что ширина эвакуационных выходов на первом и втором этаже здания составляет от 61 до 1,15 метра. Установлен срок для устранения данного нарушения до 2 июня 2016 года.
Распоряжением главного государственного инспектора по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору от 14 июня 2016 года N 32 назначена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 10.03.2016 N 4/1/1.
По результатам проверки составлен акт проверки от 16.06.2016 N 30, которым установлено: в нарушение пункта 6.16 СНиП 21.01.97, статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 5.2.14 СП 1.13130.2009 не соответствует требованиям ширина эвакуационных выходов в здании и составляет менее 1,2 метра. Ширина эвакуационных выходов на первом и втором этаже здания составляет от 61 до 1,15 метра.
16 июня 2016 года главным государственным инспектором по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору выдано предписание N 32/1/1, которым ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ" установлено устранить названное нарушение в срок до 31 октября 2016 года.
Не согласившись с предписанием от 16.06.2016 N 32/1/1, Учреждение обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
На основании статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ, статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе, проводить проверки, выдавать организациям предписания по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьями 37 и 38 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
На основании статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ).
На основании частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ, утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 N 474.
В соответствии с Правилами разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 624, свод правил представляет собой документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - разработчик) и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов. Проект свода правил разрабатывается в соответствии с установленными в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации и правилах стандартизации общими требованиями к построению, изложению и оформлению документов по стандартизации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Таким образом, действующее законодательство под добровольностью применения сводов правил подразумевает их добровольное применение только в случае, если пожарный риск на объекте не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.
Указанный подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.08.2015 по делу N А58-8147/2014, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.11.2016 по делу N А13-240/2016.
"СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые и введенные в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97) относится к сфере технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Пунктом 6.16 СНиП 21-01-97* установлено, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек, из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 человек; 0,8 м - во всех остальных случаях.
Пунктом 5.2.14 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009) предусмотрено, что ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки административным органом установлено, что ширина эвакуационных выходов на первом и втором этаже здания составляет от 61 до 1,15 метра.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела представлен расчет по оценке пожарного риска Центра общеврачебной (семейной) практики с консультативно-диагностическим отделением, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с.Иволгинск, ул. Октябрьская, 3. Данный расчет утвержден директором ООО "ПожПромАудит" 26 февраля 2016 года.
Из материалов дела следует, что ООО "ПожПромАудит" аккредитован в качестве организации, осуществляющей деятельность по направлению: обследование объекта защиты, проведение расчетов по оценке пожарного риска, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, что подтверждается свидетельством об аккредитации N 660/В/0652, действительным до 26 декабря 2019 года.
Согласно расчету по оценке пожарного риска (раздел III. Выводы) в результате оценки соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности установлено:
- результаты расчета пожарного риска, произведенного в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, позволяют отступить от требования СП 1.13130.2009 к ширине эвакуационных выходов на данном объекте и не распространяются на иные требования пожарной безопасности к данному объекту.
- максимальное время эвакуации из здания составляет 1,55 минуты, время блокирования опасными факторами пожара составляет 10 минут (600 секунд), условие безопасной эвакуации выполняется.
- максимальная величина индивидуального пожарного риска для работников и посетителей здания составляет 7,596*10-8, что удовлетворяет требованиям, установленным Федеральным законодательством (ст. 93 Федерального закона N 123-ФЗ), таким образом, условие безопасности выполняется.
- эвакуационные выходы шириной 0,61 до 1,15 метра Центра общеврачебной (семейной) практики с консультативно-диагностическим отделением, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с.Иволгинск, ул. Октябрьская, 3, не влияют на безопасную эвакуацию людей.
Нормативно-правовым основанием для проведения независимой оценки пожарных рисков и расчетов пожарного риска являются Федеральный закон N 123-ФЗ, Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272 (далее - Правила N 272), Правил оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304 (далее - Правила N 304).
В пункте 48.1 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, действовавшего в спорный период (далее - Административный регламент), предусмотрено, что в случае проведения аккредитованной в установленном порядке экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, расчета по оценке пожарного риска, подтверждающего выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в ходе внеплановой проверки указанный расчет подлежит проверке в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 43 настоящего Административного регламента.
Правила N 304 устанавливают порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска.
На основании пункта 4 Правил N 304 оценки независимая оценка пожарного риска включает следующее:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", - расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Пункт 5 Правил N 304 предусматривает, что результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого (вручаемого) собственнику.
На основании пункта 3 Правил N 272 определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более (пункт 4 Правил N 272).
Управление не приняло результаты расчета по оценке пожарного риска на объекте - Центр общеврачебной (семейной) практики с консультативно-диагностическим отделением, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с.Иволгинск, ул. Октябрьская, 3, поскольку расчет по оценке пожарного риска не был представлен Учреждением в ходе проведения проверки, по результатам которой выдано оспариваемое предписание.
Вместе с тем, как установлено судом, данный расчет представлен 7 апреля 2016 года, то есть до проведения проверки, что подтверждается письмом Учреждения от 7 апреля 2016 года N 503 о направлении расчета в адрес Отделения надзорной деятельности Иволгинского района РБ УНДПР Главного управления МЧС России по Республике Бурятия с отметкой о получении.
Поскольку расчет по оценке пожарного риска направлен административному органу во исполнение предписания от 16 ноября 2015 года N 83/1/56, следовательно, суд первой инстанции правильно установил, что административный орган знал о данном расчете, имел в наличии названный расчет и мог принять его во внимание, оценить и исследовать в ходе проведения проверки по выполнению ранее выданных предписаний (в том числе предписания от 16.11.2015 N 83/1/56).
Пунктом 43 Административного регламента, действовавшего в спорный период, предусмотрено, что при осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе: выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
В случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.
В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям осуществляется проверка в соответствии с подпунктами 2 - 11 настоящего пункта.
В данном случае, административный орган не доказал несоответствие имеющегося у Учреждения расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты требованиям, установленным Правилами N 272, не представил доказательств, что в ходе проверки проверялось соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.
По мнению ответчика, поскольку расчет пожарного риска является составной частью декларации пожарной безопасности, которая Учреждением не представлена, постольку расчет пожарного риска не мог быть принят во внимание.
Признавая такой довод необоснованным, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией первой инстанции о том, что в соответствии с частями 5 и 6 статьи 6, частью 1 статьи 64 Федерального закона N 123-ФЗ у административного органа отсутствовали основания для непринятия во внимание подготовленных ООО "ПожПромАудит" результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте Учреждения. Кроме того, отсутствие пожарной декларации не является препятствием для проведения проверки соответствия исходных данных, отраженных в расчете пожарного риска, в соответствии с требованиями п. 43 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 7 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, которые приняты в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 69-ФЗ, на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
"ГОСТ Р 12.2.143-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст (далее - ГОСТ Р 12.2.143-20090), распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее - ФЭС) и элементы системы, в том числе, планы эвакуации, устанавливает требования к ФЭС, процессам ее проектирования, монтажа и технического обслуживания.
Согласно п. 3.11 ГОСТ Р 12.2.143-20090 план эвакуации: план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.
На основании пункта 6.2.3 ГОСТ Р 12.2.143-20090 планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием, среди прочих эвакуационных путей и выходов; лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы, предназначенные для эвакуации людей и др.
Заявителем в материалы дела представлены планы эвакуации на случай возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций из помещений 1 и 2 этажа Центра общеврачебной практики с консультативно-диагностическим отделением МУЗ "Иволгинская ЦРБ", расположенного с.Иволгинск, ул. Октябрьская. Данные планы эвакуации в 2012 году утверждены главным врачом Учреждения и согласованы начальником ОНД Иволгинского района УНД ГУ МЧС России по Республике Бурятия майором внутренней службы Д.Н. Ситниковым. Заявителем представлены в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции планы эвакуации в оригинале, где имеются подпись Ситникова Д.Н., печать административного органа.
Таким образом, данные планы эвакуации свидетельствуют о согласовании административным органом имеющихся в спорном помещении эвакуационных выходов.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 февраля 2017 года по делу N А10-5397/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.О.НИКИФОРЮК