Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу N А19-3169/2015
Требование: О признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу N А19-3169/2015
Требование: О признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. по делу N А19-3169/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНС-СИБИРСКАЯ ЛЕСНАЯ КОМПАНИЯ" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 ноября 2015 года по делу N А19-3169/2015 по исковому заявлению Прокуратуры Иркутской области (ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899, адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5) в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17) к АГЕНТСТВУ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664003, ИРКУТСКАЯ обл., г. ИРКУТСК, ул. ГОРЬКОГО, 31), ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНС-СИБИРСКАЯ ЛЕСНАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН 1053808031287, ИНН 3808119644, адрес: 664011 ИРКУТСКАЯ обл., г. ИРКУТСК, ул. РАБОЧАЯ, 2А, 411) о признании дополнительного соглашения недействительным в части
(суд первой инстанции - И.П. Дягилева).
при участии в судебном заседании:
от истца: Казанцева Л.И. (доверенность от 27.01.2016 N 38-125-15);
от ответчиков: не явились, извещены;
установил:
Заместитель прокурора Иркутской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к АГЕНТСТВУ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНС-СИБИРСКАЯ ЛЕСНАЯ КОМПАНИЯ" о признании недействительным дополнительного соглашения, заключенного 20.06.2013 г. АГЕНТСТВОМ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ и ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНС- СИБИРСКАЯ ЛЕСНАЯ КОМПАНИЯ" к договору аренды лесного участка от 16.09.2008 г. N 8/8.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным дополнительное соглашение, заключенное 20.06.2013 г. между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО "ТрансСибирская лесная компания" к договору аренды лесного участка от 16.09.2008 N 8/8, в части слов "общей площадью 130 915,08 га (1309150800 +/- 633188 кв. м)" 4 абзаца; в части слов "Возможный ежегодный объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений составляет всего 235,5 тыс. куб. м, в том числе 182, 5 тыс.куб. м по хвойному хозяйству" 6 абзаца; в части слов "размер ежегодной арендной платы по договору составит 1 917 328,51 рублей". В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
В обосновании суд первой инстанции указал, что порядок внесения оспариваемых изменений в договор аренды не соблюден, соответственно, имеются основания для признания недействительными оспариваемых условий.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит Решение арбитражного суда Иркутской области от 13.11.2015 по делу N А19-3169/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления.
Полагает, что судом первой инстанции не учтено отличие в порядке изначального предоставления обществу в аренду лесного участка, что договор заключен по результатам аукциона, а не конкурса. Считает, что иск был заявлен формально, изменение конкретных условий возможно на тех же условиях в дальнейшем.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв прокуратуры, в котором она просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном
главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.12.2015.
Представитель прокуратуры дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам лесного конкурса от 20.10.2005 (протокол N 30, т. 2 л.д. 105-106) между ООО "Транс-Сибирская лесная компания" (арендатор) и территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть - Кутскому лесничеству (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка N 3 от 09.11.2005 (т. 2 л.д. 107-113).
Однако на основании приказа агентства лесного хозяйства Иркутской области от 19.08.2008 N 593-апр "О приведении в действие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда" (т. 1 л.д. 41-42) между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008 г. (т. 1 л.д. 16-22), в соответствии с условиями которого арендодатель, действующий в соответствии со
статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным
кодексом Российской Федерации, утвержденным
приказом МПР России от 04.10.2007 г. N 258, предоставил, а арендатор принял во временное возмездное пользование лесной участок, площадью 132 122,2 га, расположенный по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, Усть-Кутское лесничество, Марковское участковое лесничество, "Марковская дача", кварталы N N 1-123, 126-146, 151-165, 170-173, 175-183, 189-197, эксплуатационные леса (ранее - леса третье группы), для использования в целях заготовки древесины при рубке спелых и перестойных лесных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 248 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 183 тыс. куб. м (п. п. 1., 2., 4. договора).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N N 1, 2, 3, 4 к настоящему договору.
Согласно п. 5 договора арендная плата по настоящему договору составляет 7 985 828 руб. в год.
Из материалов дела следует, что договор аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008 зарегистрирован в установленном законом порядке 12.12.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области за номером 38-38-14/016/2008-750.
Приказом агентства лесного хозяйства Иркутской области от 20.02.2009 N 134-апр "О подготовке дополнительного соглашения" на основании заявлений открытого акционерного общества "УстьКутНефтегаз", учитывая согласование ООО "ТрансСибирская лесная компания" от 18.12.2008 N 1745, территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству дано распоряжение подготовить дополнительное соглашение с ООО "Транс-Сибирская лесная компания" в части уменьшения площади лесного участка на 348,12 га, предоставленного в аренду по договору аренды от 16.09.2008 N 8/8. Площадь по договору составит 131 774,08 га.
25.02.2009 между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (арендодателем) и Обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (арендатором) на основании приказа агентства лесного хозяйства Иркутской области от 20.02.2009 N 134-апр (т. 2 л.д. 115), заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008 (т. 2 л.д. 116-117), согласно пункту 1 которого пункт 2 договора изложен в следующей редакции: "Лесной участок в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к настоящему договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре 471-2008-10, площадью 131 774,08 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет месторасположение: Иркутская область, Усть-Кутский район, Усть-Кутское лесничество, Марковское участковое лесничество, "Марковская дача" (ранее - ФГУ "Марковский лесхоз" Марковское лесничество), кварталы N N 1-123, 126-146, 151-165, 170-173, 175-183, 189-197, эксплуатационные леса (ранее - леса третьей группы)".
Приказом агентства лесного хозяйства Иркутской области от 25.12.2009 N 1672-апр "О подготовке дополнительного соглашения" на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Иркутская нефтяная компания", в связи с необходимостью проведения работ по строительству трубопровода на части лесного участка, предоставленного в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ТрансСибирская лесная компания", территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству дано распоряжение подготовить дополнительное соглашение с ООО "Транс-Сибирская лесная компания" в части корректировки местоположения и уменьшения площади лесного участка на 859,0 га: исключая части лесного участка в кварталах N N 1-3, 11-13, 22-31, 42-51, 63-72, 87-96, 110-111, 116-122, 139-146, 160-161, 179, 193. Площадь по договору составит 130 915,08 га.
15.02.2010 между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (арендодателем) и Обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (арендатором) на основании приказа агентства лесного хозяйства Иркутской области от 25.12.2009 N 1672-апр заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008, согласно пункту 1 которого внесены изменения в пункт 2 договора, который изложен в следующей редакции: "Лесной участок в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к настоящему договору, т. 2 л.д. 119-120), с номером учетной записи в государственном лесном реестре 471-2008-10, площадью 190 915,08 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет месторасположение: Иркутская область, Усть-Кутский район, Усть-Кутское лесничество, Марковское участковое лесничество, "Марковская дача" (ранее - ФГУ "Марковский лесхоз" Марковское лесничество), кварталы N N 1-123, 126-146, 151-165, 170-173, 175-183, 189-197, эксплуатационные леса (ранее - леса третьей группы)".
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.12.2009 N 1129 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", во исполнение
Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", инвестиционный проект Общества с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" "Создание лесопильно-деревообрабатывающего комплекса" (Иркутская область) включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
01.04.2010 между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (арендодателем) и Обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (арендатором) на основании распоряжения Правительства Иркутской области N 112-рп от 09.04.2009, приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 1129 от 14.12.2009, приказа агентства лесного хозяйства иркутской области N 262-апр от 03.03.2010 заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 8/8 от 16 сентября 2008 года, согласно пункту 1.1 которого пункт 5 договора изложен в следующей редакции: "В течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта Общества с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (до 31 декабря 2011 года) арендная плата по настоящему договору составляет 4 066 420 рублей в год. По истечении срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта арендная плата рассчитывается исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со
статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации".
17.08.2010 г. между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодатель), Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству и Обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008 г., в соответствии с которым права и обязанности "Усть-Кутского лесничества" по договору аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008 г., заключенному между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству и Обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" переходят к агентству лесного хозяйства Иркутской области (арендодателю).
Впоследствии 20.06.2013 г. между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 8/8, в соответствии с которым сторонами были изменены площадь переданного лесного участка (с 132 122,2 га до 130 915,08 га), возможный ежегодный объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений ликвидной древесины (с 248 тыс. куб. м до 235,5 тыс. куб. м), а также снижен размер арендной платы (с 7 985 828 руб. в год до 1 917 328 руб. 51 коп. в год).
Полагая, что указанное выше дополнительное соглашение от 20.06.2013 г. о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 8/8 заключено с нарушением требований действующего законодательства, а именно: нарушены требования
ч. 1,
ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации,
ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции",
п. 13 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 г. N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка", Прокуратура Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями о признании недействительным указанного дополнительного соглашения заключенного между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО "ТрансСибирская лесная компания", в части слов "общей площадью 130 915,08 га (1309150800+/-633188 кв. м)" 4 абзаца; в части слов "Возможный ежегодный объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений составляет всего 235,5 тыс.куб. м, в том числе 182,5 тыс.куб. м по хвойному хозяйству" 6 абзаца; в части слов "размер ежегодной арендной платы по договору составит 1 917 328,51 рублей".
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя прокуратуры в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу
ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Как правильно указывает суд первой инстанции, правоотношения между агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (арендатор) возникли на основании договора аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008 г. Предмет договора определен сторонами в пунктах 1, 2, 4 договора. Согласно указанным пунктам договора арендодатель передал арендатору во временное возмездное пользование лесной участок, площадью 132 122,2 га, для использования в целях заготовки древесины при рубке спелых и перестойных лесных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 248 тыс. куб. м. В соответствии с пунктом 5 договора аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008 г. арендатор обязался вносить арендную плату в размере 7 985 828 руб. в год.
Дополнительным соглашением от 20.06.2013 г. к договору аренды лесного участка N 8/8 стороны фактически изменили предмет договора.
Истец просит признать недействительными пункты 1, 3, 4 дополнительного соглашения от 20.06.2013 г. к договору аренды лесного участка N 8/8, поскольку указанными пунктами дополнительного соглашения от 20.06.2013 г. сторонами договора аренды были внесены изменения по площади лесного участка (до 130 915,08 га), объему подлежащей заготовки древесины (до 235,5 тыс. куб. м), а также снижен размер арендной платы (до 1 917 328 руб. 51 коп.), что является, по мнению истца, не допустимым, поскольку изменив ежегодный объем изъятия лесных насаждений, а также размер арендной платы, стороны договора фактически подписали новый договор аренды лесного участка, на который в обязательном порядке должны распространяться требования
ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации в части обязательного проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Согласно
ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации,
п. 13 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 г. N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка" договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных
частью 3 настоящей статьи.
Как правильно указывает суд первой инстанции, законодательство, действовавшее в момент заключения первоначального договора аренды также предусматривало заключение договора только по результатам торгов. Договор аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008 г. заключен в порядке переоформления первоначального договора аренды, заключенного на торгах. Таким образом, апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не рассмотрен вопрос о времени заключения договора аренды и применимых нормах права.
В соответствии с
ч. 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7. Лесного кодекса Российской Федерации.
Часть 7 статьи 53.7. Лесного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного в порядке
ст. 74 Лесного кодекса РФ, по соглашению сторон.
Так, в силу указанной нормы лесного законодательства, договор аренды лесного участка по соглашению сторон может быть изменен либо расторгнут в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Из анализа указанных норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действующее законодательство предусматривает запрет на изменение условий договора аренды лесного участка в части характеристик лесного участка, объема заготовки и размера арендной платы по волеизъявлению его участников, а доказательства наличия обстоятельств, предусмотренных
частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации, ответчиками не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 г. N 1021-0 указал, что
часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает наряду с другими законоположениями необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из целей проведения аукциона и положений
ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, поскольку обратное приведет к нарушению прав других лиц, участвовавших в аукционе, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Аналогичная правовая позиция изложена в
постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 г. по делу N 12157/13.
Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный
статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае также не может быть применен, так как он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается
статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным
законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция
части 2 статьи 74 Лесного кодекса изменена, указанная норма в действующей редакции предусматривает случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса. При этом, введенная Федеральным
законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в
статью 74 Лесного кодекса
часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В соответствии с требованиями
ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
При этом, ответчики не лишены права в настоящее время реализовать свои права по внесению изменений в договор в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, как правильно указывает суд первой инстанции, системное толкование вышеуказанных положений позволяет сделать вывод о том, что закон не допускал на момент заключения сторонами дополнительного соглашения от 20.06.2013 г. к договору аренды лесного участка N 8/8 возможности изменения условий договора на основании соглашения сторон. Изменение сторонами договора аренды N 8/8 от 16.09.2008 г. его условий об объеме заготовки древесины, площади и о размере арендной платы противоречит установленному специальной нормой -
частью 2 статьи 74 Лесного кодекса прямому запрету на изменение условий такого договора аренды.
В соответствии с
частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Фактическое заключение договора на условиях, отличных от заявленных организатором, в данном случае, конкурса ущемляет права и законные интересы других потенциальных участников конкурса, лишая их права на предоставление достоверной информации о предмете конкурса, что противоречит антимонопольному законодательству.
Достаточным основанием для вывода о нарушении
части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно
статье 168 ГК РФ (в редакции, действующий на момент заключения спорного дополнительного соглашения от 20.06.2013 г.) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Таким образом, учитывая, что изменение после заключения договора аренды его условий в части объема заготовки, площади и размера арендной платы, нарушило предусмотренный Лесным
кодексом Российской Федерации
(ч. 2 ст. 74) запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что дополнительное соглашение от 20.06.2013, заключенное между агентством лесного хозяйства Иркутской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания", в части слов "общей площадью 130 915,08 га (1309150800+/-633188 кв. м)" 4 абзаца; в части слов "Возможный ежегодный объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений составляет всего 235,5 тыс.куб. м, в том числе 182,5 тыс.куб. м по хвойному хозяйству" 6 абзаца; в части слов "размер ежегодной арендной платы по договору составит 1 917 328,51 рублей" заключено с нарушением требований
ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации,
п. 13 Приказа Рослесхоза от 26.07.2011 г. N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка",
ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, требования истца являются обоснованными.
Доводы ответчиков о том, что изменение площади лесного участка, арендованного ООО "ТСЛК" обусловлено объективными причинами, а именно передачей части арендуемого ответчиком лесного участка другим арендаторам, для других целей использований лесного участка, со ссылкой на неоспоренные истцом ранее заключенные сторонами дополнительные соглашения от 25.02.2009, от 15.02.2010 к договору аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008, которыми были оформлены указанные изменения, правильно были отклонены судом первой инстанции, поскольку наличие обстоятельств, свидетельствующих о передачи части арендованного ответчиком участка иным лицам, равно как и наличие неоспоренных истцом ранее заключенных сторонами дополнительных соглашений к договору аренды, изменяющих площадь лесного участка, не отменяют установленный законодателем в
статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации порядок заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, только по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, а соответственно и порядок внесения изменений в такой договор только с соблюдением указанной публичной процедуры.
Как правильно указывает суд первой инстанции, прокурор, не оспаривая правильность применения ставок при расчете арендной платы, а ссылаясь на то, что изменение дополнительным соглашением от 20.06.2013 объема изъятия древесины в стороны уменьшения повлияло на итоговый размер арендной платы, представил расчет размера арендной платы на 2013 год (на 20.06.2013) по договору аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008, произведенный агентством лесного хозяйства Иркутской области по запросу Прокуратуры Иркутской области.
Согласно данным представленного расчета, размер арендной платы с учетом применения ставок платы за единицу объема лесных ресурсов лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, с учетом коэффициентов: 1,3 - коэффициент о федеральном бюджете; 1,05, 1 - коэффициенты по запасу (корректируются в зависимости от среднего ликвидного запаса спелых и перестойных насаждений на одном гектаре); 0,5 - коэффициента в соответствии с распоряжением Правительства N 112-рп от 09.04.2009, N 5258-рп от 28.05.2012, и исходя из объема изъятия древесины, установленного договором аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008, в размере 248 тыс.куб. м, на 2013 год составлял 2 033 210 руб., то есть сумму большую, чем установлено оспариваемым соглашением (1 917 328 руб. 51 коп.).
Оценив представленный расчет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что даже применение при расчете арендной платы коэффициентов в соответствии с действующим законодательством (исключая коэффициент 2,0), и применяя коэффициент 0,5 - с учетом реализуемого ответчиком инвестиционного проекта, но исходя из объема изъятия древесины в размере 235,5 тыс. куб. м, то есть объема меньшего, чем установлено по условиям договора аренды от 16.09.2008 N 8/8 (248 тыс. куб. м), влечет уменьшение арендной платы, а соответственно и изменение условий договора, заключенного по результатам проведения публичных процедур, что противоречит действующему законодательству. Таким образом, доводы ООО "ТСЛК" о том, что обращаясь в суд с настоящим иском, истец не учел, что изменение арендной платы в сторону уменьшения произошло, в том числе, и в связи с исключением из расчета арендной платы коэффициента 2,0 признанного незаконным на основании решения суда, и в связи с применением коэффициента 0,5 (реализация ответчиком инвестиционного проекта), не могут повлиять на выводы суда о нарушении оспариваемым соглашением требований
статьи 74 Лесного кодекса РФ.
Поскольку подписав договор аренды лесного участка от 16.09.2008 N 8/8, заключенный в порядке приведения договора, заключенного по результатам лесного конкурса в соответствие с новым Лесным
кодексом Российской Федерации, ООО "ТСЛК" выразило свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями, и с указанного времени в соответствии со
ст. 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" к правоотношениям сторон применяются нормы нового Лесного
кодекса Российской Федерации, в том числе положения
статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в которой выражена воля законодателя на запрет изменения условий договора аренды лесного участка, заключенных по результатам проведения публичных процедур в целом, независимо от их формы, довод ООО "ТСЛК" о том, что
часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в данном конкретном случае к отношениям сторон применению не подлежит, суд первой инстанции правильно отклонил.
Апелляционный суд полагает, что доводы общества были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили с его стороны надлежащую оценку. Апелляционный суд доводы апелляционной жалобы также отклоняет, поскольку исходит из того, что законодатель по своему усмотрению определяет отношения, подлежащие особой правовой защите, и устанавливает специальные правила, что имеет место и в настоящем случае: процедуре изменения условий договора придано особое значение, поэтому ее несоблюдение, даже если спорные условия имеют под собой экономическое и иное заслуживающее внимания основание, приводит к недействительности сделки.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что заключенное между агентством лесного хозяйства Иркутской области и ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНС-СИБИРСКАЯ ЛЕСНАЯ КОМПАНИЯ" дополнительное соглашение от 20.06.2013 г. к договору аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008 в оспариваемых частях следует признать недействительным, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 ноября 2015 года по делу N А19-3169/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ