Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 N 04АП-343/2022 по делу N А58-5176/2021
Требование: О признании недействительным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 N 04АП-343/2022 по делу N А58-5176/2021
Требование: О признании недействительным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2022 г. по делу N А58-5176/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Антоновой О.П., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителей Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Саха (Якутия) Максимов А.В. (доверенность от 27.12.2021), Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" Шмидта П.А. (27.11.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2021 года по делу N А58-5176/2021,
установил:
публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402129031, ИНН 1435154181, далее - административный орган) о признании недействительным предписания от 06.07.2021 N 182/1/1.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2021 года по делу N А58-5176/2021 заявленные требования удовлетворены.
Административный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе. Полагает, что предписание вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства и является законным.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Определением суда от 15.02.2022 года судебное разбирательство отложено на 11 часов 00 минут 05 апреля 2022 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 27.01.2022, 16.02.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Доводов о неподсудности настоящего спора арбитражному суду сторонами не заявлено.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, сотрудниками управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) на основании распоряжения органа государственного пожарного надзора о проведении плановой выездной проверки от 02.09.2019 N 501 проведена проверка в отношении объекта надзора ПАО "Якутскэенрго", расположенного по адресу: г. Якутск, Вилюйский тракт, 6 км, 8 км.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
1. В четвертом и пятом этаже местах пересечения противопожарных стен инженерными коммуникациями, образовавшиеся отверстия не заделаны негорючим строительным раствором (п. 21, п. 22 ППР N 390);
2. В четвертом и пятом этаже в пространстве между межэтажным перекрытием и фальшпотолком, с расстоянием между ними более 0,40 м, не установлены дополнительные дымовые пожарные извещатели автоматической установки пожарной сигнализации (п. 61 ППР N 390);
3. Помещение архива не отделено противопожарной дверью (п. 5.6.4 СП 4.13130.2013);
4. В помещении архива (каб. 520) отсутствует автоматическая установка пожаротушения (таблица А. 3 п. 27.1. СП 5.13130.2009);
5. Помещение мастерской КТЦ на 1 этаже АБК (каб. 139) не заблокировано дымовым извещателем установки автоматической пожарной сигнализации (п. 61 ППР N 390, НПБ 110-03);
6. Время прибытия первого пожарного подразделения до объекта защиты составляет более 10 минут (ст. 79 ФЗ N 123);
7. Коридор на 1 этаже не заблокирован пожарными извещателями установки автоматической пожарной сигнализации (п. 61 ППР N 390, НПБ 110-03);
8. Ограждающая стена, выполненная из вертикально установленных железобетонных плит по периметру Склада, в местах стыков железобетонных плит с нарушенной целостностью конструкции (имеют глубокие трещины) (п. 3 ст. 66 ФЗ N 123, п. 9.1 ГОСТ 30247.0-94);
9. Здание не заблокировано автоматической установкой пожаротушения (п. 4, таблица А. З СП 5.13130.2009).
По результатам внеплановой выездной проверки ПАО "Якутскэнерго" выдан Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от 02.10.2021 N 501 и Предписание от 09.10.2021 N 501/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее по тексту - Предписание N 501/1/1) со сроком устранения выявленных нарушений до 08.10.2020 г.
По истечении срока устранения выявленных нарушений, установленного Предписанием N 501/1/1, ПАО "Якутскэнерго" направило в адрес Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Якутску УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) письмо с просьбой о переносе срока проверки устранения нарушений по Предписанию N 501/1/1 на 09.04.2021 в связи со сложной эпидемиологической ситуацией на территории Республики Саха (Якутия) из-за новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Решением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 26.11.2020 принято решение о продлении срока выполнения Предписания N 501/1/до 08.04.2021.
По истечении продленного срока устранения выявленных нарушений по Предписанию N 501/1/1 на основании Распоряжения органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 25.05.2021 N 182 сотрудниками УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) проведена проверка устранения нарушений ПАО "Якутсэнерго".
По результатам внеплановой выездной проверки 06.07.2021 ПАО "Якутскэнерго" выдан Акт проверки N 182 и Предписание от 06.07.2021 N 182/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, согласно которому ПАО "Якутскэнерго" не устранено следующее нарушение:
1. Время прибытия первого пожарного подразделения до объекта защиты составляет более 10 минут (ст. 79 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В предписании указано на необходимость устранения выявленных нарушений в срок до 06.07.2021.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела, надзорным органом при проверке ПАО "Якутскэнерго" установлено, что время прибытия первого пожарного подразделения до объекта защиты составляет более 10 минут (ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В соответствии с частью 1 статьи 76 Закона N 123-ФЗ дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо (часть 2).
Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности (часть 3).
Вместе с тем, предписание не содержит указания на норму права, возлагающую обеспечение соблюдения требования статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на ООО "ПАО "Якутскэнерго".
Исходя из положений пункта 10 части 1 статьи 16, пункта 8.1 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11.1, 16, 18, 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" создание подразделений пожарной охраны, а также организация тушения пожаров относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что из акта проверки от 06.07.2021 N 182 не усматривается каким образом осуществлялось измерение времени прибытия первого подразделения к месту вызова, расстояние (путь) подразделения, а также устанавливалось время прибытия первого подразделения, не указаны конкретные обстоятельства нарушения Обществом приведенного требования, в том числе когда были допущены такие нарушения и чем это подтверждается.
В соответствии с представленным в материалах деле актом времени фактического прибытия первого подразделения СПЧС ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) до филиала ПАО "Якутскэнерго" ЯГРЭС-2 хронометраж, проведенный 22.06.2021 специализированной пожарно-спасательной частью ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) с использованием секундомеров, прошедших соответствующую поверку, с привлечением "АЦ-5,5-40" на базе УРАЛ-5557 показал время прибытия до филиала ПАО "Якутскэнерго" ЯГРЭС-2, расположенного по адресу: г. Якутск, Вилюйский тракт, 8 км (расстояние от пожарного депо до объекта 6 км) - 12 минут 10 секунд.
При этом ссылки на указанный акт не содержатся в акте проверки, ни в содержании акта, ни в его приложении, также не указано и в оспариваемом предписании.
Кроме того, из самого акта прибытия первого подразделения от 22.06.2021 также не следует в рамках каких надзорных мероприятиях проведен хронометраж.
В судебном заседании 05.04.2022 представитель апеллянта также подтвердил судебной коллегии, что доказательств того, что время прибытия первого пожарного подразделения до объекта защиты составляет более 10 минут, не имеется (видеозапись судебного заседания 05.04.2022)
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что у органа пожарного надзора отсутствуют правовые основания для понуждения ПАО Якутскэнерго" к решению вопросов по определению места нахождения подразделений пожарной охраны и определения порядка прибытия первого подразделения к месту вызова.
При этом суд учтено, что при строительстве Якутской ГРЭС-2 была утверждена проектная документация "Строительство Якутской ГРЭС-2", которая получила положительное заключение главной государственной экспертизы. Объект был введен в эксплуатацию в соответствии с нормами Градостроительного законодательства РФ, что Управлением не оспаривается и надлежащим образом не опровергнуто.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, оспариваемое предписание нельзя признать соответствующим закону.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2021 года по делу N А58-5176/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
О.П.АНТОНОВА
Е.О.НИКИФОРЮК