Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по делу N А33-29584/2017
Требование: О внесении изменений в договор аренды лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по делу N А33-29584/2017
Требование: О внесении изменений в договор аренды лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2018 г. по делу N А33-29584/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2018 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Парфентьевой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца - министерства лесного хозяйства Красноярского края - Свежаковой В.И., представителя по доверенности от 28.12.2017 N МИХ/1-04209,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952),
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 15 августа 2018 года по делу N А33-29584/2017, принятое судьей Курбатовой Е.В.,
установил:
министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным
49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Ива-Лес" (ИНН 3817022092, ОГРН 1033802008074, далее - ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 17Л1.2010 N 513-з.
Решением Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- вывод о том, что разряд такс не относится к количественным и качественным показателям лесного участка противоречит выводу о том, что основанием для внесения изменений является результат лесоустроительных работ.
- неизвестно, каким нормативным документом должны отражаться результаты лесоустройства в отношении Кежемского района, если судом указано на то, что выбор разряда такс в соответствии с
Постановлением 310 производится для каждого лесного квартала, исходя из расстояния от центра квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины, а не для Кежемского района.
- не обоснован вывод о том, что схема расположения лесосырьевой базы ответчика относительно дороги не позволяет установить расстояние от центра кварталов до дороги, отнести квартал к определенному разряду такс, поскольку суд не задавал вопросов по справке о расстоянии вывозки, мог для проверки довода истца назначить экспертизу.
- не обоснован вывод о том, что недополучение денежных средств в бюджет в результате неправильного исчисления арендной платы является основанием для изменения условий договора, и стороны не лишены права требовать от друг друга внесения изменений, обусловленных изменением законодательства.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2018 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 23.10.2018.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу
статей 121 -
123,
части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика.
От ответчика поступил отзыв, согласно которому договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. В настоящее время отсутствуют обстоятельства существенного изменения количественных и качественных характеристик, которые могут являться основанием для изменения договора. Определение начальной цены не является предметом разбирательства. Исходя из положений
части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации недопустимо дальнейшее изменение арендной платы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края (далее-арендодатель, истец) и ООО "Ива лес" (арендатор, ответчик) заключен договор аренды лесного участка от 17.11.2010 N 513-з, расположенный: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Аксеновское участковое лесничество (далее - договор).
Агентство лесной отрасли Красноярского края было реорганизовано путем присоединения к министерству, на основании Указа Губернатора Красноярского края от 22.10.2013 N 202-уг, Постановления Правительства Красноярского края от 23.10.2013 N 550-п, с полным правопреемством. 10.01.2014 года агентство исключено из ЕГРЮЛ.
Указом Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 N 139-уг "О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 13.10,2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края", в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 от N 560-р создано министерство лесного хозяйства Красноярского края и ему переданы полномочия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений.
Пунктом 2 названного распоряжения установлено, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в части обязательств, связанных с осуществлением полномочий в области лесных отношений.
Положение о министерстве лесного хозяйства утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п.
В ЕГРЮЛ министерство лесного хозяйства зарегистрировано 03.08.2016, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации от 03.08.2016 N 006339448.
Договор аренды N 513-з заключен на аренду лесного участка в соответствии со
ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
По условиям договора аренды N 513-3 в соответствии со
статьями 72 и
74 Лесного кодекса Российской Федерации арендатор обязуется предоставить лесной участок, находящийся в государственной собственности сроком на 10 лет.
Согласно пункту 2 договора лесные участки площадью 10 431 га расположены: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Аксеновское участковое лесничество, кварталы NN 31, 43, 267 - 269, 342 - 347, 383, 384, 409, 410.
В пункте 3 договора указано, что схема расположения лесного участка и его характеристики приводятся в приложениях N 1 и N 2 (границы лесных участков определены на кадастровых картах (планах) лесных участков, являющихся частью договора).
Арендатору передаются лесные участки для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (пункт 4 договора).
Пунктом 5 договора предусмотрено, что арендная плата составляет 479 040 руб.
Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4.
Датой поступления платежей считается день поступления денежных средств на счет по указанным в договоре реквизитам (пункт 6 договора). По правилам пункта 7 договора арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со
статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами. В силу пункта 8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со
статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации; арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в договор. При этом разница в сумме арендной платы, образовавшаяся в результате перерасчета арендной платы, вносится арендатором одновременно со следующим платежом арендной платы (пункт 9 договора). По договору арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Согласно пункту 26 договора настоящий договор вступает в силу с момента государственной регистрации.
При расчете арендной платы по договору от 17.11.2010 N 513-3 министерство использовало седьмой (7) лесотаксовый разряд (приложение 4(1) к договору - товарная структура).
При проведении проверки Рослесхозом (предписание от 28.12.2012 N 32, от 24.08.2016 N 2451/06-40) выявлено несоответствие разрядов такс.
Указанным предписанием Рослесхоз обязал министерство произвести перерасчет арендной платы и довзыскать неполученные суммы.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами министерство произвело перерасчет и разряд такс изменился: 4; 5; 6 (распределение по разрядам такс лесничеством), ежегодная арендная плата увеличилась.
Относительно соблюдения претензионного порядка суд первой инстанции указал в данном случае, что соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не является обязательным, в связи с тем, что
частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец просит внести изменения в договор аренды лесного участка, заключенный между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ответчиком от 17.11.2010 N 513-3, правоотношения по которому регламентированы нормами
главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесного
кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 1 постановления Правительства Красноярского края от 23.10.2013 N 550-п "Об органах исполнительной власти Красноярского края", принято решение реорганизовать министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края путем присоединения к нему, в том числе, агентства лесной отрасли Красноярского края.
В соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ (листы записи N 34145, N 34145-1) агентство лесной отрасли Красноярского края 10.01.2014 прекратило свою деятельность.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Из Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п, следовало, что Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области, в том числе, лесных отношений. В компетенцию данного Министерства входит владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края.
Согласно пункту 1.13 Указа Губернатора Красноярского края "О внесении изменений в указ губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края" структура органов исполнительной власти Красноярского края дополнена министерством лесного хозяйства Красноярского края.
В силу абзацев 1 и 2 распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р, принято решение создать министерство лесного хозяйства Красноярского края, передав ему полномочия министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений, определить министерство лесного хозяйства Красноярского края правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в части обязательств с осуществлением полномочий в области лесных отношений, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края.
Из данного положения следует, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области, в том числе, лесных отношений. В компетенцию Министерства входит владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края.
Согласно представленному в дело листу записи Единого государственного реестра юридических лиц 03.08.2016 внесена запись о создании юридического лица - министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952), выдано свидетельство о государственной регистрации N 006339448.
Таким образом, Министерство лесного хозяйства Красноярского края является надлежащим истцом по делу.
Согласно
части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим
Кодексом.
В соответствии со
статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным
Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных названным
Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно
статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным
пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с
пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Изменение условий договора возможно согласно п. 23 договора, где указано, что при изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, договор подлежит приведению в соответствие, посредством внесения в него соответствующих изменений.
На момент рассмотрения дела таких оснований не установлено.
Основанием для обращения с иском явилось то, что при заключении договора расчет арендной платы ошибочно произведен по 7 лесотаксовому разряду (приложение 4 (1) к договору - товарная структура, тогда как следовало произвести по разрядам такс 4, 5, 6.
Статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с
частями 2,
3 и
4 настоящей статьи (часть 1). При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке
(часть 2). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
(часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены
ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
На территории Красноярского края распределение лесного фонда края по лесотаксовым разрядам также регламентировано Постановлением администрации Красноярского края от 14.12.1999 N 807-П "О распределении лесного фонда края по лесотаксовым разрядам".
В
таблице 1 и
2 Постановления N 310 определены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы) и ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (неосновные породы), в
таблице 3 леса Российской Федерации распределены по лесотаксовым районам.
Согласно
пункту 4 Постановления N 310 выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом. При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.
Таким образом, размер арендной платы за пользование лесными участками определяется на основании правил, установленных нормативным актом.
Договор аренды лесного участка N 513-3 от 17.11.2010 заключен по результатам аукциона.
Ознакомившись с аукционной документацией, в которой было указано расположение лесного участка, начальная цена предмета аукциона, которая была рассчитана, в том числе, исходя из разряда определенной таксы и заключив договор аренды указанного лесного участка, арендатор добровольно принял на себя обязательство уплачивать арендные платежи с учетом тех разрядов такс, которые были заложены организатором аукциона в расчете начального размера арендной платы.
В соответствии с
Таблицей 1 Постановления Правительства N 310 расстояние вывозки древесины до 10 км соответствует 1 разряду такс, от 10,1 км до 25 км - 2 разряду, от 25,1 км до 40 км - 3 разряду, от 40,1 км до 60 км - 4 разряду, от 60,1 км до 80 км - 5 разряду, от 80,1 км до 100 км - 6 разряду, 100,1 км и более - 7 разряду.
В приложении N 4 к договору аренды "Товарная структура ежегодной расчетной лесосеки по участку и расчет арендной платы" при расчете арендной платы использован 7 разряд такс.
В обоснование иска истец ссылается на ответ ККГБУ "Кодинское лесничество" от 09.11.2017, согласно которому расстояние вывозки от Кежемского района до железнодорожной станции Карабула составляет более 150 км.
Вместе с тем, данное лицо не привлечено к участию в деле. Проверить сведения на достоверность не представляется возможным.
Ответчик указывает, что фактическое расстояние вывозки из всех делян общества составляет более 100 км, что устанавливается обществом при вывозке леса, т.е. при фактическом лесопользовании размер таксационного разряда является соответствующим расчету аренды.
Согласно
п. 2 ст. 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на торгах не допускается, за исключением изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Основания, указанные в
пункте 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, являющихся исключением из общего правила о недопустимости внесения изменений в договор аренды лесного участка, истцом не доказаны. Внесение изменений в договор аренды лесного участка, заключенного по результатам аукционов возможно в случаях, предусмотренных
статьей 74.1, изменение разряда такс к указанным случаям не относится.
Согласно
части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Таким образом, в данном случае исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный
статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае не может быть использован, поскольку, во-первых, он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается
статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации, во-вторых, установление Министерством неверного определения размера лесотаксовых разрядов (по мнению истца) не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора. В аукционной документации возможность такого изменения не предусмотрена.
Ссылка на то, что на дату заключения договора аренды неверно были определены лесотаксовые разряды расчета арендной платы, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство само по себе не является основанием для изменения договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона.
Существенного изменения обстоятельств, существовавших при заключении договора на торгах, не произошло.
С учетом изложенного обстоятельства, предусмотренные
пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, не установлены.
Федеральным
законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция
части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена и указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
Введенная Федеральным
законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в
статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Указанная позиция судов о возможности изменения размера арендной платы только в порядке и по основаниям, предусмотренным Лесным
кодексом Российской Федерации, поддержана Верховным Судом Российской Федерации в
определении от 19.02.2015 N 301-ЭС14-6254 по делу N A31-4739/2013.
Системное толкование
статей 73 (частей 2,
3 и
4),
74 (частей 1 и
2) и
79 (пункта 4 части 4) Лесного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что регулируемым является только минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда (стартовая цена аукциона).
Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 утверждены требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки.
На основании
пункта 4 приказа Минприроды России от 03.02.2017 N 54 "Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки" к качественным характеристикам проектируемого лесного участка, разряд такс не отнесен.
Согласно Лесоустроительной
инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, разряд такс не отнесен к количественным и качественным показателям лесного участка.
Как указывалось, минимальные ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, определяются в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310). При этом ставки арендной платы подлежат ежегодной индексации на основании федеральных законов о бюджете на соответствующий год.
В
пунктах 3 и
4 примечаний к таблице 1 Постановления N 310 определено, что ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс); выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (погрузочный пункт).
Расстояние от центра лесного квартала до погрузочного пункта определяется по прямой с использованием карт и с применением корректирующих коэффициентов.
На основании
письма Министерства природных ресурсов РФ от 25.12.2007 N 09-29/12787 "О распределении лесов по лесотаксовым разрядам", для расчета Ставок платы указанным
Постановлением Правительства Российской Федерации установлено распределение лесов по разрядам такс в зависимости от расстояния вывозки древесины.
Указанные нормативные документы позволяют определять разряд такс применительно к ближайшему пункту: либо погрузки и перевозки древесины железнодорожным транспортом; либо погрузки и перевозки древесины водным транспортом; либо сплава древесины (к организованному сплавному пункту).
Таким образом, при расчете арендной платы должно учитываться фактическое расстояние до реально существующего пункта отгрузки. При этом разряд такс позволяет оценить транспортную и экономическую доступность лесных ресурсов на арендуемом участке.
Согласно договору, в аренду ответчику предоставлены лесные участки, общей площадью 10431 га, расположенные: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Аксеновское участковое лесничество, кварталы NN 31, 43, 267 - 269, 342 - 347, 383, 384, 409, 410.
В приложении N 4 к договору аренды "Товарная структура ежегодной расчетной лесосеки по участку и расчет арендной платы" при расчете арендной платы использован 7 разряд такс.
Изменение местонахождения погрузочного пункта должно быть обоснованным, поскольку непосредственно связано и с деятельностью арендатора и ведет к изменению арендной платы. Основанием для такого изменения может являться результат проведенных лесоустроительных работ, включающих в себя согласно
статье 68 Лесного кодекса Российской Федерации таксацию лесов или открытие либо закрытие погрузочного пункта.
В материалах дела отсутствуют сведения о принятии нормативного акта об изменении разряда такс в отношении Кежемского района в связи с проведенными работами по лесоустройству, как и о закрытии ранее выбранной станции погрузки, необходимости определения другой станции.
Доказательства, подтверждающие, что расстояние от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины, изменилось с момента заключения договора истцом, в нарушение
статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем жалобы в материалы дела не представлены.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает позицию ответчика о том, что в случае определения арендной платы по иным лесотаксовым разрядам, он бы вообще не стал участвовать в аукционе, поскольку размер арендной платы при таких обстоятельствах увеличивается в два раза.
Довод о том, что
подпунктом "в" пункта 5 примечания к таблицам 1 и 2 постановления N 310 установлено, что изменение распределения лесов по разрядам такс возможно в случае устранения несоответствий установленного порядка распределения лесов по разрядам такс, отклонен, поскольку данный
пункт введен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 N 989,
пп. "в" п. 5 примечания 5 Постановления N 310 подлежит применению с 31.08.2017, тогда как спорный договор заключен 17.11.2010.
Ссылка заявителя жалобы на схему расположения лесосырьевой базы ответчика относительно дороги, подлежит отклонению, поскольку не позволяет достоверно установить расстояние от центра кварталов до дороги, отнести квартал к какому-либо разряду такс.
Ссылка на судебную практику по делу А33-15878/2016 отклоняется, поскольку указанные судебные акты были вынесены на основании иных фактических обстоятельств дела.
Ссылка заявителя жалобы на предписание Федерального агентства лесного хозяйства от 24.08.2016 N 2451/06-40, подлежит отклонению, поскольку данное предписание вынесено в связи с неисполнением Предписания Рослесхоза от 28.12.2012 N 32, тогда как настоящий иск был подан в суд 09.11.2017, следовательно, с 2012 года истец не считал начисление арендной платы по договору по 7 таксовому разряду необоснованным.
Довод о том, что изменение размера такс не является количественной и качественной характеристикой лесного участка, договор подлежит изменению на основании положений
статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный
статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежит применению, поскольку изменение сторонами договора аренды его условия о размере арендной платы со ссылкой на наличие такой возможности, содержащейся в нормах Гражданского
кодекса Российской Федерации, противоречит установленному прямому запрету на изменение условий такого договора аренды, заключенного на торгах (
часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ссылки на неправильность определения начальной цены аукциона, с учетом результатов проверки Рослесхозом (выявлено несоответствие разрядам такс), предписанием которого указано произвести расчет и довзыскать недополученные суммы, подлежит отклонению, поскольку определение начальной цены не является предметом настоящего спора.
Довод о противоречивости выводом суда первой инстанции, в том числе, о том, что разряд такс не относится к количественным и качественным показателям лесного участка, основанием для внесения изменений является результат лесоустроительных работ, подлежит отклонению, поскольку не доказано изменение количественных и качественных характеристик участка лесного фонда.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска в полном объеме.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии с
подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство лесного хозяйства Красноярского края освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 августа 2018 года по делу N А33-29584/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА