Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 02.03.2023 N 302-ЭС23-2350 отказано в передаче дела N А19-26442/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.12.2022 N Ф02-5617/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022 N 04АП-4231/2022 по делу N А19-26442/2021
Требование: Об изменении условий договора аренды лесных участков.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022 N 04АП-4231/2022 по делу N А19-26442/2021
Требование: Об изменении условий договора аренды лесных участков.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2022 г. по делу N А19-26442/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Сидоренко В.А., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эверест" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2022 года по делу N А19-26442/2021 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194) к обществу с ограниченной ответственностью "Эверест" (ИНН 0317317840, ОГРН 1180327002118) об изменении условий договора аренды,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора областное государственное бюджетное учреждение "Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области (ИНН 3808275996, ОГРН 1223800001622),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее - ответчик, общество) с требованиями:
1. Внести изменения в договор аренды лесного участка N 91-306/11 от 03.08.2011 года, заключенного с ООО "Эверест", исключить из предмета договора аренды лесные участки, расположенные в границах заказника "Туколонь", а именно: Казачинско-Ленское лесничество, Ульканское участковое лесничество, Тарасовская дача, квартал N 1.
2. Изложить п. 1.1 указанного договора в следующей редакции: "Казачинско-Ленское лесничество, Ульканское участковое лесничество, Ульканская дача, кварталы NN 126ч, 135, 140ч, 141ч, 150, 156ч, 170ч, 171ч, Тарасовская дача, кварталы NN 3, 42ч, 43ч, 67ч, 68ч, 91ч, 118ч, Казачинское участковое лесничество, Черепановская дача, кварталы NN 94ч, 95ч, 97ч-100ч, 109ч, 110, 116ч, 117ч, 126ч, 127ч, 128, 135ч, 144-147, Карнауховская дача, кварталы NN 6, 7, 69ч, Ульканское участковое лесничество, Тарасовская дача, кварталы NN 4-6, 23, 112, 113, 135, 136, 163, 164.".
3. Обязать ООО "Эверест" возвратить Министерству лесного комплекса Иркутской области по акту приема-передачи лесной участок, расположенный по адресу: Казачинско-Ленское лесничество, Ульканское участковое лесничество, Тарасовская дача, квартал N 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное бюджетное учреждение "Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области" (далее - Дирекция).
В дальнейшем истец уточнил заявленные требования, просил обязать ООО "Эверест" возвратить Министерству лесного комплекса Иркутской области по акту приема-передачи лесной участок, расположенный по адресу: Казачинско-Ленское лесничество, Ульканское участковое лесничество, Тарасовская дача, квартал N 1.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2022 года по делу N А19-26442/2021 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Эверест" в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу возвратить Министерству лесного комплекса Иркутской области лесной участок, расположенный по адресу: Казачинско-Ленское лесничество, Ульканское участковое лесничество, Тарасовская дача, квартал N 1. В удовлетворении остальной части иска отказано. Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Эверест" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Как следует из апелляционной жалобы, лесной участок, расположенный в Казачинско-Ленском лесничестве, Ульканском участковом лесничестве, Тарасовской даче, квартал N 1, не относится к особо охраняемым природным территориям; согласно
Приказу Рослесхоза от 23.04.2019 N 556 спорный лесной участок отнесен к ценным лесам, нерестоохранным полосам лесов.
Также ответчик указывает, что в проекте освоения лесов указаны проектируемые мероприятия по кварталу N 1 Тарасовской дачи на период с 2019 по 2028 годы расчистка уже существующей лесной дороги и ее эксплуатация с целью охраны лесов от пожаров.
Кроме того, по мнению общества, безусловного запрета на проведение рубок ухода в ценных лесах законодательно не закреплено, а договором аренды лесного участка и проектом освоения лесов предусмотрены рубки ухода, относящиеся к воспроизводственным мероприятиям.
Письменные отзывы относительно доводов апелляционной жалобы не поступали.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном
главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.08.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь
пунктами 2,
3 статьи 156,
пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета Депутатов Трудящихся от 5 октября 1976 года N 591 "Об организации комплексных государственных заказников областного значения и продлении срока заказника "Бухта Песчаная" на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области создан заказник "Туколонь", утверждены границы заказника. Положение о заказнике утверждено решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 17 июня 1982 года N 305.
Постановлением главы Администрации Иркутской области от 19 августа 1998 года N 91-пг "О продлении срока действия природных заказников" срок действия заказника "Туколонь" продлен до 2008 года.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 9 октября 2007 года 459-п "О сроке действия государственных природных заказников областного значения" заказник "Туколонь" признан постоянно действующим, с сохранением границ и режима охраны, определенных положением.
Согласно
Приказу Рослесхоза N 556 от 23.04.2019 года "Об отнесении лесов на территории Иркутской области к защитным лесам и установлению их границ и о внесении изменений в приказы Федерального агентства лесного хозяйства от 16.09.2009 N 372, от 12.11.2009 N 485, от 28.12.2009 N 546" категория лесов, расположенных в границах заказника "Туколонь", изменена на защитную (категория защитности - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях).
Соответствующие сведения были внесены министерством в государственный лесной реестр.
3 августа 2011 года между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (в настоящее время - Министерство лесного комплекса Иркутской области в соответствии с Постановлениями Правительства Иркутской области от 31.03.2016 года 178-пп, от 27.02.2018 года N 155-пп "О Министерстве лесного комплекса Иркутской области") и ООО "Лесинформ" заключен договор аренды лесного участка N 91-306/11.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 19.09.2011 года (N регистрационной записи 38-38-21/002/2011-477).
В соответствии с соглашением к договору права и обязанности арендатора перешли к ООО "Эверест".
Следовательно, в настоящее время арендатором по договору аренды лесного участка N 91-306/11 от 03.08.2011 является ООО "Эверест".
Целью заключения договора аренды в соответствии со
п. 1 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ является заготовка древесины.
В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды, ООО "Эверест" переданы в аренду лесные участки, расположенные по адресу: Казачинско-Ленское лесничество, Ульканское участковое лесничество, Ульканская дача, кварталы NN 126ч, 135, 140ч, 141ч, 150, 156ч, 170ч, 171ч, Тарасовская дача, кварталы NN 1, 3, 42ч, 43ч, 67ч, 68ч, 91ч, 118ч, Казачинское участковое лесничество, Черепановская дача, кварталы NN 94ч, 95ч, 97ч100ч, 109ч, 110, 116ч, 117ч, 126ч, 127ч, 128, 135ч, 144-147, Карнауховская дача, кварталы NN 6, 7, 69ч, Ульканское участковое лесничество, Тарасовская дача, кварталы NN 4-6, 23, 112, 113, 135, 136, 163, 164.
Факт нахождения лесного участка, расположенного в квартале N 1 Тарасовской дачи Ульканского участкового лесничества Казачинско-Ленского лесничества на территории природного заказника "Туколонь" подтверждается также лесохозяйственным регламентом Казачинско-Ленского лесничества, утвержденным приказом министерства от 11.10.2018 года N 78-мпр.
Поскольку предметом договора аренды на момент его заключения являлся, в числе прочих, лесной участок, расположенный в границах заказника "Туколонь", министерство полагает, что в данной части договор является недействительной (ничтожной) сделкой в силу
пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а спорный лесной участок подлежит возврату арендодателю.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, по своей правовой природе заключенный сторонами договор является договором аренды лесного участка, правовое регулирование которого осуществляется нормами
параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации,
главы 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу
пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу
части 8 статьи 29 ЛК РФ граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным
кодексом Российской Федерации (
часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Статьей 71 ЛК РФ предусмотрено, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование в соответствии с положениями указанного
Кодекса.
В соответствии с
частью 1 статьи 10 ЛК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения договора) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Согласно
статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности
(часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций
(часть 2). В частности, эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов
(часть 3). Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями
(часть 4).
В силу
части 2 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено этим
Кодексом, другими федеральными законами. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено этим
Кодексом (
часть 8 статьи 29 ЛК РФ).
Положениями лесного законодательства установлены ограничения в осуществлении заготовки древесины (рубок лесных насаждений) в защитных лесах.
Исходя из
части 4 статьи 17,
частей 1,
5, 5.1 статьи 21,
части 1 статьи 55,
части 1 статьи 105,
части 1 статьи 106 ЛК РФ, особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных
приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2010 N 485, рубки лесных насаждений в защитных лесах могут осуществляться в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, необходимых для осуществления работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (если строительство, реконструкция, эксплуатация этих объектов не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации), в случае необходимости ухода за лесами (рубки ухода) и замены лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. В иных случаях, в том числе в целях коммерческой заготовки древесины, рубки лесных насаждений в защитных лесах не допускаются ввиду того, что это противоречит целевому назначению защитных лесов и выполняемым ими полезным функциям.
Предоставление в аренду защитных лесов в целях заготовки древесины в отсутствие оснований для такой заготовки свидетельствует о нарушении договором аренды требований закона и посягательстве на публичные интересы (интересы охраны окружающей природной среды), что влечет ничтожность указанного договора в оспариваемой части.
В силу положений
статей 25,
29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
По
части 1 статьи 103 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
Частью 3 статьи 103 ЛК РФ установлено, что в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
В настоящее время аналогичные положения установлены
статьями 111,
112 ЛК РФ, в соответствии с которыми в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (
часть 6 статьи 11 ЛК РФ). В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным
законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях).
Как указано выше, Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета Депутатов Трудящихся от 5 октября 1976 года N 591 на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области создан заказник "Туколонь", который является постоянно действующим в соответствии с Постановлением губернатора Иркутской области от 09.10.2007 года N 459-п.
Пунктами 1,
3 статьи 24 Закона об особо охраняемых природных территориях установлено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Абзацем четвертым подпункта 2 пункта 14 Положения о государственном природном заказнике "Туколонь" установлено, что на территории Заказника запрещается деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, препятствующая сохранению уникальных и типичных природных комплексов и природных объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, а также не связанная с возложенными на Заказник целями и задачами, в том числе проведение всех видов рубок, за исключением проведения согласованных Уполномоченным органом рубок, проводимых в рамках санитарно-оздоровительных и воспроизводственных мероприятий, а также при принятии мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Заказника.
Ранее такое согласие могло быть получено на основании решения Уполномоченного органа - Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области, осуществляющей государственное управление и контроль в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения.
В настоящий момент уполномоченным органом в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 26.10.2021 N 646-рп "О создании областного государственного бюджетного учреждения "Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области", Постановлением Правительства Иркутской области от 15.04.2022 N 299-пп является Дирекция по особо охраняемым природным территориям регионального значения Иркутской области.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт создания природного заказника, в границы которого включен спорный лесной участок; установлен режим охраны данного заказника, при этом суд первой инстанции верно отметил, что правовой режим особо охраняемой природной территории действовал и на момент заключения договора.
При таких обстоятельствах, образованный в 1976 году и признанный постоянно действующим в 2007 году заказник "Туколонь" на момент подписания договора аренды лесного участка от 03.08.2011 имел статус особо охраняемой природной территории, в связи с чем, находящиеся в его границах лесные участки не могли быть предоставлены в аренду для целей коммерческой заготовки древесины.
Лесной
кодекс Российской Федерации, Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденные
приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 181, в соответствии с которыми в лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений только при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных.
Передача указанных участков лесов в аренду с целью заготовки древесины нарушает целевое назначение защитных, ценных лесов и особо защитных участков и в отсутствие оснований для такой заготовки свидетельствует о нарушении договорами аренды требований закона и посягательстве на публичные интересы (интересы охраны окружающей природной среды), что влечет ничтожность таких договоров в части передачи в аренду участков, занятых защитными лесами.
По состоянию на 3 августа 2011 года лесной участок, расположенный по адресу: Казачинско-Ленское лесничество, Ульканское участковое лесничество, Тарасовская дача, квартал N 1, относился к защитным лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, подлежащих освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (
часть 4 статьи 12,
часть 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений).
При установленных по делу обстоятельствах, учитывая, что основной и единственной целью предоставления спорного лесного участка в аренду является использование лесов для заготовки древесины, то есть с коммерческой целью добычи и изъятия деловой древесины, иного условиями оспариваемого договора не предусмотрено, и судом не установлено, принимая во внимание факт нахождения спорного лесного участка (квартал N 1 Тарасовской дачи Ульканского участкового лесничества Казачинско-Ленского лесничества) в границах государственного природного заказника "Туколонь", границы и правовой статус которого определены решением Иркутского облисполкома от 05.10.1976 года N 591 (с учетом уточнений границ постановлением Губернатора Иркутской области от 01.09.2000 N 315 "Об изменении границ и площади Государственного природного заказника "Туколонь", постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 N 629-пп "О государственных заказниках Иркутской области") суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при заключении названного договора в части спорного лесного участка сторонами нарушены требования законодательства, предусматривающие установленные ограничения в осуществлении заготовки древесины (рубок лесных насаждений) в защитных лесах.
Положением о Заказнике запрещено проведение всех видов рубок, за исключением проведения согласованных Уполномоченным органом рубок, проводимых в рамках санитарно-оздоровительных и воспроизводственных мероприятий, а также при принятии мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Заказника.
Апелляционный суд также приходит к выводу, что при заключении спорного договора аренды был нарушен установленный законом запрет на предоставление в указанных целях земель особо охраняемых территорий, что влечет недействительность (ничтожность) этой сделки в части передачи обществу в аренду спорного участка.
Доводы общества о том, что уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, подлежат отклонению, так как предметом оспаривания по настоящему делу является сделка - договор аренды лесного участка, тогда как проект освоения лесов составляется на основании и во исполнение заключенного договора аренды и после его заключения.
Согласно материалам дела, заявленное истцом ходатайство о частичном уменьшении требований рассмотрено судом как частичный отказ от иска.
Истцом первоначально заявлены самостоятельные требования неимущественного характера: о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 91-306/11 от 03.08.2011 года путем исключения из предмета договора аренды лесные участки, расположенные в границах заказника "Туколонь", а именно: Казачинско-Ленское лесничество, Ульканское участковое лесничество, Тарасовская дача, квартал N 1, об изложении пункта 1.1 указанного договора без учета спорного лесного участка и об обязании возвратить спорный лесной участок.
Вместе с тем, уточнение иска судом в силу разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в
абзацах третьем и
четвертом пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46, не может быть расценено как частичный отказ от иска, поскольку в рассматриваемом случае истцом заявлялись несколько самостоятельных требований, в то время как уточнения касались лишь одного из них. Отказ от иска в остальной части заявленных требований не поступал.
Рассматривая требования о внесении изменений в договор аренды путем исключения спорного лесного участка, об изложении пункта 1.1. договора в иной редакции, суд первой инстанции не установил оснований для их удовлетворения, поскольку согласно
части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка, тогда как в рассматриваемом случае не усматривается изменений ни количественных, ни качественных характеристик лесного участка.
Министерство в иске сослалось на то, что издание
Приказа Рослесхоза N 556 от 23.04.2019 "Об отнесении лесов на территории Иркутской области к защитным лесам и установлению их границ и о внесении изменений в приказы Федерального агентства лесного хозяйства от 16.09.2009 N 372, от 12.11.2009 N 485, от 28.12.2009 N 546" категория лесов, расположенных в границах заказника "Туколонь" является основанием для изменения условий договора аренды лесного участка N 91-306/11 от 03.08.2011, поскольку данным
Приказом изменено целевое назначение части лесного участка, предоставленного в аренду обществу "Эверест", что существенно повлияло на количественные и качественные характеристики лесного участка.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что спорный лесной участок на момент его предоставления уже входил в территорию природного заказника "Туколонь"; договор в этой части является недействительной в силу ничтожности сделкой, вследствие чего внесение изменений в договор в той части, в которой он недействителен, невозможно.
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что изменений количественных и качественных характеристик лесного участка не последовало при издании
Приказа Рослесхоза N 556 от 23.04.2019; данный нормативный правовой акт лишь констатировал факт отнесения, в том числе, спорного лесного участка, расположенного в границах заказника, к категории защитных лесов, однако в силу
статьей 102,
103 ЛК РФ (в редакции, действующей на момент заключения договора аренды) леса, расположенные на территориях государственных природных заказников, относятся к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, которые, в свою очередь, относятся к категории защитных лесов.
С учетом изложенного, в удовлетворении иска в данной части судом первой инстанции правомерно отказано.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2022 года по делу N А19-26442/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЛОМАКО
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Д.В.БАСАЕВ