Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 N 04АП-1751/2022 по делу N А19-2722/2022
Требование: Об обязании произвести очистку лесного участка от заготовленной древесины по договору купли-продажи лесных насаждений.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 N 04АП-1751/2022 по делу N А19-2722/2022
Требование: Об обязании произвести очистку лесного участка от заготовленной древесины по договору купли-продажи лесных насаждений.
Решение: Требование удовлетворено.
Содержание
Более того, как правильно отметил суд первой инстанции, само по себе истечение срока действия договора, при установленных обстоятельствах ненадлежащего исполнения обязанности по очистке лесного участка не свидетельствует о прекращении обязательств ответчика в указанной части (статьи 407, 408 ГК РФ) моментом прекращения действия данного договора, следовательно, и не позволяет сделать вывод о пропуске истцом срока исковой давности по таким требованиям, установленного статьей 196 ГК РФ, поскольку просрочка исполнения данной обязанности представляет собой правонарушение, носящее длящийся характер, необходимость устранения которого переносится на новый период, в котором данное нарушение должно быть устранено (акты проверок, требования об устранении нарушений законодательства)
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2022 г. по делу N А19-2722/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Корзовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного автономного учреждения "Лесхоз Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2022 года по делу N А19-2722/2022 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) к областному государственному автономному учреждению "Лесхоз Иркутской области" (ОГРН 1028500567182, ИНН 8504000413) о понуждении выполнить мероприятия по очистке лесного участка,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к областному государственному автономному учреждению "Лесхоз Иркутской области" (далее - АУ "Лесхоз Иркутской области") об обязании произвести очистку лесного участка от не вывезенной заготовленной древесины в выделах 22, 27, квартала 165 Суворовской дачи Железногорского участкового лесничества Нижнеилимского лесничества площадью 8,8 га, объемом 1957 м3 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2022 года по делу N А19-2722/2022 исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика произвести очистку лесного участка от невывезенной заготовленной древесины в выделах 22,27, квартала 165 Суворовской дачи Железногорского участкового лесничества Нижнеилимского лесничества площадью 8,8 га, объемом 1957 м3, в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу. Взыскана с ответчика в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 6 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2022 года по делу N А19-2722/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, поскольку срок действия данного договора был установлен с 20.02.20217 по 31.12.2017, при этом Министерством в период с 20.02.2017 по 09.12.2021 неоднократно осуществлялись выезды на лесосеку и составлялись акты натурного обследования лесного участка, в которых отражены вменяемые АУ "Лесхоз Иркутской области" нарушения, с настоящим иском в арбитражный суд Министерство обратилось лишь 14.02.2022, то есть с пропуском срока исковой давности.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором Министерство с выводами суда первой инстанции согласилось, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном
главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.04.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь
пунктами 2,
3 статьи 156,
пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Иркутской области от 01.12.2017 N 678-рп областное государственное автономное учреждение "Шестаковский лесхоз" реорганизовано в форме присоединения к АУ "Лесхоз Иркутской области".
Министерством лесного комплекса Иркутской области (продавец) и ОГАУ "Шестаковский лесхоз" (в настоящее время - АУ "Лесхоз Иркутской области", покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 20.02.2017 N 5Ш, по условиям которого на основании государственного задания N 12 от 30.12.2016 продавец обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность покупателю для заготовки древесины в соответствии с
частями 2 -
4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации с целью использования для прокладки просек, противопожарных разрывов, а покупатель обязуется принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом 3 настоящего договора.
Согласно пункту 2 договора местоположение лесных насаждений: Иркутская область. Нижнеилимский район, Нижнеилиыское лесничество, Железногорское участковое лесничество, Суворская дача, квартал 165, выделы 22, 27, деляна 2 на площади 8,8 га, лесная дорога Суворская дача, квартал 165 выделы 26, 27 на площади 0,2 га. Характеристика и объем древесины лесных насаждений, подлежащих заготовке, указываются в приложении N 1.
Срок действия договора от 20.02.2017 N 5Ш установлен с 20.02.2017 по 31.12.2017 (пункт 24).
Лесные насаждения переданы покупателю по акту приема-передачи (приложение N 5 к договору от 20.02.2017 N 5Ш).
В пункте 4 договора от 20.02.2017 N 5Ш установлено: форма рубки: санитарная (сплошная), вид рубки: погибших и поврежденных лесных насаждений, предусмотренных
статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 договора от 20.02.2017 N 5Ш определены сроки и условия вывоза древесины - до 31 декабря 2017 года. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: сбор порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в не пожароопасный период, в следующие сроки - до 31 декабря 2017 года (пункт 7 договора).
Пунктом 8 договора установлено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с условиями настоящего договора, требованиями Лесного
кодекса Российской Федерации, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной и санитарной безопасности в лесах, правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядком проведения лесосечных работ, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 договора покупатель обязан соблюдать правила заготовки древесины, правила ухода за лесами, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила заготовки н сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "в"); обеспечить вывоз древесины в срок, установленный настоящим договором (подпункт "е"); осуществлять своевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в соответствии с настоящим договором, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной безопасности в лесах, а также порядком проведения лесосечных работ, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "ж").
Из искового заявления усматривается, что во исполнение условий договора АУ "Лесхоз Иркутской области" выполнены лесосечные работы на лесном участке; на основании актов от 20.12.2017 осуществлена приемка сплошной санитарной рубки лесных насаждений в объеме 1957 м3 на лесном участке Суворская дача, квартал 165, выделы 22, 27, деляна 2 на площади 8,8 га; в ходе работ по приемке установлен факт наличия на лесном участке древесины, не вывезенной и не защищенной от вредителей и болезней в объеме 1957 м3.
Актами натурных проверок от 30.09.2020, 15.04.2021, 27.05.2021, 05.07.2021, 09.12.2021 установлены факты неисполнения ответчиком обязанности по вывозу древесины, заготовленной в виде хлыстов объемом 1957 м3, на лесосеке, находящейся в выделах 22, 27 квартала 165 Суворской дачи Железногорского участкового лесничества, Нижнеилимского лесничества площадью 8,8 га.
Постановлением Министерства лесного комплекса Российской Федерации от 11.01.2018 N 018-38-01/17, должностное лицо - директор ОГАУ "Шестаковский лесхоз" - привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Истцом в адрес ответчика направлены требования об устранении нарушений законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды от 20.12.2017 N 8, от 01.03.2018 N 10, от 30.09.2020 N 9, от 12.01.2021 N 1, от 15.04.2021 N 4, от 27.05.2021 N 5, от 05.07.2021 N 6 с предписанием вывезти заготовленную древесину с лесного участка.
В ходе проведения натурной проверки лесного участка установлено, что требования Министерства не исполнены, заготовленная древесина с лесного участка не вывезена (акт от 09.12.2021).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском об обязании произвести работы по очистке лесного участка.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно
статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных
статьей 12 ГК РФ, либо иными способами, установленными законом.
Как следует из материалов дела, истцом заявлено требование об обязании ответчика произвести очистку лесного участка от не вывезенной заготовленной древесины в выделах 22, 27, квартала 165 Суворовской дачи Железногорского участкового лесничества Нижнеилимского лесничества площадью 8,8 га, объемом 1957 м3 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом, ответчик заявил о пропуске срока исковой давности по данным требованиям.
Рассмотрев ходатайство ответчика о пропуске срока исковой давности, суд первой инстанции пришел к следующему.
В соответствии со
статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В силу
статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии со
статьей 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Из положений
статьи 55 ЛК РФ следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В силу
статьи 60.1 ЛК РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты от вредных организмов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (
подпункт 4 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ).
В силу
часть 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с
частью 2 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса.
Согласно
пункту 12 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р "Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года" принятие норм, обеспечивающих получение специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без проведения конкурса связано с решением задач по повышению эффективности управления лесным сектором, и обусловлено тем, что данные учреждения имеют в наличии лесозаготовительную и лесопожарную технику, оборудование, средства связи, имеют в штате работников с профессиональным образованием в области лесного хозяйства.
Таким образом, государство посредством данных учреждений выполняет для общества определенные работы и заинтересовано в том, чтобы эти работы выполнялись качественно и в срок. Эта заинтересованность закреплена нормативно - посредством государственного задания, а также соглашения об условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения такого государственного задания.
В соответствии со
статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. При этом финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (часть 4 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях").
В силу
части 1 статьи 2 ЛК РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно
статье 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, договор купли-продажи лесных насаждений от 20.02.2017 N 5Ш заключен на основании государственного задания N 12 от 30.12.2016 в целях проведения санитарных рубок погибших и поврежденных лесных насаждений, предусмотренных
статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из постановления Министерства лесного комплекса Российской Федерации от 11.01.2018 N 018-38-01/17 о назначении административного наказания следует, что причиной назначения рубок являются заражение древостоя стволовыми гнилями.
Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (часть 2.1 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях").
Согласно
части 1 статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
По
части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу
части 1 статьи 16.1 ЛК РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (
часть 4 статьи 16.1 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45040) утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки (далее - Приказ от 27.06.2016 N 367).
В соответствии с
пунктом 1 Приказа от 27.06.2016 N 367 лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений в соответствии с формой технологической карты согласно
приложению 2 настоящего приказа. При заготовке древесины на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, лесосечные работы выполняются на основании договора купли-продажи лесных насаждений (
пункт 3 Приказа от 27.06.2016 N 367).
Согласно пункту 8 Приказа от 27.06.2016 N 367 к основным лесосечным работам относятся процессы, связанные с осуществлением рубок лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах), определенные
частью 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации: 1) валка (в том числе спиливание, срубание, срезание) лесных насаждений; 2) трелевка древесины; 3) частичная переработка древесины; 4) хранение древесины в лесу; 5) иные процессы, технологически связанные с рубкой лесных насаждений.
К заключительным лесосечным работам относятся среди прочего работы по очистке (доочистке) мест рубок от порубочных остатков (пункт 9 Приказа от 27.06.2016 N 367).
Согласно
пункту 5 Приказа от 27.06.2016 N 367 при выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в
части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
По
статье 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке (
часть 2 статьи 100 ЛК РФ).
Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным
законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (
часть 4 статьи 100 ЛК РФ).
Способы возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, установлены
ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона об охране окружающей среды) и соответствуют гражданско-правовым способам, указанным в
статье 1082 ГК РФ, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
В
пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" обращено внимание судов на то, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда. Необходимо учитывать, что Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не предполагает ограничения размера ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (
пункт 3 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Пунктом 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474,
пунктом 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047 установлено, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Согласно
пункту 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.
Аналогичные положения содержались в действовавших на момент заключения договора,
Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
В соответствии пунктом 14 договора покупатель обязан соблюдать правила заготовки древесины, правила ухода за лесами, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила заготовки н сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "в"); обеспечить вывоз древесины в срок, установленный настоящим договором (подпункт "е"); осуществлять своевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в соответствии с настоящим договором, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной безопасности в лесах, а также порядком проведения лесосечных работ, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "ж").
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности, указал, что судом первой инстанции применен срок исковой давности, предусмотренный
частью 3 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, между тем, по мнению общества, данная норма применима только к искам о возмещении материального ущерба для компенсации вреда окружающей среде, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды в денежном выражении.
Вместе с тем, как было указано выше, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не предполагает ограничения размера и вида ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования.
При этом, на этапе заключения договора, в пункте 14 договора сторонами выбран способ возмещения ущерба окружающей среде в виде своевременного выполнения работ по очистке лесосеки от порубочных остатков.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств данного дела и правового регулирования спорных правоотношений, установленного нормами гражданского законодательства и законодательства об охране окружающей среды, ссылки ответчика на то, что
часть 3 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ применима только в случаях взыскания компенсационной стоимости причиненного ущерба, подлежат отклонению апелляционным судом.
В данном случае апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что обязанность ответчика по проведению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, в частности по очистке мест рубок является компетенцией учреждения в рамках реализации целей, ради которых данное учреждение создано, и предусмотрена как нормативными правовыми актами в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, так и условиями договора от 20.02.2017 N 5Ш, а неисполнение данной обязанности свидетельствует о причинении вреда лесу как объекту охраны окружающей среды, следовательно, к данным правоотношениям подлежат применению положения
пункта 3 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Более того, как правильно отметил суд первой инстанции, само по себе истечение срока действия договора, при установленных обстоятельствах ненадлежащего исполнения обязанности по очистке лесного участка не свидетельствует о прекращении обязательств ответчика в указанной
части (статьи 407,
408 ГК РФ) моментом прекращения действия данного договора, следовательно, и не позволяет сделать вывод о пропуске истцом срока исковой давности по таким требованиям, установленного
статьей 196 ГК РФ, поскольку просрочка исполнения данной обязанности представляет собой правонарушение, носящее длящийся характер, необходимость устранения которого переносится на новый период, в котором данное нарушение должно быть устранено (акты проверок, требования об устранении нарушений законодательства).
В нарушение
части 1 статьи 65 АПК РФ ответчиком в материалы дела не представлено доказательств проведения мероприятий по очистке лесосеки, требования истца в указанной части не оспорены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2022 года по делу N А19-2722/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЛОМАКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Н.А.КОРЗОВА