Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу N А33-11690/2013
Требование: Об отмене постановления.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу N А33-11690/2013
Требование: Об отмене постановления.
Решение: Требование удовлетворено.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. по делу N А33-11690/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "16" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" декабря 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "15" октября 2013 года по делу N А33-11690/2013, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
муниципальное бюджетное учреждение "Молодежный центр "Зеркало" Центрального района" (ИНН 2466096728, ОГРН 1022402662534) (далее - МБУ МЦ "Зеркало", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Красноярску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (ИНН 2466154948, ОГРН 1072466011936) (далее - административный орган, ответчик) об отмене постановления от 11.06.2013 N 1659.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 октября 2013 года признано незаконным и отменено постановление от 11.06.2013 N 1659 о привлечении МБУ МЦ "Зеркало" к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Не согласившись с решением арбитражного суда, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает следующее:
- учреждением не обеспечено выполнение требований "
СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009), что образует объективную сторону вмененного административного правонарушения;
- материалами дела не подтверждается принятие учреждением достаточных мер, направленных на обеспечение выполнение установленных требований, то есть вина является доказанной.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 22.04.2013 N 1290 административным органом проведена проверка соблюдения МБУ МЦ "Зеркало" требований пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 47.
Усмотрев в действиях (бездействии) учреждения признаки состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса государственный инспектор г. Красноярска по пожарному надзору Савина Е.А. составила протокол об административном правонарушении от 27.05.2013 N 1659, в котором отражены нарушения учреждением
пункта 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима),
статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009:
- ширина эвакуационного выхода, ведущего из помещений подвального этажа непосредственно наружу (комната N 1 пом. N 163 технического паспорта, составленного по состоянию на 16.01.2013) составляет менее 0,8 м;
- высота эвакуационного выхода, ведущего из помещений подвального этажа непосредственно наружу (комната N 1 пом. N 163 технического паспорта, составленного по состоянию на 16.01.2013) составляет менее 1,9 м.
Постановлением от 11.06.2013 N 1659, вынесенным заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Федорченко А.М., МБУ МЦ "Зеркало" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса. Учреждению назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 152 000 рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со
статьей 123 Конституции Российской Федерации,
статьями 7,
8,
9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно
статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно
части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении, принятие оспариваемого постановления о назначении административного наказания.
Исходя из
части 1 статьи 28.3,
статьи 23.34 Кодекса,
Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05.04.2012 N 176, протокол об административном правонарушении от 27.05.2013 N 1659 составлен, постановление по делу об административном правонарушении от 11.06.2013 N 1659 вынесено уполномоченными должностными лицами.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений процедуры привлечения учреждения к административной ответственности, в том числе требования, установленные
статьями 28.2,
29.7 Кодекса для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, административным органом соблюдены; права учреждения, установленные
статьей 25.1 Кодекса, иные права, предусмотренные
Кодексом, обеспечены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждается состав административного правонарушения, вмененного учреждению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами в связи со следующим.
В соответствии со
статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно
части 4 статьи 20.4 Кодекса, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Административный орган вменяет учреждению нарушение
пункта 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390,
статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 4.2.5 СП 1.13130.2009. В частности указано, что ширина эвакуационного выхода, ведущего из помещений подвального этажа непосредственно наружу составляет менее 0,8 м; высота эвакуационного выхода, ведущего из помещений подвального этажа непосредственно наружу составляет менее 1,9 м.
В соответствии с
частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный
закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным
законом, требования пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
Согласно
пункту 33 Правил противопожарного режима при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Согласно
пункту 4.2.5 СП 1.13130.2009 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.
Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев.
Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что требования СП 1.13130.2009 обязательны для учреждения.
В соответствии с
частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу
частей 1,
3 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, расчет пожарного риска не требуется.
В силу положений
частей 1,
7 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений) и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального
закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.
Из пояснений административного органа следует, что учреждением в соответствии с требованиями Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" разработана и зарегистрирована в установленном порядке декларация пожарной безопасности, (регистрационный номер 04410-377-ТО-04658), в указанной декларации задекларировано выполнение, в том числе требований
СП 1.13130.2009.
Данные обстоятельства учреждение не опровергло.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции исходит из того, что требования
СП 1.13130.2009 обязательны для учреждения.
Материалами дела (в том числе: протоколом измерений от 14.05.2013, протоколом об административном правонарушении от 27.05.2013 N 1659) подтверждается факт нарушения учреждением указанных выше требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что административный орган доказал наличие в действиях (бездействии) учреждения объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом вины учреждения в совершенном нарушении.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом.
В соответствии с
частями 1,
4 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно
части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных
частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ. В
пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной
части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в
части 1 или
части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных положений, с учетом предусмотренных
статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В апелляционной жалобе административный орган указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие учреждением достаточных мер направленных на обеспечение выполнение установленных требований.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанные доводы.
Суд апелляционной инстанции считает, что выявленные нарушения (недостаточная ширина и высота эвакуационных выходов) требуют для их устранения значительных временных и финансовых затрат.
МБУ МЦ "Зеркало" является бюджетным учреждением и осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. В материалы дела не представлено доказательств того, что учреждению выделялись денежные средства на реконструкцию эвакуационного выхода.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что учреждением проведена внутренняя проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, составлен акт от 06.10.2012, в котором, в том числе указано на необходимость расширения дверного проема. Письмом от 16.10.2012 учреждение обращалось к учредителю с просьбой о предоставлении дополнительного финансирования, в том числе на замену железной двери на пути эвакуации из подвального помещения N 163 с расширением дверного проема.
В связи с отсутствием денежных средств в бюджете города, согласно письму от 09.12.2012 N 1236, учреждению отказано в предоставлении финансирования для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции считает, что учреждение на момент обнаружения нарушения административным органом приняло достаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что пренебрежительное отношение к исполнению правил и норм пожарной безопасности у учреждения отсутствует. Учреждением принимаются меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что вина учреждения не является доказанной.
Таким образом, основания привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса, отсутствуют.
Следовательно, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел в соответствии с
частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" октября 2013 года по делу N А33-11690/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА