Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу N А19-14411/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о наложении на ИП административного взыскания за совершение правонарушения по частям 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 по делу N А19-14411/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о наложении на ИП административного взыскания за совершение правонарушения по частям 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2014 г. по делу N А19-14411/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменева, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Далингера Виктора Викторовича не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 апреля 2014 года по делу N А19-14411/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Далингера Виктора Викторовича (ОГРН 304380507200101) к Отделу надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ИНН 3808184080, ОГРН 10838080127054) о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2013 года N 2-13-16-64/643 о наложении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности,
(суд первой инстанции судья Куклина Л.А.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьего лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (Управление надзорной деятельности): не явился,
установил:
Индивидуальный предприниматель Далингер Виктор Викторович (далее заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области (далее ГУ МЧС, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2013 N 2-13-16-64/643 о наложении административного взыскания за совершение правонарушения, предусмотренного
частями 1,
3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного
частями 1,
3 статьи 20.4 КоАП РФ и отсутствии нарушения норм процессуального права со стороны административного органа при привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель Далингер В.В. обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы указывает на не установление судом первой инстанции в полном объеме всех существенных обстоятельств по делу, а так же на нарушение административным органом порядка проведения проверки.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке
ст. ст. 122,
123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с
п. 2 ст. 200,
п. 3 ст. 205,
п. 2 ст. 210,
п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Падунского района г. Братска на основании плана работы на 2 полугодие 2012 года, совместно с должностными лицами ГУ МЧС 11.12.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения предпринимателем Далингером В.В. требований пожарной безопасности, по месту осуществления предпринимательской деятельности - кафе "Буратино", расположенного по адресу: г. Братск, ул. Железнодорожная, 8 "а".
В ходе проверки установлены нарушения предпринимателем Далингером В.В. требований пожарной безопасности которые выразились в следующем:
- не проводится обучение работников мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа и прохождение пожарно-технического минимума;
- руководителем организации не назначены лица, ответственные за пожарную безопасность.
На основании результатов проверки прокурором Падунского района г. Братска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.07.2013 в отношении предпринимателя Далингера В.В. о нарушении им
пунктов 3 и
4 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 и совершении правонарушении, предусмотренного
частями 1 и
3 статьи 20.4 КоАП РФ.
На основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.07.2013, руководителем административного органа, с учетом надлежащего уведомления предпринимателя о дате времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено Постановление N 2-13-16-642/643 от 27.08.2013 о привлечении предпринимателя Далингера В.В. к административной ответственности, предусмотренной
частями 1 и
3 статьи 20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности, в виде штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований, исходя из следующего.
В соответствии со
статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Далингером В.В. осуществляется предпринимательская деятельность в принадлежащем ему кафе "Буратино", расположенного по адресу: г. Братск, ул. Железнодорожная, 8 "а".
Таким образом, предприниматель, является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности находящегося в его пользований объекта, явившегося предметом проверки административного органа, как следствие, является субъектом административного правонарушения и несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 2 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно
статье 20 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (
статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон о пожарной безопасности).
На основании
статьи 34 Закона о пожарной безопасности граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе, предпринимателями без образования юридического лица, установлены в
Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР-390).
Наряду с ППР-390 необходимо также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Объективная сторона указанного нарушения выражается в нарушении требований пожарной безопасности к электроустановкам зданий.
Согласно
пункту 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 2 Норм пожарной безопасности, утвержденных
Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 6, 9, 10, 14, 17, 18 указанных Норм основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).
Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации.
По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и
инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением)руководителя организации.
Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.
Проведение первичного противопожарного инструктажа с указанными категориями работников осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации.
Первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и
инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.
Согласно пунктами 31, 32, 34, 36, 37, 40 Норм пожарной безопасности, утвержденных
Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.
Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя. Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства (пункт 35).
Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят, в том числе: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; иные категории работников (граждан) по решению руководителя.
Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.
По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются, в том числе: руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств; работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях. Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку В соответствии с
пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 3 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Нарушение всех вышеуказанных норм права составляет объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных
частями 1 и
3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и по существу не оспаривается заявителем, на момент проверки в принадлежащем предпринимателю Далингеру В.В. кафе "Буратино", расположенного по адресу: г. Братск, ул. Железнодорожная, 8 "а" были установлены и зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- не проводится обучение работников мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа и прохождение пожарно-технического минимума;
- руководителем организации не назначены лица, ответственные за пожарную безопасность.
Указанные нарушения, допущенные предпринимателем Далингером В.В. всех выше перечисленных норм права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.07.2013.
Следовательно, действия заявителя квалифицированы административным органом верно по
частям 1 и
3 статьи 20.4 КоАП РФ.
В
Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 16234/06 указано, что особенность вины индивидуальных предпринимателей характеризуется
КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц, в связи с чем, применение критериев вины, установленных
частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ для юридических лиц, к индивидуальным предпринимателям неправомерно.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со
статьей 2.2 КоАП РФ.
Данной
статьей установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (
часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В
пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных
частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае материалами дела (Актом проверки, протоколами об административных правонарушениях) подтверждается, что предприниматель не принял всех зависящих от него мер к соблюдению требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а так же нарушило иные требования пожарной безопасности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния предпринимателя Далингера В.В. по
частям 1 и
3 статьи 20.4 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.
Надлежащих доказательств обратного, заявителем ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о времени и месте вынесения постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.07.2013 заявитель был извещен заблаговременно.
О времени и месте рассмотрения административного дела предприниматель был также извещен надлежащим образом и заблаговременно.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.07.2013 г. и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами прокуратуры и административного органа, то есть требования
статей 23.60 и
28.3 КоАП РФ соблюдены.
Установленный
статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Мера наказания (административного штрафа) определена заявителю с учетом положений
статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкции
части 3 статьи 20.4 КоАП РФ в размере 20000 руб., при отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным, а так же снижения штрафа ниже низшего предела.
Суд апелляционной инстанции критически оценивает доводы апелляционной жалобы на нарушение административным органом порядка проведения проверки. Поскольку, проверка проводилась прокуратурой, а не административным органом, в следствии чего распоряжение о проведении проверки (плановой или внеплановой) в отношении заявителя не издавалось, а акт о проведении проверки не составлялся в силу Федерального
закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ".
Иные доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями
статей 15 и
170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя события и состава вмененного ему административного правонарушения.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных
статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 апреля 2014 года по делу N А19-14411/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь
статьями 258,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 апреля 2014 года по делу N А19-14411/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
В.А.СИДОРЕНКО