Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 N 04АП-5380/2023 по делу N А78-5604/2023
Требование: О признании незаконным уведомления уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат на развитие мясного животноводства и устранении допущенного нарушения.
Решение: Требование удовлетворено.

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 N 04АП-5380/2023 по делу N А78-5604/2023
Требование: О признании незаконным уведомления уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат на развитие мясного животноводства и устранении допущенного нарушения.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2023 г. по делу N А78-5604/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2023 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2023 года по делу N А78-5604/2023 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Манкечурский" (ОГРН: 1027501007599, ИНН 7502000871, адрес: 674634, Забайкальский край, Александрово-Заводский район, с. Манкечур) к Министерству сельского хозяйства Забайкальского края (ОГРН: 1087536008559, ИНН 7536095737, адрес: 672039, Забайкальский край, г. Чита, ул. Амурская, дом 13) о признании незаконным уведомления N 05-16/326 от 21.04.2023 об отказе в предоставлении субсидии и устранении допущенного нарушения,
при участии в судебном заседании:
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Манкечурский": не явился, извещен;
от Министерства сельского хозяйства Забайкальского края: Казанова А.А. (доверенность от 02.08.2023),
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Манкечурский" (далее - заявитель, СПК "Манкечурский", кооператив) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края к Министерству сельского хозяйства Забайкальского края (далее - заинтересованное лицо, Минсельхоз Забайкальского края, Министерство) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принятым к рассмотрению по правилам статьи 159 АПК РФ, о признании незаконным уведомления N 05-16/326 от 21.04.2023 об отказе в предоставлении субсидии и об устранении допущенного нарушения прав и законных интересов СПК "Манкечурский".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2023 года заявление СПК "Манкечурский" удовлетворено. Уведомление Министерства сельского хозяйства Забайкальского края N 05-16/326 от 21.04.2023 об отказе в предоставлении субсидии признано незаконным, как несоответствующее Порядку предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета Забайкальского края, а также средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет Забайкальского края на поддержку отдельных подотраслей животноводства, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 17.04.2020 N 103.
Суд обязал Министерство сельского хозяйства Забайкальского края устранить допущенное нарушение прав и законных интересов сельскохозяйственного производственного кооператива "Манкечурский".
С Министерства сельского хозяйства Забайкальского края в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива "Манкечурский" взыскано 3000 руб., расходы по государственной пошлине, уплаченной платежным поручением N 13 от 28.04.2023.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления СПК "Манкечурский" в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что отказ в предоставлении субсидии СПК "Манкечурский" является следствием получения ответа от ГУ МЧС России по Забайкальскому краю о привлечении к административной ответственности его руководителя. Отсутствие в году, предшествующем году получения субсидии случаев привлечения к ответственности получателей субсдии за несоблюдение запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, поживных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" является необходимым условием предоставления субсидии.
Также указывает, что суд первой инстанции не указал способ устранения допущенных нарушений, не принял во внимание, что в связи с дефицитом бюджета выплата субсидии за счет лимитов 2024 года невозможна.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.11.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Представитель заявителя СПК "Манкечурский" в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Заслушав представителя заинтересованного лица Казанова А.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, кооператив 23.03.2023 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат на развитие мясного животноводства (т. 1, л.д. 26).
По итогу рассмотрения указанного заявления с представленными материалами Минсельхоз Забайкальского края своим уведомлением N 05-16/326 от 21.04.2023 отказал СПК "Манкечурский" в предоставлении субсидии на основании подпункта 1 пункта 27 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета Забайкальского края, а также средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет Забайкальского края на поддержку отдельных подотраслей животноводства, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 17.04.2020 N 103 (далее - Порядок N 103).
Причиной отказа в предоставлении субсидии заинтересованным лицом послужила поступившая от ГУ МЧС России по Забайкальскому краю информация в отношении председателя СПК "Манкечурский" Рычкова А.Н. о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима в виде штрафа в размере 30 000 руб. (выжигание сухой травянистой растительности, стерни и поживных остатков на землях сельскохозяйственного назначения в условиях введенного на территории Александрово-Заводского района Забайкальского края особого противопожарного режима, действующего с 26.03.2022 на основании постановления Губернатора Забайкальского края от 25.03.2022 N 26).
Считая такой отказ противоречащим законодательству и нарушающим права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, он обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что отказ в предоставлении субсидии публично-правового образования в лице Министерства не соответствует принципам верховенства прав, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не может быть признан допустимым (определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, от 01.02.2018 N 305-КГ17-16017, от 21.02.2017 N 305-КГ16-14941).
Суд исходил из того, что привлечение руководителя кооператива к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ не препятствовало решить вопрос о предоставлении субсидии в пользу кооператива.
С данными выводами суда суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 в целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В качестве ключевых ориентиров развития в рамках Государственной программы определено обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса, развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий, развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, включая виноградарство и виноделие, в том числе с внедрением инноваций, развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и т.д.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, приведенными в приложении N 7 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 Постановлением Правительства Забайкальского края от 17.04.2020 утвержден Порядок N 103.
В силу пункта 1 названного Порядка N 103, определены категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий на поддержку отдельных подотраслей животноводства, цели, условия и порядок предоставления субсидий, результаты их предоставления, порядок возврата субсидий в бюджет Забайкальского края в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, случаи и порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, а также регламентирует положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проверок Министерством сельского хозяйства Забайкальского края соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 БК РФ.
В абзаце 2 пункта 1 Порядка указано, что субсидии предоставляются в целях реализации подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Забайкальского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 25.04.2014 N 237, в том числе по приведенным в Порядке мероприятиям основного мероприятия "Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, увеличение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса".
Субсидии предоставляются на финансовое обеспечение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством, реализацией и (или) отгрузкой на собственную переработку сельскохозяйственной продукции по отдельным подотраслям животноводства (пункт 3 Порядка N 103).
Субсидии предоставляются Министерством, осуществляющим функции главного распорядителя бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период (пункт 4 Порядка N 103).
К категории получателей субсидий в рамках настоящего Порядка относятся юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, соответствующие на дату представления документов на получение субсидий критериям отнесения к сельскохозяйственным товаропроизводителям, определенным статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), отвечающие требованиям, отраженным в пункте 5 Порядка N 103.
При этом одним из условий предоставления субсидии является отсутствие в году, предшествующем году получения субсидий, случаев привлечения к ответственности получателей субсидий за несоблюдение запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (подпункт 4 пункта 6 Порядка N 103).
Как следует из оспариваемого уведомления от 21.04.2023 N 05-16/326 основанием для отказа кооперативу в предоставлении субсидии явилось несоблюдение заявителем требования подпункта 4 пункта 6 Порядка N 103.
Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции не соглашается с изложенным подходом заинтересованного лица, обусловившим его отказ в предоставлении субсидии заявителю, и отмечает следующее.
В силу пункта 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Возмещение понесенных расходов юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) осуществляется в соответствии со статьей 78 БК РФ путем предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии в целях возмещения недополученных доходов.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Закона N 264-ФЗ).
Установленные законодательством основания для отказа в предоставлении субсидии являются четко определенными и не допускающими расширительного толкования.
При этом спорное условие предоставления субсидии предусматривает недопустимость случаев привлечения к ответственности самого получателя средств (подпункт 4 пункта 6 Порядка N 103).
Как верно указано судом первой инстанции из буквального толкования подпункта 4 пункта 6 Порядка N 103 следует, что именно получатель субсидии не должен быть привлечен к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что получатель субсидии СПК "Манкечурский" к административной ответственности за несоблюдение запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" не привлекался.
Согласно постановлению N 14 от 20.05.2022 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, установлено в отношении Рычкова А.Н. как должностного лица кооператива (т. 1, л.д. 19-21).
В этой связи суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что поскольку СПК "Манкечурский", выступая получателем субсидии как сельскохозяйственный товаропроизводитель, не был привлечен к административной ответственности, оснований для отказа в предоставлении субсидии в отношении него по приведенному основанию не имелось.
Доводы Министерства, приведенные и в апелляционной жалобе о том, что вина юридического лица в силу ст. 2.1 КоАП РФ определяется виной его должностных лиц, со ссылкой на часть 2 статьи 20.4 КоАП РФ обоснованно судом отклонены.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 ст. 20.4 КоАП РФ, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа не только на граждан, должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и на юридических лиц.
Таким образом, юридические лица и должностные лица признаются самостоятельными субъектами административной ответственности применительно к указанному нарушению.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Кроме того, части 1 и 2 статьи 2.10 КоАП РФ дополнительно устанавливают, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции верно указал, что привлечение к административной ответственности за нарушение правил противопожарной безопасности должностного лица кооператива не свидетельствует о применении данной ответственности в отношении самого юридического лица, с учетом чего позиция Министерства противоречит содержанию подпункта 4 пункта 6, подпункта 1 пункта 27 Порядка N 103, ограничивая заявителя в реализации его прав в сфере экономической деятельности.
Поскольку оспариваемый акт заинтересованного лица не отвечает закону, нарушает права и интересы заявителя как субъекта хозяйственной деятельности, оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении субсидии с учетом установленной совокупности условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ у суда первой инстанции не имелось.
Статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В этой связи, суд первой инстанции, признав незаконным уведомление Министерства N 05-16/326 от 21.04.2023 в целях восстановления прав и законных интересов заявителя обоснованно указал на необходимость устранения допущенного нарушения.
При этом доводы апелляционной жалобы Министерства в той части, что суд не указал способ, которым следует устранить нарушение основанием для отмены изи изменения принятого решения суда не являются.
Требование об устранении допущенных Министерством нарушении в отношении заявителя являлось производным. На каком-либо конкретном способе устранения допущенных нарушений в ходе рассмотрения дела заявитель не настаивал. В качестве действенного способа восстановления нарушенного права, с учетом того, что соответствие заявителя иным условиям предоставления субсидии Министерство не проверял, суд указал необходимость заинтересованного лица повторно рассмотреть вопрос предоставления субсидии кооперативу.
При таких данных оснований для отмены, либо изменения решения по доводам апелляционной жалобы в указанной части не имеется.
Доводы апелляционной жалобы относительно дефицита бюджета на предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета Забайкальского края, а также средств федерального бюджета поступивших в бюджет Забайкальского края на поддержку отдельных подотраслей животноводства в 2024 г. также не могут быть приняты, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Доводы жалобы заинтересованного лица в части необоснованного взыскания возврата государственной пошлины в размере 3 000 руб., уплаченной заявителем платежным поручением N 13 от 28.04.2023 при обращении в суд подлежат отклонению, поскольку данные судебные расходы взысканы судом с учетом положений ст. 110 АПК РФ, от возмещения которых Министерство не освобождено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае судом верно установлены обстоятельства дела, доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены, выводы суда основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2023 года по делу N А78-5604/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.С.ПОДШИВАЛОВА
Судьи
Е.А.БУДАЕВА
Н.В.ЛОМАКО