Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу N А58-6433/2013
Требование: Об отмене предписания Управления надзорной деятельности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об устранении выявленных нарушений.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.


Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу N А58-6433/2013
Требование: Об отмене предписания Управления надзорной деятельности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об устранении выявленных нарушений.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2014 г. по делу N А58-6433/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Ячменева Г.Г., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 февраля 2014 года по делу N А58-6433/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834, место нахождения: 678144, Саха (Якутия) Республика, Ленский улус, Ленск город, Дзержинского улица, 34 а) к отделу надзорной деятельности по Ленскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402129031, ИНН 1435154181, место нахождения: 677000, Саха (Якутия) Республика, Якутск город, Кальвица улица, 16, 2) об отмене предписания N 298/1/1 от 04.10.2013,
(суд первой инстанции: судья Шевелев В. В),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (далее - заявитель, общество или ООО "Ленское ПЖХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к отделу надзорной деятельности по Ленскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (далее - отдел МСЧ или отдел) с заявлением об отмене предписания N 298/1/1 от 04.10.2013.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 февраля 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано полностью. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует нормам Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного. По мнению общества, суд первой инстанции не учел тот факт, что в здании находятся два арендатора, которые пользуются одним и тем же выходом.
Общество отмечает, что при проведении проверки не было уделено внимание тому факту, что договор аренды помещения, в котором находится ООО "Ленское ПЖХ" заключен с арендодателем АК "АЛРОСА" (ОАО) сроком на год. Данный договор регистрацию не прошел, следовательно, владение по аренде не перешло и соответственно всю ответственность несет собственник АК "АЛРОСА" (ОАО).
Отдел МСЧ в представленном письменном отзыве просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В связи с длительным отсутствием судьи Никифорюк Е.О. заместитель председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда определением от 10.06.2014 заменил судью Никифорюк Е.О. на судью Ячменева Г.Г. в составе судей, рассматривающих дело, рассмотрение дела в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11 июня 2014 года был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 16 июня 2014 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц N 1051400603858 (том 1, л.д. 79-85).
04 сентября 2013 года отделом МЧС издано распоряжение N 298 о проведении плановой выездной проверки в отношении заявителя. Указанная проверка проводиться с целью исполнения плана плановых проверок на 2013 год, утвержденного Генеральной прокуратурой, размещенной в сети Интернет. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Копия распоряжения N 298 от 04.09.2013 вручено генеральному директору общества 04 сентября 2013 года.
По результатам проведения проверки составлен акт N 298 от 04.10.2013. Проведенной проверкой установлено следующее:
- здание не обеспечено системой оповещения людей в случае пожара; в кабинетах расположены по одному дымовому пожарному извещателю;
- электропроводка проложена по горючему основанию в пластиковых кабель каналах, не имеющие сертификат соответствия (тамбур входа - по вагонке, пути эвакуации - по пластиковым панелям);
- не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения; план эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ 12.2.143-2009;
- места размещения огнетушителей не обозначены световыми фотолюминесцентными экранами;
- не произведена разметка контура дверей эксплуатационных выходов; пути эвакуации не обозначены направляющими линиями;
- отсутствует световой указатель "Выход";
- не в полном объеме установлено эвакуационное освещение;
- отсутствует проектно-сметная документация на строительство здания конторы;
- отсутствует проектно-сметная документация на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре;
- огнетушители не рассредоточены по помещению, согласно плана эвакуации (отсутствует огнетушитель в кабинете отдела кадров);
- огнетушители не зафиксированы надлежащим образом (приемная);
- из здания конторы имеется один эвакуационный выход с первого этажа;
- отсутствуют сертификаты соответствия пожарной безопасности на отделочный материал пола в коридоре (линолеум);
- стены в тамбуре центрального входа отделаны горючим материалом (выгонка).
Отсутствуют акты проведения огнезащитной обработки. Применяют горючие материалы (пластиковые панели) для отделки эвакуационных путей 1-го и 2-го этажа; потолочное перекрытие в кабинете кассы выполнено в деревянном исполнении; электролампы не заключены в плафоны, не закрыты рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника (кабинеты гл. инженера, приемной, планово-экономическом отделе, охраны труда, серверной, бухгалтерии, паспортного стола, ЖЭУ-1, ЖЭУ-2, кассе, бухгалтерии и по квар. плате; не проведено обучение пожарно-техническому минимуму руководителя организации, работников, ответственных за пожарную безопасность; не разработана программа пожарно-технического минимума; огнетушитель, расположенный на 1-ом этаже здания находиться в разряженном состоянии.
Установленные проверкой обстоятельства явились нарушениями норм по пожарной безопасности, а именно: пунктов 3.11, 5.1 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (далее - НПБ 104-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323; пункта 13.3.2 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009); пункта 2.1.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением и Гостехнадзором Минэнерго СССР 05.07.1977 (далее - Правила устройства электроустановок); пункта 5.2.4.12 СП 4.13130.2009 Свод Правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 174 (далее - СП 4.13130.2009); пунктов 6.2.4, 6.2.7, 6.6.5, 6.6.6, 6.6.7 ГОСТа 12.2.143-2009; пункта 7.105 СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 783 (далее - СП 52.13330.2011); пункта 3 РД 009-01-96. Установка пожарной автоматики. Правила технического содержания (далее - РД 009-01-96.); пунктов 4.2.1, 4.2.7 СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации (далее - СП 9.13130.2009); пункта 7.1.11 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (далее - СП 1.13130.2009); пункта 21, подпункта "в" пункта 42, пункта 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390); пункта 6.25 СНиП 21-01-97; пунктов 36, 51 приказа МЧС России N 645 от 12.12.2007.
По результатам проверки заявителю выдано предписание N 298/1/1 от 04.10.2013. Согласно указанному предписанию заявителю в срок до 15.05.2014 надлежит устранить допущенные нарушения норм противопожарной безопасности.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Законом пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 5 Федерального закона Технического регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).
При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Технического регламента).
Согласно абзацу 10 статьи 6 Закона о пожарной безопасности должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Из абзаца второго статьи 6.1 Закона о пожарной безопасности следует, что предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности (на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения) требований пожарной безопасности. Таким образом, предметом проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора является не соблюдение юридическим лицом обязательных требований, а соблюдение на объекте защиты требований пожарной безопасности.
В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно распоряжению о проведении плановой проверки от 04.09.2013 N 298 предметом проверки является соблюдение обязательных требований на объектах защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, требований пожарной безопасности.
По смыслу статьи 6.1 Закона о пожарной безопасности орган федерального государственного пожарного надзора проводит проверку не в отношении юридического лица, а в отношении эксплуатируемых объектов защиты, к которым согласно статье Технического регламента относятся, в том числе, здания и сооружения.
В силу статьи 5 Технического регламента требования пожарной безопасности на объектах защиты должны соблюдаться постоянно в ходе их эксплуатации независимо от того, какие именно лица являются их собственниками или пользователями и независимо от их смены.
Заявитель согласно договору аренды имущества N А9-13/ВН от 19.11.2012 является арендатором помещения общей площадью 351,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Ленск, ул. Дзержинского, 34 "а". Договор заключен сроком с 01.01.2013 по 30.12.2013, соответственно в государственной регистрации не нуждается.
Статьей 20 Закона о пожарной безопасности установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 3 Технического регламента установлено, что правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Технического регламента техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности содержатся, в частности в Техническом регламенте, Правилах противопожарного режима, НПБ 104-03, и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно статье 38 Закона о пожарной безопасности к лицам, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности, относятся, в том числе: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении лицом, ответственным за их соблюдение, установленных норм и правил в области пожарной безопасности.
Частями 1 и 2 статьи 51 Технического регламента установлено, что целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.
Согласно пункту 3 статьи 52 Технического регламента защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 53 Технического регламента для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть, в том числе организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (части 1 и 2 статьи 54).
Пунктом 16 таблицы 2 главы 7 Свода Правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 173 (далее - СП 3.13130.2009), предусмотрено оснащение системой оповещения и управления эвакуацией людей, в том числе контор и офисов.
Вместе с тем в нарушение указанных норм здание общества не обеспечено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (пункт 1 предписания).
Пунктом 3.11 НПБ 104-03 предусмотрено, что размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.
Согласно пункту 5.3 СП 3.13130.2009 световые оповещатели "Выход" следует устанавливать, в том числе, над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону.
В нарушение указанных норм в здании общества отсутствует световой оповещатель "Выход" (пункт 9 предписания).
Пунктом 7.105 СП 52.13330.2011 установлено, что освещение путей эвакуации в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать по маршрутам эвакуации:
в коридорах и проходах по маршруту эвакуации;
в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия;
в зоне каждого изменения направления маршрута;
при пересечении проходов и коридоров;
на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом;
перед каждым эвакуационным выходом;
перед каждым пунктом медицинской помощи;
в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации;
в местах размещения первичных средств пожаротушения;
в местах размещения плана эвакуации.
Эвакуационное освещение установлено в здании общества не в полном объеме (пункт 10 предписания).
Согласно подпункту "в" пункта 42 Правил противопожарного режима запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В нарушение указанных требований элетролампы не заключены в плафоны, не закрыты рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильников (пункт 18 предписания).
Пунктом 36 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12.12.2007 N 645 (далее - НПБ N 645), установлено, что обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:
руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;
работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;
руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;
руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;
работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;
водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;
иные категории работников (граждан) по решению руководителя.
Согласно пункту 51 НПБ N 645 установлено, что специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций Вместе с тем обществом не обеспечено обучение пожарно-техническому минимуму руководителя, работников, ответственных за пожарную безопасность, не разработана программа пожарно-технического минимума (пункты 19, 20 предписания).
В соответствии с пунктом 478 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
В нарушение указанной нормы огнетушитель на первом этаже здания находится в разряженном состоянии (пункт 21 предписания).
В силу установленных обстоятельств и с учетом приведенных требований пожарной безопасности суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания в части пунктов 1, 9, 10, 18 - 21.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания в части пунктов 2 - 8 и 11-17, исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 4 Технического регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Статьей 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлены правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.
Национальным органом по стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента (пункт 1).
В перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Регистрация международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов осуществляется в порядке, установленном статьей 44 настоящего Федерального закона (пункт 2).
В национальных стандартах и сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил (пункт 3).
Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии приказом от 16 апреля 2014 года N 474 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В указанный перечень включен СП 5.13130.2009, ГОСТ Р 12.2.143-2009, за исключением пунктов 4.5, 4.5.1, 4.5.2, 6.2.7, 6.2.8, и СП 1.13130.2009. Не включен в указанный перечень СП 9.13130.2009, однако согласно пункту 1.1 настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 43 и 60 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию и перезарядке переносных и передвижных огнетушителей, источникам давления в огнетушителях, зарядам к воздушно-пенным и воздушно-эмульсионным огнетушителям. Следовательно, в силу приведенных выше норм права неприменение таких сводов правил и стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
В силу пункта 3 части 1 статьи 144 Технического регламента, оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в форме, в том числе федерального государственного пожарного надзора.
Вместе с тем, отделом при проведении федерального государственного пожарного надзора оценка соответствия объектов защиты организации требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, установлено нарушение положений пункта 13.3.2 СП 5.13130.2009, пунктов 6.2.4, 6.6.5, 6.6.6 и 6.6.7 ГОСТа Р 12.2.143-2009, пункта 7.1.11 СП 1.13130.2009. пунктом 4.2.1. и 4.2.7 СП 9.13130.2009, подлежащих применению на добровольной основе.
Относительно нарушения обществом пункта 6.2.7 ГОСТа Р 12.2.143-2009 "Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов" суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отделом не доказано нарушение обществом требований данного пункта, поскольку оспариваемое предписание в данной части (пункт 5 предписания) содержит указание о несоответствии плана эвакуации также и пункту 6.2.4 ГОСТа Р 12.2.143-2009, согласно которому размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от их назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов:600 х 400 мм - для этажных и секционных планов эвакуации; 400 х 300 мм - для локальных планов эвакуации. Однако сведений в какой конкретно части план эвакуации не соответствует требованиям ГОСТа Р 12.2.143-2009 пункт 5 предписания не содержит.
Относительно нарушения общество пунктов 6.13 и 6.25* СНиП 21-01-97* (пункт 14 предписания), выразившегося в наличии одного эвакуационного выхода с первого этажа, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 4 статьи 4 Технического регламента установлено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Статья 151 названного закона устанавливает, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона 9 ч. 1).
По мнению суда апелляционной инстанции, названный закон устанавливает, что для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлено необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов, отсылая к соответствующим правилам пожарной безопасности.
Таким образом, сам закон не устанавливает какое-либо количество эвакуационных выходов в детском образовательном учреждении.
Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятыми постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года N 18-7), вступившими в действие с 01.01.1998 года установлено следующее.
Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (пункт 1.1).
При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется 8.5 СНиП 10-01 (пункт 1.7*).
Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф.2.2; ФЗ; Ф4 (пункт 6.13*).
Пунктом 8.5 "Строительные нормы и правила СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" (приняты постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 года N 18-38), действовавших до 30.09.2003 было установлено, что на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Между тем, СНиП 21-01-97* введены в действие с 01.01.1998 и не предусматривают сроков распространения их на используемые помещения, за исключением случаев, изменения функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений.
Действовавшие до 30.09.2003 года "Строительные нормы и правила СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" устанавливали, что на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются.
Исключением был случай, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
В то же время, при изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Как было установлено ранее, используемое здание и расположенные в нем помещения, расположены в здании 1963 года постройки. Каких-либо изменений функционального назначения здания или отдельных помещений в нем не производилось с момента ввода его в эксплуатацию, в связи с чем, материалами дела не подтверждается момент, с которого, по отношению к такому зданию должны применяться действующие в момент проверки правила пожарной безопасности.
Из указанного следует, что основным принципом применения правил пожарной безопасности по отношению к объектам которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу новых правил пожарной безопасности, применяются ранее действовавшие требования. В то же время, в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования таких правил применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку указанные объекты защиты (указанные помещения) после введения в силу правил о том, что такие помещения (первый этаж здания) должны иметь не менее двух эвакуационных выходов, не подвергались капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению, то у отдела не было законных оснований, утверждать, что заявителем нарушены требования названных правил пожарной безопасности (пункт 14 предписания).
Пунктом 2.1.20 ПУЭ (шестое издание) установлено, что конструктивные элементы зданий и сооружений, замкнутые каналы и пустоты которых используются для прокладки проводов и кабелей, должны быть несгораемыми.
Пунктом 3 оспариваемого предписания установлено, что электропроводка проложена по горючему основанию в пластиковых кабель каналах, не имеющих сертификат соответствия (тамбур входа - по вагонке, пути эвакуации - по пластиковым панелям).
Вместе с тем прокладка электропроводки в пластиковых кабель каналах, не имеющих сертификат соответствия (тамбур входа - по вагонке, пути эвакуации - по пластиковым панелям), не является нарушением требований 2.1.20 ПУЭ, содержащего требования к конструктивным элементам зданий и сооружений, замкнутые каналы и пустоты которых используются для прокладки проводов и кабелей.
Пунктом 4 оспариваемого предписания установлено, что не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения, что является нарушением пункта 5.2.4.12 СП 4.13130.2009. Однако данный свод правил утратил силу с 29 июля 2013 года.
Пунктом 11 оспариваемого предписания установлено отсутствие у общества проектно-сметной документации на строительство здания конторы, что, по мнению отдела, является нарушением требований пункта 4.4 СП 08.13330.2011.
Однако общество является арендатором помещений, какие-либо нормы права, обязывающие его иметь проектно-сметную документацию на строительство здания конторы, отделом не указаны и судом апелляционной инстанции не установлены.
Пунктом 12 оспариваемого предписания установлено, что у общества отсутствует проектно-сметная документация на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, что является нарушением пункта 1.1.3 РД 009-01-96, согласно которому установки пожарной автоматики, вводимые в эксплуатацию, должны соответствовать проектно-сметной документации (акты обследования), требованиям стандартов и других действующих нормативно-технических документов, а технические средства - иметь сертификаты соответствия и отвечать требованиям документации заводов-изготовителей.
Какие-либо нормы права, обязывающие общество, как арендатора, иметь проектно-сметную документацию на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, отделом не указаны и судом апелляционной инстанции не установлены.
Пунктом 15 оспариваемого предписания установлено отсутствие у общества сертификатов соответствия пожарной безопасности на отделочные материалы пола в коридоре (линолеум), что является нарушением требований пункта 21 Правил противопожарного режима, согласно которому руководитель организации обеспечивает устранение повреждений толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе, комбинации этих материалов, в том числе с тонкослойными вспучивающимися покрытиями строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
Какие-либо нормы права, обязывающие общество, как арендатора, иметь сертификаты соответствия пожарной безопасности на отделочные материалы пола в коридоре (линолеум), отделом не указаны и судом апелляционной инстанции не установлены.
Пунктом 16 оспариваемого предписания установлено, что стены в тамбуре центрального входа отделаны горючим материалом (выгонка). Отсутствуют акты проведения огнезащитной обработки. Применяются горючие материалы (пластиковые панели) для отделки эвакуационных путей 1-го и 2-го этажа, что является нарушением требования пункта 6.25* СНиП 21-01-97*, согласно которому в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.
Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
Вместе с тем, как уже указывалось выше, используемое здание и расположенные в нем помещения, расположены в здании 1963 года постройки. Каких-либо изменений функционального назначения здания или отдельных помещений в нем не производилось с момента ввода его в эксплуатацию, в связи с чем, материалами дела не подтверждается момент, с которого, по отношению к такому зданию должны применяться действующие в момент проверки правила пожарной безопасности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку доказательства, что указанные объекты защиты (указанные помещения) после введения в силу правил об отделочных материалах выходов, обществом не подвергались капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению, то у отдела не было законных оснований, утверждать, что заявителем нарушены требования названных правил пожарной безопасности (пункт 16 предписания).
Также у отдела отсутствовали законные основания утверждать, что обществом нарушены требования 21 Правил противопожарного режима отсутствием у него актов проверки огнезащитной обработки, поскольку данный пункта Правил такого требования не содержит.
Пунктом 17оспариваемого предписания установлено, что потолочное перекрытие в кабинете кассы выполнено в деревянном исполнении в нарушение требований пункта 6.25* СНиП 21-01-97*.
В силу вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что у отдела также не было законных оснований, утверждать, что заявителем нарушены требования названных правил пожарной безопасности.
С учетом указанного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание в части возложения на общество обязанности устранить выявленные нарушения, указанные в пунктах 2 - 8 и 11-17 оспариваемого предписания не соответствует Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и нарушает права и законные интересы общества.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в указанной части.
Оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным в части возложения на общество обязанности устранить выявленные нарушения, указанные в пунктах 2 - 8 и 11-17 оспариваемого предписания.
В остальной части суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в данной части не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 февраля 2014 года по делу N А58-6433/2013 в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834) об отмене предписания отдела надзорной деятельности по Ленскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402129031, ИНН 1435154181) N 298/1/1 от 04.10.2013 в части пунктов 2 - 8 и 11-17 отменить, принять по делу в данной части новый судебный акт.
Предписание отдела надзорной деятельности по Ленскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) N 298/1/1 от 04.10.2013 в части пунктов 2 - 8 и 11-17 признать недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Отделу надзорной деятельности по Ленскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402129031, ИНН 1435154181, место нахождения: 677000, Саха (Якутия) Республика, Якутск город, Кальвица улица 16, 2) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834).
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 февраля 2014 года по делу N А58-6433/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Взыскать с Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402129031, ИНН 1435154181, место нахождения: 677000, Саха (Якутия) Республика, Якутск город, Кальвица улица 16, 2) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834) государственную пошлину в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 27.02.2014 N 121 при подаче апелляционной жалобы, выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Суд по интеллектуальным правам.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Д.В.БАСАЕВ