Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.05.2021 N Ф02-1894/2021 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 N 04АП-6431/2020 по делу N А19-13120/2020
Требование: О признании незаконным пункта предписания государственного органа об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 N 04АП-6431/2020 по делу N А19-13120/2020
Требование: О признании незаконным пункта предписания государственного органа об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2021 г. по делу N А19-13120/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 февраля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 октября 2020 года по делу N А19-13120/2020,
установил:
Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным пункта 2 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН 1083808012705, ИНН 3808184080, далее - административный орган, отдел) N 168/1/2 от 30.04.2020 г.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 октября 2020 года по делу N А19-13120/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что на администрацию не может быть возложена обязанность по соблюдению требований Свода правил в отношении зданий и сооружений в границах населенного пункта, построенных до введения в действие указанных правил.
Отдел отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.12.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 3 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года в отношении Администрации города Иркутск (муниципального образования город Иркутск), на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору от 30.03.2020 г. N 168 проведена плановая выездная проверка с целью исполнения плана проверок на 2020 год. Указанная проверка проводилась на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
Как следует из акта проверки от 30.04.2020 г. N 168, в результате надзорных мероприятий административным органом выявлены нарушения, в том числе, Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений, Администрации города Иркутска выдано предписание N 168/1/2 от 30.04.2020 г., пункт 2 которого указывает на нарушение, а именно: Муниципальное образование город Иркутск непосредственно прилегает к лесному массиву, лесным насаждениям. Так не созданы противопожарные расстояния не менее 50 м от границ застройки, в данном случае, Микрорайон "Зеленый" - измерение проводилось в районе дому N 10 (расстояние составило 8 м 7 см). Срок устранения нарушений требований пожарной безопасности указан до 01.11.2020 г.
Полагая, что указанное предписание в части пункта 2 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Администрации города Иркутска в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по выполнению содержащихся в нем требований, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), пункта 8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 г. N 644, предписание по результатам проверки выдается в случае обнаружения в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности со стороны проверяемого лица.
Поводом для выдачи Администрации города Усолье-Сибирское предписания N 68/1/1 от 28.04.2020 г. послужило выявление надзорным органом нарушений пожарной безопасности.
Правоотношения, возникающие в области пожарной безопасности, регулирует Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иные нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании статьи 1 Закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно статье 6 Закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. При этом должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) указанный Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
На основании статьи 2 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты - это состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
В статье 4 Закона N 123-ФЗ определено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. В случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 названного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений указанного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования данного Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии со статьей 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, пунктом 2 оспариваемого предписания управлением указано на то, что Муниципальное образование город Иркутск непосредственно прилегает к лесному массиву, лесным насаждениям, то есть администрацией не созданы противопожарные расстояния не менее 50 м от границ застройки, в данном случае, Микрорайон "Зеленый" - измерение проводилось в районе дому N 10 (расстояние составило 8 м 7 см). Срок устранения нарушений требований пожарной безопасности указан до 01.11.2020 г.
Согласно части 2 статьи 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:
а) вне территорий лесничеств;
б) на территориях лесничеств;
2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.
В силу пункта 4.14 СП 04.13130.2013 противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
На основании пункта 78 Правил противопожарной безопасности в РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Апеллянт, заявляя о незаконности пункта 2 оспариваемого предписания ссылается на неправомерность применения управлением Свода Правил 04.13130.2013, полагает, что он не распространяется на объекты, запроектированные до введения в действие указанного Свода Правил.
В части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Перечень таких нормативных документов установлен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 г. N 474 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.
Кроме того, перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержден Приказом МЧС России N 171 от 14.04.2017 г.
Вышеуказанные условия обеспечения пожарной безопасности правомерны в отношении объектов защиты, запроектированных и построенных после вступления Технического регламента.
Принимая во внимание, что изменения в генеральный план г. Иркутска внесены в 2016 году (Решение Думы города Иркутска от 05.07.2016 г. N 006-20-230375/6), суд первой инстанции правильно исходил из того, что предъявляемые условия обеспечения пожарной безопасности для территории г. Иркутска являются законными.
Ссылка апеллянта на то, что СП 4.13130.2013, введенные в действие с 29.07.2013 (приказ МЧС России от 24.0з4.2013 N 288) не подлежали применению, так как застройка произведена до вступления в силу данного документа, не принимается, поскольку ранее принятым СНиП 2.07.01-89 предусматривалось, что расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м (Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2019 N 302-ЭС19-1350).
Обстоятельства нарушения требований пожарной безопасности Отделом надзорной деятельности установлены, в связи с чем, имелись законные основания для выдачи Администрации города Иркутска предписания об устранении нарушений требований в области пожарной безопасности в оспариваемой части. Предписание в оспариваемой части является конкретным и исполнимым. Доказательств обратного заявителем не представлено.
С учетом изложенного требования предписания, предусматривающего обязанность соблюдения требований пожарной безопасности, является правомерными, предписание N 168/1/2 от 30.04.2020 г. в части пункта 2 соответствует требованиям закона, правомерно содержит указание на допущенные Администрацией города Иркутска нарушения.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным пункта 2 предписания N 168/1/2 от 30.04.2020 г. по устранению нарушений установленных требований в области пожарной безопасности.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 октября 2020 года по делу N А19-13120/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
В.А.СИДОРЕНКО