Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.03.2022 N Ф02-952/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 N 04АП-5508/2021 по делу N А10-1040/2021
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 N 04АП-5508/2021 по делу N А10-1040/2021
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2021 г. по делу N А10-1040/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 августа 2021 года по делу N А10-1040/2021 по заявлению некоммерческой организацией "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" (ОГРН 1140327006951, ИНН 0326522362) к отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Улан-Удэ Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (ОГРН 1040302983698, ИНН 0326023187) о признании незаконным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 08.12.2020 N 184/1/113,
при участии в судебном заседании:
от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" - Жерловой Н.В. - представителя по доверенности от 11.01.2021,
иные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,
установил:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" (далее - заявитель, НО "Фонд Капитального Ремонта" или Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Улан-Удэ Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее - Главное управление МЧС России по Республике Бурятия) о признании незаконным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 08.12.2020 N 184/1/113.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 мая 2021 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "СтройИндустрия" (далее - ООО "Строительная компания "СтройИндустрия").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 августа 2021 года по делу N А10-1040/2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, НО "Фонд Капитального Ремонта" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
НО "Фонд Капитального Ремонта" отмечает, что неоднократно заявлял о необходимости рассмотрения на предмет преюдициального значения в настоящем деле вступивших в законную силу решений судов общей юрисдикции. А именно: решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 16.02.2021 по делу N 12-39/2021, постановления мирового судьи судебного участка N 1 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 24.05.2021 по делу N 5-620/21. Однако судом указанным доводам и представленным заявителем в дело решениям и постановлению надлежащая оценка дана не была, фактически эти доказательства не рассмотрены и не оценены судом первой инстанции.
Кроме того Фонд полагает, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка доводов заявителя как по процессуальным нарушениям во время проведения проверок, так и по материальным нарушениям со стороны административного органа.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что как первая внеплановая выездная проверка, так и вторая (по тем же основаниям по уже выявленному нарушению) проведены с существенными нарушениями действующего законодательства и не могут считаться законными основаниями для вынесения предписания.
Фонд указывает, что государственным инспектором и отделом надзорной деятельности действия осуществлялись без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя Отдела надзорной и профилактической работы г. Улан-Удэ ГУ МЧС но РБ, согласованного с прокуратурой, а также без уведомления проверяемого лица. Повторная внеплановая выездная проверка проведена по тем же основаниям и по уже выявленному государственным инспектором нарушению.
Также Фонд отмечает, что распоряжением уполномоченными на проведение проверки лицами были назначены государственные инспекторы И.П. Сурикова, И.В. Шишмарев, У.К. Юкало. Однако в акте проверки указаны лишь И.П. Сурикова и И.В. Шишмарев. А акт проверки подписан лишь государственным инспектором Шишмаревым И.В.
Кроме того, Фонд полагает, что он и его должностные лица не являются надлежащими субъектами правонарушения. Фонд правом владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом ни на одном из этапов капитального ремонта не обладает.
Представитель НО "Фонд Капитального Ремонта" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Главное управление МЧС России по Республике Бурятия возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыва на апелляционную жалобу от ООО "Строительная компания "СтройИндустрия" не поступило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Главное управление МЧС России по Республике Бурятия и ООО "Строительная компания "СтройИндустрия" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При этом Главным управлением МЧС России по Республике Бурятия заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя НО "Фонд Капитального Ремонта", проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по обращению Родиной Т.Н. N 26 от 15.10.2020 о нарушениях требований пожарной безопасности в многоквартирном доме по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 18, рапорту государственного инспектора по пожарному надзору Шишмарева И.В. от 05.11.2020 заместителем главного государственного инспектора г. Улан-Удэ по пожарному надзору Столяровым А.Г. вынесено Распоряжение N 184 от 09.11.2020 о проведении в отношении Фонда внеплановой, выездной проверки.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения подпункта "б" пункта 36 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.20212, пункта 4.4.9, пункта 6.1.16 СП 1.13.130.2020 от 09.09.2020 "Свод правил системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", статьи 4, 5, 6 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности":
- на лестничных клетках на путях эвакуации размещаются металлические электрические щитки, выступающие из плоскости стен, препятствующие свободной эвакуации людей.
По результатам проверки составлен Акт проверки N 184 от 04.12.2020.
08.12.2020 Фонду выдано предписание N 184/1/113, согласно которому до 08.02.2021 заявителю указано устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с указанным Предписанием, Фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых предписаний правильными, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, обжалуемое предписание может быть признано незаконным только при наличии двух условий: несоответствии его закону и нарушении им прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный Закон N 69-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ, статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе, проводить проверки, выдавать организациям предписания по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьями 37 и 38 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
На основании статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ).
На основании частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона N 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (пункт 2).
Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре (часть 1 статьи 53 Федерального закона N 123-ФЗ).
В соответствии с пунктом 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно статье 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 123 установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19.03.2020 N 194 утвержден Свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2020).
Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.
Согласно пункту 4.4.9 СП 1.13130.2020 в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств и для освещения коридоров и лестничных клеток), предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц. Допускается размещение радиаторов отопления на высоте менее 2,2 м при сохранении нормативной ширины пути эвакуации и их ограждения для предотвращения травмирования людей.
В зданиях высотой до 28 м включительно в обычных лестничных клетках допускается предусматривать мусоропроводы и скрытую электропроводку для освещения помещений. Защиту мусоропроводов следует предусматривать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В объеме обычных лестничных клеток, как правило, не допускается встраивать помещения любого назначения, кроме помещения охраны, помещений для узлов управления центрального отопления и водомерных узлов, выгороженных перегородками из негорючих материалов. В зданиях детских дошкольных учреждений в объеме лестничных клеток допускается встраивать помещения санузлов площадью не более 5 м2.
Под маршами первого, цокольного или подвального этажа в обычных лестничных клетках допускается размещение узлов управления отоплением, водомерных узлов и электрических вводно-распределительных устройств.
Внутри незадымляемых лестничных клеток допускается предусматривать только радиаторы отопления, трубопроводы (стояки) (из негорючих материалов, за исключением случаев применения противопожарных муфт при пересечении противопожарных преград) систем водоснабжения, канализации, водяного отопления при сохранении нормативной ширины пути эвакуации и выполнения мероприятий для предотвращения травмирования людей. Пустоты при пересечении трубопроводами строительных конструкций лестничных клеток должны быть заполнены негорючими материалами, не снижающими пожарно-технических характеристик конструкций.
Согласно пункту 6.1.16 СП 1.13130.2020 минимальную ширину и максимальный уклон лестничных маршей следует принимать согласно таблице 4.
Таблица 4
Наименование лестничных маршей
Минимальная ширина, м
Максимальный уклон
Марши лестниц, ведущие на жилые этажи зданий:
а) секционных:
- двухэтажных
1,05
1:1,5
- трехэтажных и более
1,05
1:1,75
б) коридорных
1,2
1:1,75
Марши лестниц, ведущие в подвальные и цокольные этажи (заглубленные более чем на 0,5 м), а также марши внутриквартирных лестниц
0,9
1:1,25
Примечание: ширину марша следует определять расстоянием между ограждениями или между стеной и ограждением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), действующие на момент вынесения оспариваемого предписания.
Указанные правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Подпунктом "б" пункта 36 Правил при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Народным Хуралом Республики Бурятия утвержден Закон Республики Бурятия от 14.11.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия".
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" является региональным оператором, созданным субъектом Российской Федерации в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия.
Согласно части 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19.06.2020 между Фондом (Заказчиком) и ООО "Строительная Компания "СтройИндустрия" (Подрядчик) заключен договор N 79Э/2020- СМР/20 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1.1 Договора Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: 1) Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, б-р Карла Маркса, д. 9 (капитальный ремонт систем электроснабжения, отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации и водоотведения); 2) Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, д. 18 (капитальный ремонт системы электроснабжения); 3) Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Забайкальская, д 24 (капитальный ремонт систем отопления и канализации и водоотведения) в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, проектной документацией и графиками производства работ по капитальному ремонту.
Судом первой инстанции рассмотрен довод о том, что Фонд не является надлежащим субъектом правонарушения и правомерно отклонен на основании следующего.
Согласно статье 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
2) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
3) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;
5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;
7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;
8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;
10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;
12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 6 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии с пунктом 6.4 Договора N 79Э/2020-СМР/20 от 19.06.2020 представитель заказчика выполняет функции по контролю за соответствием работ, применяемых конструкций, изделий, материалов требованиям СНиП, стандартов, технических условий и других нормативных документов.
Как следует из Устава некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия", основной целью деятельности Фонда является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан посредством обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законов источников финансирования.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к законному выводу, что некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" несет ответственность за качество и соответствие требованиям нормативных документов при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Выявленные нарушения касаются безопасности людей, связаны с обеспечением пожарной безопасности объектов, предназначенных для нахождения людей, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара, нарушают право неопределенного круга лиц на безопасное пользование и распоряжение имуществом, его сохранность.
Как следует из пункта 4.4.9 СП 1.13130.2020 в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств и для освещения коридоров и лестничных клеток), предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
Заявитель апелляционной жалобы не отрицает тот факт, что электрические щитки расположены на высоте менее чем 2.2 м (фототаблица т. 1, л.д. 66-68).
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что технологическое решение размещения металлических электрических щитков не обозначено, указанное решение, по мнению заявителя, должен принять подрядчик.
Согласно рабочей документации капитального ремонта системы электроснабжения по ул. Гагарина, 18, представленной заявителем (в электронном виде 09.06.2021) квартирные щитки устанавливаются на этажах выше кромки входных дверей в квартиру на 15 см, в которых устанавливаются индивидуальные приборы учета, вынесенные из квартир.
Щитки квартирные в соответствии с рабочей документацией (стр. 6-7) располагаются между этажами, ДПО 5040-ФР-601 2,5 м.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, Фонд при выполнении работ подрядчиком должен проконтролировать размещение электрических щитков в соответствии с проектно-сметной документацией и требованием пункта 4.4.9 СП 1.13130.2020.
Расчеты пожарного риска административным органом не проверялись, на момент проведения проверки, заявителем не были представлены.
Судом первой инстанции рассмотрены доводы заявителя о проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя Отдела надзорной и профилактической работы г. Улан-Удэ ГУ МЧС по РБ, согласованного с прокуратурой, а также без уведомления проверяемого лица и отмечено следующее.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ настоящий закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (часть 1).
Одним из оснований для проведения внеплановой проверки является: поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования) (пункт 1.1. части 2).
Внеплановая выездная проверка в отношении Фонда проведена на основании Распоряжения заместителя главного государственного инспектора г. Улан-Удэ по пожарному надзору Столяровым А.Г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 09.11.2020 N 184.
Из указанного Распоряжения следует, что проверка проводится по обращению Родиной Т.Н. N 26 от 15.10.2020 о нарушениях требований пожарной безопасности в многоквартирном доме по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 18, рапорту государственного инспектора по пожарному надзору Шишмарева И.В. от 05.11.2020 заместителем главного государственного инспектора г. Улан-Удэ по пожарному надзору Столяровым А.Г. вынесено Распоряжение N 184 от 09.11.2020 о проведении в отношении Фонда внеплановой, выездной проверки.
Решением и.о. прокурора Железнодорожного района Периновым В.А. от 10.11.2020 согласовано проведение внеплановой выездной проверки в отношении заявителя.
Указанное Распоряжение направлено в адрес заявителя посредством электронной почты на адрес: uo@fondkr03.ru.
Также, письмом от 13.11.2020 N 5653/01-20 Фонд обращался с просьбой в административный орган о переносе сроков проведения проверки со ссылкой на Распоряжение от 09.11.2020 N 184, что свидетельствует о том, что Фонд ознакомлен с указанным Распоряжением.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что довод заявителя об отсутствии согласования с органами прокуратуры о проведении проверки в отношении Фонда и не уведомлении Фонда, подлежал отклонению.
Суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции полагает, что подлежит отклонению довод заявителя о нарушении административным органом подпункта 9 пункта 80 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (действующего на момент проведения проверки) как необоснованный.
Согласно подпункту 9 пункта 80 Административного регламента в Акте проверки указывается подпись должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Акт проверки от 04.12.2020 N 184 подписан государственным инспектором г. Улан-Удэ по пожарному надзору Шишмаревым И.В.
Довод заявителя о том, что ответчиком проведена повторная внеплановая выездная проверка по тем же основаниям и по уже выявленному нарушению правомерно отклонен судом первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.10.2020 поступило обращение гр. Родиной Т.Н. (вх. N 26 от 15.10.2020) о нарушениях требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 18.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59 от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при обращении граждан запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Улан-Удэ была проведена предварительная проверка доводов, изложенных в обращении в рамках Федерального закона N 59 от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации" и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции, равно как и суда первой инстанции не имеется оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к правомерному и мотивированному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Фондом требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 августа 2021 года по делу N А10-1040/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Н.В.ЛОМАКО