Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017 N 04АП-5924/2017 по делу N А19-9842/2017
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Производство по делу прекращено.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017 N 04АП-5924/2017 по делу N А19-9842/2017
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Производство по делу прекращено.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2017 г. по делу N А19-9842/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2017 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, В.Л. Каминского, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на
решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 сентября 2017 года по делу N А19-9842/2017 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Качуг-Лес" (ОГРН 111380400566, ИНН 3804046392, 666202, Иркутская область, Качугский район, п. Лесной, ул. Таежная, д. 13. кв. 1) к Территориальному отделу Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1083827000091 ИНН 3830906661) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859; 664003, г. Иркутск, ул. Горького, 31), о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
суд первой инстанции, судья Назарьева Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованных лиц: не было;
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Качуг-Лес", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Качугскому лесничеству от 23.05.2017 г. N 2Ф о назначении административного наказания.
Решением суда первой инстанции от 19.09.2017 требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Министерство, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным ходатайством Министерство просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Отзыва на апелляционную жалобу не представлено.
Представитель Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 18.10.2017.
Согласно
пункту 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке
частей 1,
6 статьи 121,
статей 122,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Оспариваемым постановлением о назначении административного наказания от 23.05.2017 общество признано виновным в совершении правонарушения предусмотренным
ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Согласно
пункту 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Пунктом 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40) предусмотрено, что жалобы лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и
пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
В соответствии с пунктом 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в
КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и
пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Указанный вывод прямо следует из содержания
пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Глава 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Из оспариваемого постановления следует, что Общество, допустившее нарушение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, привлечено к административной ответственности на основании
части 3 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Непосредственным объектом (видовым объектом) посягательства при совершении данного административного правонарушения являются охраняемые правоотношения в сфере соблюдения правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, охватываемых родовым объектом посягательства, общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что родовым объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования (в данном случае правил пожарной безопасности в лесах), спор по характеру правоотношений не имеет экономической основы.
Следовательно, настоящее дело в силу приведенных норм права и пункта 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, не относится к подведомственности арбитражного суда.
При этом суд апелляционной инстанции, учитывая позицию в
Определении Верховного Суда РФ от 26.09.2017 N 307-АД17-6188 по делу N А56-5983/2016, обращает внимание, что общество, обращаясь с рассматриваемым требованием в арбитражный суд не представило доказательств, что в рассмотрение данного спора ей было отказано в соответствующем суде общей юрисдикции в связи с его неподведомственностью, в связи с чем у арбитражного суда первой инстанции не было законных оснований для рассмотрения настоящего дела по существу.
Суд апелляционной инстанции также обращает внимание, что обращение общества в арбитражный суд и рассмотрение настоящего дела с нарушением подведомственности, свидетельствует о праве общества в установленные сроки для обжалования постановления по делу об административном правонарушении обратиться в установленном порядке с ходатайством о восстановления такого срока в соответствующий суд. И данное ходатайство подлежит удовлетворению.
То, что прекращение арбитражным судом производства по делу по мотиву неподведомственности может быть признано уважительной причиной для восстановления срока на обжалование решения административного органа, указано, в частности, в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2014 года
N 18-АД14-7 и от 12 мая 2016 года
N 49-АД16-5.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в порядке
ст. 270 АПК РФ, в связи с неправильным применяем норм процессуального права, а производство по делу подлежит прекращению, в порядке
ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "19" сентября 2017 года по делу N А19-9842/2017 отменить, производство по делу прекратить.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
В.Л.КАМИНСКИЙ
В.А.СИДОРЕНКО