Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 N 04АП-1871/2014 по делу N А58-7824/2013
Требование: О признании недействительными предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 N 04АП-1871/2014 по делу N А58-7824/2013
Требование: О признании недействительными предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. по делу N А58-7824/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменева, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королевой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2014 года по делу N А58-7824/2013 по заявлению Открытого акционерного общества "АЛРОСА-Газ" (ИНН 1433014654, ОГРН 1021400967125) к Главному управлению МЧС России по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402129031, ИНН 1435154181) о признании недействительным предписания,
(суд первой инстанции судья Столбов В.В.)
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Открытое акционерное общество "АЛРОСА-Газ" (далее заявитель, ОАО "АЛРОСА-Газ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Главному управлению МЧС России по Республике Саха (Якутия) (далее административный орган, ГУ МЧС) о признании недействительными предписания N 301/1/1 от 27.09.2013 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2014 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии факта нарушения, указанного в оспариваемом предписании.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, без всесторонней оценки, имеющихся в деле доказательств.
ОАО "АЛРОСА-Газ" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке
ст. ст. 122,
123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с
п. 2 ст. 200,
п. 3 ст. 205,
п. 2 ст. 210,
п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании распоряжения руководителя административного органа от 18.09.2013 N 301 должностными лицами ГУ МЧС проведена внеплановая выездная проверка ОАО "АЛРОСА-Газ" по вопросу выполнения ранее выданного предписания N 143/1/1 от 13.06.2013 по устранению нарушений требований пожарной безопасности (т. 1 л.д. 11-13).
В ходе проверки административным органом установлено, что Обществом не выполнен пункт 11 ранее выданного предписания N 143/1/1 от 13.06.2013:
- не проведена проверка ПК на работоспособность внутреннего противопожарного водопровода. Не проведена перемотка пожарных рукавов.
По указанному факту административным органом составлен акт проверки N 301 от 27.09.2013 (т. 1 л.д. 14).
На основании результатов проверки, должностным лицом административного органа выдано предписания по устранению ОАО "АЛРОСА-Газ" нарушений требований в области пожарной безопасности N 301/1/1 от 27.09.2013, которым административный орган предписал устранить выявленное ГУ МЧС нарушение (т. 1 л.д. 10).
Не согласившись с вышеуказанным предписанием ГУ МЧС, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований ОАО "АЛРОСА-Газ", исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены
частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Общества таким предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктами 1,
2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ N 305 от 21.05.2007 государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Пунктами 4,
6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ N 305 от 21.05.2007 установлено, что органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
В соответствии с
пунктами 2,
6 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 N 712 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.
Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право осуществлять проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Из анализа указанных норм права следует, что ГУ МЧС на основании результатов проверок исполнения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны, вправе выдавать обязательные к исполнению, предписания по устранению выявленных нарушений.
Пунктами 6, 78, 81 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий..., утвержденного
Приказом МЧС России N 359 от 26.06.2012, должностные лица надзорных органов в случае выявления по результатам проверки невыполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать субъекту надзора предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения, в соответствии с типовой формой предписания согласно приложению N 6 к настоящему Административному регламенту.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и по существу не оспаривается сторонами оспариваемым заявителем предписанием N 301/1/1 от 27.09.2013 (т. 1 л.д. 10) зафиксировано не выполнение Обществом пункта 11 ранее выданного предписания N 143/1/1 от 13.06.2013 - не проведена проверка ПК на работоспособность внутреннего противопожарного водопровода. Не проведена перемотка пожарных рукавов (т. 1 л.д. 96-98).
Вместе с тем, вступившим в законную силу постановлением Мирового судьи судебного участка N 55 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от 09.10.2013 по делу N 5-370/2013 установлено, что к моменту проверки в сентябре 2013 года, пункт 11 предписания N 143/1/1 от 13.06.2013 ОАО "АЛРОСА-Газ" выполнен, а именно, пожарные краны отревизированы, испытаны, находятся в работоспособном состоянии, пожарные рукава перемотаны (т. 1 л.д. 105).
Таким образом, факт отсутствия нарушения, допущенного Обществом, указанный ГУ МЧС в обжалуемом предписании N 301/1/1 от 27.09.2013 установлен судом по ранее рассмотренному делу.
Согласно
частям 2,
3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в
пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", арбитражные суды должны учитывать, что преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу споров.
Факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Если в этом деле участвуют и другие лица, для них эти факты не имеют преюдициального значения и устанавливаются на общих основаниях.
Таким образом, с учетом обстоятельств установленных вступившим в законную силу постановлением Мирового судьи судебного участка N 55 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от 09.10.2013 по делу N 5-370/2013, факт нарушения ОАО "АЛРОСА-Газ" указанный в оспариваемом предписанииN 301/1/1 от 27.09.2013 - отсутствует.
Все выше изложенное свидетельствует о незаконности обжалуемого заявителем спорного предписания, как не соответствующего
статье 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" и нарушающее права и законные интересы ОАО "АЛРОСА-Газ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем, приведенные ГУ МЧС в апелляционной жалобе доводы являются не состоятельными и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, как они установлены материалами дела и оценены судом по правилам
статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные заявителем требования.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы административного органа и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2014 года по делу N А58-7824/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь
статьями 258,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2014 года по делу N А58-7824/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ