Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 19.10.2023 N 302-ЭС23-19735 отказано в передаче дела N А78-7178/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.07.2023 N Ф02-3395/2023 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 N 04АП-6084/2022 по делу N А78-7178/2021
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде затрат ООО на проведение работ по лесоустройству на лесном участке, предоставленном обществу по договору аренды, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 N 04АП-6084/2022 по делу N А78-7178/2021
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде затрат ООО на проведение работ по лесоустройству на лесном участке, предоставленном обществу по договору аренды, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2023 г. по делу N А78-7178/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Антоновой О.П., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хушенга-Древ" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2022 года по делу N А78-7178/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хушенга-Древ" (ОГРН 1137538000203, ИНН 7538002030) к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945), Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840) о взыскании солидарно с Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Федерального агентства лесного хозяйства суммы неосновательного обогащения в виде затрат ООО "Хушенга-Древ" на проведение работ по лесоустройству на лесном участке, предоставленном обществу по договору аренды от 25.11.2014 N 1-14 в сумме 815909 руб. 10 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 243698 руб. 96 коп., за период с 31.07.2018 по 09.10.2022, начиная с даты принятия решения судом по настоящему делу, начислении процентов в размере 1/360 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы по день фактической оплаты денежных средств ООО "Хушенга-Древ",
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952),
при участии в судебном заседании:
от ООО "Хушенга-Древ": Филиппов М.В. - представитель по доверенности от 28.10.2020, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
от Министерства природных ресурсов Забайкальского края: Шагдаров Б.Б. - представитель по доверенности от 06.04.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Хушенга-Древ" (далее - истец, ООО "Хушенга-Древ", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (далее - ответчик 1, Минприроды Забайкальского края, Министертсво), Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - ответчик 2, Рослесхоз, Агентство), Министерству финансов Забайкальского края (далее - ответчик 3, Минфин Забайкальского края), Управлению федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - отвтчик 4, УФК по Забайкальскому краю) о взыскании неосновательного обогащения в размере 1165909,10 руб. в виде затрат ООО "Хушенга-Древ" на проведение работ по лесоустройству на лесном участке, предоставленном обществу по договору аренды от 25.11.2014 N 1-14; сумму процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 203559,93 руб.
Определением суда от 22.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952).
Определением от 03.03.2022 суд производство по делу в части требований к Министерству финансов Забайкальского края, Управлению федерального казначейства по Забайкальскому краю о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде затрат ООО "Хушенга-Древ" на проведение работ по лесоустройству на лесном участке, предоставленном обществу по договору аренды от 25.11.2014 N 1-14 в сумме 1165909 руб. 10 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 203559 руб. 93 коп. прекратил (л.д. 53 т. 2).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2022 производство по делу в части требований о взыскании с Министерства природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945) и Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840) суммы неосновательного обогащения в виде затрат ООО "Хушенга-Древ" на проведение работ по лесоустройству на лесном участке, предоставленном обществу по договору аренды от 25.11.2014 N 1-14 в сумме 350000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 78645 руб. 38 коп. прекращено.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Хушенга-Древ" (ОГРН 1137538000203, ИНН 7538002030) в доход федерального бюджета 23596 руб. государственной пошлины по иску.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17.10.2022 г., принятое по настоящему делу отменить, принять по делу новый акт об удовлетворении исковых требования истца.
Как следует из апелляционной жалобы, Общество обосновывает свои исковые требования наличием вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г. Читы, принятого по делу N 2-5898/2012, которым была определена персонифицированная обязанность Министерства по проведению лесоустройства, в том числе и на территории Хилокского участкового лесничества, и обязанность Федеральное агентство лесного хозяйства профинансировать данные работы. Истец не согласен с выводом суда о наличии у него обязанности выполнить лесоустроительные работы на арендуемом участке в силу п. 4.13. договора арены и положений абз. 2 п. 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. N 516; а также с выводом о том, что проведение арендатором таксации лесов преследует цель не достижение нормативной давности изученности лесов, а извлечение дополнительной прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности. Истец указывает на то, что осуществляя выполнение работ по лесоустройству на арендуемом участке, не делал это по свой инициативе или в своих интересах, а исполнял условия договора, который был составлен и предложен к подписанию арендатором, при этом, не беря на себя обязательства выполнить работы по лесоустройству за счет собственных средств. Истец указывает на то, что у Министерства природных ресурсов Забайкальского края и у Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации имелась солидарная обязанность по возмещению его затрат на проведение лесоустройства, так как первый ответчик не исполнил своих обязанностей по проведению лесоустройства и не обратился ко второму ответчику за финансированием таких работ, а со второго ответчика не снята обязанность по финансовому обеспечению лесоустроительных работ в Забайкальском крае.
В материалы дела поступили письменные отзывы, в которых ответчики выводы суда первой инстанции поддерживают, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.11.2022.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2023 года в составе суда, рассматривающего дело, в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Басаева Д.В. на судью Сидоренко В.А.
В судебном заседании 03 апреля 2023 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 14 часов 05 минут 10 апреля 2023 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Ответчик - Федеральное агентство лесного хозяйства, третье лицо представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель истца в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Министерства в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.11.2014 между ООО "Хушенга-Древ" и Министерством природных ресурсов Забайкальского края был заключен договор аренды лесного участка N 1-14 (далее - договор) (л.д. 29-36 т. 1).
Указанный договор аренды зарегистрирован 30.12.2014 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю в установленном законом порядке (номер регистрации 75-75-24/020/2014-432).
Согласно пункту 1.1. договора, арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола аукциона от 11 ноября 2014 года N 01/2014 (далее - протокол) обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок для заготовки древесины, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора (далее - лесной участок).
Лесной участок площадью 15795 га, с ежегодной нормой пользования 13121 м3, в т.ч. по хвойному хозяйству 3251 м3 предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет:
- местоположение лесного участка: Забайкальский край, Муниципальный район "Хилокский район", Хилокское лесничество, Хушенгинское участковое лесничество, кварталы NN 1-18;
- номер государственного учета в лесном реестре 483-2014-08 (пункт 1.2. договора).
В соответствии с пунктом 4.13. договора, в течение одного года с даты подписания настоящего договора арендатор обязан провести на лесном участке лесоустройство. Своевременно представлять арендодателю информацию, полученную при проведении лесоустроительных работ на лесном участке, о пользовании лесным фондом, а так же отчеты, установленные законодательством.
18.06.2015, 23.04.2015, 22.10.2018 между ООО "Хушенга-Древ" и ФГБУ "Рослесинфорг" заключены договоры на выполнение лесоустроительных работ, согласно которым ФГБУ "Рослесинфорг" (исполнитель) приняло обязательство по выполнению лесоустроительных работ (таксация лесов), (подготовительных работ), (камеральных работ) на части территории Хилокского лесничества (договор аренды лесного участка N 1-14 от 28.11.2014) в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно пункту 1.2. договоров на выполнение лесоустроительных работ содержание, объемы, требования к выполнению и качеству работ, определяются в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ (приложении N 1 к договору) (л.д. 37-41, 42-45, 46-51 т. 1).
Истец указывает, что в 2015, 2018 годах на основании вышеуказанных договоров, заключенных с ФГБУ "Рослесинфорг", ООО "Хушенга-Древ" за свой счет осуществило комплекс работ по лесоустройству, проведенному на арендуемом лесном участке, на общую сумму 1165909,10 руб., что подтверждается платежными поручениями от 21.09.2018 N 371, 30.07.2018 N 294, 03.08.2018 N 318, 30.10.2018 N 50, 22.10.2018 N 39 (л.д. 52-56 т. 1).
Истец считает, что полученный результат комплекса работ по лесоустройству на арендуемом ООО "Хушенга-Древ" участке, является неосновательным обогащением лиц, ответственных за своевременное проведение лесоустройства на территории Хилокского участкового лесничества. Вследствие чего, ООО "Хушенга-Древ" вправе требовать возврата денежных сумм, уплаченных обществом за выполнение работ по лесоустройству, в пределах трехлетнего срока давности, исчисляемого с момента осуществления оплаты.
ООО "Хушенга-Древ" заявило о требовании солидарного исполнения обязательства от Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Федерального агентства лесного хозяйства,.
Помимо требований об уплате стоимости проведенных работ по лесоустройству, истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами, размер которых составил 203559,93 руб.
Истец направил в адрес ответчиков претензию с требованием возвратить ООО "Хушенга-Древ" денежную сумму в размере 1165909,10 руб., затраченную обществом на проведение работ по лесоустройству на предоставленном в аренду лесном участке (л.д. 57 т. 1).
Претензия оставлена без удовлетворения, денежные средства истцу не возвращены.
Полагая, что ответчики должны возместить обществу понесенные последним затраты в размере 1165909,10 руб. за проведение работ по лесоустройству, обязанность в проведении которых лежала на органах государственной власти, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства истец заявил о частичном отказе от исковых требований в части взыскания с ответчиков суммы неосновательного обогащения в размере 350000 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 78645,38 руб.
Одновременно с заявлением о частичном отказе от исковых требований, истец заявил об уточнении исковых требований, просил взыскать солидарно с Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации неосновательное обогащение в размере 815909,10 руб. в виде затрат ООО "Хушенга-Древ" на проведение работ по лесоустройству на лесном участке, предоставленном обществу по договору аренды от 25.11.2014 N 1-14, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 243698,96 руб. за период с 31.07.2018 по 09.10.2022, а также, начиная с даты принятия решения судом по настоящему делу, истец просил начислять проценты в размере 1/360 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы по день фактической оплаты денежных средств ООО "Хушенга-Древ".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2022 года производство по делу в части требований о взыскании с Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Федерального агентства лесного хозяйства суммы неосновательного обогащения в виде затрат ООО "Хушенга-Древ" на проведение работ по лесоустройству на лесном участке, предоставленном обществу по договору аренды от 25.11.2014 N 1-14 в сумме 350000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 78645 руб. 38 коп. прекращено. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. При этом на основании части 4 той же статьи границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В Забайкальском крае число лесничеств и их границы определены приказом Рослесхоза от 16.10.2008 года N 309 "Об определении количества лесничеств на территории Забайкальского края и установлении их границ". Так, согласно указанному приказу в Забайкальском крае создано 26 лесничеств, в том числе, Хилокское лесничество.
Частью 1 статьи 8 ЛК РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм следует вывод о том, что лесные участки в составе земель лесного фонда на территории Забайкальского края, определяемые границами лесничеств (в том числе Хилокского лесничества), находятся в федеральной собственности, которой управляет и распоряжается Российская Федерация.
В силу части 1 статьи 4 ЛК РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. При этом согласно части 2 той же статьи от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
На основании части 1 статьи 83 ЛК РФ, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 указанного Кодекса.
Частью 3 статьи 83 ЛК РФ установлено, что средства на осуществление приведенных выше полномочий в области лесных отношений предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, выступает расходным обязательством Российской Федерации, финансируемым за счет субвенций из федерального бюджета.
В Забайкальском крае приведенные выше полномочия в области лесных отношений до 2017 года осуществлялись Государственной лесной службой Забайкальского края (далее - Гослесслужба края) в соответствии с подп. 9.2.3 Положения о Государственной лесной службе Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 14.01.2015 года N 4.
Однако ввиду состоявшегося в 2016 году изменения структуры исполнительных органов государственной власти Забайкальского края с 2017 года полномочия и функции Гослесслужбы края в области лесных отношений перешли к Минприроды края, что подтверждается пунктом 5 постановления Правительства Забайкальского края от 06.10.2016 года N 395 "О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года N 80", подп. 12.18.1 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 года N 503. Начиная с 2017 года Минприроды края стало осуществлять правомочия арендодателя в ранее заключенных и во вновь заключаемых договорах аренды лесных участков, располагаемых на землях лесного фонда на территории Забайкальского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.11.2014 между Гослесслужбой края и ООО "Хушенга-Древ" был заключен договор аренды N 1-14, по условиям которого (пункты 1.2 и 1.4) указанному обществу во временное пользование передан лесной участок общей площадью 15795 га, расположенный в установленных кварталах и выделах Хушенгинского участкового лесничества Хилокского лесничества Забайкальского края, для заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 7.1 договора аренды N 1-14 срок действия данного договора составляет 25 лет с момента его государственной регистрации, которая произведена 30.12.2014.
В соответствии со статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
4) таксацию лесов;
5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69.1 ЛК РФ установлено, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов; при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69.2 ЛК РФ при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий; при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам, участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным вы делам.
По общему правилу, обязанность по выполнению мероприятий в рамках лесоустройства разделена между уполномоченными в области лесных отношений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 26 статьи 1 статьи 81 и пункта 7 части 1 статьи 83 ЛК РФ, уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений осуществляют проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений осуществляют проведение на землях лесного фонда лесоустройства в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, таксацию лесов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В целях реализации части 2 статьи 67 ЛК РФ 12.12.2011 Рослесхозом издан приказ N 516, которым была утверждена Лесоустроительная инструкция. Данная инструкция вступила в действие с 17.04.2012 и действовала до 03.05.2018 (приказ Рослесхоза от 28.12.2017 N 787 "О признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516).
В соответствии с пунктом 5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, - предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование.
Лесоустроительной инструкцией, действующей на момент проведения обществом таксации, установлено, что при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов объектом лесоустройства является лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество, проектируемый для предоставления лесной участок); при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством физическими и юридическими лицами, использующими леса, - лесной участок.
Для выявления, учета и оценки лесных насаждений, подлежащих заготовки, проводятся работы по уточнению количественных и качественных характеристик таких насаждений путем проведения таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. По результатам работ составляется лесоустроительная документация, сведения из которой могут быть использованы для разработки проекта освоения лесов.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что Общество, имея основания для проведения лесоустроительных работ в части таксации лесов в отношении арендованного лесного участка, выполняло требования, установленные Лесоустроительной инструкцией, а также условиями договора аренды (пункт 4.13. договора аренды).
Согласно пункту 59 ранее действовавшей Лесоустроительной инструкции границы объектов работ по таксации лесов определяются заказчиком. Минимальным объектом работ по таксации лесов являются:
а) при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов - лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество, проектируемый для предоставления лесной участок);
б) при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством физическими и юридическими лицами, использующими леса, - лесной участок.
До начала работ по таксации и по окончанию таких работ проводятся лесоустроительные совещания, на лесоустроительном совещании по окончании работ по таксации лесов рассматриваются результаты работ по таксации лесов (пункт 68 Лесоустроительной инструкции).
По результатам таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов составляются (пункты 190, 191 Лесоустроительной инструкции) таксационные описания, картографические материалы по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам), ведомости проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам), тематические лесные карты.
Материалы таксации лесов вводятся в действие приказом уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ (пункт 72 Лесоустроительной инструкции).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в период с момента заключения договора аренды N 1-14 и до 03.05.2018 лесное законодательство Российской Федерации допускало возможность проведения на арендуемых лесных участках лесоустройства в части таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов по заказу и за счет соответствующих лесопользователей по договорам аренды лесных участков.
В статье 70 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Проектирование лесничеств и лесопарков, а также проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов и особо защитных участков лесов относится к работам и услугам, выполняемым для федеральных нужд, так как они необходимы для осуществления соответствующих полномочий органов государственной власти в области лесных отношений, определенных статьей 81 указанного Кодекса.
Другие виды работ и услуг по лесоустройству (таксация лесов, проектирование лесохозяйственных мероприятий и т.д.) могут выполняться для нужд органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и пользователей лесными участками, необходимых для осуществления ими полномочий, предоставленных Лесным кодексом Российской Федерации.
Сроки повторяемости указанных лесоустроительных работ могут устанавливать органы государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от интенсивности ведения лесного хозяйства и степени освоения лесов.
Учитывая изложенное, источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида могут быть соответственно федеральный бюджет в виде субвенций, бюджеты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, внебюджетные источники финансирования, а также отдельные лесопользователи на лесных участках, переданных им в аренду или постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно договору аренды лесного участка N 1-14 от 28.11.2014 лесной участок Хилокского лесничества предоставлен обществу на праве аренды в целях заготовки древесины (л.д. 1.1. договора аренды).
В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ контракта).
Общество осуществляло деятельность на лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов.
Истцом в материалы дела представлены договоры на выполнение лесоустроительных работ от 23.04.201 5 N 57, от 18.06.2015 N 74, от 22.10.2018 N 83, заключенные с Читинским филиалом ФГБУ "Рослссинфорг" (л.д. 37-51 т. 1), а также приказ Гослесслужбы Забайкальского края от 08.08.2016 N 733 (л.д. 45 т. 2), согласно которому материалы таксации лесного участка переданного в аренду истцу введены в действие с 08.08.2016. В приложении N 1 к указанному приказу приведен перечень лесоустроительной документации предусмотренной пунктами 190, 191 Лесоустроительной инструкции.
Как пояснили стороны, работы по лесоустройству обществом выполнены, их результаты сданы, в том числе заказчику и в Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
В связи с чем, истец заявил требование, обосновывая его частью 2 статьи 70 ЛК РФ, в соответствии с которой, по мнению общества, лесоустройство является обязанностью органов государственной власти, о взыскании стоимости произведенных работ и процентов.
Отклоняя требования истца, суд первой инстанции указал на то, что норма части 2 статьи 70 ЛК дословно говорит о том, что органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Эта норма не распространяется на правоотношения, возникшие из договора аренды между арендодателем в лице Минприроды Забайкальского края и ООО "Хушенга-Древ".
Суд первой инстанции верно указал на то, что часть 2 статьи 70 ЛК РФ обязывает органы власти проводить данные работы в порядке, установленном для осуществления закупок, но это не значит, что такие работы проводятся на лесных участках, арендованных лесопользователями для коммерческих целей (извлечение прибыли).
В данном случае цель предоставления лесного участка общей площадью 15795 га является заготовка древесины.
В соответствии со статьей 29 ЛК РФ, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Арендные правоотношения сторон (права и обязанности) регулируются условиями договора и нормами законодательства, действующими в момент заключения договора в 2014 году. Договор аренды подписан обеими сторонами без разногласий, зарегистрирован в установленном законом порядке и обязателен к исполнению обеими сторонами.
Основанием для заключения договора явился протокол аукциона от 11.11.2014 N 01/2014, то есть арендатор, ознакомившись с аукционной документацией, в состав которой входил, в том числе проект договора, принял все предложенные организатором аукциона условия, согласился с ними, принял их и явился для участия в аукционе.
Подписав договор аренды, арендатор обязан исполнять его условия, в том числе, пункт 4.13 договора, в соответствии с которым и был заключен договор с ФГБУ "Рослесинфорг" на осуществление комплекса работ по лесоустройству.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции на момент заключения договора), законодатель установил, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Главной задачей истца как субъекта предпринимательской деятельности при использовании лесов по договору аренды N 1-14 является заготовка максимально возможного объема древесины в пределах ежегодной нормы пользования, предусмотренной п. 1.2 указанного договора аренды лесного участка.
Однако достижение данной задачи в наибольшей степени невозможно без обладания лесопользователем достоверной и актуальной информацией о качественных и количественных характеристиках лесных насаждений, которая может дать ответ на вопрос, где имеются необходимые для рубки лесные насаждения, и где такие насаждения отсутствуют.
Однако точность приведенной информации, которая в государственном лесном реестре как систематизированном своде о лесах начинает со временем снижаться пропорционально устареванию материалов предыдущего лесоустройства. Устаревающие материалы лесоустройства не учитывают новых фактов появления на соответствующих лесных участках погибших и поврежденных лесных насаждений в результате негативного воздействия естественных факторов (ветровалов, буреломов и др.), лесных пожаров, незаконных рубок и проч. В этой связи при планировании освоения лесосек для заготовки древесины у арендаторов лесных участков начинают возникать проблемы, выраженные в том, что фактически на указанных лесосеках полностью либо частично отсутствуют лесные насаждения, подходящие для заготовки, хотя по документальным данным государственного лесного реестра эта древесина считается наличествующей.
Решением для приведенной выше проблемы является проведение нового лесоустройства на арендуемых лесных участках.
С другой стороны, с течением времени происходит процесс дозревания существующих молодняков и приспевающих лесных насаждений, обозначенных таковыми в материалах последнего лесоустройства, что влечет за собой возможность перевода указанных лесонасаждений в категорию спелых и перестойных лесных насаждений, которая позволяет назначить данные лесонасаждения в рубку. При этом осуществление такого перевода лесных насаждений из одной категории в другую также невозможно без обновления материалов предыдущего лесоустройства посредством проведения нового лесоустройства.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, проведение арендаторами лесных участков таксации лесов преследует цель не достижение нормативной давности изученности лесов, а извлечение дополнительной прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности.
Также суд первой инстанции правильно указал на то, что правоотношения у истца с Рослесинфоргом возникли на основании гражданского законодательства, договор заключен по согласию сторон, при этом ни действующим законодательством, ни условиями договора аренды, ни условиями договора на работы по лесоустройству не предусмотрено возмещение денежных средств по расходам истца.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, поддерживает выводы суда первой инстанции, основанные на оценках доводов истца, при этом обращая внимание на следующее.
Из решения Центрального районного суда г. Читы от 25.10.2012 по делу N 2-5898-12, принятого по иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, не следует, что суд обязал Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) РФ обеспечить финансирование работ по лесоустройству на лесных участках, переданных в аренду лесопользователям, также не следует обязания Государственной службы Забайкальского края (правопредшественника Минприроды Забайкальского края) проводить лесоустройство в виде таксации лесов на лесных участках, переданных в аренду субъектам предпринимательской деятельности.
В связи с чем, апелляционный суд полагает ошибочным довод истца о том, что указанное решение Центрального районного суда г. Читы является основанием для предъявления требования о взыскании неосновательного обогащения.
Апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о несостоятельности довода истца о том, что оплата за проведенные по его заданию Рослесинфоргом работы по лесоустройству является неосновательным обогащением, с указанием следующего.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 1103 ГК РФ правила, предусмотренные главой ГК РФ о неосновательном обогащении, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Обязательство из неосновательного обогащения по смыслу положений пункта 1 статьи 1102 ГК РФ возникает в момент, когда лицо приобретает или сберегает без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований имущество за счет другого лица.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2013 N 11524/12, распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования.
Предметом доказывания по требованию о взыскании неосновательного обогащения являются факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, отсутствие предусмотренных правовыми актами или сделкой оснований для такого приобретения, размер неосновательного обогащения.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что заключение договоров с ФГБУ "Рослесинфорг" на проведение лесоустроительных работ, получение иных актуальных данных о характеристиках лесных участков было обусловлено заинтересованностью общества и осуществлялось им в своих экономических интересах, а также на основании обязательств, установленных договором аренды, суд верно указал на отсутствие основания для квалификации расходов истца на лесоустройство, как неосновательное обогащение ответчиков.
Расходы на проведение лесоустроительных работ были понесены истцом не в связи и не по причине нарушения его прав в результате предоставления лесных участков, имеющих недостатки, и не в целях устранения таких недостатков. Такие расходы были понесены истцом в собственных интересах, заключающихся в возможности получения наиболее выгодных условий ведения заготовки, и, по сути, преследовали предусмотренные законом цели предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании солидарно с Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Федерального агентства лесного хозяйства понесенных затрат на проведение работ по лесоустройству на лесном участке, предоставленном ООО "Хушенга-Древ" по договору аренды N 1-14 от 25.11.2014.
Поскольку в удовлетворении основного требования о взыскании неосновательного обогащения отказано, то в удовлетворении производного требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, с последующим взысканием по день фактической оплаты денежных средств, также обоснованно отказано.
Апелляционный суд, отклоняя довод апелляционной жалобы о неправомерности рассмотрения судом первой инстанции вопроса о сроке исковой давности, с указанием на то, что им не был поддержан довод о ничтожности п. 4.12. договора аренды, отмечает, что вопрос о сроке давности рассмотрен судом в связи заявлением Рослесхоза о пропуске срока по требованиям истца о взыскании неосновательного обогащения (л.д. 100-102 т. 2).
При рассмотрении указанного вопроса, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (статья 200 ГК РФ).
С целью установления начала течения срока исковой давности, необходимо установить, когда именно истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, которые, по их мнению, служат основаниями для обращения с иском в арбитражный суд о взыскании неосновательного обогащения.
Как указано выше, по результатам таксации лесов, выполненной Читинским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" на основании договоров на выполнение лесоустроительных работ от 23.04.2015 N 57, от 18.06.2015 N 74, Гослссслужбой Забайкальского края издан приказ от 08.08.2016 N 733 о введении в действие материалов таксации лесов.
По сути, материально-правовое обоснование требований истца построено на недействительности части договора аренды (пункт 4.13.), предусматривающей обязанность истца провести на лесном участке лесоустройство в течение одного года с момента заключения договора аренды. Придавая правовую значимость данному обстоятельству, истец утверждает о незаконности возложения на него обязанности по проведению таксации лесов с даты заключения договора аренды (28.11.2014). Таким образом, исчислять предусмотренный статьями 195, 196 ГК РФ срок исковой давности необходимо на следующий день с даты издания приказа Гослесслужбы Забайкальского от 08.08.2016 N 733 об утверждении материалов таксации лесов (л.д. 45 т. 2), окончание, которого приходится на 09.08.2019 (рабочий день).
Истец обратился в Минприроды края, УФК по Забайкальскому краю, Рослесхоз и Минфин Забайкальского края 27.07.2021, т.е. за пределами срока исковой давности.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске срока исковой давности по указанным требованиям, что является основанием для отказа в удовлетворении требований истца в заявленных требованиях.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2022 года по делу N А78-7178/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЛОМАКО
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
О.П.АНТОНОВА