Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А19-18778/2013
Требование: О признании незаконными и отмене постановлений о назначении административных наказаний, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.27, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А19-18778/2013
Требование: О признании незаконными и отмене постановлений о назначении административных наказаний, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.27, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. по делу N А19-18778/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2014 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Д.Н. Рылова, Э.В. Ткаченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Группа Илим" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2014 года по делу N А19-18778/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Группа Илим" (ОГРН 5067847380189, ИНН 7840346335, г. Санкт-Петербург, ул. Марата 17) к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, г. Иркутск, ул. Горького 31) о признании незаконными постановлений о назначении административных наказаний от 27.11.2013 года, от 28.11.2013 года, предусмотренных
частью 1 статьи 8.25,
части 1 статьи 8.27,
части 1 статьи 8.31,
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Открытое акционерное общество "Группа "Илим", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке
статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене постановлений территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области о назначении административных наказаний от 27.11.2013 года N 138-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 139-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 140-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 141-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 142-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 143-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 144-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 145-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 146-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 147-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 148-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 149-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 150-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 151-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 152-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 153-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 154-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 155-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 156-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 157-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 158-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 159-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 160-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 161-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 162-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 163-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 164-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 165-38-19/13, от 27.11.2013 г. N 166-38-19/13, от 28.11.2013 г. N 167-38-19/13, от 28.11.2013 г. N 168-38-19/13, от 28.11.2013 г. N 169-38-19/13, от 28.11.2013 г. N 170-38-19/13, от 28.11.2013 г. N 171-38-19/13.
Решением суда первой инстанции от 18 октября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, о правомерном привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 8.25,
ч. 1 ст. 8.27,
ч. 1 ст. 8.31,
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, при отсутствии нарушения норм процессуального права со стороны административного органа.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Из апелляционной жалобы следует, выявленные нарушения совершены в одно время на территории одного лесничества при использовании леса по одному договору аренды лесного участка, соответственно, эти нарушения независимо от количества пунктов правил и мест заготовки древесины образуют единые составы административных правонарушений, в связи с чем, оснований для составления не одного, а 59 протоколов об административных правонарушениях у административного органа не имелось.
Кроме того, заявитель полагает, что в отношении него должен был быть составлен один протокол об административном правонарушении и вынесено одно постановление о назначении административного наказания в порядке
части 2 статьи 4.4 Кодекса за все выявленные нарушения лесного законодательства. Однако, заявитель, в нарушение положения
п. 5 ст. 4.1 Кодекса понес административную ответственность неоднократно за одни и те же административные правонарушения.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 67200273541223, 367200273541230.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200273541247.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 08.05.2014.
Согласно
пункту 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке
частей 1,
6 статьи 121,
статей 122,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Группа "Илим" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 5067847380189, и в соответствии с договором от 24.12.2008 г. N 91-22-20/8 аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, является арендатором лесного участка площадью 294 745,4 га, местоположение: Иркутская обл., территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, лесничество Северное, эксплуатационные леса: Зелиндинско-Катинское участковое лесничество "Капаевская дача", кварталы NN 1-8, 10-107, 109-114, 116-126, 130-140, 143-162; Зелиндинско-Катинское участковое лесничество "Нерюндинская дача", кварталы NN 1-175, 178-296.
На основании Положения об Агентстве лесного хозяйства Иркутской области, утвержденного постановлением Администрации Иркутской области от 31.10.2007 г. N 237-па, Положения о территориальном отделе агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству, утвержденного приказом руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 19.10.2012 г. N 3-апр, подпункта "б" пункта 8 договора аренды лесного участка от 24.12.2008 г. N 91-22-20/8, 23.09.2013 г. комиссией Территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству проведена проверка соблюдения Обществом договорных обязательств.
По итогам проверки соблюдения договорных обязательств должностными лицами административного органа составлен акт от 11.10.2013 (т. 6,л.д.6-32), которым зафиксированы следующие допущенные Обществом нарушения правил заготовки древесины, правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства, правил санитарной безопасности в лесах, правил пожарной безопасности в лесах.
В ходе проверки установлено, что в нарушение
пункта 24 Правил заготовки древесины (далее -
Правила заготовки древесины), утвержденных
приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. N 337, в квартале 7 деляны 1 выделы 15, 22, 37 Нерюндинской дачи Зелендинско-Катинского участкового лесничества Сверенного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области в точках 2 и 4 отсутствуют столбы на углах лесосеки (деляны).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 12.11.2013 N 196-38-19/13 (т. 2,л.д.1) об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 138-38-19/13 (т. 2,л.д.83-87) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В нарушение пункта 24 Правил заготовки древесины в квартале 7 деляны 1 выделы 15, 22, 37 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области в точках 5 и 8 не указана площадь в гектарах в надписи на установленных угловых лесосечных (деляночных) столбах.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 12.11.2013 г. N 197-38-19/13 (т. 2,л.д.2) об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 139-38-19/13 (т. 2,л.д.88-98) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В нарушение абзаца 3 пункта 26 Правил заготовки древесины в квартале 7 деляны 1 выделы 15, 22, 37 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области лесосеменные куртины сохранены в количестве 9 штук, в натуре ограничены прорубленными граничными визирами без установки столбов на углах поворота, углы поворота на всех 9 семенных куртинах сделаны на растущих деревьях.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 12.11.2013 г. N 198-38-19/13 (т. 2,л.д.3) об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 140-38-19/13 (т. 2,л.д.92-96) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В квартале 7 деляны 1 выделы 15, 22, 37 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области согласно пункту 4.5 раздела 4 технологической карты предусмотрено сохранение подроста на площади 24,6 га в количестве 4,0 тыс. шт. /га. В соответствии с перечетной ведомостью оставшегося после вырубки подроста количество подроста составляет 0,85 тыс. шт. /га, что противоречит условиям технологической карты и свидетельствует о нарушении
подпункта "г" пункта 13,
пункта 53 Правил заготовки древесины, подпункта 2.7 приложения N 2, пункта 13 Правил лесовосстановления (далее - Правила лесовосстановления), утвержденных
приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 г. N 183.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 12.11.2013 г. N 199-38-19/13, от 12.11.2013 (т. 2,л.д.4-5) N 200-38-19/13 (т. 2,л.д.6), и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 141-38-19/13 (т. 2,л.д.97-99) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
статьей 8.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В нарушение
пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417,
подпункта "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, подпункта "к" пункта 13, пунктов 53, 61 Правил заготовки древесины в квартале 32 деляны 4 выдел 2 Нерюндинской дачи Зелиндинского-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области не произведена очистка лесосеки от порубочных остатков на площади 16 га, а именно на месте рубки оставлены порубочные остатки, сучья стволов, срубленных деревьев, не произведено сжигание куч и валов с порубочными остатками на погрузочных площадках.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 12.11.2013 г. N 201-38-19/13 (т. 2, л.д. 7-8), от 12.11.2013 г. N 202-38-19/13 (т. 2,л.д.9-10), от 12.11.2013 г. N 203-38-19/13 (т. 2,л.д.11-12) и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 142-38-19/13 (т. 2,л.д.100-102) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
частью 1 статьи 8.31,
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В нарушение пункта 24 Правил заготовки древесины в квартале 16 деляны 1 выделы 2, 14, 34 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области на углах лесосеки угловые столбы сделаны на растущих деревьях, верх столбов не отпилен, надписи на угловых лесосечных (деляночных) столбах отсутствуют.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 12.11.2013 г. N 204-38-19/13 (т. 2,л.д.13) об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 143-38-19/13 (т. 2,л.д.103-105) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В квартале 16 деляны 1 выделы 2, 14, 34 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области согласно пункту 4.5 раздела 4 технологической карты предусмотрено сохранение подроста на площади 17,7 га в количестве 2,0 тыс. шт. /га. В соответствии с перечетной ведомостью оставшегося после вырубки подроста количество подроста составляет 0,6 тыс. шт. /га, что противоречит условиям технологической карты и свидетельствует о нарушении
подпункта "г" пункта 13,
пункта 53 Правил заготовки древесины, подпункта 2.7 приложения N 2, пункта 13 Правил лесовосстановления.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 12.11.2013 г. N 205-38-19/13, от 12.11.2013 (т. 2,л.д.14-15) N 206-38-19/13 (т. 2,л.д.16), и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 144-38-19/13 (т. 2,л.д.106-108) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
статьей 8.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В нарушение абзаца 3 пункта 26 Правил заготовки древесины в квартале 16 деляны 1 выделы 2, 14, 34 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области лесосеменные куртины сохранены в количестве 4 штук, в натуре ограничены прорубленными граничными визирами без установки столбов на углах поворота, углы поворота на всех 4 семенных куртинах сделаны на растущих деревьях.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 12.11.2013 г. N 207-38-19/13 (т. 2,л.д.17) об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 145-38-19/13 (т. 2,л.д. 109-111), к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В нарушение подпункта "з" пункта 13 Правил заготовки древесины в квартале 16 деляны 1 выделы 2, 14, 34 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области на лесосеке оставлена и не вывезена в установленный срок древесина породы береза в объеме 141 куб. м.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 12.11.2013 г. N 208-38-19/13 (т. 2,л.д.18) об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 146-38-19/13 (т. 2,л.д.112-114) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В нарушение
пункта 9 Правил Пожарной безопасности в лесах,
подпункта "е" пункта 39,
пункта 43 Правил санитарной безопасности в лесах, подпункта "б" пункта 13 Правил заготовки древесины в квартале 50 деляны 1 выделы 6,35 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области произведено сдвигание порубочных остатков к стене леса (захламление стены леса) по линии от точки 18 до точки 1 на протяжении 205 м.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 12.11.2013 г. N 209-38-19/13 (т. 2,л.д.19), от 12.11.2013 г. N 210-38-19/13 от 12.11.2013 (т. 2,л.д.20), N 211-38-19/13 (т. 2,л.д.21), и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 147-38-19/13 (т. 2,л.д.118-120) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
частью 1 статьи 8.31,
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В нарушение
пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах,
подпункта "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, подпункта "к" пункта 13, пунктов 53, 61 Правил заготовки древесины в квартале 16 деляны 1 выделы 2, 14, 34 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области не произведена очистка лесосеки от порубочных остатков на площади 24 га, а именно: на месте рубки оставлены порубочные остатки, сучья стволов, срубленных деревьев, не произведено сжигание куч и валов с порубочными остатками на погрузочных площадках.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 12.11.2013 N 212-38-19/13 (т. 2,л.д.22-23), от 12.11.2013 г. N 213-38-19/13 (т. 2,л.д.24-25), от 12.11.2013 г. N 214-38-19/13 (т. 2,л.д.26-27) и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 148-38-19/13 (т. 2,л.д.118-120) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
частью 1 статьи 8.31,
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В нарушение пункта 24 Правил заготовки древесины в квартале 31 деляны 5 выделы 38, 40 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области на угловых лесосечных столбах в точках 2, 3, 4, 5, 6, 8 нет надписи, в точке не указан выдел 38, неправильно указан год рубки, не указана площадь в гектарах.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 12.11.2013 г. N 215-38-19/13 (т. 2,л.д.28) об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 149-38-19/13 (т. 2,л.д.121-122) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В нарушение абзаца 3 пункта 26 Правил заготовки древесины в квартале 111 деляны 1 выдел 28 Нерюндинской дачи Зелендинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области лесосеменная куртина сохранена в количестве 1 штуки, в натуре ограничена прорубленными граничными визирами без установки столбов на углах поворота, углы поворота на лесосеменной куртине сделаны на растущих деревьях.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 12.11.2013 г. N 216-38-19/13 (т. 2,л.д.29) об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013. N 150-38-19/13 (т. 2,л.д.123-124) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В квартале 31 деляны 5 выделы 38, 40 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области согласно пункту 4.5 раздела 4 технологической карты предусмотрено сохранение подроста на площади 13,3 га в количестве 3,0 тыс. шт. /га. В соответствии с перечетной ведомостью оставшегося после вырубки подроста количество подроста составляет 0,79 тыс. шт. /га, что противоречит условиям технологической карты и свидетельствует о нарушении
подпункта "г" пункта 13,
пункта 53 Правил заготовки древесины, подпункта 2.7 приложения N 2, пункта 13 Правил лесовосстановления.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 12.11.2013 г. N 217-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 218-38-19/13 (т. 2,л.д.32) и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 151-38-19/13 (т. 2, л.д. 125-127) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
статьей 8.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В нарушение
пункта 9 Правил Пожарной безопасности в лесах,
подпункта "е" пункта 39,
пункта 43 Правил санитарной безопасности в лесах, подпункта "б" пункта 13 Правил заготовки древесины в квартале 31 деляны 5 выделы 38, 40 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области произведено сдвигание порубочных остатков к стене леса (захламление стены леса) по линии от точки 2 до точки 3 на расстоянии 313 м, от точки 3 до точки 4 на расстоянии 185 м, от точки 4 до точки 5 на расстоянии 239 м, от точки 5 до точки 6 на расстоянии 177 м.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 12.11.2013 г. N 219-38-19/13 от 12.11.2013 (т. 2,л.д.33), N 220-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 221-38-19/13 и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 152-38-19/13 (т. 2,,л.д.131-132) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
частью 1 статьи 8.31,
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В нарушение
пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах,
подпункта "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, подпункта "к" пункта 13, пунктов 53, 61 Правил заготовки древесины в квартале 31 деляны 5 выделы 38, 40 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области не произведена очистка лесосеки от порубочных остатков на площади 7 га, а именно: на месте рубки оставлены порубочные остатки, сучья стволов, срубленных деревьев, не произведено сжигание куч и валов с порубочными остатками на погрузочных площадках.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 12.11.2013 г. N 222-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 223-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 224-38-19/13 и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 153-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
частью 1 статьи 8.31,
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В нарушение пункта 24 Правил заготовки древесины в квартале 32 деляны 1 выделы 26, 27, 33 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области на установленных угловых столбах отсутствует надпись, не указана рубка, не указан квартал, не указаны выделы 26, 27, 33, не указан год рубки, не указана площадь в гектарах.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 12.11.2013 г. N 225-38-19/13 об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 154-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В нарушение абзаца 3 пункта 26 Правил заготовки древесины в квартале 32 деляны 1 выделы 26, 27, 33 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области лесосеменные куртины сохранены в количестве 2 штук, в натуре ограничены прорубленными граничными визирами без установки столбов на углах поворота, углы поворота на лесосеменных куртинах сделаны на растущих деревьях.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 12.11.2013 г. N 226-38-19/13 об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 155-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В нарушение
пункта 9 Правил Пожарной безопасности в лесах,
подпункта "е" пункта 39,
пункта 43 Правил санитарной безопасности в лесах, подпункта "б" пункта 13 Правил заготовки древесины в квартале 32 деляны 1 выделы 26, 27, 33 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области произведено сдвигание порубочных остатков к стене леса (захламление стены леса) по линии от точки 1 до точки 2 на расстоянии 127 м, от точки 2 до точки 3 на расстоянии 341 м, от точки 4 до точки 5 на расстоянии 196 м, от точки 5 до точки 6 на расстоянии 109 м, от точки 6 до точки 7 на расстоянии 231 м, от точки 13 до точки 1 на расстоянии 172 м.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 12.11.2013 г. N 227-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 228-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 229-38-19/13 и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 156-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
частью 1 статьи 8.31,
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В нарушение
пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах,
подпункта "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, подпункта "к" пункта 13, пунктов 53, 61 Правил заготовки древесины в квартале 32 деляны 1 выделы 26, 27, 33 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области не произведена очистка лесосеки от порубочных остатков на площади 14 га, а именно: на месте рубки оставлены порубочные остатки, сучья стволов, срубленных деревьев, не произведено сжигание куч и валов с порубочными остатками на погрузочных площадках.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 12.11.2013 г. N 230-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 231-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 232-38-19/13 и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 157-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
частью 1 статьи 8.31,
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В нарушение абзаца 3 пункта 26 Правил заготовки древесины в квартале 32 деляны 2 выделы 40, 43, 44, 46 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области лесосеменные куртины сохранены в количестве 2 штук, в натуре ограничены прорубленными граничными визирами без установки столбов на углах поворота, углы поворота на лесосеменных куртинах сделаны на растущих деревьях.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления протокола от 12.11.2013 г. N 233-38-19/13 об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 158-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В квартале 32 деляны 2 выделы 40, 43, 44, 46 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области согласно пункту 4.5 раздела 4 технологической карты предусмотрено сохранение подроста на площади 18,3 га в количестве 4,0 тыс. шт. /га. В соответствии с перечетной ведомостью оставшегося после вырубки подроста количество подроста составляет 0,3 тыс. шт. /га, что противоречит условиям технологической карты и свидетельствует о нарушении
подпункта "г" пункта 13,
пункта 53 Правил заготовки древесины, подпункта 2.7 приложения N 2, пункта 13 Правил лесовосстановления.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 12.11.2013 г. N 234-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 235-38-19/13 и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 159-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
статьей 8.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В нарушение абзаца 3 пункта 26 Правил заготовки древесины в квартале 32 деляны 3 выдел 42 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области лесосеменные куртины сохранены в количестве 4 штук, в натуре отграничены прорубленными граничными визирами без установки столбов на углах поворота, углы поворота на лесосеменных куртинах сделаны на растущих деревьях.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 12.11.2013 г. N 236-38-19/13 об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 160-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В квартале 32 деляны 3 выдел 42 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области согласно пункту 4.5 раздела 4 технологической карты предусмотрено сохранение подроста на площади 13,5 га в количестве 3,0 тыс. шт. /га. В соответствии с перечетной ведомостью оставшегося после вырубки подроста количество подроста составляет 0,9 тыс. шт. /га, что противоречит условиям технологической карты и свидетельствует о нарушении
подпункта "г" пункта 13,
пункта 53 Правил заготовки древесины, подпункта 2.7 приложения N 2, пункта 13 Правил лесовосстановления.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 12.11.2013 г. N 237-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 238-38-19/13 и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 161-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
статьей 8.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В нарушение пункта 24 Правил заготовки древесины в квартале 32 деляны 4 выдел 2 Нерюндинской дачи на угловых лесосечных (деляночных столбах) отсутствуют надписи, не указана рубка, не указан квартал, не указан выдел 2, не указан год рубки, не указана площадь в гектарах.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 13.11.2013 г. N 239-38-19/13 об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 162-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В нарушение
пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах,
подпункта "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, подпункта "к" пункта 13, пунктов 53, 61 Правил заготовки древесины в квартале 32 деляны 4 выдел 2 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области не произведена очистка лесосеки от порубочных остатков на площади 16 га, а именно: на месте рубки оставлены порубочные остатки, сучья стволов, срубленных деревьев, не произведено сжигание куч и валов с порубочными остатками на погрузочных площадках.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 13.11.2013 г. N 241-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 242-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 243-38-19/13 и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 164-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
частью 1 статьи 8.31,
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В нарушение пункта 24 Правил заготовки древесины в квартале 50 деляны 1 выделы 6, 35 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области на угловых лесосечных (деляночных) столбах отсутствуют надписи, не указана площадь в гектарах.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 13.11.2013 г. N 244-38-19/13 об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 165-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В нарушение абзаца 3 пункта 26 Правил заготовки древесины в квартале 50 деляны 1 выделы 6, 35 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области лесосеменные куртины сохранены в количестве 2 штук, в натуре отграничены прорубленными граничными визирами без установки столбов на углах поворота, углы поворота на лесосеменных куртинах сделаны на растущих деревьях.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 13.11.2013 г. N 245-38-19/13 об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 27.11.2013 г. N 166-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В нарушение подпункта "з" пункта 13 Правил заготовки древесины в квартале 50 деляны 1 выделы 6, 35 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области на лесосеке оставлена и не вывезена в установленный срок древесина породы ель, пихта в объеме 40 куб. м.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протокола от 13.11.2013 г. N 246-38-19/13 об административном правонарушении и привлечения Общества постановлением от 28.11.2013 г. N 167-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
В нарушение
пункта 9 Правил Пожарной безопасности в лесах,
подпункта "е" пункта 39,
пункта 43 Правил санитарной безопасности в лесах, подпункта "б" пункта 13 Правил заготовки древесины в квартале 50 деляны 1 выделы 6, 35 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области произведено сдвигание порубочных остатков к стене леса (захламление стены леса) по линии от точки 1 до точки 2 на расстоянии 507 м, от точки 2 до точки 3 на расстоянии 442 м.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 13.11.2013 г. N 247-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 248-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 249-38-19/13 и привлечения Общества постановлением от 28.11.2013 г. N 168-38-19/13 (т. 2, л.д. 172-173) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
частью 1 статьи 8.31,
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В нарушение
пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах,
подпункта "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, подпункта "к" пункта 13, пунктов 53, 61 Правил заготовки древесины в квартале 50 деляны 1 выделы 6, 35 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области не произведена очистка лесосеки от порубочных остатков на площади 13 га, а именно: на месте рубки оставлены порубочные остатки, сучья стволов, срубленных деревьев, не произведено сжигание куч и валов с порубочными остатками на погрузочных площадках.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя протоколов об административном правонарушении от 13.11.2013 г. N 250-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 251-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 252-38-19/13 и привлечения Общества постановлением от 28.11.2013 г. N 169-38-19/13 к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25,
частью 1 статьи 8.31,
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В нарушение абзаца 3 пункта 26 Правил заготовки древесины в квартале 111 деляны 1 выдел 28 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области лесосеменная куртина сохранена в количестве 1 штуки, в натуре отграничена прорубленными граничными визирами без установки столбов на углах поворота, углы поворота на лесосеменной куртине сделаны на растущих деревьях.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления протокола от 13.11.2013 года N 254-38-19/13 (т. 2,л.д.82) об административном правонарушении и о привлечении Общества постановлением от 28.11.2013 г. N 171-38-19/13 (т. 2,л.д.180) к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает правильной позицию суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава вмененных ему правонарушений, исходя из следующего.
В соответствии с
частями 6 и
7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Диспозиция части 1 статьи 8.27 предусматривает административную ответственность за нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства.
Таким образом, объективная сторона вышеназванных административных правонарушений, предусмотренных
частью 1 статей 8.25,
8.27,
8.31,
8.32 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, состоящих в пользовании лесными участками с нарушением условий, предусмотренных правилами заготовки древесины, а также требований пожарной и санитарной безопасности.
В силу
части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правилами заготовки древесины, утвержденными
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (действуют с 31.01.2012), установлены требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
В соответствии с
подп. "б",
"к" пункта 13 Правил N 337 при заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки; не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
В соответствии с пунктом 18 Правил в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Пунктом 21 Правил закреплено, что работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают, в том числе, прорубку визиров шириной не более 1 м, за исключением сторон, отграниченных видимыми квартальными просеками, граничными линиями, таксационными визирами, не покрытыми лесной растительностью землями и лесными культурами или обозначение границы лесосеки иным способом без рубки деревьев; постановку столбов на углах лесосек.
Углы лесосек закрепляются столбами диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбах делается надпись с указанием номеров квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который предусмотрена рубка, номеров лесосек и их площади в гектарах (пункт 24 Правил).
В силу абзаца 3 пункта 26 Правил, отграничение семенных куртин и полос, а также выделов с невыраженными естественными границами (приспевающие лесные насаждения, природные объекты, подлежащие сохранению) производится прорубкой граничных визиров с установкой столбов, на которых делается надпись "НЭ" (неэксплуатационный участок лесосеки).
Согласно пункту 61 Правил заготовки очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. В данном пункте Правил определены способы очистки мест рубок, в том числе укладкой порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке.
Поскольку указанные Правила устанавливают единые требования к заготовке древесины в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Несоблюдение указанных требований в соответствии с определенными условиями является нарушением указанных Правил.
Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований
правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила N 417). Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с
пунктом 9 Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В силу
пункта 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Кроме того,
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены
Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила N 414), в подпункте "б" пункта 39 которых закреплено, что при использовании лесов не допускается, в том числе невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
В
подпункте "е" пункта 39 Правил N 414 установлено, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Как полагает суд апелляционной инстанции, судом первой инстанции правильно установлено и следует из материалов административного производства, что лесные участки, расположенные в кварталах NN 1-175, 178-296 Нерюндинской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества Усть-Илимского района Иркутской области, используются заявителем на основании договора от 24.12.2008 г. N 91-22-20/8 аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
В ходе проведенной комиссией Территориального отдела проверки соблюдения арендатором договорных обязательств выявлен ряд допущенных Обществом на арендуемом лесном участке нарушений требований
правил заготовки древесины, лесовосстановления, санитарной безопасности в лесах, пожарной безопасности в лесах.
В силу
статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно
части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными
КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (
часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с
частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В
пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных
частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Факт нарушений обществом условий, предусмотренных правилами заготовки древесины, а также требований пожарной и санитарной безопасности подтверждается в полном объеме имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, договором от 24.12.2008 г. N 91-22-20/8 аренды земельного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов; лесными декларациями; технологическими картами разработки лесосек; актом от 11.10.2013 г. проведения проверки, соблюдения договорных обязательств, а также схемами, фототаблицами, ведомостями учета подроста и молодняка, являющимися приложением к акту проверки; протоколами об административном правонарушении от 12.11.2013 г. N 196-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 197-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 198-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 199-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 200-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 201-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 202-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 203-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 204-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 205-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 206-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 207-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 208-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 209-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 210-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 211-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 212-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 213-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 214-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 215-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 216-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 217-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 218-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 219-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 220-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 221-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 222-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 223-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 224-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 225-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 226-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 227-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 228-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 229-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 230-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 231-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 232-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 233-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 234-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 235-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 236-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 237-38-19/13, от 12.11.2013 г. N 238-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 239-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 241-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 242-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 243-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 244-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 245-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 246-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 247-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 248-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 249-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 250-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 251-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 252-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 253-38-19/13, от 13.11.2013 г. N 254-38-19/13. (т. 2,л.д.1-1-82).
Кроме того, факт совершения правонарушения заявителем по существу не оспаривается.
Оценив вышеуказанные доказательства по правилам
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что общество своими действиями допустило нарушение условий, предусмотренных правилами заготовки древесины, а также требований пожарной и санитарной безопасности в лесах, то есть совершило правонарушения, предусмотренные
ч. 1 ст. 8.25,
8.27,
ч. 1 ст. 8.31 и
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
На основании
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В
пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц
КоАП РФ формы вины (
статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в
части 1 или
части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Как указано выше, в рассматриваемом случае материалами дела в полном объеме подтверждается, что ОАО "Группа "Илим" не приняло всех зависящих от него мер к надлежащему соблюдению требований, установленных Правилами заготовки древесины N 337, Правилами санитарной безопасности N 414, п. 9, п. 16 Правилами пожарной безопасности N 417.
Надлежащих доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции правильно установлено, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
ч. 1 ст. 8.25 ст. 8.27,
ч. 1 ст. 8.31 и
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, административным органом доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 1 ст. 8.25,
ст. 8.27,
ч. 1 ст. 8.31 и
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, установленных
КоАП РФ, не позволивших административному органу полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом первой инстанции не установлено.
О времени и месте составления протоколов об административном правонарушении и рассмотрения административного дела общество было извещено заблаговременно и надлежащим образом, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела почтовые уведомления о вручении представителю общества извещений о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, соответственно, имело возможность реализовать права, предоставленные ему как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Общество было многократно привлечено к административной ответственности за одни и те же правонарушения, нарушении административным органом положений
части 5 статьи 4.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции оцениваются критически и отклоняются по следующим основаниям.
Как верно был указано судом первой инстанции, из содержания пункта 53 Правил заготовки древесины следует, что организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации, то есть лесосека является отведенным для заготовки древесины участком леса.
В силу
части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной
приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 N 516.
Оснований полагать, что Обществом допущено одно правонарушения у административного органа не имелось, по следующим основаниям.
Согласно
части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В силу
части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего
Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из
ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что она подлежит применению, только в случае, когда лицо одним действием, совершает два или более правонарушений, за каждое из которых предусмотрена индивидуальная ответственность предусмотренная Кодексом. Между тем, в данном случае общество совершало противоправные деяния разными действиями, совершенными на разных лесных участках и в разное время.
В силу указанного, наказание назначено административным органом в пределах санкций, установленных часть 1 статьи 8.25, статьей 8.27, частью 1 статьи 8.31,часть. 1
статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за каждое противоправное действие, а в случаях, когда Обществом было совершено одно действие, выразившееся одновременно в нарушении требований Правил заготовки древесины, Правил лесовосстановления, Правил санитарной безопасности либо Правил пожарной безопасности в лесах, административное наказание назначено Территориальным отделом по правилам
ч. 2 статьи 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что составление нескольких протоколов о допущенных обществом нарушениях, хотя и выявленных в рамках одного мероприятия по контролю, не могут влиять на самостоятельную квалификацию совершенного деяния, рассматриваемого по настоящему делу.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных
статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "18" марта 2014 года по делу N А19-18778/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО